Скачать 471.92 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия» Кафедра уголовно-правовых дисциплин УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент Лифанова М.В. __________________________ (протокол заседания кафедры № ____ от ___________2011 г.) учебно-методический комплекс ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030501 –ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ Форма обучения: Очная 2011 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс по юридической психологии для студентов определяет общий объем психологических знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник юридического вуза, содержание и структуру данной учебной дисциплины независимо от формы обучения. В ней определяется перечень необходимых тем, последовательность их изучения и содержание всех видов учебных занятий с учетом бюджета времени, устанавливаемого учебным планом. Студенты получают полный курс знаний, необходимый для успешного выполнения ими соответствующих профессиональных обязанностей. Целью дисциплины «Юридическая психология» является формирование у студентов умений и навыков, позволяющих им применять психологические знания в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, при взаимодействии с различными категориями граждан, разрешении конфликтов. В результате освоения дисциплины «Юридическая психология» студент должен: Знать: психологические основы производства следственных действий; психологические особенности участников уголовного процесса; основания назначения, виды и особенности судебно-психологической и психолого-психиатрической экспертиз; основы психопрофилактики негативных психологических состояний; содержание и психологические особенности ведения переговорного процесса; причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности. Уметь: использовать психологические знания при применении тактических приемов в процессе производстве следственных действий; распознавать психические отклонения в поведении отдельных лиц; правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-психологических экспертиз; пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях. Владеть: навыками использования психологических методов и приемов в целях расследования и раскрытия преступлений; навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации; навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности. Содержание Учебно-методического комплекса отражает современный уровень науки «Юридическая психология», ее связь с другими науками, передовой опыт следственных аппаратов МВД России, а также опыт преподавания юридической психологии в вузах России. Тематический план для студентов очной формы обучения на базе среднего образования
Тематический план для студентов очной формы обучения на базе среднего профессионального образования
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Общая часть Тема 1. Введение в юридическую психологию Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией. Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией. Современные научные представления о психике человека. Психика как свойство мозга. Психические процессы, психические состояния, психические свойства человека. Понятие о сознании. Самосознание. Сознательное и бессознательное. Бессознательное в преступном деянии. Тема 2. Психология права и правоотношений Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Биологическое и социальное в структуре личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности. Основные теории личности в современной отечественной и зарубежной психологии. Жизненный путь личности и ее социализация. Формирование и развитие личности, основные этапы социализации. Психологические основы формирования правосознания личности. Понятие, сущность и формы правосознания, методы ее формирования. Индивидуальное и групповое правосознание, их соотношение. Виды правоприменительного, правоисполнительного и законопослушного поведения. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Раздел 2. Особенная часть Тема 3. Криминальная психология Понятие криминальной среды. Квалификации преступников с точки зрения психологии. Социально-психологические механизмы преступного социума. Криминальная субкультура (психологический анализ современных тенденций). Психология преступного поведения (психология преступления). Структурно-психологический анализ преступного действия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов. Понятие мотивационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Психология личности преступника. Изучение личности преступника в криминальной психологии (А.Р. Ратинов, Ю.М. Антонян и др.) Соотношение биологического и социального в криминальной личности. Психолого-криминологические типологии личности преступника и отдельных категорий преступников. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Преступная группа с точки зрения современной психологии. Психологические особенности формирования и функционирования преступных групп. Психолого-криминалистические типы преступных групп и их структура (по В.В. Романову). Случайные преступные группы. Группы типа компании. Организованные преступные группы. Сплоченные организованные группы (преступные организации). Преступные сообщества, а так же различного рода объединения организованных преступных групп. Типология преступных групп по Г.Г. Шиханцову. Структурная (сложная) организованная группа. Организованная преступная группировка. Бандитское формирование. Преступная организация (сообщество). Мафия. Кооперация профессиональных преступных лидеров ("воров в законе"). Три категории банд: «классическая банда», «специализированная банда» и «заказники». Пять видов участников преступных формирований (организаций) по Г.А. Зорину и О.В. Танкевичу: «лжепредприниматели», «гангстеры», «расхитители», «коррупционеры», «координаторы». Психологический анализ мотивов хулиганских действий. Психология раскрытия и расследования преступлений, совершенных хулиганскими группами. Сущностью лидерства в преступных группах и организациях. Типология лидеров. Конфликты в преступных группах. Психологические особенности раскрытия и расследования преступлений, совершенных преступной группой. Тактико-психологические приемы обострения или создания конфликта между соучастниками в процессе расследования группового преступления. |