Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 127.93 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.04.2014
Размер127.93 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Психология > Методическая разработка
«Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога как элемент развивающего занятия в начальной школе при формировании коммуникативной компетенции».

Методическая разработка для общеобразовательных учреждений.

Автор: педагог-психолог ГБОУ СОШ № 741 Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы

Тихонова Елена Владимировна

Методическая разработка содержит пояснительную записку, раскрывает понятие коммуникативной компетенции, необходимость ее формирования в процессе обучения, а также содержит конкретные методы и приемы работы педагога-психолога с интерактивной доской на развивающих занятиях в начальной школе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.

Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Как показывает практика, учащиеся школы не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.

Основные причины:

• недостаточное привлечение различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,

• отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.
Выявив основные причины, мы пришли к выводу о необходимости использования новейших технологий и их возможностей в развитии коммуникативных навыков. Одним из средств является работа с программным обеспечением интерактивной доски.

Интерактивная доска в нашей школе появилась 4 года назад в кабинете педагога-психолога. Практически год ушел на ознакомление с программным обеспечением и устранением всякого рода технических проблем (покупка проектора, приобретение потолочного крепления и т.д.) Поэтому эффективное использование педагогом-психологом интерактивной доски на развивающих занятиях началось только 3 года назад. Именно опыт, накопленный за это время, представлен в моей методической разработке.

Таким образом, целями работы является подведение итогов трехлетнего эксперимента по использованию интерактивной доски как элемента развивающих занятий педагога-психолога, и составление методических рекомендаций по ее использованию. В соответствии с поставленными целями были реализованы следующие задачи: раскрытие понятия коммуникативной компетенции и необходимости ее формирования в образовательном процессе, а также определение конкретных форм и методов работы с интерактивной доской.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что коммуникативная компетентность становится все более значимой при определении уровня образованности. Каждой стадии развития общества соответствует своя форма и свое содержание процесса обучения новых поколений, при передаче им накопленных знаний, навыков, традиций.

Использование интерактивных досок на уроках сегодня не является новшеством. Большинство московских школ имеют хотя бы одну интерактивную доску, которая позволяет использовать любую белую поверхность (маркерную доску или просто стену) как интерактивную доску.

За последние годы написано большое количество статей по данной теме, проводятся семинары и открытые мероприятия по обмену опытом в этой сфере. Но практика показывает, что востребованность методических материалов по вопросам использования интерактивной доски очень высока и возрастает с переходом на новые ФГОС. Это можно объяснить несколькими факторами:

• во-первых, существует широкий рынок производителей интерактивных досок, и программное обеспечение рассчитано только под конкретный тип досок, соответственно, различаются и инструментальные возможности досок.

• во-вторых, в большинстве случаев не существует дополнительного, созданного специально, программного обеспечения, в котором использовалось бы большинство функций интерактивной доски.

• в-третьих, постоянно совершенствуется материально-техническая база школ, соответственно растет количество педагогов-психологов, получающих новое оборудование.

Практика показывает, что большинство педагогов-психологов начинают интересоваться и работать с интерактивной доской, только когда доска уже приобретена и находится в кабинете. Поэтому, на мой взгляд, тема данной методической разработки очень актуальна для педагогов-психологов, так как включает в себя не только основные (теоретические), но и практические инструктивные алгоритмы.

Новизна становится очевидна после анализа методической литературы и пособий по использованию интерактивной доски. Практически все авторы говорят о необходимости использования интерактивной доски для повышения качества уроков, их эффективности, называют конкретные темы, где применение интерактивной доски наиболее эффективно, но я не нашла ни одной статьи про использование интерактивной доски на развивающих занятиях педагога-психолога в начальной школе.

Отзывы коллег.

В 2010-2012 учебных годах я проводила открытые занятия, чтобы продемонстрировать возможности интерактивной доски, показать ее применение. Чаще всего на занятиях присутствовали учителя начальных классов Костикова Юлия Александровна и Соломатина Наталья Викторовна, а также педагог-психолог средней школы Колпакова Лариса Викторовна. Они были удивлены, насколько экономится время на занятиях при использовании интерактивной доски, ведь занятия я готовлю заранее, и все необходимые упражнения, рисунки просто выводятся на доску и учащиеся тут же могут работать с ними. Кроме экономии времени, коллеги обратили внимание на заинтересованность всех учащихся к происходящему на занятии. За возможность выйти к доске и писать пером иногда разворачивается «война», причем даже ребята, которые обычно боятся отвечать, спокойно выполняют задания. А если есть заинтересованность, то учащиеся лучше усваивают материал, соответственно, повышается и качество проводимых занятий. Единственным, но иногда существенным минусом, использования интерактивной доски, учителя назвали большую зависимость от техники. К сожалению, бывает, что она дает сбой посреди занятия (выключение электричества, неполадки в компьютере или проекторе).

В 2011-2012 учебном году для педагогов-психологов района был проведен семинар на тему: «Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога как элемент развивающего занятия в начальной школе при формирования коммуникативной компетенции». Представленный опыт по проведению развивающих занятий нашел положительный отклик в лице многих педагогов-психологов. Шарова М.Г. педагог-психолог ГБОУ СОШ № 419 отметила, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и коммуникативной активности.

Администрация школы в течение всего эксперимента проводила как внутренние мониторинги, так и оценку независимой экспертизой, которая помогла наметить траекторию развития каждого ребенка в классе, где проводился эксперимент и прийти к более высоким результатам.

«Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога как элемент развивающего занятия в начальной школе при формировании коммуникативной компетенции».

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Основной метод моих развивающих занятий по развитию коммуникативной компетентности учащихся – активное социально-психологическое обучение с привлечением интерактивной доски. Для детей создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.

Существенные преимущества таких занятий состоят в следующем:

- во-первых, самостоятельно открытое знание является максимально усвоенным, принятым и действенным. Оно тесно связано с личными переживаниями, поэтому более существенно может влиять на изменение личностных отношений, качеств и поведения.

- во-вторых, ребенок не устает, не воспринимает происходящее как скучную, формализованную учебу. Наоборот, включение в ход занятий интерактивной доски, как правило, связано с эмоциями интереса и радости.

Использование интерактивной доски позволяет мне проводить развивающие занятия ярче, информативнее и увлекательнее. Действия, происходящие на доске, буквально завораживают учащихся. Интерактивная доска позволяет ускорить темп занятия и вовлечь в него всех ребят. Интерактивная доска - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все учащиеся с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на занятиях. Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют педагогу-психологу наладить с учащимися действенную обратную связь.

Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.

Как говорят дети, интерактивная доска – «это супер!». Трудно описать все достоинства, процесс проходит достаточно легко, интересно и весело. Детям нравится работать на занятиях, им легко и интересно - это главное. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами проявляют инициативу, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет занятия подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в работе.

Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации. Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Создание на развивающих занятиях доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества поднимает авторитет детей среди одноклассников, помогает верить в себя.

Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, хороших навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение.

«Использование интерактивной доски при формировании коммуникативной компетенции».

Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся, в том числе и коммуникативной. И одним из таких условий, на мой взгляд, является использование интерактивной доски.

Надо понимать, что использование интерактивной доски является лишь одним из возможных вариантов подготовки к развивающим занятиям. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. Можно использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Для эффективного использования интерактивной доски на занятии, необходимо заранее подготовить все материалы, чтобы в нужное время просто вывести их на экран. Я готовлю материал в следующем виде:

Создаю презентации в PowerPoint. Перо интерактивной доски срабатывает для функции фломастер, ластик, выделение и в режиме мыши.

Например:

- В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.

Хороша будет ушица!

Плавники у окуня красные, а спинка тёмно-зелёная.

Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.

Закинул рыболов в речку удочку и ждёт.

Ребята поочередно выходят к доске и пером проставляют правильную последовательность предложений (Приложение 1).

Электронная доска позволяет мне и обучающимся во время работы вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.

- Вывожу на экран картинки и прошу учащихся составить связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.



Ребята с удовольствием выходят к интерактивной доске и отмечают картинки по мере составления рассказа.

- Учимся выстраивать последовательность действий (начиная с любой картинки). Картинки размещаются в хаотичном порядке.



Ребенку предлагается взять любую картинку при помощи пера, и положить на какое – либо место. Поиграть в игру «Что было раньше – что будет позже», поочередно добавляя картинки слева и справа, выстроить логический ряд.

- Для развития связной речи предлагаю ребятам поиграть в игру «Придумаем сказку». На интерактивную доску выводятся начала предложений сказки, учащиеся пописывают конец предложений так, чтобы получился связный рассказ.

В сказочном городе жил……………

Он делал ………………………….

Однажды ………………………….... .

Придумай продолжение сказки.

- Любимое упражнение моих учеников – это соотнесение картинки с предложением.



Девочка идет под зонтом. Девочка запускает воздушного змея.

Хорошо стоять в сугробе.

Иду запускать кораблик.

Ребятам предлагается при помощи пера перетащить предложения к нужным картинкам.

- Конечно, на занятиях мы не обходимся без рисования. Я прошу кого-либо из участников выйти к доске и нарисовать небольшую картинку, по котором мы потом придумываем рассказ.

- В проведении занятий мне помогает использование мультимедийных программ и электронных учебников по русскому языку. Интерактивная доска при использовании такого рода продукции применяется в режиме мыши, подходить к выбору заданий надо очень внимательно.

Возможности использования интерактивной доски очень широки. Ваше желание и безграничная фантазия помогут придумать множество интересных упражнений для развития коммуникативной компетенции.

Результаты использования интерактивной доски за 3 года.

Самыми показательными, на мой взгляд, стали результаты независимой экспертизы развития ключевых компетенций в лице Автономной некоммерческой организации Центра Развития Молодежи дистанционного проекта «Эрудит-марафон учащихся». Данные, полученные в процессе независимой экспертизы, были проанализированы и полученный результат показал, что уровень развития УУД по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов, в классе «А», где проводился эксперимент значительно выше класса «Б» (Приложение 2).

Также, проанализировав и обобщив за 3 года результаты проведения мониторинга в «А» классе, где проводились развивающие занятия с использованием интерактивной доски и результаты класса «Б», где эксперимент не проводился, мы можем наглядно видеть более интенсивное повышение уровня обучения по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов в экспериментальном классе.

Сравнительные таблицы % качества обучения по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов за 3 года.

Главная ценность проведенной мною работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы заключается в активном участии и победах наших ребят на различных научно-практических конференциях окружного и городского уровней (в Приложении №3 частично представлены награды учащихся).

Список литературы.

  1. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорчук. Психологические аспекты проектной деятельности. / В помощь школьному психологу – М: Учитель, 2010г.

  2. С.С. Татарченкова. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. / Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2008г.

  3. Интерактивные доски в образовательном процессе. СПб, 2009г.

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утв. Приказом президента РФ № 271 от 04.02.2010г.

d:\сканы\сканирование0004.tif

d:\сканы\сканирование0005.tif

d:\сканы\сканирование0006.tif

d:\сканы\сканирование0001.tifd:\сканы\сканирование0002.tif

d:\сканы\сканирование0003.tif

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск