Скачать 255.94 Kb.
|
РАБОТА ШКОЛЫ №8 ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ г. Краснокамск 2013 год I. Цели и задачи, нормативно правовая база, организация профилактической деятельности в школе Цель социальной работы:
Задачи:
Нормативно-правовая база воспитания в системе образования:
II. Программа школы № 8, по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении. Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи: - оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; - явление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования; - выявление семей, находящихся в социально-опасном положении; - обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; - осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение. Программа профилактики школы № 8 цель, которой способствовать укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации, педагогов, родителей, общественности школы и других субъектов системы профилактики. Программа реализуется в школе третий год. Остановимся на наиболее важных аспектах Программы «Профилактика правонарушений». 1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими учениками. 2. Работа над посещаемостью является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Классные руководители установили ежедневный контроль за посещаемостью уроков. В случае пропуска занятий учеником у родителей сразу выясняется причина отсутствия и устанавливается контроль со стороны родителей и педагогов, социального педагога, куратора за посещаемостью за поведением «прогульщика». Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение инспекторов ОВД и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка. 3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений деятельности. В школе открыто 19 кружков. В школьном спортивном клубе «Атлет» 12 секций. «Группа риска» – 100%, СОП – 100%.(см. приложение) 4. Пропаганда здорового образа жизни приоритетным для детей являются знания о вредных привычках, их последствиях для здоровья, о здоровом питании, риске сексуальных отношений, о предотвращении экологических катастроф. К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек мы привлекаем специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов, тесно сотрудничаем с ЦДБ, ЦДТ) оказывают помощь родители. 5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. На родительских собраниях информируем об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе привлекаем сотрудников правоохранительных органов. В школе работает школьная служба примирения. 6. Профилактика наркомании и токсикомании. В беседах с подростками о вреде наркомании стараемся включать интересные жизненные примеры, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. В библиотеке в месячник по формированию ЗОЖ (декабрь) оформляется специальный стенд с брошюрами, журналами и другим информационным материалом по профилактике наркомании. Одним из направлений антинаркотической пропаганды в школе является предостережение учащихся путем демонстрации страшных последствий употребления наркотиков: показов ярких и наглядных фильмов, , музей патоанатомии и т.д. В марте 2013 года приняли участие в тестировании на содержание наркотических средств. 7. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. В выявлении такой категории детей и родителей участвует весь педагогический коллектив школы. Социальный педагог, классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляем акты обследования жилищных условий, выясняем положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении, строится в тесном контакте с Комиссией по делам несовершеннолетних, инспекторами ОВД, органами социальной защиты, специалистами-психологами, сотрудниками центров социально-психологической помощи, органами опеки и попечительства, родительской общественностью. 8. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальных планов сопровождения. Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается только при наличии письменного заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов, школьной общественности, и других сообщений государственных органов (комиссии по делам несовершеннолетних, определения или приговора суда, информации из ПДН, органов дознания или следствия ОВД). Жалобы, заявления и другая информация о противоправных действиях учащихся проверяются, подписывается договор с родителями, а затем ШМПК составляет и реализует индивидуальный план сопровождения. Классные руководители составляют второе расписание, которое контролируется куратором и координатором ребенка. С педагогами предметниками заключаются договора на дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска» и СОП. 9.Рейды: а) по неблагополучным семьям. б) по местам массового скопления молодежи в) тематические рейды по планам ОДН, КДН. III. Методы и технологии, используемые в профилактической деятельности Социально-педагогическая служба МОУ СОШ № 8 ведёт работу по следующим направлениям:
В начале года на совещании классных руководителей по работе с детьми группы риска и СОП проводится анализ данной работы за прошлый год, определяется ее результативность, разрабатываются формы и методы эффективного воздействия на ученика из «группы риска» и СОП. В течение года проводятся совещания классных руководителей, заседания Педагогического совета, совещания и консилиумы по индивидуальному сопровождению на которых поднимаются и освещаются вопросы, касающиеся профилактической деятельности работы коллектива с детьми группы риска и СОП, социально неблагополучными семьями, межведомственного взаимодействия. На учащихся, состоящих на внутришкольном учете ведутся ИПС, где фиксируются особенности причины отклонения от нормы поведения, отражаются работа классных руководителей с детьми, социального педагога по отношению ученика к учебе, учителям, товарищам, к общественным поручениям, дополнительному образованию. Куратор организует всю работу с учеником, а координатор проекта контролирует своевременное выполнение ИПС. Совместно с инспекторами ОДН, классные руководители, социальный педагог проводят рейды в семьи учащихся «группы риска» и СОП, в неблагополучные семьи с целью выявления микроклимата в семье, взаимоотношений членов семьи, организации досуга семьи. На основе наблюдений определяется план работы с данной семьей по оказанию педагогической помощи по воспитанию подростка из данной семьи, по оказанию моральной и по возможности материальной помощи многодетным малоимущим семьям, оказавшейся в трудной ситуации, по реабилитации родителей, страдающих вредными привычками, по оказанию помощи в трудоустройстве. Совместно с КДН и ОВД проводится работа по привлечению к административной ответственности родителей, уклоняющихся от выполнения Закона об образовании, родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, а также родителей, не осуществляющих надлежащего надзора за детьми. Поддерживается тесная связь с органами опеки и попечительства. Учащиеся, над которыми установлена опека, находятся в постоянном внимании со стороны администрации, социального педагога, классного руководителя. Оказывается своевременная помощь опекунам по воспитанию ребенка, помощь в организации летнего отдыха и внеурочной занятости. Проведены общешкольные и классные родительские собрания по темам:
В течение года проводятся классные часы по предупреждению у подростков вредных привычек, правонарушений по различным темам, направленным на формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения: Согласно плана воспитательной работы школы проводятся следующие мероприятия:
На классных часах, на уроках обществознания, ОБЖ учащиеся знакомятся с основами правоведения:
Социальной службы школы в микрорайоне проводится мониторинг с целью выявления семей, оказавшихся в трудной ситуации, и несовершеннолетних «группы риска» путем анализа социальных паспортов классов, сообщений из ОДН, КДН, ССР, из детской поликлиники, путем проведения доверительных бесед классных руководителей с учащимися и их родителями, путем проведения тактичной проверки сигналов со стороны жителей микрорайона и своевременного реагирования на них. С целью пропаганды среди учащихся здорового образа жизни проводятся школьные спортивные соревнования по лыжам, волейболу, настольному теннису, легкой атлетике, акробатике. В школе работает спортивный клуб «Атлет», реализующий краевой проект «Школьный спортивный сертификат» Учет школьников «группы риска» Для комплексного контроля детей «группы риска» и неблагополучных семей заместителям директоров школ по воспитательной работе и социальным педагогам предлагаем используются следующие формы учета. Таблица 1. Охват учащихся школы внеурочной досуговой деятельностью (второе расписание)
Данные заносятся в регистр Table Pro. Таблица 2. Неуспевающие учащихся за четверть
Таблица 3. Контроль посещаемости уроков учащимися, склонными к прогулам
Таблица 4. Статистические данные за учебный год
|