Скачать 0.7 Mb.
|
Коррекционная программа по адаптации ребенка к начальной школе Программа коррекционной работы Цель: создание комплекса условий для повышения эффективности адаптации ребенка к начальной школе. Задачи программы:
• формирование самоконтроля в процессе общения; Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов: - нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей; - комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребёнке; - междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, преподавателей, сопровождающих развитие ребенка. Концептуальный модуль Приступая к новому этапу в своей жизни, меняя привычную среду обитания, человек приспосабливается и к новым социальным условиям. В самом общем виде можно говорить о том, что процесс адаптации происходит путем активного приспособления личности к условиям социальной среды через освоение и принятие ею существующих норм, традиций, правил и т.д. В ходе приспособления происходит овладение индивидом различными социальными ролями, благодаря которым он может успешно развиваться и социализироваться. С другой стороны, в ходе данного процесса, помимо усвоения и принятия социального опыта, личность проявляет собственную активность и развивает свою уникальную индивидуальность, что находит свое выражение в определенном обособлении. Одним из первых опытов взаимодействия личности и среды является школа. Именно школа доводит до ребенка ценности и нормы общества, предлагая или предписывая ему определенные образцы поведения и деятельности, соответствующие общественным потребностям и целям. Школа, по сути, выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения). Таким образом, можно говорить о том, что именно на начальных ступенях образования происходит активная адаптации ребенка к социуму, первое интенсивное знакомство с нормами. Первоклассник, приходя в школу, сталкивается с качественно новой средой, и ему нужно время, чтобы адаптироваться к ней. Можно сказать, что основное изменение в жизни первоклассника — это смена привычного образа жизни, как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Всякая новая ситуация является для ребенка неопределенной, незнакомой, даже при условии того, что он знает о ней и его специально готовят, информируют о предстоящих изменениях. Сталкиваясь с новой обстановкой, организм ребенка мобилизуется, приходит в состояние «боевой» готовности, происходит обострение во всех слабых и трудных местах, что часто приводит к повышенной тревоге и проявлению хронических заболеваний. Именно поэтому важно не только знать об особенностях периода адаптации, но и о формах поддержки детей в этот период. Определенные трудности на пути ребенка будут всегда, и задача взрослых — не устранять их за него, не «подстелить соломку», а грамотно и аккуратно помочь ученику самому преодолеть их. Итак, что ожидает ребенка, поступившего в 1-й класс. В первую очередь он сталкивается с необходимостью общения с большим количеством детей и взрослых. Естественно, у него уже есть опыт общения со взрослыми людьми, но, как правило, отсутствует опыт формального общения с ними. Зачастую количество взрослых, с которыми ребенок плотно взаимодействует, небольшое (родители, воспитатели детского сада). Таким образом, на момент прихода в школу у младшего школьника может быть ограничена система общения со взрослыми. В то же время окружение ждет от ребенка, что он эту систему знает и должен быстро «влиться в струю». С первых дней в школе ребенок знакомится с большим количеством норм, традиций и правил. Это знакомство происходит, как правило, спонтанно и требует оперативного овладения всей информацией. В силу того, что школьных норм довольно много, ученик может испытывать трудности в их усвоении. А взрослые, в частности педагоги, часто забывают о том, что, помимо обязанностей, каждый ребенок имеет и свои права, которые зачастую грубо нарушаются или просто игнорируются. Обычно ребенок имеет определенное представление о том, что его ожидает в первом классе. Его к этому готовят, рассказывают, настраивают. Но, как правило, эти разговоры очень размыты и неконкретны. Зачастую ребенок воспринимает школу, 1 сентября как большой праздник и идет туда с этой установкой. Позднее у него может наступить разочарование, так как реальность не соответствует ожиданиям, может возникнуть эмоциональный спад, чувство вины. Проанализировав идеи и подходы различных авторов (О.В. Панферовой, Н.В. Вострокнутова, Л.С. Ивановой, О.А. Матвеевой, Е.А. Львова, М.Р. Битяновой, Н.Е. Шустовой, А.А. Реан и др.), Новикова Л.М. и Самойлова И.В. условно выделили те сферы и уровни в развитии ребенка, которые отражают характер его адаптации к среде. 1. Эмоциональный уровень, который включает в себя эмоциональное самочувствие ребенка, переживание состояние равновесия или тревоги. Ф.Б. Березин, освещая процесс адаптации личности к среде, указывает на то, что тревога, эмоциональный стресс, излишнее эмоциональное возбуждение лежат в основе развития адаптационных нарушений, а превышение определенного уровня тревоги приводит к нарушению поведения и препятствует успешной адаптации. Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональное благополучие ученика в первые месяцы его обучения в школе отражает характер его адаптации к среде. 2. Когнитивный уровень. Под когнитивным уровнем подразумевается уровень развития самосознания, а также наличие у ребенка определенных мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний. В процессе адаптации происходит принятие новых норм социального бытия на уровне сознания, что находит свое отражение в становлении образа «я», осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых социальных ролей, занимаемого статуса и т.д. 3. Поведенческий уровень адаптации отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношений с другими людьми. А.А. Реан отмечает, что одним из критериев адаптированности является внешнее поведение, которое соответствует требованиям среды. По его мнению, адаптированность соответствует не только реальному поведению личности согласно установкам общества, но и находит свое отражение в психоэмоциональной стабильности, личностной комфортности, состоянии удовлетворенности, отсутствии дистресса и т.д. Тем самым автор подчеркивает неразрывную связь между поведенческими проявлениями индивида и его эмоциональным состоянием. Н.Е. Шустова же, говоря о поведенческом аспекте, связывает его с когнитивным уровнем. Она пишет о том, что перестройка поведения, вызванная изменениями во внешней среде, зависит от перестройки сознания, которая происходит в результате усвоения социального опыта. Таким образом. Можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности всех трех уровней адаптации, поэтому их диагностика тоже должна проводиться лишь в комплексе. Таким образом, цель данной программы: создание комплекса условий для повышения эффективности адаптации ребенка к начальной школе. Задачи:
• формирование самоконтроля в процессе общения; В ходе построения коррекционной программы мы руководствовались следующими принципами:
Условия проведения Для проведения занятий необходимо просторное помещение со столами и стульями по количеству участников. Каждому ребенку на первом занятии желательно выдать альбом или альбомные листы, в котором бы выполнялись все индивидуальные работы. Оборудование:
Время проведения Продолжительность каждого занятия — 40 минут. Всего занятий — 15, по два занятия в неделю. Содержание коррекционно-развивающей программы
|