Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.02.2014
Размер78.3 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Лихачева Татьяна Геннадьевна, ведущий библиотекарь

МУ «Централизованная библиотечная система Миасского городского округа», детская библиотека-филиал № 23

«Уроки сказки»

Пояснительная записка.

В последние десятилетия школа уделяла внимание в основном интеллектуальной, психологической, физической стороне развития учащихся. Духовно-нравственное воспитание было во многом упущено. Назрела необходимость дополнить содержание современного российского образования программами, курсами духовно-нравственного направления.

Новый «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт» предусматривает такие курсы и программы в развитии и воспитании детей, начиная со ступени начального общего образования. Важное условие их реализации – единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, совместная педагогическая работа школы, семьи и других институтов общества.

Программа «Уроки сказки» была разработана в городской детской библиотеке-филиале № 23 и частично апробирована в отдельных классах разных школ города. В 2010 – 2011 учебном году целиком была проведена в лицее № 6 и вызвала положительные отзывы педагогов, психологов, родителей, а главное, «Уроки сказки» нашли добрый отклик в сердцах детей.

При разработке программы «Уроки сказки» учитывались важные моменты процесса адаптации к школе современных первоклассников.

От успешной или неблагоприятной адаптации детей зависят их эмоциональное, психологическое, физическое здоровье, что, в итоге отразится на учебе.

Педагоги, психологи отмечают общие для всех первоклассников проблемы. Это - проблемы в межличностных отношениях. Ссоры, отсутствие друзей, негативное отношение к одноклассникам, школе, не умение сотрудничать, отсутствие желания сотрудничать, не умение играть. Плюс повышенная агрессивность, гиперактивность современных школьников.

Очень важно помочь детям в приобретении коммуникативных навыков: умения дружить, общаться, желание участвовать в совместной деятельности, получать радость от совместной работы, уметь предлагать помощь, быть чутким, внимательным, заботливым товарищем, уметь договариваться, уважать мнения других, разделять обязанности и т.д.

Программа выполняла две функции: воспитательную и коррекционную.

Литературной основой для разработки Программы послужили сказки московской писательницы Н.К. Абрамцевой. ,

Имя Натальи Корнельевны Абрамцевой (1954-1995), к сожалению, еще мало известно широкому кругу педагогов, родителей. Ее трагическая жизнь была коротка. В два года у девочки обнаружили редко встречающееся заболевание спинного мозга, которое обрекает человека на полную неподвижность и быструю смерть. Тот факт, что Наташа прожила 40 лет, считается в медицине уникальным и труднообъяснимым – возможно, отгадка его в невероятной насыщенности духовной жизни.

Сказки Натальи Абрамцевой уникальны всем:

-ярким, красочным, поэтичным, богатым русским языком, ее произведения называют «поэтической прозой»

-глубокой философичностью, мудростью, помогают детям осознать себя, свой внутренний и окружающий мир, понять сложные, тонкие явления духовной жизни человека

-необычными героями из разных «плоскостей» (звери, птицы, времена года, явления природы, Солнечный Луч, Ветер, Туман, Тетушка Луна, добрый и злой сон, окружающие предметы и др.)

-многогранным видением мира

-стремлением героев сказок к взаимопониманию, они доброжелательны и дружелюбны

-нравственной чистотой и необыкновенной добротой, которую очень хорошо чувствуют дети

-отсутствием декларируемой морали

-незавершенностью конца сказки (у детей есть возможность размышлять, фантазировать, мечтать, додумывать продолжение)

-спокойствием, задумчивостью, иногда, созерцательным отношением к миру

-безвозрастные, с интересом читают взрослые и дети

Писательница говорила: «Сейчас, когда люди подчас теряют доброту, нежность, чуткость или прячут их, боясь показаться смешными, сказки особенно необходимы! Мои сказки современны. Я стараюсь, чтобы они были душевными. Они обращают наше внимание на вещи и явления, мимо которых мы привыкли проходить равнодушно, привычно…» Для первоклассников 21 века сказка по-прежнему остается важнейшим средством познания мира и универсальным способом разговора с детьми на духовно-нравственные темы

В последние годы наблюдается возрастания интереса к сказкам Н. Абрамцевой не только у педагогов, библиотекарей, но и у психологов. Творчество писательницы – прекрасный материал для специалистов, использующих методы сказкотерапии в своей работе. Программа предусматривает возможность сотрудничества со школьными психологами, проведение ситуативных и ролевых игр с куклами – героями сказок. После десятилетнего перерыва сказки Н. Абрамцевой начали активно переиздаваться. Так, в 2007 г. увидела свет книга «Сказки для добрых сердец» (издательство «Аркаим»). Книга заняла 2 – е место в областном конкурсе на лучшую полиграфическую продукцию. В Москве в 2009 году в издательстве «Самовар» был издан сборник сказок Н. Абрамцевой «Чудеса, да и только», а в 2010 году произведения писательницы были включены в «Хрестоматии по литературному чтению» для 1 – 4 классов (издательство «Дрофа»).

С обзором творчества Наташи мы выступали на родительских собраниях, проводимых в школе и стенах библиотеки, на городских совещаниях завучей и учительских семинарах. Сумели заинтересовать художников, руководителей изостудий и педагогов дополнительного образования. Кукольный театр поставил две сказки Наташи. Провели большой праздник, посвященный 55-летию писательницы для детей-сирот и «Абрамцевские Чтения» для педагогов и библиотекарей. Приняли участие в общероссийском конкурсе рисунков по творчеству Н. Абрамцевой. Эти конкурсы проводит Благотворительный Фонд «Добрые сердца» им. Н. Абрамцевой, созданный в Москве. Совсем скоро 5 декабря заканчивается прием работ на тему «Моя любимая кошка». Это очередной конкурс рисунков, проводимый Фондом «Добрые сердца» и театром кошек Ю. Куклачева. Книги Наташи постоянно спрашивают в библиотеках, нам катастрофически не хватает количества экземпляров. Многие родители нашли выход и заказали книги через интернет-магазин.

Приобретение родителями книги Н. Абрамцевой «Чудеса, да и только» для каждого учащегося 1 – ого класса лицея № 6 дало возможность читать и обсуждать сказки не только на уроках, но и дома, в кругу семьи. Такие чтения могут стать важными (столь редкими в наше время) моментами духовного общения между детьми и родителями.

Н. Абрамцева оставила нам поистине «сказочное наследство», более 120 сказок и рассказов. Сказки Наташи безвозрастные, по ним можно проводить занятия, разрабатывать циклы уроков, программы на разные темы и для разных групп читателей. Отдельной книжкой были изданы рождественские сказки. Называется она «Рождественские грезы». Очень просто, но светло и красиво рассказывает детям писательница о событиях Рождества и о православных традициях его празднования. Из всего творчества Н. Абрамцевой для Программы, в первую очередь, были отобраны сказки о дружбе, взаимопонимании, взаимовыручке, умении жить рядом с другими людьми. Рисование способствует более глубокому эмоциональному переживанию сказок, поэтому все учащиеся завели альбомы «Сказки для добрых» сердец, где после обсуждения иллюстрируют прочитанное произведение.

Подводить итоги программ по духовно-нравственному воспитанию детей очень трудно, порой невозможно. Ведь «духовная жизнь ребенка не поддается непосредственному наблюдению, и мы не можем «контролировать», «проверять», что он там думает, чувствует…» (из книги Ш. А. Амонашвили «Как живете, дети?»). На наших уроках сказки царила особая атмосфера, которую трудно передать словами. За время проведения программы (с ноября по май) писательница стала детям родным и близким человеком. Надеюсь, что сказки Н. Абрамцевой ребята пронесут с собой через всю жизнь. В своих письмах, адресованных родителям Наташи, дети вместе с мамами написали много добрых и благодарных слов. Людмила Николаевна и Корнелий Корнельевич Абрамцевы всегда рады детским письмам и рисункам. Загляните на официальный сайт писательницы, созданный родителями. Вы найдете там все сказки и много интересных статей о судьбе и творчестве Наташи.

Главная цель Программы – закладывание основ воспитания человека Благородного, Гуманного, Нравственного, находящегося в гармонии с самим собой и окружающим его миром, ознакомление и привитие в детях общечеловеческих ценностей.

Текущая цель Программы – создание условий для раскрытия детьми своих лучших духовно-нравственных качеств и развитие интереса к внутреннему миру человека через чтение и обсуждение сказок Н.Абрамцевой.

Задачи:

-помочь осознать значения Сердца и его сокровищ (Любовь, Доброта, Сочувствие, Мудрость и др.)

-помочь осознать огромную силу добрых чувств, слов, мыслей, поступков

-воспитывать желание радовать людей

-развивать коммуникативные навыки, умение дружить, общаться, сотрудничать

-развивать умение давать нравственную оценку человеческим поступкам, четко понимать где добро, а где зло

-формировать умение и навыки вести беседу, рассуждать о себе и о мире вокруг себя

-способствовать пробуждению чувства благодарности к творчеству Н.Абрамцевой

Основные формы работы:

-рассказ, беседа педагога

-чтение сказок Н. Абрамцевой (использовать CD, DVD )

-обсуждение

-свободные высказывания детей с привлечением своего опыта

-минутки молчания и думание о разных проблемах, обращение к своему сердцу

-толкование пословиц

-проведение ситуативных и ролевых игр, возможно с психологом

-иллюстрирование сказок Н. Абрамцевой, рассматривание рисунков

-сочинение продолжения отдельных сказок Н. Абрамцевой

-домашние задания «Прочитай и обсуди вместе с мамой»

-проведение литературного семейного праздника

-проведение заключительного праздника «Сердце друга» по сказкам Н.Абрамцевой, совместно с кукольным театром ДДТ «Остров»

Условия, необходимые для реализации Программы

-взаимодействие педагога, библиотекаря проводящего занятия по Программе и ребенка на основе уважения, доверия, понимания и любви

-взаимодействие библиотекаря, проводящего занятия по Программе с классным руководителем детей, важно в течение недели продолжать в классе разговор на затронутые духовно-нравственные проблемы

-взаимодействие педагога, библиотекаря и родителей, необходимо, чтобы родители знали и понимали значение подобных занятий, продолжали бы разговор в семье

-владение библиотекарем искусства гуманно-личностного общения с детьми

-умение библиотекаря формулировать вопросы для обсуждения так, чтобы они затронули душу и сердце ребенка

-глубокое знание и понимание творчества Н.Абрамцевой

Прогнозируемые результаты

После проведения занятий по Программе духовно-нравственного воспитания у ребенка планируется формирование:

-способности рассуждать о себе, о близких и родных, о добре и зле в жизни людей, привлекая собственный опыт

-умения анализировать сказки, переживать их сердцем, сопоставлять себя с героями сказок

-овладения коммуникативными навыками, развитого умения общаться

-установление позитивного отношения к окружающему миру, школе, одноклассникам

-пробуждения желания совершать добрые поступки, дарить добро и радость людям

Использованная литература:

  1. Лопатина А., Скребцова М.

Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах (Для занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста). – М.,ООО «Книжный Дом Локус», 2003. – 384 с. – (Серия «Образование и творчество)

  1. Лопатина А., Скребцова М.

600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: «Книжный Дом Локус», 2002. – 320 с. – (Серия «Образование и творчество»)

  1. Абрамцева Н.К.

Сказки для добрых сердец. – Челябинск, «Аркаим», 2007. – 156 с.

-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск