Мероприятия
| Срок
| Ответственный
|
Нормативно-правовое обеспечение мероприятий, направленных на организацию профессиональной ориентации обучающихся
|
Разработка и утверждение программ (комплекса мер, планов работы, графиков, в т. ч. социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками и др.), направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда
| В течение учебного года
| Директор школы
|
Разработка плана совместной работы школы по профориентации с заинтересованными организациями и учреждениями
| Сентябрь
| Заместитель директора по ВР
|
Заключение договоров о совместной деятельности по профориентации школьников с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования детей и другими заинтересованными организациями
| Август
| Директор школы
|
Разработка и утверждение реализуемых в течение учебного года образовательных программ элективных курсов (курсов по выбору, ориентационных и информационных курсов и др.), посвященных планированию обучающимися профессиональных и жизненных перспектив; дополнительных образовательных программ (кружков, студий, секций)
| Сентябрь
| Директор школы
|
|
|
|
Подготовка плана профориентационной работы с обучающимися и их родителями на учебный год
| Сентябрь
| Заместитель директора по ВР
|
Разработка и внедрение в практику работы школы "Профориентационной карты обучающегося"
| Сентябрь
| Заместитель директора по ВР
|
Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьной библиотеке выставки книг "Человек и профессия"
| В течение учебного года
| Заведующий библиотекой
|
Разработка программы по профессиональной ориентации и адаптации обучающихся к рынку труда на учебный год
| Сентябрь
| Заместитель директора по УВР
|
Работа с педагогическим коллективом
|
Педагогический совет: "Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся"
| Октябрь
| Заместитель директора
по ВР
|
Совещание при директоре по вопросам:
• анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов;
• анализ результатов профориентации и задачи на новый учебный год;
• состояние профориентационной работы с обучающимися и распределение
|
Август
Сентябрь
| Заместитель директора по ВР
|
Совещание при заместителе директора по УВР по вопросам:
• о плане профориентационной работы на новый учебный год;
• анализ планов воспитательной работы по профориентации "Организация профориентационной работы в классе";
• изучение уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 9-х классах;
• изучение уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 11-х классах
|
Август
Сентябрь Октябрь Ноябрь
| Заместитель директора по УВР
|
Совещание при заместителе директора по УВР по вопросам:
• методика проведения элективных курсов;
• роль элективных курсов в предпрофильном обучении;
• портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся;
• перспективы профильного обучения
|
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
| Заместитель директора по УВР
|
Совещание при заместителе директора по ВР по вопросам:
• как оценивать эффективность работы по профориентации школьников;
• критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению;
• организация профориентационной работы в классе;
• методические основы организации профориентационной деятельности во внеклассной работе;
• работа с обучающимися по интересам;
• методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей обучающихся, основы профконсультации;
• методы работы с родителями по вопросу выбора профессии их детьми;
• профориентация в процессе изучения основ наук;
• роль классного руководителя в профориентации обучающихся
|
Сентябрь
Октябрь Ноябрь
Декабрь Январь
Февраль Март
Апрель
Май
| Заместитель директора
по ВР
|
Учебно-методические семинары для классных руководителей по теме "Теория и практика профориентационной работы":
• “Нормативно-правовые документы, обеспечивающие функционирование системы профориентационной работы”;
• “Психолого-педагогическое сопровождение процесса выбора профессии”;
• “Профессиональная проба – основной компонент процесса профессионального самоопределения”;
• “Интерактивные формы и методы профориентационной работы”;
• “Подготовка обучающихся к компетентному выбору профессии”;
• “Система профориентационной работы в школе”;
• “Методика профориентационной работы по возрастным группам”;
• “Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;
• “Роль типологических особенностей в профессиональном становлении старшеклассников”
|
Сентябрь Октябрь
Ноябрь Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель Май
|
Педагог-психолог
|
Лекторий для педагогического коллектива по профориентационной работе:
• “Основы организации профориентационной работы в школе. Этапы развития профессионального самосознания. Возрастно-психологические особенности профориентационной работы”;
• «"День карьеры" – форма профориентационной работы в начальной школе. Структура профориентационного занятия в начальной школе. Принципы анализа занятия. Примеры из практики»;
• «"Я и мир профессий" – форма профориентационной работы для учащихся 5–8-х классов. Структура профориентационного занятия в 5–8-х классах. Принципы анализа занятия. Примеры из практики»;
• «Структура профориентационного занятия в старших классах. Ведущие профессиональные мотивы. Важность осознания ведущих профессиональных мотивов. Методика "Мое профессиональное будущее"»;
• «Личностные и биографические факторы выбора профессии. Мифы о профессиональном самоопределении. Биографические факторы выбора профессии. Прием "Профессиональная биография"»;
• «"Анатомия" профессии: схема описания профессии. Методика "Профессиограмма"»;
• “Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей. Взаимосвязь между личными и профессиональными целями”;
• “Портфолио будущего профессионала. Организация рефлексии по результатам профориентационных занятий. Оценка готовности к профессиональному выбору”
|
Сентябрь Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль Март
Апрель
|
Педагог-психолог
|
Семинары-тренинги:
• "Роль элективных курсов в предпрофильном обучении";
• "Порфолио как форма оценивания индивидуальных достижений обучающихся. Перспективы профильного обучения";
• "Функциональное разделение труда. Способности и склонности человека как основа выбора профессии. Мотивы выбора профессии"
|
Октябрь
Декабрь Январь
Март
| Педагог-психолог
|
Оформление стенда "На пути к выбору профессии"
| Сентябрь
| Заместитель директора
по ВР
|
Создание тематической базы данных:
1. Словарь новых профессий.
2. Профессиограммы профессий.
3. Учреждения профессионального образования региона
| Сентябрь
| Педагог-психолог
|
Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению
| Сентябрь
| Заведующий библиотекой
|
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп
| Октябрь
| Заместитель директора
по ВР
|
Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности обучающихся в педагогическом процессе
| Ноябрь
| Педагог-психолог
|
Профконсультации по изучению личности школьника:
• “Исследование готовности обучающихся к выбору профессии” (5–6-е классы);
• “Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся” (7–8-е классы);
• “Изучение склонностей и интересов обучающихся” (9-е классы);
• “Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся” (10–11-е классы)
| В течение учебного года
| Педагог-психолог
|
Работа с родителями обучающихся
|
Лекторий для родителей по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей":
• “Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении”;
• “Профессия и рынок труда, рабочие специальности”;
• “Как помочь ребенку выбрать профессию”;
• “Ступени карьеры: азбука профориентации”;
• “О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернете”;
• “Как сделать правильный выбор: о профилизации старшей ступени школы”;
• Воспитание трудовых навыков в семье (обязанности детей в семье)
|
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль Март
|
Педагог-психолог
|
Родительское собрание для 9 кл. "Предпрофильная подготовка"
| Сентябрь
| Заместитель директора
по УВР
|
Общешкольные родительские собрания:
• “Роль семьи в выборе профессии”;
• “Сопровождение и поддержка профессионального выбора со стороны родителей”
|
Сентябрь
Январь
| Педагог-психолог
|
Психологический тренинг:
• “Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении”;
• “Эмоциональное отношение к выбору профессии”;
• “Психоэмоциональная разгрузка как здоровьесберегающий фактор”;
• “Одаренные дети. Технология работы и социально-педагогическое сопровождение”
|
Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель
| Педагог-психолог
|
Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к выбору детьми профиля
| Сентябрь
| Педагог-психолог
|
Обобщение лучшего опыта воспитания в семье по подготовке детей к сознательному выбору профессии
| Октябрь
| Заместитель директора
по ВР
|
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессий, элективных курсов
| В течение учебного года
| Педагог-психолог
|
Родительский урок по теме: "Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования" (8-е классы)
| Октябрь
| Педагог-психолог
|
Круглый стол:
• “Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”;
• “Медицинские аспекты при выборе профессии”;
• “Приобщение к миру взрослых”
|
Сентябрь
Ноябрь
Март
| Педагог-психолог
|
Выпуск буклета для родителей по профориентации
| Октябрь
| Заместитель директора
по ВР
|
Социологический опрос родителей:
• “Каким я вижу своего ребенка”;
• “Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии”
|
Ноябрь
Март
| Педагог-психолог
|
Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации
| Ноябрь
| Заместитель директора
по УВР
|
Читательская конференция "Смысл жизни" и "Выбор профессии". Равнозначны ли эти понятия?
| Март
| Заведующий библиотекой
|
Книжная выставка "Через профессию к успеху"
| Апрель
| Заведующий библиотекой
|
Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся
|
Диагностика профессиональных склонностей с целью определения будущих профессий (9–11-е классы)
| Сентябрь
| Педагог-психолог
|
Диагностика обучающихся 9-х классов с целью выявления их профессиональных интересов при выборе профиля обучения
| Октябрь
| Педагог-психолог
|
Диагностика профессионального профиля личности (интересов и способностей) обучающихся 9 и 11-х классов
| Февраль
| Педагог-психолог
|
Диагностика общего уровня и направленности познавательных интересов "Карта интересов" (8-е классы)
| Март
| Педагог-психолог
|
Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками
| Сентябрь
| Заместитель директора
по ВР
|
Профдиагностика и консультирование выпускников 9, 11-х классов "Оценка профессиональной направленности личности выпускника"
| Октябрь
| Педагог-психолог
|
Мониторинг запросов детей и родителей (законных представителей) по направлениям организации профориентационной работы школы
| Сентябрь
| Педагог-психолог
|
Мониторинг самоопределения выпускников 2012 г.
| Сентябрь
| Педагог-психолог
|
Мониторинг эффективности реализации программ (системы, проектов, комплекса мер, планов работы, графиков, в т. ч.социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками), направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда
| Май
| Педагог-психолог
|
Анкетирование:
• "Профессиональное самоопределение на основе самооценки" (9-е классы);
• "Будущее профессиональное предпочтение" (11-е классы);
• "Кем я хочу быть" (7–8-е классы)
| Октябрь
| Педагог-психолог
|
Пополнение банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников школы
| Сентябрь
| Заместитель директора по УВР
|
КВН:
• "Все профессии важны, все профессии нужны (8–9-е классы)";
• "Твоя профессия – твое будущее (10–11-е классы)"
|
Ноябрь
Март
| Заместитель директора
по ВР
|
Фестиваль профессий "Многообразие мира профессий"
| Апрель
| Заместитель директора
по ВР
|
Развлекательно-познавательная игра "Кто больше знает профессий"? (5–6-е классы)
| Январь
| Заместитель директора
по ВР
|
Конкурсно-развлекательная игра "Как много профессий хороших" (7–9-е классы)
| Январь
| Заместитель директора
по ВР
|
Конкурсы:
• декоративно-прикладного творчества (5–7-е классы);
• технического творчества (8–9-е классы);
• рисунков "Радуга профессий" (1–4-е классы);
• рисунков "Замечательная профессия" (5–7-е классы);
• сочинений "Моя будущая профессия" (5–8-е классы);
• семейных сочинений "Профессии нашей семьи" (9–10-е классы);
• компьютерных презентаций "Иллюстрации к профессии…" (10–11-е классы);
• презентаций профессий "Выбор, определяющий судьбу" (8–9-е классы);
• профориентационных проектов "Учреждения профессионального образования на карте нашего города" (10–11-е классы);
• "Молодые хозяюшки" (5–6-е классы);
• "Молодые модельеры" (7–8-е классы);
• профессий "Все работы хороши – выбирай на вкус!" (5–7-е классы)
| В течение учебного года
| Заместитель директора
по ВР
|
Викторины:
• "Путешествие в мир профессий" (7–8-е классы);
• "Что я знаю о мире профессий" (9–10-е классы)
|
Октябрь
Январь
| Заместитель директора
по ВР
|
Ролевые игры:
• "Найти свой путь" (5-е классы);
• "Мои профессиональные планы" (6-е классы);
• "Профессии, которые нам предлагают" (7-е классы);
• "Как выбрать профессию?" (8-е классы);
• "Я выбираю профессию рабочего" (9-е классы);
• "Мой профессиональный выбор" (9-е классы);
• "Выявление способностей и осознанный выбор профессии" (10-е классы);
• "Выбери свою дорогу" (11-е классы);
• "Качественное обучение – надежное будущее" (11-е классы);
• "Мои профессиональные планы" (11-е классы)
| В течение учебного года
| Педагог-психолог
|
Диспут: "Правильный выбор профессии как первый шаг к построению карьеры" (10–11-е классы)
| Январь
| Заместитель директора
по ВР
|
Профориентационный тренинг (5–11-е классы):
• "Познай себя";
• "Дороги, которые мы выбираем";
• "Выбор профессии";
• "Профессиональное самопознание";
• "Способности и профессиональная пригодность";
• "Куда пойти учиться?";
• "Выбор профессии – ответственный шаг";
• "Помечтаем о будущей профессии".
|
В течение учебного года
| Педагог-психолог
|
Библиотечные уроки:
• "Профессии на все времена";
• "Выбери работу по душе";
• "Нефть и люди";
• "Старт в профессию";
• "Открытие профессии";
• "Пусть каждый выберет свой путь";
• "Из школы в жизнь";
• "Сам себе адвокат";
• "Выбор профессии – дело серьезное";
• "Познай вкус ремесла";
• "Как сделать выбор";
• "Путь к карьере";
• "Проверь себя, найди свой путь";
• "Библиотека – помощник в выборе жизненного пути"
| В течение учебного года
| Заведующий библиотекой
|
Выпуск буклетов по профориентации для обучающихся:
• «Путешествие по океану "Профессия"»;
• "Выбор профессии – выбор пути";
• "Тебе, абитуриент!";
• "Путеводитель по образовательным сайтам"
| В течение учебного года
| Заведующий библиотекой
|
Социологический опрос с целью выявления профессиональных намерений и их реализации (7–11-е классы)
| Март
| Педагог-психолог
|
Индивидуальное консультирование по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута
| В течение учебного года
| Педагог-психолог
|
Индивидуальное консультирование по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения
| В течение учебного года
| Педагог-психолог
|
Консультации по проблеме выбора профессии обучающимися (по запросу родителей)
| В течение учебного года
| Педагог-психолог
|
Классные часы по профориентации для учащихся 1–4-х классов:
• "Мир моих интересов";
• "Все работы хороши – выбирай на вкус";
• "Профессии наших родителей";
• "О профессиях разных, нужных и важных";
• "Путь в профессию начинается в школе";
• "Моя мечта о будущей профессии";
• "Труд на радость себе и людям";
• "Сто путей, сто дорог";
• "Как выбирать профессию".
Классные часы по профориентации для учащихся 5–8-х классов:
• "Мир профессий. Человек – техника";
• "Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи";
• "Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Экскурсия в парикмахерскую";
• "Мир профессий. На страже закона. Встреча с работниками правоохранительных органов";
• "Мир профессий. Электронные помощники";
• "Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Экскурсия в аптеку";
• "Выбери свою профессию";
• "Календарь профессий";
• "Профессия и призвание".
Классные часы по профориентации для учащихся 9–11-х классов:
• "Познай самого себя";
• "Мотивы выбора профессии";
•"Психологические характеристики профессий";
• "Учителя – выпускники школы";
• "Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека";
• "Что век грядущий нам готовит?";
• "Труд и творчество как главный смысл жизни";
• "Сотвори свое будущее";
• "Классификация профессий"
| В течение учебного года
| Классные руководители
|
Беседы для учащихся 1–4-х классов:
• "Профессии наших родителей";
• "Как хлеб на столе появился";
• "Азбука редких профессий";
• "Моя профессия – библиотекарь";
• "Путешествие по профессиям";
"Кем хочешь быть?";
• "Замечательные люди моей будущей профессии";
• "Книги о профессиях";
• "Здоровье и выбор профессии".
Беседы для учащихся 5–8-х классов:
• "Роль знаний в выборе профессии";
• "Мир профессий и место в нем человека";
• "Работа моих родителей";
• "С чего начать профессиональную карьеру";
• "Требования профессии к человеку";
• "Профессиональная деятельность и социальный статус человека";
• «Что важнее: "Кем быть" или "Каким быть"?»;
• "Кто и что оказывает влияние на выбор профессии?";
• "Самообразование, саморазвитие и выбор профессии".
Беседы для учащихся 9-х классов:
• "В мире профессий";
• "Как выбрать нужную профессию";
• "Все работы хороши – выбирай на вкус";
• "Что такое рынок труда?";
• "Оптимальное поведение на рынке труда";
• "Мир профессий и место в нем человека";
• "Профессиональные качества человека";
• "Типы профессий. Формула профессии";
• "Профессии, специальности, должности"
| В течение учебного года
| Классные руководители
|