Цель данного курса - сформировать у студентов представление о специальных методах и приемах развития слухового восприятия, которые позволяют создать слухозрительную основу, где слуховое восприятие будет выступать примерно в равных условиях со зрительным в ходе восприятия речи у детей с нарушениями слуха.
Задачи:
1. Раскрытие методологических основ формирования речевого слуха.
2. Определение сущности содержания процесса РСВ речи. Развитие слухового восприятия дошкольников рассматривается как один из компонентов системы формирования словесной речи и включается во все звенья пед. процесса.
3. Овладение методами, приемами и средствами развития речевого слуха будущими учителями - дефектологами.
Студенты должны знать:
значение РСВ для глухих и слабослышащих дошкольников;
основные принципиальные положения современной системы работы по РСВ дошкольников с нарушением слуха.
Студенты должны уметь:
владеть основными формами работы по РСВ, используемыми в дошкольных учреждениях;
анализировать содержание работы по РСВ в программах для глухих и для слабослышащих дошкольников;
определять различия в их содержании;
использовать практический материал при проведении работы по РСВ.
-ритмическая структура), два типа передаваемой информации – лингвистическая, экстралингвистическая.
Факторы риска возникновения нарушений слуха.
Объективные и психоакустические (субъектные) методы исследования слуха.
Исследование слуха речью. Критерий оценки состояния органа слуха – способность слышать и понимать речь. Количественная оценка результатов исследования.
Речевая аудиометрия: возможности и ограничения метода.
Пороговая тональная аудиометрия: характеристика, требования к процедуре обследования. Аудиограммы. Характеристика и интерпретация аудиограмм. Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1вар.
| 2вар.
| 3 вар.
| 01.03.13
| Роль слуха в общем развитии детей и развитии речи. МРСВ, предмет, задачи.
| - вопросы для самостоятельного изучения «Методы исследования слуха у детей с его нарушениями», «Исследование слуха у глухих по методике Е.П.Кузьмичевой».
- рефераты,
- контрольные работы
| 6
| 6
| 6
| -защита рефератов,
-проверка контрольных работ
| 2
|
Психологические основы формирования речевого слуха
| Вопросы для самост. изучения: «Классификация детей Р.М.Боскис», «Международная классификация нарушений слуховой функции».
| 6
| 6
| 6
| - защита проектов
| 3.
| Система работы по развитию слухового восприятия речи
| Вопросы для самост.изучения: Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи.М,1969
| 8
| 8
| 8
| - круглый стол
| 4.
| Обучение различению на слух речевых и неречевых сигналов
| Вопросы для самост. изучения: «Выработка условной двигательной реакции на звук», «Знакомство со звуками окружающего мира» Рефераты по данным темам.
| 8
| 8
| 8
| - защита рефератов
| 5.
| Планирование работы по развитию слухового восприятия
| Вопросы для самост. изучения: «Слуховой кабинет, его роль и функции», « Индивидуальныем занятия, их задачи и требования к ним».
| 8
| 8
| 8
| - защита проектов
| 6
| Условия эффективности работы по развитию слухового восприятия.
| Вопросы для самост. изучения: «Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями» Реферат по данной теме.
| 8
| 8
| 8
| - защита рефератов
| Итого
| 44
| 44
| 44
|
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Тема 1.Роль слуха в общем развитии детей и развитии речи. МРСВ, предмет, задачи.
План:
1.Объективные и субъективные методы исследования слуха речью:
2.Исследование слуха речью:
- преимущества исследования слуха речью;
организация и методика исследования слуха речью;
речевой материал, используемый для исследования слуха речью;
3.Исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1.Охарактеризуйте методы исследования слуха, применяемые в ДОУ, школах для глухих и слабослышащих.
2. Назовите различные точки зрения ученых на проблему восприятия речи на слух.
3. Раскройте особенности формирования слуховых представлений у детей с нарушением слуха.
4.Дайте характеристику методических принципов. Задания для самостоятельного изучения.
1.Выписать в словарь основные понятия темы: аудиология, аудиометрия, аудиограмма, слуховой анализатор.
2. Составить схему методов исследования слуха. Литература:
Основная:
Боскис, Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 64-72.
Васина, Л. Г. Перспективы направления инновационной комплексной профильной общеобразовательной подготовки учащихся с нарушениями слуха / Л. Г. Васина, К. И. Туджанова // Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 116-120.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.
Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001
Дополнительная: 1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001.
2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004. Тема 2. Психологические основы формирования речевого слуха.
План:
1.Классификация глухих и слабослышащих;
2.Формы поражения слуховой функции;
3.Определение степени снижения и формы поражения слуховой функции по аудиограммам;
4.Соотнесение речевого и аудиометрического исследования. Вопросы для коллективного обсуждения:
Какие дети относится к категории глухих, слабослышащих, позднооглохших?
Охарактеризуйте общие и специфические закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха.
Назовите критерии оценки состояния слуха по международной классификации.
Дайте характеристику детей с точки зрения состояния их слуха, времени его снижения, уровня владения речью и наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии.
Задания для самостоятельного изучения.
познакомиться с методами исследования слуховой функции;
учиться анализировать достоинства и ограничения их применения;
уточнить значение клинических данных о состоянии слуховой функции для деятельности учителя-сурдопедагога.
Литература: Основная:
Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" и др.] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 388-394.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.
Сурдопедагогика / Под ред Речитской Е.Г.-М.,2004.
Специальная дошкольная педагогика /Под ред.. Стребелевой Е.А. – М., 2001.
Дополнительная:
Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с
Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.
Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.
Тема 3. Система работы по развитию слухового восприятия речи.
План:
1. Роль Т.А. Власовой, Е.П. Кузьмичевой, И.Г. Багровой, Н.Д. Шматко в создании современной системы работы по развитию слухового восприятия
2. Последовательность работы по развитию восприятия и воспроизведение речи.
3. Условно-рефлекторная связь: слушаю – говорю.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Раскройте основные характеристики звуковых колебаний (звук, длина, волны, частота колебания, амплитуда колебания; дифракция, реверберация, интерференция, резонанс; громкость, частота, сила, спектр звука; характеристика речевых сигналов).
Охарактеризуйте условия проведения обследования слуха и его основные этапы.
Раскройте методы скринингового исследования слуха у детей с младенческого возраста.
Охарактеризуйте методы исследования слуха без применения технических средств.
Задания для самостоятельного изучения.
.
1. познакомиться с методами исследования слуховой функции;
2. учиться анализировать достоинства и ограничения их применения;
3. уточнить значение клинических данных о состоянии слуховой функции для деятельности учителя-сурдопедагога. Литература: Основная:
Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" и др.] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 388-394.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.
Сурдопедагогика / Под ред Речитской Е.Г.-М.,2004.
Специальная дошкольная педагогика /Под ред.. Стребелевой Е.А. – М., 2001.
Дополнительная:
Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с
Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.
Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.
Тема 4. Обучение различению на слух речевых и неречевых сигналов
План:
Раскройте организацию работы по РСВ на занятиях и во внережимное время.
Охарактеризуйте требования и порядок предъявления речевого материала на занятиях.
Раскройте методику предъявления речевого материала на занятиях во внережимные моменты.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Раскройте значение восприятия звуков окружающего мира для психического и речевого развития ребенка.
Охарактеризуйте содержание работы по знакомству детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира.
Охарактеризуйте приемы ознакомления детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира.
Раскройте условия ознакомления детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира (эмоциональность, организация слухо-речевой и предметной среды, обучение родителей).
Задания для самостоятельного изучения.
1. составить картотеку игр и упражнений по знакомству детей со звуками окружающего мира.
составить конспект прогулки или другого режимного момента (по выбору студента) с включением задач, направленных на знакомство детей со звуками окружающего мира.
Литература
Основная:
1. Боскис, Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 64-72.
Васина, Л. Г. Перспективы направления инновационной комплексной профильной общеобразовательной подготовки учащихся с нарушениями слуха / Л. Г. Васина, К. И. Туджанова // Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 116-120.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.
Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001
Дополнительная: 1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001.
2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004. Тема 5. Планирование работы по развитию слухового восприяти
План: 1. Планирование, его цели и сроки.
2. Основа планирования. Перспективные планы (на месяц или квартал).
3. Содержание индивидуального планирования: данные тонального слуха; режим усиления на аппаратуре индивидуального и коллективного пользования, на индивидуальных аппаратах, тип аппарата; Вопросы для коллективного обсуждения:
Дайте общую характеристику планирования содержания раздела «Развитие слухового восприятия».
Охарактеризуйте виды и содержание планов по разделу: перспективные планы специальных фронтальных занятий; перспективные планы индивидуальных занятий.
Раскройте содержание и организацию учета умений и навыков детей по разделу. Дайте характеристику текущего учета.
Охарактеризуйте требования и содержание периодического учета по разделу.
Раскройте методику оценки состояния слуховой функции у глухих и слабослышащих детей.
Задания для самостоятельного изучения.
познакомиться с особенностями планирования раздела «Развитие слухового восприятия»;
учиться проектировать содержание коррекционно-педагогического процесса.
Литература
Основная:
1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.
2. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001
3. Уфимцева, Л. П. Организационно-педагогические условия интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе / Л. П. Уфимцева, О. Л. Беляева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 5. - С. 11-16.
Дополнительная:
Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с
Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.
Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.
|