Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 180.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.01.2014
Размер180.42 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 12 комбинированного вида

Колпинского района Санкт – Петербурга

«ПРИНЯТ» «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом Заведующий ГБДОУ детский сад №12

ГБДОУ детский сад №12 Майорова С.Н. ___________________

Протокол № 1 от

«____»___________2013г. «____»___________2013г.

«ПервоКЛАССный дошколёнок»

(программа дополнительного образования

детей 5 – 7 лет)

Автор – разработчик:

педагог – психолог

Павлова Виктория Николаевна

Колпино

2013

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)
Интеллектуальное развитие дошкольников…Что это, багаж определенных знаний, навыков, умений, или способность получать, сохранять, синтезировать и воспроизводить полученную информацию из окружающего мира?

Так вот, согласно мнению психологов, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей и педагогов зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе. Следует так же упомянуть здесь и наличие социального интеллекта, как способность адаптировать к нормам, правилам, установленным социумом, способность создавать и сохранять отношения с окружающими людьми.

Долгое время об уровне умственного развития ребёнка судили по количеству выявленных у него знаний – устный счет, письмо, навыки чтения. Сейчас дошкольная педагогика и психология придерживается точки зрения, которая предполагает в обучении, образовании следовать за развитием ребенка, учитывая возрастные этапы созревания психических процессов у дошкольников.

Чаще всего учителя начальной школы сталкиваются с проблемой психологической неподготовленности ребенка к школе – такой ребенок неусидчив, невнимателен, часто отвлекается и не способен запомнить минимум необходимой информации. Важнейшими психическими процессами, обеспечивающими эффективную интеллектуальную деятельность, являются (По Е.И.Рогову):

  • Достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации

  • Хорошая сенсомоторная координация и двигательная ловкость

  • Способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий

  • Развития произвольная память с ослаблением роли механической её формы

  • Достаточное развитие мелкой моторики руки

  • Начальное овладение механическими операциями

  • Зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.

Перечисленные психические функции и процессы развиты у старших дошкольников не в одинаковой мере, поэтому определение психологической и интеллектуальной готовности к школьному обучению должно включать в себя профессиональную диагностику и коррекцию большей их части. Начинать работу по развитию высших психических функций необходимо уже в старшем дошкольном возрасте – с 5 лет. В этом возрасте у ребенка достаточно знаний об окружающем мире, появляются зачатки логического мышления, так же он способен к произвольному вниманию и запоминанию информации. Таким образом, работа, направленная на интеллектуальное развитие ребенка, на развитие психических функций, на формирование социальных качеств создаёт основу успешности обучения его в начальной школе.

Неотъемлемой частью успешного обучения в школе является непосредственно активная позиция самого ребенка к стремлению получать новые знания, быть успешным в той или иной деятельности, проявлять лидерские качества. Ведь мало в ребенка вложить определенные знания, умения, навыки, необходимо его научить грамотно использовать весь багаж знаний в повседневной жизни.

Программа кружка своим содержанием выходит за рамки функциональных обязанностей педагога-психолога. Однако, ввиду актуальности проблемы психологической школьной готовности и на основе запросов родителей воспитанников, данная образовательная услуга может предоставляться в ДОУ педагогом-психологом на платной основе.

Адресат: дети 5 – 7 летнего возраста

Цель программы: формирование психологического и социального компонента школьной готовности;

формирование активной позиции будущего первоклассника в познавательной деятельности.

Задачи программы:

  1. Способствовать развитию произвольности памяти и внимания;

  2. Тренировка зрительно-моторной координации;

  3. Помощь в формировании основных операций мыслительного процесса: классификация, обобщение, сравнение;

  4. Создание условий для развития зрительного восприятия;

  5. Способствовать развитию воображение, творческого мышления;

  6. Способствовать умению ребенка работать в группе, команде, в паре;

  7. Стабилизация психического состояния, снятие эмоционального напряжения;

  8. Создание условий для развития мелкой и крупной моторики;

  9. Коммуникативное развитие;

  10. Профилактика школьной дезадаптации.

Задачи решаются посредством коллективной детской деятельности, а так же через самостоятельную деятельность ребенка.

Формы работы:

  • Игры и упражнения, направленные на развитие познавательной активности

  • Игры и упражнения интеллектуальной направленности

  • Игры – экспериментирование

  • Подвижные игры

  • Игры и упражнения, направленные на развитие произвольности памяти и внимания

  • Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики

  • Коммуникативные тренинги

  • Игры с элементами релаксации

  • Командные игры

  • «Деловые» игры; интеллектуальные «состязания»

  • Игры, побуждающие детей к творческой активности

  • Художественное творчество

  • Дидактические игры

  • Викторины

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование у детей основных операций мыслительного процесса;

  2. Развитие произвольности зрительных и слуховых компонентов памяти и внимания;

  3. Обогащение опыта детей знаниями об окружающем мире;

  4. Повышение уровня коммуникативных способностей детей;

  5. Активизация творческого потенциала.

Программа рассчитана на 1учебный год (в период с 1 октября по 1 мая – всего 28 занятий)

Формы и режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю. Длительность занятия – 25 - 35 минут (в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка)

Условия реализации:

  1. Учитывать возрастные особенности детей, индивидуально-личностные характеристики, уровень интеллектуального развития;

  2. Активная позиция родителей и воспитателей в совместной деятельности с ребенком;

  3. Систематичность проведения занятий.

Структура занятий:

  • Приветствие

  • Групповые формы работы (10-15 минут)

  • Индивидуальная работа с каждым ребенком (15-20 минут)

  • Прощание

Диагностический инструментарий:

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ, Е.А.Горбунова, педагог-психолог высшее категории, МАДОУ центр развития ребенка – детский сад №58, г.Уфа, Республика Башкортостан, журнал «Справочник педагога – психолога», №4, 20013 г.

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. 

Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, Издательство: Айрис-пресс, 2005 г.

Дополнительно:

1)Диагностика развития слухоречевой памяти «10 слов»

Цель: изучение эффективности запоминания осмысленного вербального материала.

Стимульный материал: 10 слов, хорошо знакомых ребенку.

Проводится индивидуально. Ребенку предлагается цепочка из 10-ти слов, которые нужно запомнить как можно более точно и воспроизвести затем в любой последовательности.

Обработка: за каждое правильно воспроизведенное слово присваивается 1 балл. Норма 6-7 названных слов.

2)Диагностика развития зрительной памяти.

Цель: изучение эффективности запоминания осмысленного материала с помощью зрительного анализатора.

Стимульный материал: 10 карточек с изображениями, хорошо знакомых ребенку.

Проводится индивидуально. Ребенку однократно предлагается набор из 10 карточек с изображениями с интервалом в 3 сек., которые нужно запомнить и воспроизвести потом в любой последовательности.

Обработка: за каждое правильно воспроизведенное слово – 1 балл. Норма 5-7 названных картинок.

3)Оценка психического состояния ребенка, диагностика тревожных состояний –

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) ставит перед собой задачу исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. 

Обработка:

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): 
ИТ = ( Число эмоциональных негативных выборов/14) х100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: 
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); 
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

4) Исследование мотивационной готовности к обучению в школе – беседа.

Учебный план



Тема занятия

Краткое содержание

Кол-во часов










Групповая работа

Индивидуальная работа

1

Времена года

Правильно – неправильно

Подвижная игра «Помоги другу перейти лужу»

«Найди пару»

«Восстанови последовательность»

«Повтори узор»

«Заполни клеточки»

Тренировка зрительного восприятия


1/2

1/2

2

Растения

4 лишний

Цветы

«Мы цветочки осенние» - игра/релаксация

Дерево – куст – цветок

«Найди нужное»

«Заполни клеточки»

«Помоги ежику найти яблоко»

«Дополни рисунок»

Графический диктант»

1/2

1/2

3

Овощи и фрукты

Овощ-фрукт-другое

«Вспомни-повтори-скажи»

Угадайка

«Разложи урожай»

«Дорисуй»

«Найди лишнее»

«Заполни пустые клетки»

1/2

1/2

4

Животные

4 лишний

«Если бы я был животным…»

Покажи – угадай!

Чем похожи – чем отличаются?

«Кто спрятался на рисунке?»

«Чей хвост?»

«Повтори рисунок»

«Дорисуй картинку»

«Посуда для 3-х медведей»


1/2

1/2

5

Насекомые

«Выбери нужное»

Подвижная игра «Гусеница»

Паутинка

Божья коровка – пожелай удачи другу!

«Соедини линиями»

«Подбери дверцу к улью»

«Сделай бабочек одинаковыми»

«Нарисуй путь бабочке»

«Дорисуй рисунок»

«Вспомни картинку»


1/2

1/2

6

Мебель

Логические загадки

Зеркало

«Кто на чем сидит?»

Как рисовали шкаф

«Повтори узор кресла»

«Сделай стулья одинаковыми»

1/2

1/2

7

Посуда

Цепочка слов

4-ый лишний

«Дорисуй узор на чашках»

«Заполни пустые клетки»

«Раскрась лишнее»

«Найди посуду»

«Найди пару»

«Продолжи ряд»

«Чайный сервиз»

1/2

1/2

8

Бытовая техника

«Покажи без слов»

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Логические загадки

«Найди пару предмету»

Узор на ковре

«Что лишнее?»

«Раскрась предметы на полках»

«Кто, что смотрит?»

«Что я смотрю по телевизору?»

1/2

1/2

9

Одежда

«Поменяйтесь местами те, кто…»

«В магазине одежды»

Фотограф

Заплатка для фартука

«Дорисуй пуговицы»

«Найди лишнее»

«Пришей пуговицы»

1/2

1/2

10

Морские обитатели

«Море шепчет твое имя…» (элементы релаксации)

4-ый лишний

Подвижная игра «Акула»

«Кто спрятался в океане»

Стая рыбок

«Раскрась рыб»

2 кита

«Кто, где живет?»

Морские волны

1/2

1/2

11

Транспорт

«Будь внимателен!»

«Выбери нужное»

Корабль (элементы релаксации, визуализации)

4-ый лишний

Паровозное ДЕПО

«Подскажи дорогу»

1/2

1/2

12

В цирке

Фокус

«Волшебный» мешочек

Афиша цирка

Клоуны

Что к чему подходит?

«Дорисуй овалы»

Графический диктант

1/2

1/2

13

Спорт

Эстафета с мячом

Соревнования на смекалку

«Доведи лыжника до финиша»

«Какие предметы спрятались?»

«Чего не хватает?»

4-ый лишний

«Выполни по образцу»

«Раскрась забор у стадиона»

1/2


1/2

14

В магазине

«Что общее?»

Игра «Барыня»

Поход в магазин

«Из какого магазина?»

«Покупки»

«Из чего сделано?»

«Кто спрятался в рисунках?» (зоомагазин)

«Дорисуй робота» (магазин игрушек)

1/2

1/2

15

Новый год

Правильно – неправильно

«Зимние телеграммы»

Лепим снеговика

Девочки играют в снежки

«Каких елочных шаров не хватает?»

«Подскажи животным, как им попасть в гости на Новый год?»

«Загадочное письмо»

1/2

1/2

16

Сказки

«Отгадай волшебные предметы?»

«Угадай сказочного персонажа»

Названия – перевертыши

«Чей волшебный предмет?»

Графический диктант

«Покажи дорогу лягушке – путешественнице»

«Дорисуй сказочный домик»

1/2

1/2

17

Инструменты. Строительство.

«Строим дом»

Ледяные фигуры

«Что спряталось в рисунке?»

Мастера на все руки

«Заполни клетки»

Чудесная мастерская

Графический диктант

1/2

1/2

18

Птицы

«Птичка на дереве»

4-ый лишний

«Будь внимателен!»

«Найди двух одинаковых петушков»

Попугаи – близнецы

«Чей хвост?»

«Чья тень?»

Группы птиц

1/2

1/2

19

Музыкальные инструменты. Музыка.

«Лови мяч!»

«Пойми без слов»

«Передай по кругу»

Группы музыкальных инструментов

Музыкальные ассоциации

«Заполни клеточки»

Сказочные ноты

1/2

1/2

20

Части света.

«Лети, лети лепесток…»

«Найди предмет»

Юг – север – запад – восток

Роза ветров

Горные цепочки

Разгадай животных юга

Путь домой

1/2

1/2

21

23 февраля

«Приказываю!»

«Сильный, смелый, ловкий, умелый»

Маскировка

Считаем боеприпасы

Гусеница танка

Автомобильный завод

Танк едет в штаб

Маскировка

Рисуем по клеточкам


1/2

1/2

22

Прогулка по лесу

На полянке

4-ый лишний

Цепочка слов

Животные играют в прятки

Цветочная полянка

Листья

Графический диктант

1/2

1/2

23

8 марта

«Вспомни второе слово»

«Моя бабушка живет в Бразилии»

«Угадай, о ком говорят»

Выполнение коллективной творческой работы

1/2

1/2


24

Путешествия

«Я еду на машине…»

Почта

Огонь – земля – вода – воздух

«Заполни клетки»

Таинственные знаки

Шифровка

«Восстанови рисунок»

Созвездия


1/2


1/2

25

Противоположности

«Я похож на своего соседа справа…»

«Я не похож на своего соседа справа…»

«Подбери пару»

«Делай правильно!»

«Найди противоположности»

Парные картинки

«Дорисуй узор»

1/2


1/2

26

Профессии

«Угадай профессию»

«Кем буду когда вырасту…»

«Угадай профессию!»

Танцующие человечки

Графический диктант

А я знаменитый…(снимаем передачу)

1/2

1/2

27

Планета Земля

Огонь – земля – вода – воздух (животный мир)

Невесомость

Схема дома

«Заполни клеточки!»

«Дорисуй вторую картинку»


1/2

1/2


28

Школьные принадлежности

«Выбери правильно!»

«Сколько чего?»

Я готов идти в школу!..

«Найди пару!»

Узнай, о чем говорят»

1/2

1/2

Список использованной литературы:

  1. Земцова О. Н. Грамотейка: Учебное пособие. – М.: «Махаон», 2008 (Умные книжки).

  2. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб: Питер, 2007.

  3. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. - М. : Книголюб, 2005 (Психологическая служба) .

  4. Кашапов Р. Р. Практическая психология для родителей или Педагогика взаимности. – М. :АСТ-ПРЕСС книга, 2003.

  5. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие / Н. Я. Семаго. – М. :Айрис – пресс, 2007 (Библиотека психолога образования) .

  6. Образцова Т. Н. Психологические игры для детей. – М. : ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ ”ЛАДА”», 2005 («Талантливому педагогу – заботливому родителю») .

  7. Ронис И. Р. Как воспитать в ребёнке гения? Развитие интеллекта ребёнка / Серия «Мир вашего ребёнка».- Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  8. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. – Волгоград: учитель, 2008.

  9. Соломенникова О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ: методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2007.

  10. Тимофеева Л. Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками (формирование готовности к учебной деятельности). Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2006.

  11. Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников/ Л.В. Васильченко.-М, 2000.

  12. Волошина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе / В.Г. Горецского. – М. - Белгород, 1995.

  13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гуревич. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

  14. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника/ О.М. Дьяченко.- М., 1966.

  15. Половникова О.К., Черикова Е.П. Я готовлюсь стать учеником / Тетрадь для психологической подготовки ребенка к школе. М, «Интеллект – Центр», 2013. Часть 1, 2

Интернет – портал: http://nsportal.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск