Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 225.45 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.02.2014
Размер225.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
МБОУ «Холмовская СОШ»

Холм-Жирковского района Смоленской области


Тема самообразования
(теоретический материал)

Здоровьесберегающие технологии

в рамках реализации ФГОС.

Подготовила

Сергеева В.Н.

учитель химии

I категория

2013 год


Здоровьесберегающие технологии в рамках ФГОС.
Здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни общества и тесно переплетается с правом человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

Здоровье и отношение к здоровью обучающихся и педагогов играет важнейшую роль в связи с тем, что образовательные учреждения являются звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

В современном обществе состояние здоровья подрастающего поколения не только вызывает тревогу, но и становится угрозой национальной безопасности страны. Существенные изменения, происходящие в жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека.

В современных условиях, обусловленных, с одной стороны, модернизацией образования, а с другой стороны, продолжающимся процессом ухудшения состояния здоровья школьников, требуются более эффективные меры формирования, укрепления и сохранения здоровья детей.

«Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Нужно уйти от усреднённого подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом» из выступления Д.А. Медведева.

Пребывание ребёнка в школе в течение всего периода обучения – наиболее значимый для развития, когда формируется его познавательная активность, стили поведения и общения. Здоровье детей и подростков ухудшается по мере обучения в школе, что позволяет рассматривать образовательную среду в качестве одной из основных причин ухудшения здоровья школьников.

Согласно данным, полученным разными специалистами Института возрастной физиологии и данным мониторинга 2009-2012 годов, за время обучения в образовательных учреждениях наблюдается ухудшение состояния здоровья учащихся: 70% функциональных расстройств переходят в хроническую патологию. Ко времени окончания школы в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения и опорно-двигательного аппарата, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Особо следует отметить увеличение в 5 раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и в 2 раза – с заболеванием туберкулезом (по некоторым данным до 5,5% детей болеют туберкулезом). К окончанию школы 80% девушек имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на их репродуктивный потенциал. Значительный прирост нарушений состояния здоровья отмечен в наиболее критические периоды детства: у младших школьников – в 7, 10 лет и у подростков – в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние образовательной среды в начальной школе составляет 12%, а в старшей – 21%.

Ценность здоровья людей должна рассматриваться государством как ключевая, а детей особенно, поскольку здоровье нации в целом зависит от здоровья каждого её гражданина.

Традиционно считается, что основная задача образовательных учреждений – дать необходимое образование, но не менее важная задача - сохранить здоровье детей в процессе обучения. Именно с состоянием здоровья связана и успешность обучения. Химия - один из самых трудных предметов в среднем звене. Как правило, уровень знаний учащихся по этой дисциплине невысок. Большинство выпускников непрофильных классов и школ химию не понимают, не учат, не любят и не выбирают в качестве основы будущей профессии. Поэтому, при низкой успеваемости учащиеся теряют интерес к предмету, а преподаватель становится для них источником постоянных неприятностей и страхов вне зависимости от его личностных качеств. Уроки превращаются в тяжкое испытание и для учащихся и для преподавателя.

Трудности, возникающие при изучении такого логического предмета, как химия, могут быть связаны и с медленными темпами развития учащихся, и с несформированностью необходимых учебных навыков, требующих умений оперировать анализом, классификацией, обобщением, пространственным мышлением, умением выделять признаки, теоретически обобщать и систематизировать.

Основные определения, положения, законы и принципы химии как науки абстрактной и опирающейся на готовность к логическим операциям воспринимаются учащимися с большим нервным напряжением.
В результате организм подростка испытывает дополнительный стресс, связанный с процессом получения среднего образования вообще и химического в частности. Невротизация и стресс становятся постоянными их спутниками и проблема выходит за рамки отдельного предмета, приобретая острую актуальность.

Помочь учащимся получить хорошие знания, развить логические способности, сохранив при этом психофизическое равновесие, может применение здоровьесберегающих технологий на уроках.

В понимании Т.В. Ахутиной, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, (2000) «здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления;

  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

И.В. Кузнецова (2003) утверждает, что образовательные технологии являются здоровьесберегающими тогда, когда

  • приводят к позитивному изменению как системы в целом (образовательной среды), так и её отдельных субъектов (участников образовательного процесса);

  • используют как точку приложения усилий укрепления физического, психического, социального и духовного здоровья;

  • ориентированы на совместную работу;

  • включают в себя три основные взаимосвязанные направления деятельности: педагогическую, психологическую, физиологическую.

Целью реализации здоровьесберегающих технологий в школе, является формирование у школьников рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни и здоровью в соотнесении с жизнью и здоровьем других людей.

По определению Н.К. Смирнова (2003, 2005), здоровьесберегающие образовательные технологии, - это все те технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии, по мнению В.Д. Сонькина (2002), это: условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность любых методик);

организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

необходимый, рационально организованный двигательный режим.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

А.П. Грачёва предлагает систематизировать здоровьесберегающие технологии по особенностям организации, по отношению к педагогическому процессу, по форме и методам, по характеру воздействия на организм школьников.
Систематизация технологий здоровьесберегающей среды школы


Организационные

О

С

Н

О

В

Н

Ы

Е

Т

И

П

Ы

З

С

Т

Обеспечивающие



Реконструирующие



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ



Лечебно-оздоровительные

Социально-адаптирующие и личностно-развивающие

Учебно-воспитательные

Психолого-педагогические

Организационно-педагогические



ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМЕ И МЕТОДАМ



Медико-гигиенические

Физкультурно-оздоровительные

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

Экологические



ТЕХНОЛОГИИ ПО ХАРАКТЕРУ ВОЗДЕЙСТВИЯ



Информационно-обучающие

Стимулирующие

Компенсаторно-нейтрализующие

Защитно-профилактические



Т.Г. Киселёва, Е.В. Коточигова, М.Н. Терещук рассматривают в качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий :

1.создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2.творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3.обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4.построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций: переход от совместных действий к самостоятельным, переход от развёрнутых поэтапных действий к свёрнутым и автоматизированным.

5.предпочтение значимого, осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.

6.осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определённый период времени.

7.рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы.

8.обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной, активной работы и расслабления, смена активации необходима во избежание переутомления детей.

9.обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий.

Основой здоровьесберегающей образовательной технологии является соблюдение педагогом следующих медико-психолого-педагогических принципов:

1.учёта возрастно-половых особенностей детей;

2.учёта состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей;

3.структурирование урока на три части: вводная часть, основная и заключительная;

4.использование здоровьесберегающих элементов для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

С учётом данных принципов предложена модель здоровьесберегающей технологии обучения школьников, в основу которой положено использование таких здоровьесберегающих элементов, как:

1) оптимальная плотность урока;

2) рациональное чередование видов учебной деятельности;

3) уважительный стиль общения;

4) эмоциональная разрядка;

5) физкультурная пауза;

6) правильная рабочая поза;

7) положительные эмоции.

Большинство критериев, на основе которых традиционно анализируется урок, касаются сугубо педагогических сторон его проведения, однако почти каждый из критериев связан с проблемой здоровья учащихся, иногда преподавателей.

К критериям рациональной организации урока с позиций сохранения и укрепления здоровья учащихся можно отнести следующее:

-количество видов учебной деятельности при норме: 4-7 видов за урок. Утомлению учащихся способствует выполнение монотонных работ, например контрольной работы. Более частая смена деятельности (более 7 раз) так же способствует утомлению, так как требует от учащихся дополнительных усилий;

-средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма 7-10 минут);

-виды изучения учебного материала. Норма: не менее 3-х видов;

-чередование способов объяснения учебного материала. Норма: не позже, чем через 10-15 минут;

-обстановка на уроке, гигиенические условия в кабинете (температура, свежесть воздуха, освещение всего помещения, доски, наличие звуковых раздражителей);

-мотивация учебной деятельности учащихся; наличие на уроке методов, способствующих активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся, направленных на самопознание, самооценку, развитие воображения, интеллекта;

-психологический климат на уроке. Характер взаимоотношений

преподавателя и учащихся;

-наличие эмоциональной разрядки;

-присутствие в содержательной части урока вопросов, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни, овладение способами безопасного поведения, и т. д.;

-поза учащихся на уроке, её чередование в соответствием с видом выполняемой работы;

-длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

Вопрос отбора средств обучения является актуальным с позиции построения образовательной среды, отвечающей требованиям здоровьесбережения.
      Простые средства

1. Словесные: учебники и другие тексты.

2. Визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
      Сложные средства

3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.

4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио.

5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.

6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
Функции здоровьесберегающей технологии



ФОРМИРУЮЩАЯ осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе; 
ИНФОРМАТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью;

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка;

АДАПТИВНАЯ - воспитание у учащихся направленности на здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

РЕФЛЕКСИВНАЯ заключается в переосмыслении личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья.

ИНТЕГРАТИВНАЯ объединяет народный опыт, различные научные системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию учащимися предмета, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения и сохранения их психического и физического здоровья.

Методы и средства обучения, способствующие формированию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках.

Под здоровьесберегающими методами обучения целесообразно понимать упорядоченную деятельность педагога и учащихся, направленную на достижение заданной цели обучения и способствующую минимизации отрицательного воздействия на здоровье учащихся (А.П. Грачёва, 2007).

К числу методов обучения, при которых сохранение и укрепление здоровья являются приоритетом и обеспечиваются на технологическом уровне (в принципах, задачах, методах, программах, используемых средствах обучения) и подтверждаются результатами диагностики здоровья школьников, А.П. Грачёва относит:

  • методы сотрудничества;

  • методы развивающего обучения;

  • уровневую дифференциацию содержания и методов обучения;

  • методологию саморазвития.

А.Г.Сухарев, Н.М. Цыренова (2007) под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения понимают модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с учениками при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.

Вопрос отбора средств обучения является актуальным с позиции построения образовательной среды, отвечающей требованиям здоровьесбережения.

В.В. Воронов (2008) считает, что средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся: наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства, оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации.

Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контролирующая.

 Простые средства

1. Словесные: учебники и другие тексты.

2. Визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
      Сложные средства

3. Механические визуальные приборы: микроскоп, приборы для проведения химического эксперимента, исследования, интерактивная доска как моделирующая процессы, и пр.

4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио.

5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео, компьютерная презентация, клип.

6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.

А.П. Грачёва считает, что электронные средства обучения (Интернет-ресурсы) могут оказывать и негативное влияние на здоровье и психику школьников.Это свидетельствует о необходимости рассмотрения противодействия возможному моральному вреду, наносимому содержанием некоторых Интернет-ресурсов как компонента здоровьесберегающей среды школы и элемента методической системы обучения информатике. Использование Интернет в обучении практически по всем школьным дисциплинам позволяет учащимся овладеть дополнительными умениями по применению новых технологий поиска, переработки и представления информации. Благодаря этому средства и ресурсы Интернет можно рассматривать как один из шагов на пути к практической реализации межпредметной интеграции.

Следовательно, вопрос использования средств обучения, которые безопасны для здоровья обучающихся, особенно важен.

Урок - главное поле реализации здоровьесберегающих технологий и проверка педагогической компетентности в вопросах здоровьесбережения.

На уроке выделяют три группы задач, связанных с проблемой здоровья:

Диагностические (проветрено ли помещение, не мешает шум,  достаточно ли света и т.п.)

Коррекционные – умение скорректировать неправильную позу ученика, изменить темп проведения урока, вовремя провести физминутку, включить активные формы организации урока, дать творческое задание - проводятся мягко, участливо, доброжелательно. 

Формирующие – последовательное и непрерывное формирование устойчивого интереса к понятию «здоровье» как главного для жизни и деятельности человека.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса включает:

  • Мониторинг здоровья учащихся

  • Интеграция предмета и здоровьесбережения

  • Учёт анатомо-физиологических особенностей возраста детей

  • Личностно-ориентированный подход в обучении

  • Формирование представлений, а не передача знаний

  • Предупреждение переутомления учащихся

  • Позитивные воздействия и успешность урока

  • Оценка не только по результату, но и по процессу его достижения

  • Высокий уровень общей и коммуникативной культуры учителя

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:

  • Педагогика сотрудничества гармонично ориентирована на личностные структуры, предполагает творческий, проблемно-поисковый метод работы, обеспечивает все условия для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Цель педагогики сотрудничества -«разбудить», вызвать к жизни внутренние силы  и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности;

  • Технология развивающего обучения строится на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности, на его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

  • Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов как один из вариантов работы в малых группах, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей.

  • Технология раскрепощенного развития детей (В.Ф.Базарный) основное внимание которой обращено, главным образом, учащимся начальной и средней школы.

Организация учебного процесса с позиций здоровьесбережения обучающихся.

Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

  • игровых ситуаций на уроке;

  • соревновательных упражнений;

  • разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра);

  • занимательных упражнений;

  • фантазирования;

  • загадок по различным темам.

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

Чередование различных видов учебной деятельности способствует регулированию работы нервной системы:

– опрос учащихся;
– работа с учебником;
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– решение задач.

Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся:

– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).

Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

Проведение физкультурных минуток:

– расслабление кистей рук. Устаёт рука – устаёт ребёнок;
– на координацию движений и психологическую разгрузку.

(Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем подняв большой палец левой руки сказать “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.)

– предупреждение утомления глаз;
– на регуляцию психического состояния.

Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудичстую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

– эмоциональная мотивация в начале урока;

– создание ситуации успеха.

Экологическое пространство:

– озеленение кабинета;
– освещение кабинета;
– проветривание кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение учащихся влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.

Социализация личности ребёнка:

– экскурсии;
– интегрированные уроки, направленные на укрепления здоровья.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически.

Основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки или спортпаузы.


Литература.

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2.Воронов В.В., Крившенко Л.П., Юзефавичус Т.А. Педагогика. Учебник. «ВЕЛБИ, Проспект», 2008 с:432

3.Грачёва А.П. Инновационная деятельность преподавателя. Психологические науки. М.: «Спутник» 2004 № 6(10), стр. 15-23

4. Грачева А.П. Проблемы организации обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия “Информатика и информатизация образования”. – М.: МГПУ, 2005. №2 (5). – С.21-25.

5.Канаев Б.И. Система внутришкольного управления. М.: «Магистр», 1997. -190 с.

6.Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. М. «Радио и связь», 2003

7.Панов В.И. Психодидактика образовательных систем. Теория и практика. М.: Питер.

8.Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. Практическое руководство. М.: Издательство Института Психотерапии.2001.

9.Пономаренко В. А. Размышления о школе // Вопросы психологии № 2, 91 стр. 5

10.Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. М.: Психотерапия. 2006

11.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: Аркти, 2005

12.Сухарев А.Г, Цыренова Н.М. Концептуальная модель здоровьесберегающей образовательной технологии в современной школе М.: Современная гуманитарная академия, - 2007

13.Тутатчиков А. Т. Педагогическое управление здоровьесберегающим образованием в средней школе. Челябинск, 2004 - 179 c.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск