Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 76.35 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.02.2014
Размер76.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
Парамонова Ольга Михайловна

учитель начальных классов

Республика Карелия

г. Петрозаводск, МОУ СОШ №48
«СИГНАЛЬНАЯ» СИСТЕМА и жесты рук

как средство развития познавательной

активности младших школьников.

Дети пришли в школу…

6-7 летние ученики в большинстве своем очень общительны, на каждом уроке хотят высказаться, да еще и не один раз за 35 минут. Многие из них желают, чтобы их обязательно услышали, им даже неважно, правильный они дают ответ или нет. В этом возрасте дети задают много вопросов, хотят тут же услышать ответ, у малышей очень высокая познавательная активность. Многие дошкольники, общаясь с мамой, бабушкой или няней малыши привыкли, чтобы с ними постоянно разговаривали.

А вот и долгожданная школа, к которой они так долго готовились, наконец-то они смогут показать и рассказать все, что они умеют и знают. А в классе 25-30 человек… Как успеть всех выслушать!?

Проходят первые школьные месяцы, и мы замечаем, как многие первоклассники сникли, реже поднимают руку, начинают заниматься «своим» делом и часто мешать учителю и одноклассникам. Обычно опытный учитель в это время старается спросить «слабенького» или «молчаливого» ребенка, пытается узнать, а как мыслит он по тому или иному вопросу. Молодой же педагог увлекается работой с активной частью детей, ему кажется, что понимают все, а в это время происходит разрыв в знаниях учащихся - одни убегают далеко вперед, другие резко отстают. Родителям же всем, без исключения, хочется, чтобы их детей спрашивали чаще и не говорили, что в последнее время их ребенок стал менее активным на уроках.

Меня, как и многих педагогов давно волнуют вопросы:

-Как одновременно работать со всеми детьми на каждом этапе урока?

-Как активизировать всех учеников и удержать эту активность в течение 4-х лет?

-Как добиться быстрой обратной связи?

-Как сделать так, чтобы ребенок не только повторял ответ предыдущего ученика, а мыслил самостоятельно?

-Что еще можно сделать, чтобы ребенок с интересом работал и меньше уставал? и др.

В первые годы моей работы мне очень помогали «сигнальные» карточки. Это и цифры с буквами, знаки «+», «-» , «<», «>», цветные карточки, которые несли в себе разные значения и многие др. Со временем постоянное использование «сигнальных» карточек становилось организационной проблемой: забыл дома, потерял, не подготовил к уроку, разорвались и т. д. Что делать? Ведь само использование сигналов очень помогает в работе.

Книги, видеозаписи уроков, встречи с известными педагогами на курсах постепенно наталкивали на интересные мысли, в итоге у меня появилась в работе система жестов, благодаря которой я могу общаться одновременно со всеми детьми моего класса, используя только жесты при помощи пальцев и рук. Замечательную идею работы с пальцами, да еще с применением игры «День и ночь», я впервые увидела по телевидению на уроке математики у Ш. Амонашвили. В Смоленске, знакомясь с социально-игровой методикой Шулешко, посмотрела, как пять пальцев помогают учителю работать.

В нашем педагогическом деле вообще трудно открыть что-либо совсем новое. Но ведь любая педагогическая технология всегда личностна, что, разумеется, не означает принципиальной невозможности использования чужого опыта.

Осмысливая опыт, с которым я знакомилась, многое изменила, добавила. Оказывается, обозначение многих букв /или звуков/ можно придумать самим. Так вместе с первоклассниками, знакомясь с буквами и звуками, обозначаем их еще и на пальцах. Затруднения в использовании сигналов не испытывают и те, кто учится с нами не с 1 класса. Дети быстро осваивают «азбуку на пальцах», потому что она очень часто используется на уроке.

Ученые давно обращали внимание на взаимосвязь движений и умственного развития ребенка. При этом отмечалось, что движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозг в превосходном состоянии.

Отечественные физиологи также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

М.М.Кольцова в своих исследованиях доказала, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Развитие тонкой моторики рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Исследования психологов выделяют роль знаковой системы, символической функции в общем психическом развитии ребенка. По мнению Л.С.Выготского определяющим в высшей психической сфере является знак и способ его употребления. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием символической деятельности. Знаковые операции изменяются, переставая быть внешними, и перерабатываются в сложнейшие внутренние психологические системы. Генетически исходным в знаковой системе является жест. Жест, условный знак (символ) относятся к знаковым системам – психологическим орудиям деятельности , определяющим и обуславливающим развитие высших психических функций.

Дж. Брунер рассматривает умение оперировать символами, как основную особенность человека и считает, что развитие познавательной деятельности проходит через три ступени познания: действенную, образную, символическую, каждая из которых отражает мир особым образом. У взрослого человека все три сохраняются, и взаимодействие между ними составляет одну из особенностей взрослого интеллекта. Самый таинственный способ познания – символический. Использование языка в качестве инструмента возможно лишь тогда, когда непосредственный опыт ребенка уже организован символически.

Как полагает А.Валлон символ участвует в формировании представлений. Он выделяет такие функциональные этапы развития символической функции: сигнал, признак, изображение, символ, знак. Символическая функция устанавливает связь между обозначающим и обозначаемым; это способность находить в объекте его представление, а в представлении – знак (не добавление, а удвоение). Символ – представление о каком-либо содержании. Согласованный в совместной деятельности символ отражает, в том


числе, согласованные действия, он - условие и результат совместных действий. Символами, таким образом, опосредуется совместная деятельность.

Система жестов, используемая на уроках, играет огромную роль в общем психическом развитии ребенка. Она дает нам возможность в течение четырех лет на многих этапах урока одновременно общаться со всеми, да еще и в игровой форме. Чаще используется кинестетический канал для восприятия и выхода информации. Ребенок не сидит, сложа руки, а двигается, думает, отвечает при помощи жестов, развивает свою внутреннюю речь. Благодаря такому постоянному общению, ученик на уроке не отсиживается, не отключается, растет его работоспособность, объем работы иногда увеличивается в несколько раз. Малыш не боится сделать ошибку, ведь она не остается на бумаге, а тут же, замеченная учителем, исправляется. В первом классе используем сигнальные карточки с цифрами и буквами, но учиться им легче и интереснее с помощью жестов! При систематическом использовании данного метода каждый ребенок развивается в зоне своего ближайшего развития. Использовать дополнительный язык общения можно на любом уроке, при любых программах и учебниках, чаще это удается на уроках математики и русского языка, где при традиционной методике невозможно услышать каждого ребенка. Особенно, на мой взгляд, система жестов поможет молодому педагогу «увидеть» и «услышать» всех детей класса.

Самое простое с чего можно начать, это показывать руками слова-знаки «+» (да) и «-» (нет). Эти сигналы обычно используются мною при тестировании бегло прочитанного текста на уроках чтения, естествознания, географии, истории. Как часто экономится время на уроке, благодаря быстрому ответу всех учеников. Многие учителя знают об этом простом жесте, но на уроке редко можно увидеть его применение. Не всегда, но очень важно, чтобы дети показывали свои ответы закрытыми глазами, так они привыкают думать самостоятельно. (Играют в «День и ночь») Иногда делаю опрос с открытыми глазами, чтобы учащиеся посмотрели друг на друга, сравнили, задумались. Обычно это тесты с более сложными вопросами не на запоминание содержания, а на его понимание.

«Азбуку на пальцах» начинаю использовать уже в «Малышкиной школе» с детьми 5-6 лет. Приведу пример упражнений, которые служат для развития фонематического слуха на этапе формирования навыков чтения.

Обозначение некоторых звуков:

(а) - большой палец;

(о) - большой палец соединяется с указательным пальцем;

(у) - держимся за ушко;

(и) - указательный палец;

(ы) - ладошки навстречу друг другу;

(с) - большой и указательный пальцы закруглены;

(н )- два указательных пальца приставить к губам;

(к)- показать кулачок;

(б) - показать указательным пальцем бровь;

(п) - два указательных пальца приставить к губам.
1.Называю имена, а вы слушаете, если имя начинается со звука (а), вы показываете указательный пальчик, если этого звука в начале слова нет, кулачок закрыт:

Аня, Уля, Алиса, Аркаша, Ирина, Арина, Оля, Алеша, Анфиса, Иван, Антон.

2.Слушаем звук (а) в слове, если один - показываем один пальчик, если два- показываем два. Если этого звука в слове нет, кулачок закрыт:

палка, полка, рама, мама, папа, игры, игра, зайка, мишка, книга, карандаш.

3.Слушаем звук (о) в слове, если этого звука нет, кулачок закрыт:

рак, сок, тигр, ток, мир, окна, мак, окунь, глаз, нос, рот, рука…

4.Слышу в слове звук (ы) открываю ладошку, не слышу- показываю кулачок:

дым, бык, лак, сыр, мышь, сок, рыба, лось, рысь.

5.Что слышим в слове, звук (и) или (ы) ?:

мыл, мил, ныл, Нил, выл, вилка, шары, рыба, был, бил, рыл, дарил.

6. Покажите пальчиками какие гласные звуки вы услышите в словах:

сок, рак, мир, сом, сыр, мак, рис, дом, глаз, ток, лук, тигр.

7. Слушаем и обозначаем только звук с которого начинается слово:

аист, озеро, улица, игрушка, астры, окна, улыбка, ирисы, урожай.

8. Слушаем последний звук в слове, если звук (н,) произносится мягко, кулачок

открыт, звук (н) произносится твердо, кулачок закрыт:

сон, линь, вагон, конь, пень, лень, день,…

9. Что слышим (т) или (т,), показываем кулачок или ладошку: кнут, гнуть, тихо,

просить, тени, Таня, тигр, ток, тюк, ты, тут, тянут, кот.

10. Какой звук в начале слова (б) или (п)?, обозначаем пальчиками:

Борис, Паша, бант, парк, булка, банка, полка, память, брат, бинт, порт.

С помощью азбуки на пальцах можно показать:

-Сколько гласных или согласных, букв или звуков в слове?

-Который по счету слог ударный?

-Сколько существительных в предложении?

Как и сигнальные карточки, пальцы помогут выполнить любое задание с пропущенными буквами. На уроках русского языка особенно часто проверяем безударные гласные в корне, парные согласные в корне, непроверяемые гласные в словарных словах. Обозначить пальцами можно названия частей речи, падежей, склонение существительных, спряжение глаголов и многое другое.

Дополнительный язык общения помогает учащимся быть постоянно активными на уроке, очень быстро реагировать на любые вопросы, работать дружно и в быстром темпе.

С помощью жестов осуществляется постоянная обратная связь между учителем и учениками. Активность всех учеников, которые работают по такой системе, отмечают и преподаватели других предметов, работающие с этими детьми. Переходя в 5 класс, ребята никогда не отсиживаются, они привыкли работать и постоянно общаться с учителем. Знаковая или жестовая система, используемая наряду с другими приемами, способами и методами, оптимизирует речевое развитие детей, их умственную активность и способствует социальному взаимодействию на уроке.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск