Цель
| Тип урока
| Структура урока
|
Восприятие и первичное осознание нового материала
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Мотивация – актуализация опорных знаний - восприятие, осмысление, закрепление – проверка усвоения – анализ и самоанализ
|
Закрепление знаний и выработка умений по их применению
| Закрепление новых знаний
| Мотивация – актуализация ведущих способов действий – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль – контроль – коррекция знаний и умений
|
Выработка умений самостоятельно применять знаний в стандартных и нестандартных ситуациях
| Комплексное применение знаний
| Мотивация – актуализация комплекса знаний – образец комплексного применения знаний – самостоятельное комплексное применение знаний – самоконтроль – контроль - коррекция
|
Систематизация знаний и способов действий
| Обобщение и систематизация знаний
| Мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного – обобщение и систематизация знаний и умений - установление внутрипредметных и межпредметных связей – самоконтроль – контроль - коррекция
|
Определение уровня овладения знаниями и способами действий
| Проверка, оценка и коррекция знаний
| Мотивация – самостоятельное выполнение контрольных заданий – самоконтроль – контроль – анализ – оценка и самооценка - коррекция
|
№
| Объект анализа
| Оптимальное состояние
|
1.
| Цели и задачи педагогической
деятельности на уроке
| Цель педагогической деятельности учителя на уроке определяется с учетом знания особенностей класса и содержания материала. Реализуется комплексное предварительное планирование задач образования, развития и воспитания школьников.
|
2.
| Планирование учебных задач
| Задачи развития и образования обсуждаются на уроке с учащимися. Формируются личные цели учеников.
|
3.
| Пути решения поставленных задач
| Пути решения задач урока обсуждаются с учащимися
|
4.
| Структура урока
| Предлагается гибкая структура урока, т.е. осознанный выбор последовательности его этапов учителем и обсуждение их с учениками
|
5.
| Планирование изучения учебного материала
| С учетом поставленных учебных задач на уроке четко выделяется главное, существенное, укрупняются дидактические единицы, повышается уровень обобщенности, расширяются сферы применения конкретного содержания, привлекается личный опыт учащихся. Осуществляются межпредметные и внутрипредметные связи. Обеспечиваются целостность и проблемность изучения материала, а также сочетание репродуктивных и творческих заданий.
|
6.
| Методы и средства обучения
| Осознанный выбор оптимального сочетания методов и средств обучения для данного класса. Внесение необходимых коррективов в методы обучения по ходу урока. Рост поисковой творческой деятельности, сокращение числа однородных упражнений. Регулярная самостоятельная работа становится источником знания Возрастание роли проблемных, исследовательских, дедуктивных методов.
|
7.
| Формы обучения
| Обоснованный выбор форм обучения и познавательной деятельности учащихся. Использование кооперативных форм обучения школьников.
|
8.
| Права ученика на уроке
| Реализация прав ученика на выбор уровня овладения содержанием, темпа, форм обучения и контроля.
|
9.
| Характер взаимоотношений в ходе учебного процесса
| Общение между участниками учебного процесса становится межличностным и носит характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности. Сокращается прямое и растет коллективное направляющее руководство, появляются группы учащихся, работающих в рамках самоуправления. Внешняя мотивация заменяется внутренней, внешняя обратная связь заменяется самоконтролем.
|
10.
| Контроль оценивания знаний
| Обоснованное сочетание со стороны учителя с взаимным самоконтролем школьников. Интерес учителя и ученика должен быть направлен не только на результат учения, но и на сам процесс познания и развития.
|
11.
| Итоги урока
| Обсуждение с учащимися в конце урока не только успешности реализации каждым поставленных образовательных задач, но и того, что понравилось (не понравилось), почему, что лично для него было полезным на уроке, что хотел повторить, изменить в дальнейшей работе.
|
12.
| Домашнее задание
| Дифференцированные домашние задания, предполагающие свободный выбор объема, уровня трудностей и характера заданий со стороны учеников.
|
№
| Учитель должен знать
| Учитель должен уметь
| Оценка
(1-5)
|
Уровни компетентности для второй квалификационной категории
|
1.
| Основные законодательные и нормативные
документы по вопросам образования и защите прав обучающихся
| Реализовывать требования нормативных документов в своей практической деятельности
|
|
2.
| Содержание и структуру базисного учебного плана, его компонентов
| Обеспечить реализацию базисного учебного плана
|
|
3.
| Основные положения современной дидактики и теории воспитания
| Рационально использовать их в учебном процессе
|
|
4.
| Структуру своего учебного предмета по этапам обучения
| Организовывать процесс обучения в соответствии со спецификой общеобразовательного учреждения
|
|
5.
| Понятийный аппарат и терминологию предмета
| Грамотно использовать в учебном процессе понятийный аппарат. Развивать у учащихся умение пользоваться терминологией учебного предмета
|
|
6.
| Цели обучения
| Достигать поставленных целей педагогической деятельности
|
|
7.
| Типологию уроков
| Использовать различные типы уроков в зависимости от учебных целей
|
|
8.
| Формы и принципы планирования урока (ов)
| Использовать различные формы уроков, обеспечивающих реализацию принципов дидактики
|
|
9.
| Методы, средства и организационные формы обучения
| Применять методы и приемы, обеспечивающие результативность обучения. Организовать работу учащихся с ученой и справочной литературой, схемами, графиками и таблицами, техническими средствами обучения и оборудованием. Использовать различные формы организации урока.
|
|
10.
| Формы оценки знаний, умений и навыков учащихся
| Осуществлять промежуточный и итоговый контроль с использованием норм оценки за уровнем сформированности знаний, умений и навыков учащихся
|
|
11.
| Современные системы внеклассной работы
| Планировать и организовывать внеклассную работу по одной из систем
|
|
12.
| Возрастные и индивидуальные особенности учащихся
| Создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе. Сохранять контингент учащихся. Учитывать в ходе обучения психологический типии учащихся, стиль учения и другие особенности
|
|
13.
| Содержание, формы и методы проведения воспитательной работы
| Формировать в процессе воспитательной работы социально значимые качества личности обучающихся. Осуществлять индивидуальный подход к школьникам
|
|
14.
| Основную психолого-педагогическую литературу
| Использовать в своей преподавательской деятельности рекомендации, содержащиеся в современной психолого-педагогической литературе
|
|
15.
| Функциональные обязанности
| Организовывать собственную деятельность: оценивать и анализировать ход и результаты своей деятельности; применять ИКТ в организации профессиональной деятельности; организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся
|
|
Уровни компетентности для первой квалификационной категории
|
|
16.
| Теоретические основы преподаваемого предмета: историю развития и методики преподавания; место и роль предмета в системе школьного образования; содержание предмета
| Пополнять профессиональные знания по предмету. Обосновывать выбор программ, учебников. Преподавать с учетом различных уровней обученности и развития учащихся
|
|
17.
| Целостную систему организации учебно-воспитательного процесса в ОУ
| Строить обучение на основе блочно-модульных и интегрированных педагогических технологий. Активно использовать дифференциацию и мобильность образования как фактор создания возможностей для реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Стимулировать самостоятельность учащихся в учении
|
|
18.
| Современные средства обучения
| Использовать электронные и экранные ТСО для классных и внеклассных занятий
|
|
19.
| Основные положения личности ориентированного обучения
| Применять основные положения в процессе обучения: учить учащихся ставить собственные цели; согласовывать цели преподавания с целями учения учащихся; Применять гибкие технологии обучения в зависимости от возникающих на уроке ситуаций; адаптировать материал учебника к конкретной учебной ситуации; формировать у учащихся приемы учения
|
|
20.
| Технологию диагностики и мониторинга уровня овладения учащимися основными компонентами базового образования, уровня развития и воспитания
| Владеть методикой проведения диагностики и мониторинга овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования. Выявить уровень развития личности учащихся, их достижений в получении знаний по ступеням обучения. Формировать у учащихся умения самоконтроля и самооценки, самовоспитания и саморазвития
|
|
21.
| Теорию и практику коммуникации с детьми и взрослыми
| Регулировать процесс общения, эффективно строить общение с различными участниками образовательного процесса
|
|
Уровни компетентности для высшей квалификационной категории
|
22.
| Основные тенденции развития современной педагогической науки и практики
| Осознанно строить ход образовательного процесса в соответствии с тенденциями и инновациями педагогической науки
|
|
23.
| Новейшие достижения в данной научной области и методики её преподавания
| В меру необходимости использовать в учебном процессе современные достижения науки и методики преподавания
|
|
24.
| Модель педагогического процесса как целостного явления
| Реализовывать системный подход к учебному процессу, определять оптимальные структурные компоненты урока
|
|
25.
| Сущность современных образовательных технологий
| Применять оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения. обеспечивающих высокую результативность учения школьников. Создавать собственные системы обучения, повышающие эффективность учения школьников. Формировать у школьников информационные умения, т.е. умения поиска и переработки информации. Применять гибкую структуру урока в зависимости от возникающих ситуаций.
|
|
26.
| Способы интегрированного изучения смежных предметов
| Широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников. Проводить интегрированные уроки, обеспечивающие у школьников целостной картины мира
|
|