Скачать 176.59 Kb.
|
Муниципальное автономное учреждение МО г. Нягань «Няганская библиотечно-информационная система» Центральная городская библиотека Информационно-библиографический отдел Нягань, 2011 ББК 91.9:88 Т 65 Трудное время на пути в юность : рек. список лит. / МАУ МО г. Нягань «НБИС» ; сост. В. Н. Лукина. – Нягань, 2011. – 22 с. «Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда». Астафьев Виктор Петрович, русский писатель Воспитание подростков, пожалуй, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Особенности подросткового возраста: растущее стремление к самостоятельности, чувство взрослости, стремление к независимости и самовыражению, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых, – заставляют подростков бунтовать буквально против всего. Естественно, родителям, еще недавно бывшим главными в жизни своих детей, непросто принять такие изменения. В разных семьях используют разные методы и стили воспитания, по-разному проводят свободное время и общаются с ребенком, учитывают или не учитывают особенности подросткового возраста. Но как бы то ни было, воспитание подростков во многом будет зависеть от того, что было заложено в ребенке предыдущими периодами взросления. Кроме целенаправленного и осознаваемого воспитательного процесса, на ребенка влияет атмосфера в семье, социальные условия, ценности и традиции, уровень достатка и образования. Общаться и находить общий язык с подростками непросто, но возможно. Есть семьи, где воспитание подростков проходит легко и безболезненно для всех сторон, где впоследствии вспоминают подростковые "заскоки" с улыбкой и становятся настоящими друзьями и самыми близкими людьми на всю жизнь. Можно попробовать если не пройти этот период гладко, то приблизиться к этому идеалу. Предлагаемый список литературы освещает широкий круг вопросов, связанных с воспитанием, особенностями возрастного развития подростков, опасностями, которые проходят подростки в своем личностном развитии. Первый раздел пособия «Подростки – зона повышенного внимания» включает работы известных психологов и педагогов, которые содержат практические рекомендации, советы и психологические тренинги. Библиографические записи снабжены аннотациями и выдержками из этих изданий. Второй раздел «Жизнь не проста, когда тебе тринадцать, или Что читать современным подросткам». Предлагаются произведения художественной литературы различной тематики, которые могут помочь подросткам в процессе социализации, а также ответить на волнующие вопросы. Список литературы адресован родителям, педагогам, психологам, библиотекарям, а также самим подросткам. Кроме того, дополнительно можно воспользоваться другими пособиями, адресованными специалистам и родителям, выпущенными в нашей библиотеке:
«Сегодня дети – завтра народ» С. В. Михалков, русский писатель 1. Дольто Ф. На стороне подростка / Ф. Дольто ; пер. с фр. А. К. Борисовой ; предисл. М. М. Безруких. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2010. – 424 с. – (Авторитетные детские психологи). Книга «На стороне подростка» была создана французским психологом Франсуазой Дольто по многочисленным просьбам читателей. В этом издании, как и в своей книге «На стороне ребёнка», Ф. Дольто сохраняет подход к освещению темы детства и отрочества – глубокий, деликатный и вдумчивый. Она поднимает такие «неудобные» темы, как сексуальность и гомосексуальность, одиночество и школьные трудности, употребление наркотиков, самоубийства, взаимоотношения родителей и подростков, побеги из дома и прочее. Автор размышляет о том, каковы социальные предпосылки подростковых проблем, предоставляя читателю возможность подумать, как встать на сторону подростка. Издание адресовано родителям, педагогам, психологам, семейным психотерапевтам, социальным работникам и др. 2. Ильина Н. А. Растить дочь. Как? / Н. А. Ильина. – CПб. : Вектор, 2009. – 208 с. – (Лучшая книга о ребёнке). Рекомендуемая книга поможет понять, чем воспитание девочки отличается от воспитания мальчика; какую роль играет в жизни девочки отец; почему наступает период, когда девочка вступает в конфликт с окружающим миром, и что нужно делать, чтобы помочь ей без душевных потерь выбраться из этой ловушки. 3. Косякова О. О. Возрастные кризисы / О. О. Косякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 224 с. – (Высшее образование). Подростковый кризис. Что это такое? Как долго это длится? Каковы симптомы этого явления? На все эти вопросы вы найдете ответы в этой книге. Издание предназначено для студентов, но может быть полезно и специалистам – педагогам, психологам, а также родителям, интересующимся вопросами воспитания детей. 4. Литвак Н. Наши хорошие подростки / Н. Литвак. – М. : Альпина нон-фикшн, 2010. – 254 с. По статистике, голландские дети – самые счастливые в мире. Именно в этой стране живёт и растит двух девочек автор книги Нелли Литвак. Будучи успешным профессионалом, она тем не менее одним из главных своих достижений считает хорошие отношения со старшей дочерью. А доверительные отношения в семье психологи рассматривают как отправную точку благоприятного становления личности. Наблюдая педагогические успехи и провалы родителей и учителей, семейный и школьный уклад нескольких поколений в России и в Голландии, сравнивая традиции образования и воспитания, Нелли Литвак решила систематизировать собственные методы и накопленный опыт и поделиться им. Так появилась эта мудрая, весёлая и полезная книга, рассказывающая, с какими проблемами сталкиваются родители многих подростков, как их решать, а главное, почему общаться с подростками интересно и весело. 5. Психология современного подростка / под ред. проф. Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2005. – 400 с. Коллектив авторов-психологов в начале 1990-х годов начал изучение подростков 12-16 лет и в течение последующего десятилетия прослеживал те изменения, которые вносит социально-экономический кризис и расслоение общества в их психическое развитие. Психологический портрет современного подростка отражает динамику влияния социальных перемен на ценности, проблемные переживания, отношение к будущему, школьные успехи, взаимоотношения с родителями, сверстниками и т.д. В книге приводятся психологические характеристики подростков из детского дома и из благополучных семей, а также из групп риска и осужденных, находящихся в колонии. Практическую направленность сборника дополняют реабилитационные программы, апробированные в работе с подростками группы риска, осужденными, имеющими высокую проблемную озабоченность. Книга будет полезна в работе профессиональным психологам, работающим с подростками. 6. Гордеева Т. О. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин // Вопр. психологии. – 2010. – № 1. – С. 24-33. В статье приводятся данные исследования о влиянии позитивного мышления на школьную успеваемость учащихся в возрасте от 14 до 18 лет. Статья будет полезна школьным психологам, учителям, родителям. 7. Жарков Г. «Пусть мне будет больно…» : [о формах телесного экспериментирования подростков] / Г. Жарков // Первое сентября. – 2010. – № 6. – С. 18. В статье рассматривается самоповреждающее поведение старших подростков (от 16 лет). Существует тенденция к увеличению таких случаев и утяжеление форм самоповреждений, в том числе угрожающих жизни. Почему это происходит, - выясняют психологи. 8. Зарипова Ю. Поверь в себя : Программа психологической помощи подросткам / Ю. Зарипова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первое сентября», серия «Школьный психолог»; вып. 4). Издание предназначено школьным психологам, работающим с подростками. Юлия Ринатовна Зарипова, специалист из Санкт-Петербурга, совмещает практическую деятельность с научными исследованиями, и это нашло отражение в предлагаемом материале. Качественные и подробно описанные сценарии занятий помогут психологам-практикам выстроить научно обоснованную систему психологической помощи подросткам. 9. Казанцев В. Тату и пирсинг – только ли в моде дело? : Специалисты считают, что самоповреждающее поведение – это симптом психологического неблагополучия / В. Казанцев // Первое сентября. – 2010. – № 6. – С. 18. Подростковые эксперименты с телом и болью, зачем это нужно? Психологи считают, что такое поведение (самоповреждающее) помогает справиться с сильными эмоциями, либо невозможностью решить какую-то проблему. Большинству таких подростков требуется когнитивно-поведенческая терапия (коррекция мыслительных установок). 10. Литвяк Е. Отрочество вполсилы : Почему сегодняшние четырнадцатилетние так боятся сделать лишнее движение – физическое, интеллектуальное, душевное / Е. Литвяк // Первое сентября . – 2011. – № 8. – С. 18. Размышления педагога о современных подростках, почему они замкнуты, скованы, малообщительны, может, им страшно становиться взрослыми. Может быть, им нужна другая новая педагогика? 11. Пакулина С. Осознание психологических защит : Применение опросника «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика для формирования адаптивных способностей подростка / С. Пакулина // Школьный психолог. – 2010. – № 13. – С. 9-14.1 В статье предлагается техника работы с методикой «Индекс жизненного стиля» (ИЖС), позволяющая выявить восемь способов психологической защиты в процессе социально-психологической адаптации подростка. Метод поможет подростку ориентироваться в ситуации выбора и приобрести гибкость в поведении. 12. Пятаков Е. Агрессия: лечение через осмысление : [педагогические методы работы с агрессивными подростками] / Е. Пятаков // Школьный психолог. – 2010. – № 13. – С. 17-32. В статье рассматривается проблема человеческой агрессивности, предлагаются методы поэтапной работы с агрессивными подростками. 13. Пятаков Е. Подросток и смысл жизни: ещё одна попытка ответа / Е. Пятаков // Школьный психолог. – 2010. – № 4. – С. 17-32. Потребность в смысле жизни существует как реальное психологическое и духовное явление. Психологи пытаются помочь молодым людям найти свой дальнейший жизненный путь. Поднимаются довольно сложные вопросы «отцов и детей», смысла и цели жизни, преодоления психологических барьеров… 14. Рязанкина Е. Авторитаризм как средство манипулирования в подростковой среде / Е. Рязанкина // Школьный психолог. – 2011. – № 6. - С. 17-31. Цель публикации – рассказать об актуальной проблеме и реально существующей опасности деструктивного воздействия на личность подростка в современном обществе, о признаках, этапах, технологиях психологического манипулирования и способах профилактики этого явления. Подобная информация необходима учителям, классным руководителям, социальным педагогам и другим работникам образования – именно тем людям, которые в силах предотвратить попадание подростка в рискованные ситуации в переходный момент их жизни. 15. Фельдман Н. Б. Особенности психологической работы с подростками, обратившимися на «Телефон доверия» / Н. Б. Фельдман // Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 203-208. Главное - увидеть в колючем и неудобном подростке человека, которому нужно помочь понять, что он многое может, что он интересен другому, что у него есть собственные силы для решения проблем, - считает психолог-консультант «Телефона доверия». 16. Шадрина С. В. Влияние рекламы на потребительское поведение подростков / С. В. Шадрина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – № 1. – С. 85-96. В проведенных исследованиях рассматривается реклама не только как средство продвижения товаров и услуг, но и как средство обучения подростков. Анализируется действие рекламы в СМИ и в Интернете на подростков, на их потребительское поведение, психологические особенности восприятия и т. д. 17. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога : курс лекций. Лекция 3. Общие подходы к оказанию психологической помощи при личностных кризисах // Школьный психолог. – 2009. – № 19. – С. 37-47 ; Лекция 4. Подростковый кризис и его особенности. Роль семьи и родительского программирования в возникновении кризисных ситуаций // Школьный психолог. – 2009. – № 20. – С. 36-43 ; Лекция 6. Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков // Школьный психолог. – 2009. - № 22. – С. 37-47 ; Лекция 7. Профилактика и конструктивное разрешение кризисных ситуаций // Школьный психолог. – 2009. – № 23. – С. 39-44 ; Лекция 8. Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков // Школьный психолог. – 2009. – № 24. – С. 38-47. Основной целью учебного курса является освоение определённых видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач оказания психологической помощи детям и подросткам, которые оказались в ситуации личностного кризиса. Курс подготовлен доктором психологических наук Шнейдер Лидией Бернгардовной. 18. Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации / Т. Шульга. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка «Первое сентября», серия «Школьный психолог» ; вып. 25). В издании представлены материалы, посвященные проблеме детских кризисов. Автор Татьяна Ивановна Шульга, доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области психологии детей, лишенных родительского попечительства и детей-сирот, рассказывает о том, как помочь ребёнку, оказавшемуся в кризисной ситуации. Эти материалы могут быть полезны всем специалистам, которые работают с детьми, переживающими кризис. 19. Яковлева Т. В. Влияние экранного насилия на состояние агрессивности в подростковом возрасте / Т. В. Яковлева // Психология здоровья и личностного роста. – 2008. – № 3. – С. 13-19. Проблема жестокости и насилия в средствах массовой информации рассматривается с разных точек зрения отечественными и зарубежными психологами. 20. Янушевский В. Речевая защита и речевая агрессия подростков / В. Янушевский // Школьный психолог. – 2009. – № 14. – С. 6-8 ; № 17. – С. 6-8. «Вообще же надо стараться, чтобы у детей просто не возникало желания ругать кого-то, тогда они не будут сквернословить и говорить бранные слова», - советовал А. Фромм. Почему подростки выбирают ненормативную лексику и что можно сделать, чтобы избежать этого, - размышляет автор статьи. «Воспитание – это наука, обучающая наших детей обходиться без нас» Л. Э. Вилфрид, французский писатель «Книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя» В. А. Сухомлинский, русский педагог Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Иванов С. А. Тринадцатый год жизни : повесть / С. А. Иванов. – М. : Детская литература, 1982. – 47 с. Сергей Иванов пришёл в детскую литературу, когда на фоне «оттепели» уже стало можно произносить вслух слово «душа». Это определило характер творчества многих авторов и создало целое направление в подростковой советской литературе. «Говорят, можно услышать, как растёт трава. А можно услышать, как душа взрослеет?» |