Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 101.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.03.2014
Размер101.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
«Формирование этической, психологической и социальной компетентности учащихся в сфере

«человек – семья - общество» на уроках социально-бытовой ориентировки»

Выступление на педсовете. Март 2013 год.

Филинкова Татьяна Игоревна

КГКСКОУ СКШИ 8вида №16

Николаевск-на-Амуре

1.

Семья, являясь социальным институтом, испытывает те же социально-экономические потрясения, что и все наше общество. Уже давно ведутся разговоры о дисгармоничности семьи, когда семья не только не является психологическим убежищем для личности, а порой представляет собой место психологического и физического насилия для ее отдельных членов.

Известно, что дети с отклонениями в интеллектуальном развитии испытывают большие трудности, адаптируясь к окружающему миру. Причины затруднений связаны не только с особенностями интеллектуального развития. Участие их семьи в подготовке к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях наших учеников нет нормальных семейных отношений, да и домашнее хозяйство ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких безобразных условиях сложно.

Одна из важнейших целей образования - воспитание выпускника, как семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии, потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей, снижение образованности населения, алкоголизация семей – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных семейных взаимоотношений.

Поэтому подготовка учащихся специальной коррекционной школы к семейной жизни, формирование этической, психологической и социальной компетенции в сфере «человек – семья – общество», является одной из сторон целостного процесса их обучения и воспитания.

2.

Уроки социально-бытовой ориентировки направлены на подготовку детей с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни. Типовая государственная программа предмета разработана под руководством доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой. Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Какой бы раздел из курса СБО мы бы не взяли, каждый из них прямо или косвенно затрагивает вопросы подготовки учащихся к семейной жизни.
Проблемы семейного воспитания решаются на уроках СБО при изучении раздела «Семья»:

  • Знакомство с этим разделом начинается в 5 классе. Дети не знают дней рождений, отчества, возраста, степени родства, многие даже не знают имен своих бабушек и дедушек, не говоря уже об отчестве. Я предлагаю ребятам заполнить таблицу с этими сведениями и взять ее домой для уточнения с помощью родственников. Иногда ученики впервые и только благодаря этому заданию узнают такие подробности о своих близких. Кроме того ученики по желанию рассказывают о своей семье, о принятых в ней взаимоотношениях. Можно рассказать о том, какой хотелось бы ребятам видеть свою семью.




  • В 6 классе знакомство с материалом из раздела «Семья» продолжается - ученики рассказывают о месте работы или учебы членов своей семьи. Практика показала, что знают об этом единицы, лишь некоторые примерно могут указать место работы, но затрудняются назвать должность. Низкая познавательная активность проявляется и здесь. О правах и обязанностях детей и родителей большинство учеников так же впервые узнают на уроках.




  • В 7 классе начинается работа по воспитанию семейных отношений. Мы изучаем возможные способы занятий с детьми дошкольного возраста (сказки, песенки, игры). Можно отметить следующую тенденцию: в семьях, где родители не желают работать, но получающих какие-либо льготы или помощь от государства, пускает корни моральное и материальное иждивенчество. Это подтверждают слова детей, моральные установки, явно услышанные от родителей.




  • В 8 классе мы изучаем уход за грудным ребенком. Нельзя не отметить, что подростки часто стесняются показать себя добрыми и любящими братьями и сестрами. Показная бравада, маска жестокого циника еще раз говорят нам о «социальном вывихе», который проявляется вследствие того, что дети испытывают недостаток любви, ласки и заботы в своих семьях.




  • В 9 классе мы говорим о гражданском и законном браке, возрасте вступления в брак, традициях семьи, проведении досуга. Старшеклассники узнают о возможных причинах возникновения конфликтов в семье, о том, как их избежать, как выйти из них без существенных потерь.


3.

Эмоциональное отношение к окружающей действительности является неотъемлемым компонентом психического отражения и оказывает серьезное влияние на познавательную деятельность, поведение, отношения, в том числе и семейные. Ввиду снижения интеллектуальной регуляции, влияние эмоционального начала на поведение умственно отсталых школьников более выраженное, чем у нормальных детей. Ребята имеют представления о человеческих эмоциях, о хороших и плохих поступках, но многие считают, что плохие поступки недопустимы для других по отношению к себе, любимому. И именно эмоциональная несдержанность часто становится причиной правонарушений и преступлений, совершаемых людьми с интеллектуальной недостаточностью по отношению, как к другим людям, так и к членам семьи.

Для выявления уровня понимания смысла слов, обозначающих эмоциональное состояние, была проведена диагностика по методика О.Е.Шаповаловой «Определение понятий» .

Применение этой методики позволило сделать следующий вывод: многим учащимся необходима помощь в расширении понятийного аппарата эмоциональных состояний, формировании и развитии положительных эмоций, позитивного отношения к миру и другим людям.

Для решения этих задач использую элементы программы «Дорога домой» (Хабаровск-2010), цель которой - подготовка детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях, к социализации, в том числе, жизни в семье.
4.

Одно из направлений гуманной педагогики – знакомство школьников с общечеловеческими ценностями, формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общения. Какие же методы логично использовать при раскрытии таких тем, как «Культура поведения в общественных местах», «Культура речевого общения», «Культура общения юноши и девушки», «Культура внешности», «Культура семейных отношений», «Основы семейных отношений. Традиции, досуг и обязанности в семье», «Адекватное поведение в обществе. Правила общежития»? Эту работу на своих уроках осуществляю посредством бесед с элементами дискуссии, ролевых игр, созданием проблемных ситуаций. Определения и пояснения таких понятий, как красота, счастье, любовь, дружба, милосердие, сострадание, ненависть, месть и многих других, а так же притчи о них беру из пособия по воспитанию в семье и школе «Философия для детей» (Минск, «Современное слово»). Точная постановка вопроса и его обсуждение будут продуктивным приемом, если педагог управляет развитием беседы и при этом сам является участником дискуссии. Занятие, на котором ученики вступают в живое обсуждение, получается наиболее успешным. Именно такие беседы запоминаются подросткам, ведь учитель не поучает, не назидает, а является собеседником.
5.

В современных условиях рыночных отношений проблема экономической грамотности у/о детей приобретает все большую значимость. В идеале, подростки встречаются с первоначальными знаниями по экономике домашнего хозяйства в семье. Но на самом деле, большинство семей наших учеников живет неблагополучно, многие за чертой бедности, родители не заинтересованы в экономическом воспитании своих детей. Выпускаясь в «большое плавание» многие воспитанник детского дома получают большую денежную сумму (пенсия, детское пособие) и все мы знаем, что чаще всего эти деньги тратятся очень неразумно. Задача школы, и в частности, курса СБО - подготовить выпускников к грядущим финансовым трудностям.

Изучая раздел «Экономика домашнего хозяйства», ребята знакомятся с доходной и расходной частями бюджета, обсуждают рациональность тех или иных затрат, составляют семейный бюджет на месяц. Необходимо сформировать понятия «жизнь в долг», «экономия», «себестоимость», «прибыль», «налоги», объяснить, как можно распорядиться со сбереженными средствами.

В быту экономика обычно ассоциируется с понятием «экономить». На уроках СБО вопросам экономии, бережливости, рационального хозяйствования отводится важное место, причем не только при изучении раздела «Экономика домашнего хозяйства», но и при изучении других разделов, например:

  • В разделе «Питание» есть темы «Составление меню», «Запись рецептов», «Сервировка стола». Эти темы и вопросы экономии мы объединяем в одной игре «Экономное меню для праздничного стола». Ребята составляют меню для праздничного обеда (ужина, чаепития и пр.) исходя из конкретной суммы денег, при этом учитывают рецептуру блюд, стоимость продуктов, количество приглашенных человек. Рецепты подбирают и сами, и при помощи учителя. Если при подсчете общей стоимости блюд для праздничного стола сумма превышает исходную, дети заменяют какое-либо блюдо на более приемлемое. Такие упражнения учат ребят соотносить свои желания со своими возможностями.

Когда проходят любимые для учеников уроки, на которых мы готовим какое-либо блюдо, обязательно подсчитываем его стоимость, а затем сравниваем со стоимостью в магазине, кафе, столовой. Как правило, рецептуру для таких блюд подбираю предельно экономичную, поэтому для ребят становится очевидной польза умения готовить. Многие ученики используют полученные знания, умения и опыт, готовя такие же блюда дома, то есть активно включают их в элементы социальной среды.

  • В разделе «Одежда и обувь» не только даются знания о видах, назначении одежды и обуви, способах ухода за ними, но и формируется понимание того, что у каждой вещи есть своя стоимость и своя ценность, что вещи, с которыми бережно обращаются, служат дольше

  • Темы раздела «Торговля» так же затрагивают важные вопросы экономии. Учащиеся знакомятся с «Советами экономному покупателю», работают с карточкам, содержащими стоимость основных продуктов питания в разных магазинах, учатся выбирать оптимальные цены.

  • В разделе «Жилище» вопросы экономии так же актуальны: ребята узнают, как правильно использовать мебель, бытовые приборы, ухаживать за ними так, чтобы они дольше прослужили. Ведь именно эти предметы быта имеют высокую стоимость и необходимы каждой семье.



6.
Всем нам знакомо такое выражение: «Семейная лодка разбилась о быт». Как же выйти победителем в борьбе с коварными течениями и подводными камнями - ежедневной кропотливой, часто нудной и изматывающей домашней работой? Особенно сложно приходится тем ребятам, у которых формирование каких-либо практических умений и навыков затруднено. Поэтому на занятиях по социально-бытовой ориентировке важно проводить отслеживание и контроль над формированием практических умений и навыков в различных областях жизни: самообслуживании, ведения домашнего хозяйства, приготовления пищи и так далее. При этом следует учитывать индивидуальные возможности каждого ученика. Особенно актуален такой подход при работе с детьми, умения и навыки которых ниже, чем у остальных учащихся в классе. Это удобно делать, применяя диагностические «Карты сформированности социально-бытовых навыков и мотивации к их дальнейшему развитию». Анализ таких карт дает возможность осуществлять индивидуальный подход, правильно определять актуальное состояние практического умения, зону его ближайшего развития у каждого ребенка, планировать дальнейшую работу по формированию определенного навыка и повышению уровня мотивации к его овладению.

В своей работе я использую карты формирования бытовых навыков, предложенные в пособии для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», автор Т.А. Девяткова, издательство «Владос» (М, 2003).

Например: «Карта формирования навыков приготовления пищи», «Карта формирования навыков по содержанию дома, квартиры». По мере прохождения программного материала отмечается следующее:

• произошел ли переход в овладении умением с одного уровня на другой;

• появилась ли у ребенка мотивация к овладению навыком, если ее не было;

• формирование каких навыков вызывает трудность у ребенка.

На основании этих данных планируется и строится дальнейшая работа с учащимися.
7. Раздел «Питание» - самый любимый учащимися раздел. Поэтому в распоряжении педагога – благодатная почва, на которой можно вырастить достойные всходы. Ведь одним из важнейших факторов существования семьи является вовремя и вкусно приготовленная пища. При изучении этого раздела у ребят формируются знания о различных продуктах питания, о способах приготовления пищи, навыки безопасной работы с кухонными приборами и приспособлениями, множество полезных и необходимых умений. Особое внимание уделяется культуре питания, соблюдению правил гигиены во время приготовления пищи. Не смотря на скудное оснащение кабинета кухонной и столовой посудой, столовыми приборами и кухонными приспособлениями, стараемся сервировать стол и красиво оформлять готовое блюдо. Ученики должны понять, что стол, за которым собираются все домашние для принятия пищи, не только предмет кухонной мебели, заставленный тарелками с едой, но место соединения всей семьи, символ домашнего очага.
8. Разделы «Личная гигиена» и «Медицинская помощь» содержат материал жизненно необходимый каждому семейному человеку. Ведь, как говориться, здоровье не купишь. Умение ухаживать за собой, содержать свое тело в чистоте и порядке надо прививать с раннего возраста, а знание правил оказания первой медицинской помощи может спасти человеческую жизнь.
На уроках я часто использую мультимедийные презентации. Это дает возможность повысить качество обучения предмету, зримо воплотить в жизнь принцип наглядности, представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. При таком подходе задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Мною разработаны: презентации к урокам социально-бытовой ориентировки по различным темам , контрольные тесты , виртуальные экскурсии , приемы с использованием анимации, рисования и моделирования .
Изучение предмета СБО в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах VIII вида является важным звеном в жизни детей с недостатками интеллектуального развития. Уроки социально-бытовой ориентировки помогают детям с ограниченными возможностями здоровья становиться более, устойчивыми к стрессам, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи, а значит и более адаптированными к самостоятельной жизни в обществе.
Литература:


  1. В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально –бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2006.- 248 с.




  1. Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 .-192 с.




  1. Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя».- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 304с.



Ресурсы:

http://www.uchmet.ru/library/material/145636/

http://centr-dar.ru/knjazeva.html

http://nsportal.ru/blog/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/formirovanie-sotsialnoi-adaptatsii-obuchayushchikhsya-s-ogran



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск