Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 353.81 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации01.04.2014
Размер353.81 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи




Тихонова Юлия Валерьевна
психолого-педагогические условия
сохранения психологического здоровья
младших школьников


Специальность 19.00.07 –
педагогическая психология


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата психологических наук

Самара 2013

Работа выполнена на кафедре психологии
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»



Научный руководитель –

доктор психологических наук, профессор
Рахимов Ахмет Закиевич


Официальные оппоненты:


Виноградова Галина Александровна,
доктор психологических наук, профессор,
ФГБОУ ВПО «Тольяттинский
государственный университет»,
профессор кафедры теоретической
и прикладной психологии;


Пахальян Виктор Эдуардович,
кандидат психологических наук, профессор,
ГАОУ ВПО города Москвы
«Московский институт открытого
образования»,
профессор кафедры
практической психологии


Ведущая организация –


ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»



Защита диссертации состоится 17 декабря 2013 г. в 12.00 часов
на заседании диссертационного совета Д.212.216.01 по защите диссертаций
на соискание ученой степени доктора/кандидата психологических наук
при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

Автореферат разослан «_____»___________________ 2013 г.



Учёный секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук, профессор






Вершинина Лидия Васильевна



Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Среди глобальных проблем современности, возникших в результате технократического подхода к миру, природе, обществу, человеку и поставивших под угрозу само существование человечества, выделяется «проблема сохранения человека как биосоциальной структуры» (В.C. Степин).

Одним из возможных способов решения данной проблемы является сохранение здоровья школьников. Проблема решается как педагогическими коллективами образовательных учреждений различного типа, так и созданной в 2009 г. Общероссийской общественной организацией содействия укреплению здоровья в системе образования. Деятельность данной организации на период 2009–2013 гг. предусматривает, во-первых, создание сетевых экспериментальных площадок по отработке здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий; во-вторых, разработку системы контроля качества процесса сохранения здоровья школьников, который (контроль) осуществляется преподавателями, обученными по специальным программам на курсах повышения квалификации работников образовательных учреждений и общественных организаций, занятых в сфере охраны и укрепления здоровья и воспитания учащихся и молодежи. Идея сохранения здоровья школьников является не просто отражением экологической ситуации. Она вытекает из понимания того, что только психологически здоровый человек способен адекватно реагировать на окружающее, сочувствовать окружающим и оказывать им психологическую поддержку, то есть созидать жизнь, достойную человека.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека не нова. Поставленная М.В. Ломоносовым, получившая свое развитие в трудах В.М. Бехтерева, Н.И. Борисова, Н.К. Добролюбова, Г.А. Захарьина, она была конкретизирована в современных исследованиях В.С. Безруковой, Л.Д. Деминой, И.В. Дубровиной, И.А. Реальниковой, С.Ф. Хотовицкого, О.В. Хухлаевой и других ученых.

Особо следует отметить исследования ученых, пришедших к осознанию важности разработки следующих понятий: «психологическое здоровье» (содержание понятия образуют социальные, медицинские и психические аспекты в их единстве и взаимосвязи – И.В. Дубровина); «саногенное поведение» (по своей направленности и способам осуществления оно приближает человека к здоровью, благополучию в разных сферах его жизни – Н.Д. Творогова), – а также исследование Ю.М. Орлова, обосновавшего, что здоровая личность имеет саногенное мышление, позволяющее осознавать свое поведение и эмоции и управлять ими в различных жизненных обстоятельствах.

Ученые, работающие с понятием «психологическое здоровье человека», выделяют следующие аспекты психологического здоровья: валеологический (Е.М. Белостоцкая, А.Г. Бусыгин, Г.К. Топорова, Ф.Ф. Эрисман и др.), личностный (Л.С. Выготский, Г.Б. Степанова и др.), общественный (В.М. Бонч-Бруевич, Р.А. Ковалев, В.Г. Нестеров и др.), эмоциональный (В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова и др.), персонологический (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.).

Анализ научной литературы выявил различные аспекты в толковании понятия «психологическое здоровье». По мнению И.В. Дубровиной, это понятие «относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы в отличие от медицинского, социального, философского и других аспектов». По мнению В.Э. Пахальяна, «психологическое здоровье есть динамичное состояние внутреннего благополучия личности, которое составляет её сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития». «Психологическое здоровье – это высокий уровень социально-психологической адаптации, проявляющейся в гармоничных отношениях с окружающим и субъективным ощущением психологического комфорта», – считает Е.В. Советова.

В отечественной и зарубежной психологической и педагогической науке сложились предпосылки, позволяющие осуществить теоретическое осмысление проблемы сохранения психологического здоровья младших школьников:

– определено содержание понятий «здоровье» и «психологическое здоровье» (В.А. Ананьева, И.Н. Гуревич, Д.Н. Давиденко, И.В. Дубровина, А.В. Воронина, Е.Н. Кудрявцева, В.Э. Пахальян, В.П. Петленко, Е.В. Советова, Т.Л. Харькова, А.В. Шувалов, Н.М. Шустов и др.);

– обоснованы принципы, методы и технологии сохранения психологического здоровья школьников (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, В.Г. Маралов, Е.А. Менчинская, А. Осборн, Л.Г. Петерсон, Д. Пойя, В.А. Ситаров, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин и др.).

Отмечая плодотворность указанных исследований, следует признать, что в педагогической психологии проблема сохранения психологического здоровья младших школьников не была предметом специального рассмотрения. Как следствие – отсутствуют модель и программа сохранения психологического здоровья младших школьников, не разработана саногенная психодидактическая технология сохранения психологического здоровья младших школьников на уроках и на внеклассных занятиях.

В младшем школьном возрасте, в отличие от старшего, еще не сформировано умение понимать эмоциональное поведение окружающих и собственное, не сложился личностный алгоритм активизации анализа и умозаключения, не в полной мере развито чувство ответственности.

Среди многих вопросов, возникающих при изучении проблемы сохранения психологического здоровья младших школьников, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с конкретизацией научного представления о понятии «психологическое здоровье младшего школьника», с раскрытием структуры и обоснованием содержания компонентов этого явления, с разработкой саногенной психодидактической технологии сохранения психологического здоровья младших школьников, с созданием модели сохранения психологического здоровья младшего школьника, с обоснованием содержания процесса сохранения психологического здоровья младших школьников, и ряд других.

Педагогическая практика показывает, что даже те учителя, которые стремятся создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранение психологического здоровья младших школьников, далеко не всегда осознают, что формирование психологически здоровой личности возможно только через реализацию модели на основе принципа гуманизма.

Стремление найти пути разрешения обозначенного противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки модели сохранения психологического здоровья в учебно-воспитательном процессе начальной школы. В практическом плане – обоснование содержания процесса сохранения психологического здоровья младших школьников на уроках и на внеклассных занятиях.

Объект исследования – психологическое здоровье младших школьников.

Предмет исследования саногенная психодидактическая технология сохранения психологического здоровья младших школьников на уроках и на внеклассных занятиях.

Цель исследования – разработать модель сохранения психологического здоровья младшего школьника.

Гипотеза исследования. Если психологическое здоровье младшего школьника – это состояние целостного внутреннего благополучия в эмоциональной, познавательной, поведенческой сферах, то его сохранение становится возможным тогда, когда:

– раскрытие содержания структурных компонентов психологического здоровья младших школьников составляет основу для конструирования процесса его сохранения на уроках и на внеклассных занятиях;

– программа «Психологическое здоровье младшего школьника» на внеклассных занятиях реализуется поэтапно: на коллективно-исполнительском, познавательно-сотрудническом, обобщенно-оценочном этапах, – а каждый этап – с помощью адекватных ему методов обучения;

– педагог использует такие методы сохранения психологического здоровья, которые обеспечивают понимание ребенком не только своего эмоционального состояния, но и эмоционального состояния других детей, не только развитие способности школьников к оцениванию и самоконтролю действий и поступков, но и к соблюдению нравственных норм, не только психологическую поддержку со стороны учителя, но и доверительно-сотруднические отношения как на уроках, так и на внеклассных занятиях.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «психологическое здоровье младшего школьника», выявить структуру психологического здоровья и обосновать содержание его компонентов.

2. Определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранение психологического здоровья личности младшего школьника.

3. Разработать саногенную психодидактическую технологию сохранения психологического здоровья младших школьников.

4. Разработать и апробировать программу по сохранению психологического здоровья младших школьников и обосновать содержание процесса сохранения психологического здоровья младших школьников на уроках и на внеклассных занятиях.

5. Определить результативность экспериментальной работы по сохранению психологического здоровья младших школьников.

Положения, выносимые на защиту:

1. Важной задачей современной школы является обеспечение внутреннего благополучия личности в эмоциональной, познавательной, поведенческой сферах, которое возможно при взаимопонимании и непрерывном согласованном взаимодействии педагога и ученика. Одним из возможных способов преодоления дискомфорта в эмоциональной сфере, возникающего в связи с познавательной, поведенческой активностью младших школьников, является развитие эмпатии, способности доброжелательно относиться к окружающим, распознавать эмоциональные состояния – свои и другого человека, а также развитие способности к взаимопониманию и взаимодействию на основе доверия к себе и другим людям, соблюдения нравственных норм.

2. Стратегия деятельности педагога по сохранению психологического здоровья младших школьников должна базироваться на модели сохранения психологического здоровья, ведущей идеей которой является идея психологической поддержки и доверительно-сотруднических отношений между педагогом и учащимися. Данная модель основывается на реализации саногенной психодидактической технологии сохранения психологического здоровья младших школьников на уроках и на внеклассных занятиях, а также принципов, которые адекватны эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере школьника.

3. Деятельность педагога по сохранению психологического здоровья младших школьников осуществляется в ходе реализации содержания процесса сохранения психологического здоровья на уроках и на внеклассных занятиях. Сохранение психологического здоровья младших школьников на уроке осуществляется с помощью методов проблемного изложения материала, исследовательского метода, метода самоконтроля. Содержание процесса сохранения психологического здоровья младших школьников на внеклассных занятиях находит свою конкретизацию в программе «Психологическое здоровье младшего школьника», которая реализуется поэтапно (коллективно-исполнительский, познавательно-сотруднический, обобщенно-оценочный этапы) с помощью адекватных каждому этапу методов. Первый этап программы реализуется с помощью метода проблемного изложения материала, включающего следующие дидактические игры: игра-наставление, игра-сотрудничество; второй этап программы – с помощью исследовательского метода, включающего следующие дидактические игры: игра-приключение, игра-секрет; третий этап – посредством метода самоконтроля, включающего игру-разговор, словесную игру. Реализация программы включает работу по вопросам разных психолого-педагогических типов: на первом этапе применяются оценивающие вопросы, на втором этапе – альтернативные вопросы, на третьем этапе – отделяющие и обобщенно-развивающие вопросы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск