Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.66 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.04.2014
Размер95.66 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Психология > Статья
Психотерапевтический смысл EMDR
(Десенсибилизация и проработка травм движениями глаз -- ДПДГ)


П. В. ЛУШИН

Статья опубликована в научном издании
Журнал практического психолога,
2000, 6, с. 85-90

Данная статья посвящена проблеме конструирования психотерапевтического содержания одной из наиболее известных и эффективных методик терапии посттравматических расстройств -- ДПДГ, разработанной американским психотерапевтом Фрэнсин Шапиро. Автор построил концептуальную матрицу, пригодную для интерпретации ДПДГ в терминах гипноза, десенсибилизации, личностных изменений.
Проблема, затрагиваемая в ДПДГ (EMDR), не столько в поиске адекватной концепции, поясняющей, в частности механизм действия саккад, сколько в конструировании нового подхода к механизмам психологической помощи. Об этом неоднократно говорила сама Ф. Шапиро (7). В известном смысле это подтверждается конструированием ДПДГ.

День открытия

История создания ДПДГ восходит к случайному наблюдению, сделанному в мае 1987. Однажды прогуливаясь парком, я обнаружила, что моих проблемные мысли вдруг перестали меня беспокоить. Также я заметила, что, когда я попыталась повторно воспроизвести их, они уже не были такими же огорчительными и сильнодействующими как ранее. Прошлым опытом я была научена, что проблемные мысли обычно имеют цикличный характер; то есть они имеют тенденцию повторяться вновь и вновь до тех пор, пока вы сделаете что-либо, чтобы сознательно остановить или изменить их. На что я особо обратила внимание в тот день, так это на то, что мои проблемные мысли исчезали и изменялись без особого сознательного усилия.

Удивленная, я стала пристально изучать происходящее. Я обнаружила, что стоит проблемным мыслям проникнуть в сознание как мои глаза начинали спонтанно и очень быстро двигаться взад и вперед, по вертикали и горизонтали. Как только мысли пропадали, я воспроизводила их в сознании: их негативная энергия значительно снижалась. В момент концентрации на разнообразных проблемных мыслях и воспоминаниях я начинала произвольно двигать глазами. И опять я находила, что эти мысли теряли свою энергетику. Мое возбуждение росло по мере того как я начинала понимать возможные приложения этого эффекта.

Несколькими днями позже я стала апробировать данную закономерность на других людях: друзьях, коллегах и участниках психологических мастер-классов, которые я посещала в то время. Все они имели разнообразнейшие непатологические жалобы и как все обычные люди имели достаточно богатый опыт психотерапии. Когда я спрашивала: Над чем бы вы хотели поработать? -- люди воспроизводили проблемные воспоминания, установки, беспокоящие их в настоящий момент ситуации: все они сопровождались всевозможными жалобам, связанными с детскими унижениями и нынешними разочарованиями. Я показывала им как нужно было двигать вперед и взад глазами и как в точности воспроизводить глазодвигательные движения одновременно накладывая их на сознаваемую проблему. Среди первых моих наблюдений было то, что большинство людей не справляются с мышечными усилиями необходимыми для продолжительного выполнения глазодвигательных движений... (7, с. 3).

Психолог углубленный в течение внутренних проблем, обнаруживает связь между собственными саккадами и устранением последствий предшествующих этим саккадам проблем.

Естественно возникновение вопроса о том, что это могло означать? Интерпретация данного факта в терминах прошлого опыта (Прошлым опытом я была научена, что проблемные мысли обычно имеют цикличный характер; то есть они имеют тенденцию повторяться вновь и вновь до тех пор, пока вы сделаете что-либо, чтобы сознательно остановить или изменить их) приводит автора к заключению, что саккады -- это проработка проблемы или ее адаптивное разрешение. На этом, казалось бы, можно было прекратить, тем более, что последующая проверка полученного конструкта на практике дала более оптимистический результат [Теперь большая часть из 10000 отряда клинических психологов, подготовленных для целей использования данного метода, сообщают о положительных результатах использования ДПДГ в собственной клинической работе (7, с. v-vii)].

Между тем, подтверждение выдвинутой гипотезы о связи саккад с выраженным психотерапевтическим эффектом еще больше обострило проблему Ф. Шапиро. Ни только первооткрыватель, но и заинтересованная научная общественность находит только отчасти удовлетворительные подтверждения (например, связь между саккадами и REM) в уже существующей модели психологической помощи.

Как же быть с распространением данного подхода? На этом пути невозможность автора и его последователей отразить логику тех исследователей, которые выступают за обеспечение научной преемственности любого из новых подходов. По истине больной страдает от болезни, ученые от концепции. Дать санкцию на еще более широкое распространение нового подхода означает, сделает вид, что прошлых научных представлений как бы не было, или по крайней мере, они неверны.

Наступают признаки нового травматического развития: с одной стороны, клиент не может забыть старого (EMDR -- эффективный метод терапии пост-травм), с другой, -- он стремиться выйти на новые возможности развития. И то и другое правда. (Известный парадокс симптоматики PTSD)

Разведем контексты. Открытие EMDR -- решение одной проблемы, интеграция EMDR -- решение другой. Общее же в этих проблемах то, что их автор личностно изменяется, обретая при этом новые возможности.

Если главная проблема классической психотерапии открыть способ эффективного изменения состояния или поведения клиента с целью восстановления психического здоровья, то теперь возникает проблема скорее экологическая. Речь идет о не об обратимом переходе к прежней идентичности, или даже о развитии наличной, а о формировании новой. В этом контексте психическое здоровье нельзя восстановить, человека нельзя сделать более здоровым (и в том и в другом случае клиент имеет дело с прежней формой здоровья). Прежнюю форму здоровья можно сохранить в принципиально иной ипостаси (2).

Например, есть некоторые формы болезни, которые фатальны. Вопрос не в принципиальной излечимости болезни, вопрос в подходе к пониманию болезни. Если пост-травматик -- жертва обстоятельств, то для его излечения нужна так сказать экзистенциальная стабильность, то есть уверенность в том, что прошлое не повториться. Если пост-травматик -- хоть в малой степени -- творец обстоятельств, которые привели его в существенному расширению его возможностей, то условием его стабильности и здоровья является вызов среды, ее неусточивость, непредсказуемость и, в терминах А.Ш. Тхостова непрозрачность (3). Именно эти свойства среды и приводят к открытию в себе до селе неведомого.

Человеческая природа отличается онтологической неопределенностью (1), (5), (6), (8), в индивиде сосуществуют одновременно и тенденция к стабилизации, и тенденция к дестабилизации. Если мы отдаем должное Норману Казинсу, Фрэнсин Шапиро за их самоотвержанный научный и человеческий подвиг, то мы должны быть благодарны и за то, что в нашей природе есть место фатальным заболеваниям. В таком случае, победа над ними является свидетельством того, что человеческая природа недифференцирована (или дифференцирована как противоречивая), и для собственного развития требует, казалось бы, непреодолимых сопротивлений. Чем это сопротивление серьезней, чем выше возможности их соавтора, тем значимее его вклад в общественную копилку, тем определенней индивидуальный смысл жизни первооткрывателя.

Что такое саккады? Это психологическое сопротивление, это форма защиты от застоя. В случае Ф. Шапиро, -- от онкозаболевания (?) как предсказуемости и несопротивляемости среды, когда можно до конца жизни спрогнозировать мельчайшие повороты судьбы. В случае научной общественности это форма защиты от того, что мир предсказуем и легко объясним в рамках уже существующих интерпретаций.

Мы осознаем, что психологическая защита это не только возвращение к старому как источнику ресурса в решении актуальных проблем, психологическая защита -- это сама проблема, которая позволяет человеку открывать в себе новое, не останавливаться на достигнутом.

Как это происходит в известном ДПДГ протоколе?

Клиент занимает мета-позицию, излагая нарратив (историю) внутренних переживаний. Нарратив является описанием прошлого события, которое клиент по сути уже переживает. Проблема клиента -- в боязни повторно стать очевидцем происшедшего с ним. На самом деле прошлое является не столько ограничением, сколько свидетельством огромного потенциала. Отсюда, травматическое событие следует не забывать, а как можно лучше помнить, подобно тому, как мы помним наши победы на смертью, как самые лучшие жизненные уроки (можно предположить, что против забвения возражает естество).

В этом случае, тактика осознающего это психолога -- запечатлеть данное как очень мощный ресурс.

Поэтому психолог фиксирует полученную интерпретацию опыта клиента в вербальной, аудиальной, кинестетической форме, что образует исходную референтную систему (негативное утверждение). На ее основе будет строится позитивная система (позитивное утверждение), позволяющая запечатлеть старое в принципиально новой форме (механизм сохранения старого в принципиально новой форме).

Одновременно с этим, уточняя правильность понимания психологом нарратива клиента, психолог расширяет свою модель не только травмы, но и профессионально-личностную модель выживания. Моменты непонимания вызывают сопротивления, мини-травмы, что есть свидетельство относительности моделей (как психолога, так и клиента) и... абсолютности процесса коммуникации частных моделей выживания. Вникая в то, что предлагает психолог, клиент проявляет заботу о психологе. Налицо признаки появления коллективного субъекта. Дальнейшее его развитие обусловлено точностью понимания друг друга. Чем больше сопротивление, тем более точным может быть формулирование коллективных ценностей, коллективного смыслового пространства.

Новое смысловое пространство коллективного субъекта, снимающего противоречия отдельных членов не лежит в сфере отдельного субъекта, а в сфере взаимных интерпретаций, что разрешается новыми Я-образами в рамках коллективного Мы-образа.

Таким образом, формирование начального контакта и раппорта отражает первичный консенсус между психологом и клиентом, договор по поводу негативного утверждения -- вторичный, позитивного утверждения -- третичный. Логично, что формирование каждой новой стадии, нового уровня согласия происходит через мини-травму, крушения прежней формы согласия. Что делает психолог в процедуре ДПДГ? Индуцирует свое понимание психического здоровья? Что делает клиент в процедуре ДПДГ? Индуцирует психологу свое понимание психического здоровья?

Понятие о психическом здоровье у Ф. Шапиро: травма -- это приостановка в развитии, блок в нервной системе. Следовательно, вся процедура -- это десенсибилизация травмы, то есть генерирование и преодоление сопротивлений между разными представлениями о выживании.

Десенсибилизировать можно только одним образом: вызвать искусственную мини-травму, которая является своеобразной прививкой от застоя. Психолог это продолжает делать до тех пор, пока личность не осознает тезис, что здоровье это движение, а не состояние покоя, отсутствия проблем. ДПДГ -- это действительно десенсибилизация, только наоборот. В интересах психолога -- разрушать каждый раз возникающую стабильность. И делать это до тех пора, пока данная тенденция не закрепиться. В этом контексте, более естественным для человека является не целостность, а неопределенность, которая дает возможность переопределять основания собственного существования и, следовательно, быть здоровым в постоянном изменении.

Поскольку на когнитивном, визуальном, аудиальном, кинестетическом уровне иммунизация произошла, психолог запускает, фибриллирует, нарушает ритм конструктивной активности индивида. Фибриллятором являются саккады. Непосредственным выражением справедливости данного тезиса является абреакции, а затем их постепенное исчезновение.

Что произошло в момент открытия EMDR у Ф. Шапиро?

Произошло конструирование оснований для появления новой парадигмы сначала на индивидуальном, а затем на социальном уровне.

Саккады -- это переходная форма. Ее функции и признаки выделены нами при анализе понятия Превращенная форма в понимании М. Мамардашвили (2). Приведем результаты данного анализа в Таблице 1.

Таблица 1. Признаки превращенной (переходной формы)





Содержание признаков




По критерию способа образования
1. Наложение контактирующих систем -- интерференция
2. Преимущественно иррациональный, непроизвольный
3. Результат сложного внутреннего анализа
4. Замещение старых отношений в новой форме
По критерию функции
5. Превращение, преобразование системы
6. Стабилизация системы
7. Обеспечение программы дальнейшего развития
Другие признаки
8. Источник зарождения нового
9. Синкретизм, неаддитивность
10. Объективность
11. Вариативность
12. Динамичность
13. Не обязательно требует теоретического освоения
14. Энергитичность




Является ли данная процедура гипнозом? Да, так как условием внушения является работа с сопротивлениями.

Является ли EMDR способом индуцировать модель психического здоровья, как абсолютно положительно принятия, а значит движения даже в ситуации сопротивления? -- Да.

Является ли травма естественной формой сопротивления, которая позволяет клиенту выйти на принципиально новый уровень развития. Судя по Ф. Шапиро, и на этот вопрос можно ответить утвердительно: Наша клиническая работа с EMDR доказывает, что страдание может быть трансформировано не только в искусство, но и в жизнь (6, с. v-vii).

Является ли EMDR десенсибилизацией? -- Вне сомнения. И даже не столько от застоя, сколько от чего-то большего: например, от недопонимания того, что человеческая судьба -- быть свободным.

Является ли EMDR формой личностного изменения? Безусловно, если сохранение природы человека в ее изменении как конструировании новой идентичности.

Литература

  1. Капустин С.А. Проблема механизмов образования невротических симптомов // Вестник Московского Университета.-- 1993.-- Серия: Психология.-- Выпуск 14.-- С. 24-31.

  2. Лушин П.В. О психологии человека в переходный период (Как выживать, когда все рушится.-- Кировоград: Код.-- 1999.-- 208 с.

  3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию.-- Москва: Прогресс.-- 1992.-- 415 с.

  4. Тхостов А.Ш. Типология субъекта (опыт феноменологического исследования) // Вестник Московского университета.-- 1994.-- Серия Психология,-- Выпуск 14,-- 2.-- С. 3-13.

  5. Edinger, E. F. Ego and Archetype: Individuation and the Function of the Psyche.-- Boston: Shambala.-- 1992.-- 304 р.

  6. Gazzaniga, M. The Social Brain.- New York Basic Books.-- 1985.-- 576 р.

  7. Shapiro F. Eye Movement Desensitization and Reprocessing: Basic Principles, Protocols, and Procedures.-- New York: The Guilfred Press.-- 1995.-- 398 p.

Winnecott, D.W. The maturation Process and the Facilitating Environment.-- London: Hogarth Press.-- 1965.-- 432 р.

© Павел Лушин 2000

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск