Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 127.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.04.2014
Размер127.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Психологическая помощь учащимся в период адаптации к условиям обучения в средней школе.

Практически любой учитель скажет, что начало 5 класса сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей и родителей. Проблем много , и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. Многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев, сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что

  • Очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

  • Непривычное расписание;

  • Много новых кабинетов, которые трудно в начале найти(или для некоторых новое здание школы;

  • Новые дети в классе (или он сам «новичок»);

  • Новый классный руководитель;

  • В средней школе они снова самые маленькие, а в начальной школе были самыми большими;

  • Проблемы со старшеклассниками( в буфете или в туалете).

Для современного 5-классника, приходящего в школу 1 сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни 5-классников в родительских анкетах наиболее часто указываются:

  • Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают за общим темпом деятельности;

  • Возросший объем работы как на уроке, так и дома;

  • Новые , непривычные требования к оформлению работ;

  • Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового чрезвычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, способные дети живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, иностранными языками, компьютером и физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы что не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием. Хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всех пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенность в своих силах, с тревогой по поводу негативных оценок или их ожидании. Это представляет особую проблему в период адаптации « пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Серьезной проблемой для пятиклассников является и смена классного руководителя. ведь при переходе из начальной школы в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса. его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей в первые месяцы обучения.В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:
1) по отношению к учебной деятельности;
2) по отношению к школе и предметам;
3) по отношению к одноклассникам;
4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).
3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);
• выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;
• определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.
Диагностика проводится психологической службой в конце II-ой четверти по трем основным направлениям: психологическое обследование школьников, экспертный опрос педагогов и родителей.Успешность обучения зависит от уровня школьной адаптации , мотивации и уровня тревожности учащихся.

С целью определения уровня школьной мотивации и адаптации учащихся 5-х используется следующий диагностический материал:

-Диагностика по определению уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г);

- Гистограммы уровня школьной мотивации;

-Методика «Обратная связь»(Сравнительные гистограммы уровня тревожности учащихся в 4-м классе и в 1 четверти 5-го класса. Выявление отношения учащихся 5-х классов к педагогам и предметам в 4 и в 5 классах).

-Социометрическое изучение межличностных отношений;

-Проведение работы в форме тренинга («Азбука класс», «Соцветие класса») на групповую сплоченность и выявление лидеров;

-Проведение анкетирование на тему «Самое важное в школе»;

- Проведение анкетирования среди педагогов, работающих в 5-х классах (выявление одаренных детей и детей, испытывающих трудности в обучении и поведении.)

-«Открытые письма родителям»;

-«Письмо первой учительнице».

Для эффективного обучения в 5-ом классе важно приобретение ребенком

личностного смысла учения и сформированность основных мотивов учебной деятельности.

Сводная таблица по определению уровня школьной мотивации учащихся 5-х классов 2011-2012 уч.год.


Уровень

школьной

мотивации

Высокая

школьная

мотивация

Нормальная

школьная

мотивация

Положительное отношение к школе

Низкая школьная мотивация

Негативное отношение к школе

5-е классы

(в %)

20%

51%

26%

3%

0%



Уровень

школьной

мотивации

Высокая

школьная

мотивация

Нормальная

школьная

мотивация

Положительное отношение к школе

Низкая школьная мотивация

Негативное отношение к школе

5-е классы

(в %)

19 %

24%

31%

16%

10%



Основными факторами, влияющими на уровень школьной мотивации, являются : - уровень умственных способностей;


- отношение к учебным нагрузкам; - характер отношений в классе;

- особенности отношений с отдельными педагогами,

- личность классного руководителя;

- позиция родителей.
По отношению к учебным нагрузкам были получены следующие результаты:


Отношение к учебным нагрузкам

5-а класс

5-б класс

5-в класс

5- г класс

Позитивное

32%

25%

32%

19%

Нейтральное

23%

13%

23%

38%

Негативное

45%

62%

45%

43%

















Т.о. наиболее перегруженными считают себя учащиеся 5-б и 5-а классов. Возросший объем заданий и усложнение материала для некоторых из них оказывается непосильным грузом.

На самочувствие ребенка в классе оказывает влияние и его взаимоотношения с одноклассниками.



Отношения в классе (наличие друзей)

5-а класс

5-б класс

5- в класс

5- г класс

Позитивное

75%

93%

72%

56%

Нейтральное

25

7%

24%

41%

Негативное

0%

0%

4%

3%


Наличие друзей в классе


Отношение к одноклассникам

(восприятие нового классного коллектива)

5-а класс

5-б класс

5-в класс

5-г класс

Позитивное

80%

89%

76%

48%

Нейтральное

20%

7%

24%

46%

Негативное

05

4%

0%

6%


Отношения к одноклассникам


В основном в классах ребята подружились и нашли себе друзей. Более сложная ситуация в 5-а и в 5-г классах. Здесь высокий процент детей, которым неуютно в классе, одноклассники им не нравятся. Отсюда многочисленные конфликтные ситуации и нарушения дисциплины как на уроках, так и вовне урочное время. Немаловажное значение имеет и личность классного руководителя. Довольны своим классным руководителем большинство учащихся 5-х классов.


Отношение к классному руководителю

5-а класс

5-б класс

5-в класс

5-г класс

Позитивное

100%

100%

88%

93%

Нейтральное







0%

7%

Негативное







12%

0%


Взаимоотношения с классным руководителем


Степень доверительных отношений с родителями достаточно высока в 5-а, 5-б, 5-в классах. Значительно меньше общаются с родителями учащиеся 5-г класса.

Степень адаптированности учащихся 5-х классов проявляется и в выборе нового привлекательного предмета, а значит и учителя. В большинстве случаев ученики позитивно воспринимают новых учителей, следовательно, большого психологического напряжения на уроках не возникает.

Ситуация адаптации вызывает у отдельных учащихся вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

С целью психологического просвещения родителей проводились родительские собрания в каждом классе отдельно, где до сведения родителей была доведена информация о подростковых трудностях и проблемах, о периоде адаптации и сроках его прохождения каждым ребенком.

Т.о. процесс адаптации проходит у учащихся 5-х классов в основном благоприятно.

-С учащимися, испытывающими трудности в период адаптации, проводились коррекционно-развивающие занятия и тренинги на снятие психоэмоционального напряжения.

- Проведены консультации с классными руководителями и педагогами по итогам психодиагностики.

-Проанализированы уроки педагогов, вызывающих повышенную тревожность у учащихся.

- Проведены консультации для родителей, дети которых показывают низкий уровень мотивации, адаптации и успеваемости. Некоторым из них даны советы обратиться за консультацией к логопеду, дефектологу, невропатологу и психиатру как в детскую поликлинику г. Солнечногорска, так и в г.Москву и г.Зеленоград.

По запросу классных руководителей проведены исследования классных коллективов. На основе социоматриц были построены социограммы выборов учащихся и даны рекомендации классным руководителям по формированию групповой сплоченности.

С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и расширения их представления об адаптационном периоде ежегодно проводится малый педсовет на тему «Преемственность в работе педагогов начальной школы и среднего звена как условие успешной адаптации учащихся».

В сентябре- ноябре 2011 года с учащимися 5-х классов проводилась тренинговая работа, целью которой является помощь ребятам и классному руководителю в

адаптационном периоде, формирование групповой сплоченности, выявление лидеров класса и учащихся, нуждающихся в психологической помощи и поддержке. В 5-х классах проводятся тренинги на тему «Азбука класса», «Соцветие класса».

Педагог-психолог МКОУ лицей №7 Воронцова Т.П.


c:\users\psyholog\documents\псих нед 2010-2011\психолг нед2010-2011\тренинг 5 кл 2010-2011 фото\dsc04918.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск