Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 84.66 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.05.2014
Размер84.66 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Психология > Методическая разработка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3”


Ассоциативно-образное мышление

как условие развития творческих способностей обучающихся.

Методическая разработка открытого урока

Составитель: преподаватель художественных дисциплин

Антонникова Ирина Владимировна


г. Нижневартовск

2012

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего доклада – «Ассоциативно – образное мышление как условие развития творческих способностей обучающихся».
Основной задачей художественного отделения детской школы искусств является развитие творческих способностей обучающихся и становление творческой личности (то есть создание своего «Я», своей индивидуальности), способной созидать нечто особенное, яркое, неповторимое, оригинальное…

Слайд 2.

Ученые выделяют следующие качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

- определенный уровень интеллектуальных способностей;

- аналитические способности;

-быстрота реакции и легкость ассоциирования;

-нестандартность мышления;

-творческое воображение.

Сформированы ли эти качества в достаточной степени у детей к 10-11 летнему возрасту?! Многим преподавателям знакома ситуация, когда на определенную тему композиции воспитанникам, порой, очень сложно придумать даже небольшое количество эскизов, поисковых вариантов. С чем это связано? Во-первых, в силу возраста у юных художников нет жизненного опыта, чтобы в определенной степени прочувствовать и осознать ту или иную тему композиции. Во- вторых, у них только начался процесс развития абстрактного мышления, умения анализировать и обобщать материал. А в-третьих, самое важное, у обучающихся еще не сформировано на достаточном уровне ассоциативно-образное мышление, целями которого являются - создание новых оригинальных идей, создание смысловых связей, стимуляция воображения, улучшение запоминания и вспоминания. Следовательно, если преподаватель стремится создать условия для повышения творческого потенциала своих воспитанников, то в числе основных задач стоит задача развития ассоциативно-образного мышления обучающихся.

У.Джеймс отмечал, что «…гении отличаются от обыкновенных умов развитием способности к ассоциациям …».

Слайд 3.

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Ассоциативно-образное мышление – это мышление, базирующееся на ассоциациях. Такое мышление является важной частью разума по переработке информации, которая делает возможным обобщение и абстрагирование какого-либо логического анализа. Любой человек использует в своем мышлении ассоциации. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем добрые руки своей бабушки; при произношении слова «лимон», мы можем заметить, как происходит выделение слюны; кто-то говорит «лес» и в нашем сознании всплывает образ грибов в корзине. Все это обуславливается ассоциативной связью психических явлений (элементов) в нашей психике.

Обычно выделяют четыре класса ассоциаций:

-по смежности во времени или пространстве (то есть по близости, когда одно представление вызывает другое благодаря временному или пространственному совпадению); например: дом - кирпич, улей - пчелы, зима - снег- мороз…

-по сходству (по подобию, то есть похожие по какому-либо признаку: по форме, по цвету, по функции); например: мяч-арбуз; лимон - лимонад; уличный фонарь - керосиновая лампа…

-по контрасту (то есть противоположное по какому - либо свойству) например: добро-зло; отец-мать; гора-равнина…

-причинно - следственные; например: молния - гром.

В литературных источниках предлагается достаточно много интересной информации об упражнениях на развитие ассоциативного мышления. Приведу несколько примеров таких упражнений.

- Продолжить цепочку ассоциаций.

Начинаем цепочку ассоциаций с какого - либо слова, произносим следующее слово, возникшее по ассоциации. Например, автобус - остановка – тротуар – пешеход – обувь – магазин и так далее.

- Найти цепочку ассоциаций.

Выбираем два слова, ищем цепочку слов – образов, которая начинается первым выбранным словом и заканчивается вторым. Например, есть два исходных слова: пень и карандаш. Составим цепочку: пень – дерево – бумага – карандаш.

- Найти подходящие слова.

Называются два – четыре слова, предлагается подобрать слова, которые подходили бы к каждому исходному слову одновременно. Например, исходные слова: дерево, озеро, лужайка. Подходящие слова: поместье, сад, курорт.

Как правило, эти упражнения носят устный характер, а на уроках изобразительного искусства, помимо теории, очень важны практические задания, одно из которых сегодня будет представлено вашему вниманию.

В рабочей программе по предмету «станковая композиция» в первом классе прописана тема «Сказки и фантазии», на которую отведено 16 учебных часов. Первый урок - вводное занятие, на котором обучающиеся на примере литературных произведений и репродукций картин русских художников, знакомятся с такими понятиями, как «художественный образ», «выразительные средства композиции».

Второй урок, презентацию которого я хочу вам представить, урок – практикум, урок – творческое упражнение, ориентирован на развитие ассоциативно - образного мышления обучающихся. Этот урок был дан как открытый урок на город в рамках педсовета «Развитие творческих способностей обучающихся».
Слайд 4.

Тема урока: «Выразительные средства композиции».
Цель урока: формирование ассоциативного мышления через применение в работе выразительных средств композиции, через умение фантазировать и выражать эмоции в словесной форме.
Слайд 5.

Задачи урока:

1.Предметно-информационная составляющая.

-познакомиться с новым понятием - «ассоциация»;

-повторить выразительные средства композиции, применяемые для передачи определенных образов.

2.Деятельно-коммуникативная составляющая.

-учиться находить определенные образы в хаотичности линий, дополняя их цветом;

-учиться анализировать свою работу, представляя ее зрителю.

3.Личностно-ориентационная составляющая.

-воспитывать усидчивость, интерес к сложному предмету, аккуратность в работе.
Практическое задание урока: найти определенные образы среди проведенной хаотичной кривой линии, дополнить их, ввести цвет, составить небольшой рассказ о своей работе.
Тип урока: комбинированный.
Преобладающие методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование для преподавателя: таблица «Выразительные средства композиции», таблицы с изображением различных линий, тоновых и цветовых пятен, таблица с понятием «Ассоциация», план описания композиции, лист бумаги формата А-3, простой карандаш, маркер черный.
Может возникнуть вопрос – почему в классе есть интерактивная доска, которая не используется преподавателем во время урока? На тот момент доска еще не функционировала (не был подключен проектор).
Оборудование для обучающихся: мольберт, лист бумаги формата А-3, простой карандаш, маркер черный, акварельные краски, кисти, палитра, банка с водой.
Сейчас рассмотрим структурные элементы урока и видеосюжеты к ним, опираясь на которые, я сделаю некоторые комментарии.
Слайд 6.

Первые два этапа - организационный этап и этап сообщения темы, целей и задач урока объединены мною в один слайд. Поскольку организационный этап на уроках проводится систематически, он получился достаточно кратковременным, обучающиеся достаточно быстро включились в деловой ритм, были внимательны и сосредоточены, что является показателем выполнения дидактической задачи данного этапа. Задачей этапа сообщения темы, целей и задач урока стала - стимуляция познавательной деятельности обучающихся, ее целенаправленность на формирование ассоциативно – образного мышления.

Видеосюжет на слайде № 6.
Слайд 7.

На этапе актуализации знаний, используя последовательную, логически выстроенную мотивационную беседу, постановку учебной проблемы, я направляю обучающихся на совместный поиск цепочек ассоциаций к ранее изученным словам и терминам - «выразительность», «выразительно», постепенно переходя к объяснению нового материала.
Видеосюжет на слайде № 7.
Слайд 8.

На этапе усвоения новых знаний, при объяснении нового материала, перед обучающимися ставятся проблемные ситуации, эвристические вопросы, направленные на формирование ассоциативного мышления, требующие активной мыслительной деятельности обучающихся. Используются методы, усиливающие восприятие изучаемого материала (словесный, наглядный, метод показа выполнения практического задания).
Видеосюжет на слайде № 8.

Слайд 9.

Этап закрепления нового материала

На данном этапе происходит выполнение обучающимися практической работы - творческого задания и индивидуальная работа преподавателя с воспитанниками, при этом используется актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся, используются приемы мышления обучающихся (анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация), что в свою очередь ведет к постепенному формированию ассоциативно - образного мышления.
Видеосюжет на слайде № 9.
Слайд 10.
На этом же этапе урока хотелось бы обозначить одну нестандартную ситуацию. Когда один из обучающихся не справился с заданием, преподаватель обратился к классу с просьбой помочь однокласснику найти образ. Вы можете пронаблюдать, с каким интересом сами дети помогают своей подруге, искренне демонстрируя чувство товарищества, сплоченности коллектива.
Видеосюжет на слайде № 10.
Слайд 11.
На этапе подведения итогов урока происходит анализ выполненной работы. Обучающийся представляет свою работу по предложенному плану (алгоритму). Здесь очень важно не только нарисовать образ, но и придумать какую-то историю про своего героя, что в свою очередь влияет и на формирование ассоциативно - образного мышления, и на развитие литературной речи обучающихся, что является выполнением одной из приоритетных задач школы.
Видеосюжет на слайде № 11.

(Комментарии - В первом классе достаточно сложно красиво рассказать какую – либо историю, складно придумать какой-нибудь рассказ, видно, что дети еще только учатся говорить, но подобные задания постепенно готовят обучающихся к защите итоговой композиции ).
Слайд 12.
Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание имеет творческий характер – это своего рода маленькая защита проекта.
Видеосюжет на слайде № 12.
В заключении хочется отметить, что формирование ассоциативно - образного мышления происходило в течении всего урока, практически на каждом его этапе. Конечно, много таких творческих уроков - упражнений быть не может. Но если преподаватель стремится создать условия для повышения творческого потенциала своих воспитанников, то в той или иной степени, в той или иной форме, хотя бы на одном из этапов урока (и не только на уроке композиция), применяя различные методы обучения, он ставит и постепенно выполняет задачу развития ассоциативно-образного мышления обучающихся. Такие уроки стимулируют юных художников на дальнейшее занятие изобразительной деятельностью, повышают желание создавать прекрасное.

Слайд 13.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., МГУ, 1990

  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1986.

  3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений. В 6-ти тт. т.2, М.: Педагогика, 1982;

  4. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений.  М.: Политиздат, 1988г.

  5. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977;

  6. Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей!! Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.

  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

  8. Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., Педагогика, 1989.

  10. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981.


.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск