Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 303.8 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации11.01.2014
Размер303.8 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Психология > Конспект
  1   2   3   4







Введение 2

1. Теоретический анализ опорного конспекта в современной педагогической литературе 4

2. Основные характеристики и назначение опорного конспекта по психологии 7

3. Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов при изучении психологии в ВУЗе 15

Заключение 21

Список используемой литературы 22

Приложение 25



Введение



В нынешних социально-экономических условиях правительство Российской Федерации, разработав в 2001 году долгосрочную программу, указывает на то, что необходимо обеспечить повышение качества образования, а для этого надо ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и преподавании социальных наук. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения к организации учебного процесса и т.п. Параллельно идет интенсивный поиск и новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса, направленных на подготовку специалистов различного профиля.

Взяв за основу идеи современных ученых педагогов, обобщая опыт педагогической работы, можно предположить, что, используя опорные конспекты при изучении психологии, преподаватель может выработать систему успешного усвоения материала и сформировать творческую и активную личность.

В соответствие с данными новообразованиями и поисками наиболее эффективных технологий обучения широко используется система опорных конспектов В.Ф. Шаталова, на основе которой его последователи разработали систему опорных конспектов для различных дисциплин, учитывая специфику каждого предмета. В преподавании психологии в ВУЗах более яркими его последователя являются О.В. Нестерова и Г.М. Коджаспирова, каждая из которых разработали собственную систему опорных конспектов по педагогической психологии.

Проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что на данный момент недостаточно рассмотренным является вопрос опорных конспектов по предмету "Общей психологии", к тому же данный предмет изучается на первых курсах ВУЗов. А для данной категории студентов этот вопрос наиболее актуален, т.к школьная система обучения значительно отличается от системы высшего образования. И очень часто студентам первого курса достаточно сложно воспринимать большие объемы информации, которые преподаются в непривычной для них форме.

Целями исследования являются:

1. Изучить возможностей использования системы опорных конспектов на занятиях по общей психологии у студентов первых курсов ВУЗов.

2. Разработать методический материал опорного конспекта по общей психологии при изучении темы "Деятельность".

В соответствии с целью были выделены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы опорного конспекта в современной педагогической литературе.

2. Рассмотреть Основные характеристики и назначение опорного конспекта по психологии.

3. Раскрыть основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов на занятиях по общей психологии.

4. Разработать опорный конспект по общей психологии при изучении темы "Деятельность".

Структура работы состоит из введения, основной главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Теоретический анализ опорного конспекта в современной педагогической литературе



Эффективность процесса обучения студентов высшей школы, как и любого процесса обучения, принято оценивать соотношением трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым, к сожалению, в рамках аудиторного времени, отведенного на изучение конкретного курса, студентам не всегда удается постичь все нюансы учебного материала. Поэтому немалую роль играет самостоятельная работа студентов, их активность, умение и стремление к самоорганизации.

Необходимо отметить, что в настоящей работе речь идет о некоторых приемах, позволяющих активизировать восприятие обучаемого в процессе усвоения знаний, которые не связываются им с предстоящим исполнением трудовой функции, а потому и не идентифицируются как необходимые. Формирование у студента осознанной необходимости изучения такого предмета становится одной из целей преподавателя. Значение самостоятельной работы студента при этом трудно переоценить, зачастую ее наличие становится необходимым условием достижения позитивного результата учения. Применительно к учебному процессу самостоятельная работа студентов имеет неоспоримые достоинства. Учитывая небольшой объем отведенного на это учебного времени, роль навыков самоорганизации студентов значительно возрастает. Обучение студентов таким навыкам возможно непосредственно в процессе изложения учебного материала.

В пособии А.А. Гин "Приемы педагогической техники" в числе таких приемов приводится, например, составление опорного конспекта [5]. Практика показывает, что при формировании основного конспекта лекций возможно параллельное составление опорного конспекта, содержащего понятийный аппарат изученной темы. Составление опорного конспекта (при наличии необходимой для этого материально-технической базы) может осуществляться преподавателем и выдаваться студентам как раздаточный материал, содержащий основные термины и понятия изучаемой темы. Простота этого варианта обусловлена тем, что творческую (основную) компоненту составления опорных конспектов выполняет преподаватель, а студентам остается лишь продуктивно использовать результаты его труда (10). В настоящий момент в педагогике широко используется понятие опорного конспекта как системы при презентации информации, представляющей собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей, как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Хотя данная система появилась сравнительно недавно, но прочно вошло в педагогическую литературу, начиная с работ донецкого учителя-новатора В.Ф. Шаталова. Он первым разработал систему опорных конспектов по математике в 70-е годы, которая была воспринята большей частью преподавателей с энтузиазмом, т.к интуитивно ощущали ее полезность (13). Позднее данная система была апробированная, дополненная многими учителями, его последователями. Но даже самая известная методика в конкретной практике каждого преподавателя превращается в процесс творчества. К тому же специфика различных предметов вносила новые аспекты в структуру и содержание опорных конспектов.

Например, В.Э. Штейнбергом была разработана логико-смысловые модели, которые презентуют информацию в виде многомерной модели, позволяющей резко уплотнить информацию в сравнении с текстовой формой логико-смысловые модели, предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности (26).

Разработкой опорных конспектов по психологии занимались такие авторы, как О.В. Нестерова, а также Г.М. Коджаспирова которые в своих пособиях для ВУЗов рассматриваются основные проблемы педагогической психологии. Материал изложен в виде логических схем, таблиц и опорных конспектов. Их работы основаны на технологии В.Ф. Шаталова, но скорректированная для изучаемого ими предмета.

Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы. Мы выделили основные из них, характерные для изучения предмета "Общая психология".

Изложение теоретического материала осуществляется крупными блоками и в быстром темпе.

Использование на доске при объявлении опорных сигналов (рисунков-символов, отдельных слов, схем).

Письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам.

"Полетное" повторение, т.е. быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала (2).

При изучении общей психологии, важно помнить самое главное: конспект - учебник, а не справочник. В нём вводятся и разъясняются все базисные понятия и методы. Даются иллюстрирующие примеры, контрольные вопросы для самопроверки, решаются типовые задачи. Материал располагается в той же последовательности, что и на лекциях, но без доказательств. Даются только определения, формулировки и пояснения, выводы, правила. Второстепенные вопросы опущены (31). Опорный конспект целесообразен для первичного, быстрого ознакомления с предметом, а далее нужно продолжить изучение отдельных тем теории по учебнику, где все изложено с достаточной полнотой и доказательно. Опорный конспект полезен и для закрепления изученного материала, для восстановления в памяти нужных понятий при изучении последующих разделов курса и других дисциплин, опирающихся на математику.

Таким образом, разработанная В.Ф. Шаталовым авторская технология обучения актуальна и в настоящее время. Каждый его последователь вносит свои коррективы в разработку собственных опорных конспектов в соответствии с изучаемым предметом, но опираясь на базовые принципы. И в нашей работе мы берем за основу разработки В.Ф. Шаталова, но при этом адаптируем изложение материала в соответствии со спецификой предмета.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск