Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 209.6 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.02.2014
Размер209.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок



Севрук А.И., Юнина Е.А.




ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ УРОК:
КОНЦЕПЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, МОНИТОРИНГ


(Школьные технологии, 2004, № 2, с.200-208)
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила пагубное влияние на здоровье школьников авторитарной, оторванной от жизненных потребностей людей педагогики: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых.

В нашей работе рассматриваются подходы к организации главной составляющей образовательного процесса – урока и способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Прежде всего, рассмотрим концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель – принципы – средства – результаты - условия.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Направлено на <цель> - создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся и воспитанников.

Опирается на <принципы> - научности, креативности, личностно-деятельностный, системности.

Достигается через <средства> - здоровьесберегающее обучение; активизацию физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганду здорового образа жизни.

Приводит к <результатам> - уменьшение пропусков по болезни; предотвращение усталости и утомляемости; потребность в здоровом образе жизни.

Зависит от < ресурсов > - кадровых (в том числе личного примера педагогов в здоровом образе жизни); технологических (применение специальных педагогических технологий); материально-технических, информационных.

В последнее время больше внимания стало уделяться укреплению физического здоровья, чему, в принципе могут содействовать дополнительные уроки физкультуры, установка ионизирующих аппаратов в классах и т.п. Однако не менее важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранять психическое здоровье учащихся? Причина невнимания к этому направлению заключается в том, что оно является более сложным и требует разработки концепции, теории, технологии и диагностических процедур оценки качества урока с точки зрения здоровьесберегающей направленности.

Наша концепция здоровьесберегающего обучения может быть представлена следующей логической цепочкой.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Направлено на <цель> - обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на <принципы> - природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через <средства> - учет особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к <результатам> - предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Зависит от < ресурсов > - личный пример педагога; применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

Далее рассмотрим роль специальных педагогических технологий в обеспечении здоровьесбережения на уроке.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов. Спектр социально-значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные [4]. Важно подчеркнуть, что личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.

Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель – оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Следовательно, применение данной технологии позволяет осуществлять, прежде всего, учет особенностей аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу.

Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Данная технология создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.

Технология ненасильственного обучения содержит информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на человека. Владение этой технологией помогает педагогу уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке, дает возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности. Все это говорит о том, что применение технологии ненасильственного обучения способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, использованию приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности.

Технология эффективной речевой деятельности позволяет управлять речью. Владея этой технологией, учитель способен постоянно отслеживать качество, как своей речи, так и речи учащихся, причем независимо от того, какой предмет он преподает. Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность речи.

Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Технология рефлексивного обучения содержит информацию о рефлексии, ее сущности, этапах, видах. Используя данную технологию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учащимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи. Названная технология помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.

Для того чтобы здоровьесберегающая направленность урока не носила декларативный характер, необходимы отслеживание и оценка деятельности педагогов на уроке. Наиболее эффективным способом отслеживания вклада учителя в здоровьесбережение является мониторинг, который организует и осуществляет руководство образовательного учреждения. В педагогической науке мониторинг здоровьесберегающего обучения практически не разработан. Сложность задачи заключается в необходимости применения доступных (для внешнего наблюдателя), универсальных (по отношению к преподаваемому предмету) и унифицированных (по процедуре сбора, обработки и интерпретации данных) методов и средств отслеживания показателей здоровьесбережения. Только в этом случае мониторинг способен стать объективным средством суждения о качестве деятельности учителя на уроке, а средства мониторинга могут использоваться учителем для самооценки своей деятельности.

Для мониторинга здоровьесберегающего обучения удобно использовать разработанную нами анкету качества урока [1,2]. С помощью этой анкеты можно наблюдать и оценивать вклад педагогов школы в здоровьесбережение на отдельных уроках, в серии уроков, по ступеням обучения, предметам. По своей форме анкета представляет собой набор признаков (качеств) урока, сформулированных в повествовательной форме. Это позволяет эксперту, посещающему урок, выявить реализованные учителем признаки. По совокупности реализованных признаков (в одном или серии уроков) производится оценка качества преподавания, в том числе здоровьесберегающей направленности урока; по совокупности наблюдений по всем педагогам – оценка состояния преподавания и здоровьесбережения в образовательном учреждении в целом. Анкета содержит 21 пункт, из которых 18 «работают» на здоровьесбережение. Для полноты изложения приводим анкету вновь.
Анкета качества урока

Отметить кружком номера проявлений, которые имели место при проведении урока

_______________________ учителем ___________________________

(вписать предмет, класс) (вписать Фамилию И.О. учителя)


  1. Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.

  2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.

  3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.

  4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).

  5. Устанавливает и использует связи с другими предметами.

  6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).

  7. Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.

  8. Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).

  9. Дает разноуровневые домашние задания.

  10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.

  11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.

  12. Поощряет индивидуальные учебные достижения.

  13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.

  14. Обращает внимание на качество речи обучаемых.

  15. Вовремя (без задержки) заканчивает урок.

На уроке использует приемы (методы):

  1. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).

  2. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).

  3. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)

  4. Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).

  5. Коллективной мыслительной деятельности.

  6. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.


Покажем пригодность анкеты для диагностики здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Выделим шесть показателей здоровьесберегающей направленности урока: 1 – учет особенностей аудитории; 2 – создание благоприятного психологического фона на уроке; 3 – использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4 – создание условий для самовыражения учащихся; 5 – инициация разнообразных видов деятельности; 6 – предупреждение гиподинамии. Приведенная ниже матрица отражает соответствие пунктов анкеты показателям здоровьесбережение.


№ пункта анкеты

Показатели здоровьесбережения

1

2

3

4

5

6

1

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

0

3

0

1

1

0

0

0

4

0

1

1

0

0

0

5

0

0

1

0

0

0

6

0

0

1

0

0

0

7

1

0

1

0

1

0

8

1

0

1

0

1

0

9

1

0

0

0

0

0

10

0

0

0

1

0

0

11

0

1

0

1

0

0

12

1

1

0

1

0

0

13

0

0

1

0

1

0

14

0

0

0

0

0

0

15

0

1

0

0

0

1

16

1

0

1

1

0

0

17

1

0

1

1

1

0

18

1

1

1

1

1

0

19

0

0

0

1

1

0

20

0

0

1

1

1

1

21

0

1

0

0

1

1

Сумма

7

7

11

8

8

3


Очевидно, что анкета «покрывает» все 6 показателей здоровьесбережения. Наибольшее внимание анкета уделяет таким показателям как использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу (11 пунктов из 18); создание условий для самовыражения учащихся, а также инициация разнообразных видов деятельности (по 8 пунктов из 18). Думается, это соответствует реальности, так как отражает истинную специфику учебной деятельности, которая должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а вызывать чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Достаточное внимание, на наш взгляд, в анкете уделяется учету особенностей аудитории (7 пунктов из 18) и созданию благоприятного психологического фона на уроке (7 пунктов из 18). Анализ матрицы свидетельствует о том, что здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными педагогическими технологиями (5 пунктов из 18). Это означает, что педагоги обязаны максимально активизировать на уроках дифференцированное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, применять разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности. Что касается предупреждения гиподинамии на уроке, то из матрицы следует, что на реализацию этого показателя работают 3 пункта из 18, что также позволяет осуществлять ее диагностику. Вместе с тем необходимо отметить, что предупреждение гиподинамии на уроках требует от педагогов знания специальных валеологических методик и приемов, положительно влияющих, прежде всего на зрение и позвоночник. Не мало важную роль в решении данной проблемы играет технология коллективной мыслительной деятельности, которая в отличие от традиционной организации урока, стимулирует как мыслительную, так и двигательную функцию организма учащихся за счет активной работы в микрогруппах. В целом наибольший вклад в здоровьесберегающей урок способны вносить технологии диалогового обучения (охватывает 5 из 6 показателей), а также коллективной мыслительной деятельности и проблемного обучения (4 из 6).

Проведенное исследование доказывает пригодность анкеты к диагностике здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Максимально возможное количество баллов, которое учитель может набрать по каждому из шести показателей на одном уроке, дано в последней строке матрицы. На каждом уроке будет наблюдаться какая-либо конкретная комбинация реализованных пунктов анкеты и, следовательно, численное значение реализации показателей здоровьесбережения. Для количественной оценки показателей можно использовать процент реализации каждого из них относительно максимально возможной (из анкеты) суммы баллов.

При регулярном использовании анкеты качества урока появляется возможность накапливать массивы первичных данных и использовать их в школьном управлении [1-4]. Приведем пример анализа данных мониторинга здоровьесберегающего обучения. Здесь использованы данные 2002-03 учебного года трех средних школ Пермской области: Березовской №1 (в выборку попали данные о 141 уроке, которые провели 35 учителей), Карагайской №2 (345 уроков, 56 учителей), Ильинской №2 (121 урок, 32 учителя). Все эти школы расположены в районных центрах, относятся к категории сельских и уже несколько лет используют специальные педагогические технологии здоровьесбережения. Уровень реализации показателей здоровьесбережения на уроках данных школ представлен в следующей таблице.

Школа

Показатели

1

2

3

4

5

6

Березовская

60%

74%

63%

66%

61%

61%

Карагайская

34%

68%

49%

49%

47%

49%

Ильинская

33%

54%

49%

42%

42%

22%


Несмотря на то, что цифровые показатели различны, не следует стремиться сопоставлять достижения школ, т.к. первичные данные мониторинга собирались разными экспертами (в каждой школе свои эксперты). Как авторы анкеты, мы рекомендуем экспертам одной школы договариваться о едином понимании пунктов анкеты. Однако единого понимания сложно добиться от экспертов разных школ. Это, кстати, означает, что на муниципальном уровне управления следует воздерживаться от сопоставления цифровых показателей качества урока, предоставляемых школами. Напомним, что анкета есть средство внутришкольного мониторинга, но не средство мониторинга на муниципальном или, тем более, на региональном уровне.

Проведем анализ данных мониторинга здоровьесберегающего урока. Прежде всего, обратимся к анализу составляющих здоровьесбережения. Из таблицы видно, что в Березовской школе нет «западающих» показателей, при этом явно выделяется в лучшую сторону показатель 2 – создание благоприятного психологического фона на уроке. Дальнейшим анализом можно попытаться установить причинно-следственные связи между количественной оценкой этого показателя и первичными эмпирическими данными мониторинга. Так количественная оценка показателя «создание благоприятного психологического фона на уроке» есть следствие реализации семи пунктов анкеты: 3, 4, 11, 12, 15, 18, 21. В статистическом плане это означает, что в большинстве уроков учителя демонстрируют этикетную речь, ненасильственные приемы обучения, поощряют инициативу и самостоятельность учащихся, индивидуальные учебные достижения, вовремя заканчивают урок, используют технологию диалогового обучения, а также приемы, исключающие утомляемость и перегрузку учащихся.

Однако на фоне в целом благоприятной картины можно указать и на некоторые проблемы. На рис.1 показаны достижения групп учителей школы, откуда следует, что учителя математики заметно отстают от показателей коллег.



Рис.1

Анализ первичных данных мониторинга позволяет увидеть, что учителя математики проигрывают в применении технологий дифференцированного (30% относительно 65% по школе в целом), рефлексивного обучения (30% относительно 53%) и коллективной мыслительной деятельности (20% относительно 40%). В то время как эти технологии играют важную роль в здоровьесберегающей направленности урока (см. приведенную выше матрицу соответствия). Заметим, что в Березовской школе современные педагогические технологии применяются довольно широко, поскольку многие педагоги на протяжении двух лет проходили специальное обучение. Таким образом, данные мониторинга позволяют убедиться в значимости современных педагогических технологий для здоровьесберегающего обучения, а руководство школы получает объективные основания для инициации действий по повышению профессионального уровня, прежде всего, учителей математики.

В Карагайской школе наиболее слабо реализован показатель 1 – учет особенностей аудитории. Это означает, что многие педагоги школы не владеют технологиями дифференцированного и диалогового обучения. Продолжим анализ с точки зрения ступеней обучения, предметов, педагогического опыта и профессионального уровня учителей. Самый низкий уровень учета особенностей аудитории продемонстрировали учителя начальных классов (в среднем 26% при разбросе данных от 11 до 40%). Для сравнения - на 2 и 3 ступени обучения достигнут средний уровень 35%. Отметим также устойчивое повышение этого показателя в зависимости от профессиональной категории и педагогического стажа (от 25% для учителей, не имеющих категорию до 42% для учителей высшей категории и от 23% для молодых учителей до 30% для учителей со стажем свыше 15 лет). В дополнение к этим данным на рис.2 показана диаграмма уровня здоровьесберегающей направленности уроков (средние значения по всем шести показателям), которая позволяет определять качество преподавания в школе. Данные мониторинга по методическим объединениям не дали контрастных различий. Что касается учебных предметов, то наиболее высокий уровень здоровьесбережения демонстрировали учителя иностранного языка (40%), что впрочем, естественно (малые группы, диалоговое обучение, индивидуальный подход и т.п.), а самый низкий уровень – учителя физики (20%), истории (25%) и алгебры (28%). При необходимости можно провести анализ уроков отдельных учителей по усмотрению руководителей школы.



Рис.2

Обратимся к данным мониторинга в Ильинской школе. Уровень здоровьесберегающей направленности уроков по ступеням обучения составил: 53% (1 ступень), 36% (2 ступень), 30% (3 ступень). Как видно, показатели падают при переходе на старшие ступени обучения. По мнению руководства школы, это связано с желанием учителей, работающих в старших классах, добиться высоких результатов в ЕГЭ. Однако анализ имеющихся данных свидетельствует, что это делается в ущерб здоровью учащихся старших классов. На этом и других противоречиях ЕГЭ акцентируется внимание в нашей работе [5].

На рис. 3 дана диаграмма здоровьесберегающей направленности уроков учителей старшей ступени обучения Ильинской школы (использована приведенная выше нумерация показателей здоровьесберегающего обучения).


Рис.3
Из рисунка видно, что учителя старшей ступени особенно пренебрегают приемами, препятствующими гиподинамии. Из 25 посещенных уроков в 20 случаях этот показатель вообще не был реализован. Относительно слабо реализован показатель 1 – учет особенностей аудитории старшеклассников, что говорит, в первую очередь о недостаточном владении учителями школы технологией дифференцированного обучения. На основании этих данных директор школы принял решение о проведении на базе школы научно-методических семинаров по технологии дифференцированного обучения.

Таким образом, предложенная технология мониторинга позволяет на регулярной основе оценивать здоровьесберегающую направленность урока в школе. Использование компьютерных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки и обобщения первичных данных, выявление слабых мест, установление причинно-следственных связей между реализованными признаками урока и показателями здоровьесбережения. На этой эмпирической основе появляется возможность разумного обоснованного планирования деятельности школы на перспективу.
Литература

  1. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. Учебное пособие. М.: - Педагогическое общество России. 2003. – 144 с.

  2. Севрук А.И., Юнина Е.А. Диагностика состояния преподавания в школе. М.: Школьные технологии. №5, 2002. С. 163-169.

  3. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг состояния преподавания средствами компьютерного моделирования. М.: Стандарты и мониторинг, № 5 , 2002. – с.49-52.

  4. Севрук А.И., Юнина Е.А. Савицкая И.И. Развитие ученика на уроке: от конспекта до мониторинга. М.: Школьные технологии. № 4, 2003. с.170-186.

  5. Севрук А.И., Юнина Е.А. Тестовая компонента ЕГЭ: несоответствие замысла исполнению. М.: Народное образование. № 6, 2003. с.71-76.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск