Пояснительная записка курс «Психология общения»
Курс «Психология общения» составлен на основе программ: «Уроки общения», «Психологических программ развития в подростковом и старшем школьном возрасте», тренингов для подростков.
Общение в жизни детей подросткового возраста играет важную роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
В этот период наблюдается кризис рефлексии и сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития. Эта возрастная специфика позволяет реализовать основные дидактические задачи курса психологии общения: помочь подростку с одной стороны, овладеть психологическими знаниями, способствующими личностному росту, а с другой стороны - достичь конструктивности в решении жизненно важных, реально существующих у растущего человека проблем.
При проведении учебных занятий данного курса каждый учащийся имеет возможность выразить свои истинные, реальные чувства, мысли, переживания, а не только образы, навязываемые социальными ролями.
Во время проведения занятий учитываются индивидуально - психологические особенности учащихся, уровень их возможностей и реальных достижений.
На занятиях с учётом гендерного обучения и воспитания учитывается и пол ребёнка. В классе, где обучаются, одни девочки занятия носят более эмоциональный, творческий характер, так как эмоционально окрашенная информация вызывает у девочек повышенное внимание и усиливает осмысление. Девочке легче принять решения, размышляя вслух, что в мужских глазах выглядит нелепо, так же девочки предпочитают сотрудничество, соревнование их тревожит, а для мальчиков больше подходит соревновательный стиль.
В преподавании используются уроки - игры, уроки - дискуссии, уроки с элементами психотренинга, на которых рассматриваются теоретические вопросы, применяются практические упражнения, направленные на закрепление полученных теоретических знаний. Для повышения эффективности занятий применяются различные наглядные пособия.
Цель курса: Формирование у учащихся навыков общения, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать другого человека.
Задачи курса:
Сформировать первичные навыки эффективного общения.
Отработка и развитие навыков эффективного общения.
Самопознание и личностное самосовершенствование.
Программа рассчитана на 7 курсов обучения (с 5 по 11 классы) по 30 часов в каждом курсе в соответствии с учебным планом. Занятия проводятся по подгруппам (10 - 12 человек) 1раз в неделю в течение 40 минут.
Результаты, ожидаемые от реализации программы: Овладение навыками эффективного общения;
Овладение навыками саморефлексии и самоанализа;
Гармоничные отношения с окружающими.
Тематическое планирование по курсу «Психология общения»
5 класс (I курс - мальчики)
Преподаватель Клипова С.А.
№ п/п
| Наименование темы
| Кол- во часов
| 1.
| Что такое 5 класс?
| 1
| 2.
| Познай себя.
| 1
| 3.
| Новичок в средней школе.
| 1
| 4.
| Понимаем ли мы друг друга.
| 1
| 5.
| Мир эмоций.
| 1
| 6.
| Наши учителя.
| 1
| 7.
| Ищу друга.
| 1
| 8.
| Мы и наш класс.
| 1
| 9.
| Кто я, какой я?
| 1
| 10.
| Я – могу.
| 1
| 11.
| Я – нужен!
| 1
| 12.
| Я – мечтаю.
| 1
| 13.
| Я - это мои цели.
| 1
| 14.
| Я - это моё детство.
| 1
| 15.
| Я – это моё настоящее. Я – это моё будущее.
| 1
| 16.
| Чувства бывают разные.
| 1
| 17.
| Стыдно ли бояться.
| 1
| 18.
| Имею ли я право сердиться и обижаться?
| 1
| 19.
| Каждый видит мир и чувствует по-своему.
| 1
| 20.
| Трудные ситуации могут научить меня.
| 1
| 21.
| В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдётся.
| 1
| 22.
| Я и мои друзья.
| 1
| 23.
| У меня есть друг.
| 1
| 24.
| Я и мои «колючки».
| 1
| 25.
| Что такое одиночество?
| 1
| 26.
| Я не одинок в этом мире.
| 1
| 27.
| Нужно ли человеку меняться?
| 2
| 28. 29.
| Самое важное – захотеть меняться. Итоговое занятие.
| 1 1
| Итого.
| 30
|
Тематическое планирование по курсу «Психология общения»
класс I курс - девочки
Преподаватель Клипова С.А.
№ п/п
| Наименование темы
| Кол- во часов
| 1.
| Что такое 5 класс?
| 1
| 2.
| Познай себя.
| 1
| 3.
| Новичок в средней школе.
| 1
| 4.
| Понимаем ли мы друг друга.
| 1
| 5.
| Мир эмоций.
| 1
| 6.
| Наши учителя.
| 1
| 7.
| Ищу друга.
| 1
| 8.
| Мы и наш класс.
| 1
| 9.
| Учимся решать проблемы вместе.
| 1
| 10.
| Учимся договариваться и уступать.
| 1
| 11.
| Проблемы, похожие на мозаику.
| 1
| 12.
| Проблемы, похожие на многослойное желе.
| 1
| 13.
| Проблемы, похожие на снежинку.
| 1
| 14.
| Проблемы похожие на притчу о слоне.
| 1
| 15.
| Проблемы, похожие на олимпийские кольца.
| 2
| 16.
| Учимся распознавать проблемы.
| 1
| 17.
| Учимся находить решение проблемы.
| 2
| 18.
| Сюжетно – ролевая игра «Однажды в городе N……».
| 1
| 19.
| Трудные ситуации могут научить меня.
| 1
| 20.
| В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдётся.
| 1
| 21.
| Я и мои друзья.
| 1
| 22.
| У меня есть друг.
| 1
| 23.
| Я и мои «колючки».
| 1
| 24.
| Что такое одиночество?
| 1
| 25.
| Я не одинок в этом мире.
| 1
| 26.
| Нужно ли человеку меняться?
| 1
| 27.
| Самое важное – захотеть меняться.
| 1
| 28.
| Итоговое занятие.
| 1
| Итого.
| 30
|
Тематическое планирование по курсу «Психология общения»
класс II курс
Преподаватель Клипова С.А.
№ п/п
| Наименование темы
| Кол- во часов
| 1.
| Моё имя.
| 1
| 2.
| Наши особенности.
| 1
| 3.
| Я – это я, и это замечательно.
| 1
| 4.
| Доверие в жизни человека.
| 1
| 5.
| Я тебе доверяю.
| 1
| 6.
| Как завязать дружбу?
| 1
| 7.
| Как поддерживать дружеские отношения?
| 1
| 8.
| Эмоции. Как справится с гневом?
| 2
| 9.
| Преодолеваем страхи.
| 2
| 10.
| Уверенность и неуверенность в себе.
| 2
| 11.
| Проблема как друг.
| 1
| 12.
| Наши ресурсы.
| 1
| 13.
| Навыки учения.
| 2
| 14.
| Я и мир вокруг меня.
| 1
| 15.
| Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других.
| 1
| 16.
| Я в мире людей.
| 1
| 17.
| Поведение и культура.
| 1
| 18.
| Общение в моей жизни.
| 2
| 19.
| Общение и уважение.
| 2
| 20.
| Конфликт неизбежность или ……
| 2
| 21.
| Комплимент – дело серьёзное?
| 1
| 22.
| А без друзей на свете трудно жить…..
| 1
| 23.
| Итоговое занятие. На пути к гармонии.
| 1
| Итого.
| 30
|
Тематическое планирование по курсу «Психология общения» в классах мальчиков и девочек отличается подачей материала и формой проведения занятий.
Тематическое планирование по курсу «Психология общения» класс III курс
Преподаватель Клипова С.А.
№ п/п
| Наименование темы
| Кол –во часов
| 1.
| Общение в жизни человека.
| 1
| 2.
| Зачем нужно знать себя.
| 2
| 3.
| Я глазами других.
| 2
| 4.
| Самооценка.
| 2
| 5.
| Почему нам нужно изучать чувства.
| 1
| 6.
| Основные законы психологии эмоции.
| 1
| 7.
| Запреты на чувства.
| 1
| 8.
| Эффект обратного действия.
| 1
| 9.
| Передача чувств по наследству.
| 1
| 10.
| Психогигиена эмоциональной жизни.
| 1
| 11.
| Как мы получаем информацию о человеке.
| 1
| 12.
| Учимся понимать жесты и позы.
| 1
| 13.
| Жесты.
| 1
| 14.
| Невербальные признаки обмана.
| 1
| 15
| Понимание причин поведения людей.
| 1
| 16.
| Впечатление, которое мы производим.
| 1
| 17.
| Из чего складывается впечатление о человеке.
| 1
| 18.
| Способы понимания социальной информации.
| 1
| 19.
| Влияние эмоций на познание.
| 1
| 20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28. 29.
| Обобщение темы.
Привлекательность человека.
Взаимность или обоюдная привлекательность.
Дружба. Четыре модели общения.
Романтические отношения или влюблённость.
Любовь.
Половая идентичность и её развитие у подростков.
Переживание любви.
Что помогает и что мешает любви. Итоговое занятие
| 1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
| Итого:
| 30
| Тематическое планирование по курсу «Психология общения» в классах мальчиков и девочек отличается подачей материала и формой проведения занятий.
Литература
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. Питер,2004.
Грецов А..Г. Тренинг общения для подростков. Питер, 2005.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте, М,1995.
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. М, «ВАКО» 2004.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М, «ВАКО» 2005.
Фопель К. Энергия паузы. М. 2005.
Программа « Уроки общения для младших подростков»
Психокоррекционная программа «Формирование коммуникативных навыков у младших подростков».
Программа адаптационных встреч для пятиклассников "Новичок в средней школе». Газета «Школьный психолог №9» март 2004
Программа «Навстречу». Газета «Школьный психолог» №12 июнь 2007.
Программа психологической помощи подросткам «Поверь в себя». Библиотечка «Первого сентября» №4 2007.
Учебный психологический курс для учащихся 5- х классов «Развитие проектного мышления».
Хухлаева О.В. "Тропинка к своему Я». Уроки психологии в средней школе (5- 6 классы) М, «ГЕНЕЗИС» 2005.
14. Хухласва О.В. "Тропинка к своему Я» Уроки психологии в средней школе (7-8 классы) М, «ГЕНЕЗИС» 2005.
|