Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 166.73 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.04.2014
Размер166.73 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Психология > Статья
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ «ПСИХОЛОГ»

Пряжникова Елена Юрьевна,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Организационная и экономическая психология» факультета «Государственное и муниципальное управление», государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва

e-pryazhnikova@yandex.ru

Чистовский Дмитрий Иванович,

редактор управления «Пресс-служба», государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва

chisdmitrij@yandex.ru

Psychological Features of Professional Self-consciousness of students with HIA at the training stage on specialty “Psychologist”

Elena Yu. Pryazhnikova,

Professor of chair “Industrial and organizational psychology”, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Dmitry I. Chystovsky,

Editor, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Аннотация

Статья посвящена одной из важных проблем социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – их профессиональному образованию и развитию.

Выявляются особенности профессионального самосознания лиц с ОВЗ, влияние особенностей здоровья на профессиональное становление студентов, их образовательные цели, профессиональные перспективы, важные для профессии качества. Расссмотрены компоненты учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, сложности в обучения и их влияние на развитие профессионального самосознания студентов с ОВЗ.
Annotation

The article is devoted to one of the most important issues of social rehabilitation of persons with disabilities as their professional education and development in it. The peculiarities of professional self-consciousness of individuals with HIA, the impact on the health characteristics of professional development of students, their educational goals, and career prospects are important to the quality of the profession, the components of educational and vocational and professional activities, difficulties in learning and their impact on the development of the professional identity of students with the HIA.
Ключевые слова

Профессиональное самосознание, профессиональное образование, лица с ОВЗ, психологические особенности студентов с ОВЗ
Keywords

Professional self-consciousness, professional education, individuals with HIA, psychological features of students with HIA
Понятие профессионального самосознания пересекается с понятиями «Я-концепция», «самоопределение» и «профессионализм». К основным элементам профессионального самосознания относятся когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты. Важную роль в профессиональном самосознании играет профессиональный образ «Я», профессиональная Я-концепция. Профессиональное самосознание можно представить как осознание субъекта труда себя в системе профессиональной деятельности и собственной личности. Поэтому профессиональное самосознание рассматривается как результат профессионального самоопределения [2, 3].

Научные исследования отечественных ученых, посвященные изучению самосознания в целом и профессионального самосознания в частности, принадлежат Б.Г. Ананьеву, В.В. Столину, Е.А. Климову, Э.Ф. Зееру, А.К. Марковой, Е.Ю. Пряжниковой и др.

Профессиональное самосознание можно представить как осознание субъекта труда себя в системе профессиональной деятельности и собственной личности. Поэтому профессиональное самосознание рассматривается как результат профессионального самоопределения. Профессионализм – результат развития профессионального самоопределения, высшая ступень профессионального развития и самосознания.

Развитие профессионального самосознания на этапе вузовского образования зависит от правильности выбора профессии, целей образования и развития личности студента на этапе вузовского обучения, личности преподавателей и тех технологий, которые они используют.

Применительно к лицам с ОВЗ профессиональное самоопределение можно понимать как длительный процесс, включающий в себя:

  • поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой и осваиваемой профессиональной деятельности,

  • формирование готовности осознанно и самостоятельно определять, планировать и реализовывать профессиональную карьеру, исходя из имеющихся социальных и конкретных жизненных условий, медико-физиологической специфики, особенностей системы отношений лиц с ОВЗ, определенных заболеванием и его последствиями [1].

В настоящее время в литературе принято разделять два понятия: инвалид и лицо с ОВЗ. При всей их синонимичности существует ряд различий. Если у первого понятия есть четко зафиксированное в законодательстве определение, то у понятия «лицо с ОВЗ» нет четкого и формального ограничения. Права и социальное обеспечение инвалидов также определены на уровне законов.

В соответствии с определением, инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей. Официальные же документы России определяет инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [4].

Понятие же «лицо с ограниченными возможностями» четко не определено, несмотря на частое использование в нормативных, методических и других документах, в печати и СМИ. К лицам с ОВЗ относят как инвалидов, так и лиц, которым не назначена инвалидность, но имеющих любое (пусть даже и временное и незначительное) ограничение в здоровье. Таким образом к лицам с ограниченными возможностями здоровья можно отнести любого человека [5, 6].

Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» не отражает в полной мере основные характеристики социальной группы инвалидов и не меняет их положение, отношение к ним со стороны общества, но вносит запутанность, неясность, двусмысленность в теорию и практику. Это понятие объединяет собой различные категории населения, принадлежащие к группам риска, у которых ограничены возможности жизнедеятельности, при этом сам термин «инвалидность» не несет в себе негативного смысла. Лицо с ОВЗ, имеющее постоянные проблемы со здоровьем, можно полностью соотнести с понятием инвалида. Именно эта категория лиц с ОВЗ будет рассматриваться нами, потому что именно постоянные проблемы со здоровьем накладывают постоянный отпечаток на жизнь человека. Временные же ограничения здоровья могут и не повлиять на психику человека.

Эмпирическое исследование проводилось нами на факультете дистанционного обучения МГППУ в 2012/2013 учебном году. В исследовании приняли участие 30 студентов первого (24) и второго (6) курсов (из 40 обучающихся по бюджетной программе).

Психологические особенности профессионального самосознания студентов-психологов с инвалидностью определяются ограничением здоровья в той степени, которая мешает нормальной социализации или уже нарушила ее. В первую очередь стоит отметить различия лиц с ОВЗ – с врожденным или приобретенным заболеванием. Эти особенности определяют стратегию вхождения будущего психолога в профессию.

Приведем статистику заболеваний и их влияния на обучение. Если провести подсчет врожденных и приобретенных заболеваний студентов первого курса, то соотношение будет 17 к 7.

Для лиц со слабым зрением (5 человек) проблем в обучении не наблюдалось, несмотря на то, что условия обучения для них являются наиболее неблагоприятными.

Наибольшую категорию студентов с ОВЗ составили лица с проблемами опорно-двигательного аппарата – 15 человек из 24. Приобретенными они являются для 5, а врожденными для 10 из них. У последних студентов в социализации и при освоении школьной программы имелись значительные проблемы, обучение проходило на дому. Поэтому у них наблюдается средняя успеваемость (в основном, на оценки «хорошо» и «удовлетворительно»).

На четырех студентов с соматическими заболеваниями проблемы со здоровьем не оказали негативного влияния.

В нашей выборке представлены студенты разных возрастных групп. Так, из 24 человек первого курса возраст распределился так:

Диаграмма 1. Количество респондентов по возрастам
Количество студентов 1 курса 2012/2013 учебного года по годам выпуска из школы представляется так:

Диаграмма 2. Количество респондентов по годам выпуска из школы



Таким образом, из 24 человек, учащихся на 1 курсе в 2012/2013 учебном году, половина окончила школу (колледж) в пределах пяти лет до поступления в вуз ,причем, только 6 студентов (25 %) в предшествующие два года. Вторая же половина студентов этого набора окончила школу более 5 лет назад. Это создает для них трудности в получении высшего образования, поскольку навык учебы у большинства был потерян. Тем более, что не у всех из них он был сформирован достаточно хорошо. Студенты с ОВЗ, учащиеся на 1 курсе в 2012/2013 учебном году, с приобретенным заболеванием (7 человек) проявляют активность в работе и учебе, имеют активную жизненную позицию. У них, не смотря на некоторое депрессивное состояние в связи с травмой или заболеванием, ярко выражено желание многое успеть, быстрее освоить свою профессию.

У неработающих студентов с врожденными заболеваниями с ОВЗ, учащихся на 1 курсе в 2012/2013 учебном году и поступивших в вуз сразу после школы или не более 5-ти лет по ее окончании, наблюдается активное желание получить образование.

В исследовании использовались методики Е.Ю. Пряжниковой:

  1. опросник по самооценке основных компонентов профессиональной деятельности;

  2. опросник по самооценке основных компонентов учебно-профессиональной деятельности;

  3. опросник «Сложности обучения в вузе»;

  4. опросник для студентов-психологов, выявляющий их представления о будущей работе в качестве психолога;

  5. опросник «Я реальное и Я идеальное».

Опросник по самооценке основных компонентов учебно-профессиональной деятельности использовался с целью выявить представления студентов о своей учебной деятельности.

На вопрос о цели обучения в вузе по своей специальности: «Ради чего Вы учитесь в данном вузе и по данной специальности?» большинство (67%), ответило, что они хотят работать, а это без высшего образования затруднительно. В этой группе больше половины респондентов (54%) хотят реализоваться в профессии психолога. Такой же процент респондентов стремится получить образование, чтобы помочь другим людям в их психологических проблемах. Следует отметить, что свою помощь они желают оказать лицам, имеющим проблемы со здоровьем.

При дальнейшем изучении мы выявили пять основных целей учебной деятельности студентов с ОВЗ. К ним относятся:

  1. получение знаний, навыков, опыта, необходимых в последующей профессиональной деятельности;

  2. получение профессии, высшего образования, формирование профессионализма;

  3. получение умения учиться и навыков самоорганизации, развитие своих психических качеств;

  4. творческая и профессиональная самореализация;

  5. общение.

Среди основных методов успешной учебной работы по освоению профессии большинство студентов выделили такие как: чтение, изучение и конспектирование учебных материалов, повторение материала. Посещение занятий и выполнение заданий отметило меньше всего студентов. Многим студентам для посещения занятий и выполнения учебных заданий важны мотивация и самомотивация.

Среди важных качеств, необходимых студенту, особо были выделены усидчивость, внимательность, концентрация, трудолюбие, систематичность. Опрошенные выделили также такие важные качества студента:

  • активная жизненная позиция

  • внимательность

  • грамотность и знания

  • интерес к предмету

  • коммуникативность

  • лидерские качества

  • высокий уровень мотивации

  • обучаемость

  • организованность, прилежность, пунктуальность

  • ответственность

  • переключаемость внимания

  • работоспособность

  • трудолюбие

  • усидчивость

Свои перспективы студенты видят так:

  1. не знают о них или не определили направление работы (12 человек);

  2. научная деятельность и преподавание (4 человека);

  3. работа по профессии, в том числе помощь лицам с ОВЗ в их реабилитации (15 человек).

Опросник по самооценке основных компонентов профессиональной деятельности использовался с целью выявить представления студентов о своей будущей работе.

Цели своей работы в профессии студенты с ОВЗ видят их в следующем:

Таблица 1. Цели работы студентов с ОВЗ

Цель работы

Процент выбравших цель

Помощь людям

85 %

в т. ч. помощь лицам с ОВЗ, их адаптация в обществе

26,7 %

Самореализация в профессии, помощь себе

46,7 %

Развитие психологии, научная работа

20 %


Основной целью своей работы они считают оказание психологической помощи населению, в том числе, помощь при адаптации в обществе.

О перспективах в своей профессии не знают лишь 13,34 % студентов (4 человека). Остальные студенты видят свои перспективы так:

Таблица 2. Перспективы студентов в профессии

Ответ

%

Научная деятельность

20

Работа на дому

7,14

Всё зависит от личной мотивации

20

Своя фирма

7,14

Работа практическим психологом в организации

20


Студенты выделили следующие качества, способствующие профессиональному успеху:

Таблица 3. Качества, способствующие профессиональному успеху

Качества, способствующие профессионального успеха

Процент отметивших данное качество (набор качеств)

Трудолюбие, работоспособность, победа над ленью

40,00%

Желание помочь

26,67%

Общительность, желание и умение общаться, коммуникабельность

33,33%

Уважение к другим людям, их мнений, понимание их, умение слышать и реагировать на их запросы

40,00%

Личная мотивация в профессии

13,33%

Стремление к саморазвитию, образованию и профессионализму, амбициозность

26,67%

Уверенность в себе

20,00%

Соблюдение этических норм, чувство такта

13,33%

Отвественность и самоорганизация

20,00%

Упорство, настойчивость, целеустремленность, усидчивость

60,00%

Внимательность

13,33%

Высокий уровень интеллекта, познавательной способности, знаний

20,00%

Также были единично отмечены такие качества как:

  • благоразумие,

  • гибкость,

  • грамотная речь,

  • доброта,

  • искренность,

  • креативность,

  • наблюдательность,

  • надежда,

  • оптимизм,

  • открытость,

  • умение анализировать.

Опросник «Я реальное и Я идеальное» применялся с целью выявить представления студентов о своих личных и профессиональных качествах. В нем опрашиваемому предлагалось выделить наиболее важные качества для студента-психолога и специалиста-психолога и оценить, насколько сейчас он соответствует по каждому качеству образу реального Я и образу идеального Я. Эти показатели являются составляющими учебно-профессионального и профессионального самосознания студента.

При определении отличий между студентом-психологом и психологом-профессионалом все опрошенные студенты отмечали различие в знаниях, в их направленности. Так, у профессионала знание практическое, на высоком профессиональном уровне. Знания же студентов, по их мнению, направлены на теорию. Но не все студенты отмечают причины различий этих знаний. Лишь 15,38% опрошенных выделяют в качестве причины отсутствие у студента теоретической базы, неумение опираться на метод научного познания, 30,77% – отсутствие должного уровня профессионализма и 23,08 % – отсутствие навыков работы с психологическим инструментарием.

Чуть более половины студентов (53,85%) отмечают, что для того, чтобы быть профессионалом, необходим не только профессиональный, но и жизненный опыт. Также студенты выделяют такие качества, отличающие профессионала, как ответственность (23,08%), внимательность (15,38%), самостоятельность в принятии решений (15,38%), уверенность в себе (15,38%), включенность в профессию (30,77%).

О таких формальных критериях как наличие диплома, законченное высшее образование, уровень нагрузки, связи с потенциальными клиентами (клиентская база) говорят 15,38% студентов.

Причинами того, что мешает стать хорошим студентом (что мешает приблизиться к своему идеальному образу Я студента), испытуемые считают следующее. Большая часть студентов считает, что в учебе им мешает неумение управлять своим временем, неорганизованность, личные недостатки (по 53,8%) и лень (30,8%). К личностным недостаткам студенты относят свой характер, рассеянность, застенчивость, неуверенность в себе, безответственность, комплексы, утомляемость и т.д. Состояние здоровья, физические возможности, по мнению студентов, влияют значительно меньше, этот показатель выделили только 23,1%. В меньшей степени влияют на становление студента отсутствие стрессоустойчивости и трудности в освоении программы (по 15,4%). Только 7,7% считают, что у них нет трудностей или их легко преодолеть.

Причинами же, мешающими стать в будущем хорошим психологами (приблизиться к идеальному образу «Я» психолога), студенты считают следующие свои качества:

  • лень,

  • отсутствие стрессоустойчивости, неудачи в работе,

  • проблемы со здоровьем,

  • личные качества (плохой характер, неприятие определенного типа людей, отсутствие толерантности),

  • трудности в освоении программы,

  • конкуренция,

  • незнание профессии

  • неорганизованность

  • трудностей нет или их легко преодолеть.

При ответе на вопрос: «Насколько хорошо студенты представляют себе будущую работу?» ответы распределились следующим образом: 30,77% респондентов считают, что их представлении соответствует действительности от 0 до 20%, столько же процентов студентов оценили соответствие своих представлений от 21до 40% , 15,38% – от 41 до 60 % и 23,08% – от 71-100 %. Нулевых и стопроцентных показателей не наблюдалось.

Диаграмма 3. Оценка представлений студентов о своей будущей работе

Опросник «Сложности обучения в вузе» применялся с целью выявить представления об основных проблемах, связанных с обучением специальности. При описании сложностей обучения также использовались данные опроса, проведенного на факультете дистанционного обучения среди студентов после первого семестра 2011-2012 учебного года.

Насколько удается студентам с ОВЗ успешно сочетать обучение с повседневной жизнью, работой, другой учебой или деятельностью иного рода, можно судить по данным следующей таблицы.

Таблица 4. Качество сочетания обучения с другой деятельностью

Удается ли Вам успешно сочетать обучение с повседневной жизнью, работой (другой учебой или деятельностью иного рода и т.п.)?

Варианты ответа

Процент ответивших

Количество ответивших

Да, удается всегда

35,6%

26

Да, удается, но не слишком часто

47,9%

35

Да, но очень редко

9,6%

7

Нет

6,8%

5

Другое (укажите)

18

При организации самостоятельной работы с помощью дистанционных технологий у большинства студентов возникают сложности, но с ними учащиеся справляются самостоятельно (у 40,2 %).

Таблица 5. Наличие сложностей при организации самостоятельной работы

Возникают ли у Вас сложности при организации самостоятельной работы?

Варианты ответа

Процент ответивших

Количество ответивших

Да, возникают, и я не мог самостоятельно с ними справиться

1,2%

1

Да, возникают, и мне было тяжело самостоятельно справиться с ними

29,3%

24

Да, возникают, и я справился с ними самостоятельно

40,2%

33

Нет, никаких сложностей не возникает

22,0%

18

Затрудняюсь ответить

7,3%

6


В ходе предварительного исследования нами были выделены специфические цели работы в профессии, которые ставят перед собой студенты с ОВЗ:

Таблица 6. Специфические для студентов с ОВЗ цели работы в профессии

Цель работы

Отметило в качестве цели

Помощь людям

85 %

в т. ч. помощь лицам с ОВЗ, их адаптация в обществе

26,7 %

Самореализация в профессии, помощь себе

46,7 %

Развитие психологии, научная работа

20 %


Нами были выявлены такие профессиональные перспективы, которые видят студенты:

  • в работе по профессии, включающую в том числе помощь лицам с ОВЗ в их реабилитации, себя видят 50% студентов;

  • не знают о них или не определили направление работы 40% респондентов;

  • научную деятельность и преподавание в качестве своей будущей работы видят 13% испытуемых.

Нами были определены основные причины, по мнению самих студентов с ОВЗ, усложняющие обучение и профессиональное развитие. Ими оказались не проблемы со здоровьем, а лень, неорганизованность и другие личные качества (плохой характер, неприятие определенного типа людей, отсутствие толерантности, отсутствие стрессоустойчивости).

Нами были определены основные особенности профессионального самосознания студентов-психологов с ОВЗ:

  • желание помогать людям с такими же заболеваниями как у студентов;

  • получение высшего образования ради общения;

  • попытка разобраться в себе.

Итак, профессиональное самосознание студентов-психологов с ОВЗ:

  • имеет непосредственно в своей основе не проблемы со здоровьем, а социальную ситуацию развития их личности в связи с этими проблемами,

  • направлено на сотрудничество с людьми, помощь им, уважение к будущим клиентам,

  • носит социально ориентированный характер

Эти особенности определяются той социальной ситуацией развития, в которую попали студенты во время обучения в школе, после ее окончания и перед поступлением в вуз.
Список литературы:


  1. Дегтярева Т.Н. Профессиональное образование лиц с ОВЗ в условиях вхождения в болонский процесс: социологический аспект / Т.Н. Дегтярева // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 319. – С. 60-64.

  2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб. – Москва : Московского психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. – 480 с.

  3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –1995. – № 48. – Ст. 4563.

  4. Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2011 № 2895 // Российская газета. – 2009. – № 241.

  5. Об утверждении порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2011 № 2895 // Российская газета. – 2012. – № 17.

  6. Пряжникова Е.Ю. Профориентация : учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – Москва : Академия, 2008. – 496 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск