Скачать 91.16 Kb.
|
ГБОУ Гимназия №1592 Учитель: Шелкова Е.Е. (учитель физики, самоопределения); Новикова С.В. (учитель английского языка) Проводила урок: Новикова С.В. Класс: 10б Дата: 10.10.2013 Урок интегрированный , билингвальный с использованием мультимедийных технологий. Цель: познакомить учащихся 10 класса с перспективой выбора профессии и факторами, влияющими на правильный выбор. Задачи: 1)Образовательные - провести сравнительный анализ актуальных профессий 20 века и века 21; - определить факторы, влияющие на популярность профессий в обществе ; -- познакомить с теорией выбора профессии «восьмиугольник Климова»; -- познакомить с правилами поведения на собеседовании при приёме на работу (на английском языке) 2)Развивающие - развитие аналитических способностей; - развитие коммуникативных способностей на русском и английском языке; -- развитие умения доказывать и убеждать собеседника 3)Воспитательные - познакомить с правилами этикета и нормами поведения при приёме на работу - познакомить с шаблоном резюме на английском языке Тема: «Психология выбора профессии на современном этапе» 1. Вступительное слово учителя Сегодня мы с вами поговорим о таких немаловажных вещах, как актуальность профессий, ошибки в выборе профессии, факторы, влияющие на выбор работы, как заинтересовать работодателя своей личностью и не сделать ошибок на собеседовании. Учитель: -- Какие вы знаете традиционные профессии, существующие довольно в жизни человечества? (Дети называют, учитель записывает на доске, затем происходит обсуждение – все ли профессии перечислили, все ли являются традиционными). Итак, делаем вывод из всего вышеперечисленного: к традиционным можно отнести большинство общеизвестных специальностей: повара, продавцы, пожарные (сейчас МЧС) и полицейские, врачи и педагоги, инженеры и архитекторы. Однако даже эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Чем это можно объяснить? Предполагаемые ответы учащихся: 3. Основная тема урока: Новые профессии начали появляться с возникновением цифровых технологий, большого рынка услуг, взаимодействия нашей страны с другими странами и т.д.. Изменения затронули все сферы человеческой деятельности, ведь перед каждым продавцом товаров или услуг встала задача самостоятельно искать рынки сбыта или заинтересованных клиентов. Так появилась реклама — и специалисты, эту рекламу создающие: пиарщики, бренд-менеджеры, маркетологи. Учитель: Помимо названных профессий у предприятий появилась необходимость ведения отчётной и финансовой документации, а так же юридического оформления различных контрактов. Простая бухгалтерия, насчитывающая зарплату сотрудникам, стала недостаточной, а отдел кадров не мог решать вопросы о сотрудничестве с другими фирмами, поэтому у современных компаний появились финансовые директора и юридические консультанты. Развитие сферы банковских услуг и кредитования населения так же поспособствовало появлению новых профессий: финансовые аналитики, ипотечные брокеры и биржевые. Возвращаясь к теме компьютеризации производства и сферы услуг, нельзя оставить без внимания появление новых профессий, связанных с обслуживанием ПК и с созданием локальных сетей. Сегодня трудно найти профессии более актуальные, чем IT-специальности: системные администраторы, специалисты по информационной безопасности, программисты и многие другие. А теперь давайте ещё раз попытаемся понять разницу между понятиями «актуальная» профессия и «традиционная». К категории актуальных профессий относятся сегодня многие инженерные и строительные специальности. Многие кадровые агентства стремятся спрогнозировать, какие специалисты будут востребованы в ближайшие 10–15 лет. Изучая тенденции развития общества, они выделяют следующие профессии будущего: • Логисты — специалисты по организации транспортировки грузов; • Экологи — специалисты по защите окружающей среды; • Нанотехнологи — специалисты по микротехнологиям; • Специалисты различных сервисных служб. Помимо перечисленных , пользуются среди молодёжи популярностью такие професии, как PR-менеджер, дизайнеры, веб-дизайнеры, врачи (причем, не только стоматологи), модельный и шоу-бизнес. 2) Итак, мы выяснили, какие профессии актуальны на сегодняшний день и по прогнозам специалистов будут актуальны в будущем. Каждому понятно, что ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Это связано с тем, что мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Далее учащиеся разбиваются на группы и в течение минуты отвечают на вопрос: что или кто может повлиять на выбор профессии. После работы в группах каждая предлагает свои варианты. Затем учитель предоставляет «восьмиугольник Климова». Учитель называет фактор, учащиеся стараются объяснить самостоятельно. Учитель вносит дополнения и уточнения. 4. Психологические основы выбора профессии. Российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии ("восьмиугольник Климова"): Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности. Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов. Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора. Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает. Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно, важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием "Профессиональный выбор". Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – "жизненную перспективу" – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах "рабочий день"; перспективы повышения профессионального мастерства, "роста", построения "карьеры. Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий. Вопросы для обсуждения с учащимися:
5. Закрепление
Предполагаемые ответы учащихся: -- Разместить резюме на специализированных сайтах. -- После выгодного предложения, пройти собеседование у работодателя. Видео на английском языке 6. Подготовка к ролевой игре. А теперь давайте представим, что Вам нужно пройти собеседование в иностранной компании. Как не ошибиться и вести себя в соответствии с нормами и правилами этикета. Как пройти Собеседование для работы в иностранной компании Учащиеся смотрят короткое видео на английском языке об ошибках на собеседовании. Фиксируют правила, о которых идет речь. The rules of behavior (начинает тему учитель) 1/ You should be polite 2/ You should fix eye contact 3/ You manner of speaking should be friendly 4/ Be neat! And now let’s watch the video about the job interview. What are the most common mistakes ? Which of them were mentioned in the video? Предполагаемые ответы:
Наиболее частые вопросы формулируются следующим образом: (на доске) В скобках комментарии, которые даёт учитель. --…. I can see from your resume that… -- Can you tell me about yourself? (Don’t try to tell your life story. Only career, abilities and goals) . -- May I ask you what your great weakness is? -- What do you consider your greatest achievement is? -- Why would you like to work for our company? -- Could you tell me what salary you would like?(you should be modest and considerate) Учащиеся смотрят видео о Приеме на работу на английском языке. Разыгрывают в парах ситуацию «Менеджер в известную туристическую компанию проходит собеседование» У «работодателя» и «нанимаемого» на руках резюме. «Работодатель» с опорой на записи на доске строит интервью с «нанимаемым». Personal data Maria Ivanova Dubninskaya str. 335-12, Moscow Russian Federation +7 903 112 23 45 Maria_Ivanova@gmail.com Date of Birth: 25.08.92 Marital Status: single Objective To obtain a position manager that will allow me to use my knowledge and take advantage of my desire to work in SCI Travel Agency Education Moscow State University 08.2009 – 06.2013 Specialty: travel manager Work experience 10.2011 – till now OAO "Rosneft" Position: travel manager Activities and responsibilities: planning and arranging tours in Moscow Region Skills MS Word, Excel Typing, Compas 3d. Russian: native English: Fluent reading, writing and speaking ability Interests Football, Volleyball, Basketball, Reading, Internet. References Available upon request Учитель: Таким образом, резюме на английском языке лаконично и кратко. Если вы хотите, чтобы работодатель заметил ваше резюме, держите его внимание от начала до конца - для этого используйте приемы, описанные выше. Прохождение собеседования – это важное психологическое испытание для любого человека. Перед собеседованием внимательно продумайте ваши ответы или варианты ответов. Постарайтесь предположить, какие уточняющие вопросы могут быть заданы. Не забывайте про правила поведения и психологические приемы ведения беседы, которые были рассмотрены выше. 1.Рефлексия: Педагог возвращается к основной теме урока: «Что главное в выборе профессии?» 2.Какие правила коммуникации при приёме на работу вы запомнили? 3. Домашнее задание: разыграть Диалог «Собеседование» к уроку английского языка. |