Скачать 45.62 Kb.
|
УДК 159.99 Развитие личности подростка посредством методов арт-терапии в условиях общеобразовательной школы Малютина А. С., научный руководитель канд. психол. наук Басалаева Н. В. Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» Глубокие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, выдвинули на первый план проблемы развития образовательных систем. Поиски новых путей совершенствования образования привели к формированию образовательной парадигмы, ориентированной на личность учащегося. Подростковый возраст – критический период в развитии ребенка. Физиологические изменения, являющиеся первоосновой перестройки личности в психологическом плане, заставляют протекать эту перестройку стремительнее, чем в любой другой период развития. Подростковый возраст – это такой период в развитии ребенка, во время которого происходит формирование собственного «Я», идентификация себя в гендерном контексте, активно развивается саморефлексия. Этот возраст является сензитивным для освоения приемов саморегуляции. Формированию, развитию разных сторон личности подростка следует уделять много внимания. Только человек, осознающий себя носителем определенных профессиональных, культурных и иных ценностей, имеющий адекватное представление о себе, способен выбирать цели своей деятельности, проявляя необходимую гибкость, диктуемую конкретными обстоятельствами, неуклонно продвигаться к их осуществлению. Для того чтобы в процессе общего образования личность ребенка сформировалась, необходима целенаправленная работа. Помимо родительского воспитания и самовоспитания подростка, помимо собственно работы психолога и социального педагога, мы предлагаем включить в программу развития детей еще один аспект – методы арт-терапии, включенные в уроки изобразительного искусства. Для того, чтобы школа могла предложить обществу нового члена, конкурентоспособного, инициативного и современного, она сама должна преобразовываться и совершенствоваться. Оценивая перспективы внедрения арт-психологии в образовательные учреждения, нельзя не признать, что ее интеграция в школы способствовала бы максимальному приближению инновационных здоровьесберегающих технологий к нуждающимся в них детям - об этом как раз и говорится в одном из ключевых аспектов проекта Министерства Образования РФ «Новая школа». Арт-терапия – наиболее мягкий, ненавязчивый из всех действенных методов развития личности. Изменение сознания посредством творческой деятельности практикуется с давних пор, еще до того, как вообще появилось понятие арт-терапии. А в настоящее время, когда данное направление обросло множеством ответвлений с богатым набором методик, возможности диагностики, коррекции, развития и совершенствования с помощью ее средств невероятно обширны. Методы арт-психологии основаны на работе с художественными образами, на использовании невербального языка искусства для развития и совершенствования личности - творческое самовыражение дает возможность понять себя. Методы арт-психологии позволяют помочь в таких сложных задачах, как формирование собственного «Я» подростков, формирование коммуникативных качеств, умений общаться и договариваться. Почему уроки изобразительного искусства? Есть несколько аспектов, по которым это один из наиболее удобных и удачных вариантов для включения методов арт-терапии непосредственно в образовательный процесс. Арт-терапия – это та область психологии, которая наиболее близка учителю ИЗО. На основе тематического разнообразия уроков возможно включение различных методов, направленных на развитие разных сторон личности, а вслед за развитием личностных качеств на основе изучения изобразительного искусства и выполнения практических заданий будет проходить развитие творческого потенциала – ведь без первоначальной работы по развитию личности нельзя говорить о развитии творчества. Помимо всего прочего, арт-терапия органично впишется в схему построения урока, будь то начало, где необходимо создать эмоциональный настрой на работу, или завершение, где нужно подвести итоги. Выбор методов, а вслед за ними – упражнений основывается на тематике занятий, проведение упражнения – 7-10 минут. Такая длительность не нарушит хода занятия, а методы, направленные на развитие тех или иных сторон личности и проводимые в системе, окажут положительное влияние. Рассмотрим пример подобного включения арт-терапии в урок. Тема урока: «Реальность и фантазия в творчестве художника» - 7 класс, 2 четверть, 1 урок по программе Б.М. Неменского. Первый урок в четверти – вводный, он не предполагает практического занятия и направлен на знакомство учеников с предстоящей деятельностью и направлением их работы в этой четверти. Данный урок посвящен изучению того, чем фантазия отличается от реальности, какое место занимает то и другое в творчестве художника. К небольшой лекции учителя и беседе с детьми предлагается включить арт-терапию в виде метода, который называется «Скульптор и глина» (направление в арт-терапии – имаготерапия (основана на работе с образами)). Суть метода: участники разбиваются на пары, в каждой паре один человек играет роль «скульптора», а второй – «глины». Задача скульптора вылепить из глины скульптуру, выражающую какое-либо эмоциональное состояние, делается это путем непосредственных физических воздействий на глину без использования слов. Задача глины – быть пластичной, податливой, максимально полно воплотить замысел скульптора. После окончания работы получившиеся скульптуры выставляются на всеобщее обозрение, а другие участники выдвигают гипотезы о том, что они выражают. По завершении проводится рефлексия: как ощущали себя в роли скульптора, глины, посетители выставки, какие качества необходимы для скульптора, чтобы создать удачное творение? А для глины? Поняла ли глина, что из нее хотели слепить? Чем определялась понятность творческих замыслов для зрителей? Метод направлен на снятие телесных зажимов, принятие «Я-физического», самораскрытие и самоанализ, расширение представлений о себе, своих одноклассниках. Как правило, прочие методы арт-терапии, которых существует великое множество, также направлены на развитие нескольких сторон и качеств личности и это вполне логично – невозможно развивать одно, не задевая другого. Работа психолога, педагога имеет отсроченный результат. Это то дело, где нельзя сделать ошибку, а потом все исправить – человеческая психика хрупка. Однако наверняка можно сказать одно – творческая деятельность, созидание всегда благотворно влияли на сознание человека, всегда позволяли расти над собой и самосовершенствоваться. Так почему бы не использовать это? Таким образом, обобщая выше сказанное, мы считаем, что арт-терапия является одним из эффективных методов развития личностных особенностей подростка. |