«УТВЕРЖДАЮ»
Директор лицея:
______________________
(Н.А.Соколов)
«____» сентября 2010 г. «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР:
_____________________
(С.Е.Залецкая)
«____» сентября 2010 г. РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры:
_____________________
(С.Е.Залецкая)
«____» сентября 2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Учебный год: 2010 – 2011
Классы: 10А, 10Б (34 часа)
(группа социально-гуманитарного профиля)
Классы: 11А, 11Б (17 часов)
(группа физико-математического профиля)
Педагог-психолог - Залецкая Светлана Евгеньевна
I. Пояснительная записка Преподавание психологии предполагает сотрудничество старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.
Цели преподавания психологии:
Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры.
Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).
Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.
Рабочая учебная программа “Основы психологии” составлена на основе:
А) программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В. Дубровиной, 2003).
Б) Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманитарный Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.1. Основы психологии: 10 класс.
Программа рассчитана на 2 года обучения (10 - 11 классы, 34 часа ежегодно). Курс психологии рассчитан на подростков 16 – 17 лет, соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов девушек и юношей.
В 2010-2011 учебном году в 10 классе курс «Основы психологии» рассчитан на 34 часа еженедельно, в 11 классе – на 17 часов.
Программа включает в себя следующие разделы: Введение в науку, Познавательные процессы, Эмоции и чувства (10 класс), Личность, Межличностные отношения, Общение, Жизненное самоопределение (11 класс).
Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также ориентировано на обращение к тем проблемам (в недирективной форме), которые важны для девушек и юношей в силу возрастных особенностей развития.
Возраст учащихся 10-11 классов благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Поэтому с ними в учебной работе по психологии основное внимание уделяется формированию их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни. Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:
гуманизация образования
интеграция предметов
дифференциация и индивидуализация обучения
природосообразность материала
доступность образования
логичность и системность изложения материала
полнота и завершенность содержательных линий.
Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:
Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.
Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях “психологического” взаимодействия, его целях и результатах.
Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Курс «Основы психологии» имеет теоретико-прикладную направленность, то есть в каждой теме предусматривается психологический практикум, в котором старшеклассникам предлагаются: психотехнические игры и упражнения, игры-коммуникации, анализ конфликтных ситуаций, рефлексивные упражнения. Занятия содержат следующие элементы:
Ведется индивидуальная работа в тетради, которые хранятся у старшеклассников, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.
Работы в тетради проверяются и оцениваются: записывается мнение, реплика, риторический вопрос, размышление психолога как индивидуальная обратная связь.
Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.
В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми юношеского возраста:
Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.
Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.
Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:
устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
“универсализация” трудностей через использование проективных форм “Одна девушка...”, “Большинство людей...”;
обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;
контроль “уровня достижений” в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в “поле опыта” учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).
Механизм оценивания результатов:
1. Владение фактами:
- установление причин фактов;
- установление взаимосвязей между фактами;
- отличие основных фактов и фактов второстепенных.
2. Владение проблематикой:
- формулирование проблем по теме;
- умение отыскать возможные пути решения проблемы.
3. Владение понятиями:
- раскрытие содержания понятий;
- установление взаимосвязей между понятиями;
- практическое применение понятий.
4. Владение правилами и приемами:
- формулирование правил, требований, приемов;
- раскрытие содержания правил, требований, приемов;
- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов.
5. Проверка навыков:
- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение;
- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение;
- самоанализ результатов выполнения подобных действий. В ходе изучения курса учащиеся будут участвовать в проектно-исследовательской деятельности, создавать проекты, которые будут представляться на научно-практической конференции старшеклассников. Поэтому в учебном плане предусматривается работа над проектами.
II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» (10 КЛАСС)
Содержание программы
10 класс (34 часа)
№ п/п
| Раздел
| Название темы урока
| Основные термины
| Домашнее задание
| 1
| 1. Введение в психологию
| Что изучает психология? Значение и задачи психологии как науки.
| Психология как наука, психика, отрасли психологии
| Придумать 5 вопросов из области психологии
| 2
| Головной мозг и психика. Зависимость психической деятельности человека от особенностей его нервной системы
| Нейропсихология, межполушарная асимметрия
| Мини-сочинение «Что делает мой мозг, когда я сплю?»
| 3
| Практикум: Методы психологии. Проективные методики как средство самопознания
| Психические явления, познавательные процессы, свойства психики, состояния психики, метод
| Наблюдение «Как я (член моей семьи) провела выходной день» (по схеме)
| 4
| 2.Учебный проект
| Как создать свой проект. Основы проектно-исследовательской деятельности
| Проект, проектная деятельность, этапы проектирования
| Распределение учащихся по рабочим группам, определение темы проекта
| 5
| 3. Ощущение и восприятие
| 1. Понятие об ощущениях. Как мы ощущаем окружающий мир.
| Ощущение, виды ощущений, пороги ощущений, адаптация, сенсибилизация, синестезия
|
Мини-сочинение
«Самое сильное ощущение в моей жизни»
| 6
| 2. Понятие о восприятии. Восприятие другого человека
| Восприятие, свойства восприятия, константность, активность, иллюзии восприятия
| 7
| 3. Практикум: «Я создаю картину окружающего мира»
| Рефлексия
| Подготовка проектов
| 8
| 4. Память
| 1. Понятие о памяти. Процессы и виды памяти.
| Память, виды памяти, процессы памяти
| Подготовка проектов
| 9
| 2. Особенности моей памяти
|
| Подготовка проектов
| 10
| 3. Практикум: Мнемотехнические приемы. Отработка и усвоение некоторых из них.
| Мнемотехнические приёмы
| Подготовка проектов
| 11
| 5. Мышление
| 1. Мышление и его характеристика
| Мышление, виды мышления, операции мыслительные, ум, интеллект
| Приготовить логические задачи, вопросы
| 12
| 2. Особенности моего мышления
| Мыслительные операции
| Подготовка проектов
| 13
| 3. Практикум: Исследование моего мышления
| Креативность мышления
| Подготовка проектов
| 14
| 4. Тренинг мышления
|
| Подготовка проектов
| 15
| 6. Воображение
| 1. Воображение и его характеристика
| Воображение, воссоздающее и творческое воображение, галлюцинации, приёмы воображения: агглютинация, акцентирование, схематизация,
| Рисунок «Несуществующее животное»
| 16
| 2. Воображение и аутотренинг
| Аутогенная тренировка, медитация, саморегуляция
| Упражнения на саморегуляцию (отработка)
| 17
| 3. Сновидения как форма воображения.
| Фрейдизм
| Подготовка проектов
| 18
| 4. Практикум: Воображение. Фантазия. Творчество.
| Проективные методики, эмпатия, рефлексия
| Подготовка проектов
| 19
| 7. Внимание
| 1. Понятие о внимании. Свойства и виды внимания.
| Внимание, концентрация, распределение, объём, устойчивость, переключение внимания, доминанта
| Подготовка проектов
| 20
| 2. Особенности моего внимания.
|
| Творческая работа «Мой помощник в жизни – Внимание»
| 21
| 3. Практикум: Как управлять своим вниманием?
| Гиперактивность
| Подготовка проектов
| 22-23
| Презентация проектов
| Анализ проектной деятельности. Предварительная защита проектов
|
| Подготовка проектов
| 24
| 8. Эмоции и чувства
| 1. Понятия об эмоциях и чувствах, их физиологические основы
| Эмоции, чувства, информационная теория П.Симонова, Теория Джемса-Ланге, теория Йеркса-Додсона
| Подготовка проектов
| 25
| 2. Виды эмоций: положительные, отрицательные, стенические, астенические.
| Виды эмоций, приспособительно-защитная функция эмоций
| Подготовка проектов
| 26
| 3. Виды чувств. Настроения, аффекты, страсти, стресс.
| Аффекты, настроение, страсти, стресс
| Подготовка проектов
| 27
| 4. Способы выражения эмоций и чувств
| Агрессия, «Я-высказывание»
| Памятка «Как я справляюсь со стрессом?»
| 28
| 5. Трудные состояния, их типология
| Трудное состояние, монотония, скука, депрессия, фрустрация, дистресс, стресс
| Памятка «Как я готовлюсь к экзаменам?»
| 29
| 6. Психологический стресс: что с ним делать?
| Травматический стресс, посттравматические стрессовые нарушения, экзаменационный стресс
| Памятка «Что делать, если…?» (о трудных ситуациях на экзаменах)
| 30
| 7. Основы саморегуляции
| Саморегуляция, мышечная релаксация, ресурсное состояние
| Упражнения на саморегуляцию (отработка)
| 31
| 8. Практикум: Эмоциональный термометр (измерение своего эмоционального состояния)
|
| Подготовка проектов
| 32
| 9. Практикум: Как стать собственным психотерапевтом?
|
| Подготовка проектов
| 33-34
| Защита проектов
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» (11 КЛАСС)
11 класс (17 часов)
Раздел
| Название темы занятия
| Основные термины
| Домашнее задание
| 1. Личность
| 1. Юношеская «Я-концепция». Знаю ли я свой возраст?
| Возрастная периодизация, возраст, теория детского развития
«Я-концепция»
| Психологический автопортрет
| 2. Личность и ее проявления: понятие о личности, природа личности и ее формирование
| Личность, человек, индивид, индивидуальность
Психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология
Личность, «Я-концепция», самовыражение, самоактуализация
| Описать, используя примеры из своей жизни, формы прорыва бессознательного Распределение тем проектов, разделение на группы
| 3. Направленность и способности личности: потребности, интересы, склонности, способности, задатки
| Движущие силы личности, способности, задатки, талант, мотив, мотивация, направленность личности
| Определение целей и задач работы каждой группы, распределение обязанностей
| 4. Понятие о темпераменте. Учение Гиппократа, теория Павлова. Типы темперамента
| Темперамент, интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность, теория Павлова
Сангвинистический, холерический, флегматичный, меланхоличный типы темперамента
| Мини-сочинение «Я холерик, когда… Я флегматик, когда… Я меланхолик, когда… Я сангвиник, когда…»
| 5. Понятие о характере. Черты характера. Практикум: «Я и моя самооценка»
| Характер, рефлексия, самооценка
| Проективный рисунок «Дерево характера»
| 6. Практикум: «Акцентуации характера»
| Акцентуация характера, теории Личко А.Е., Леонгарда К.
Личность, самооценка, акцентуации характера
| Работа над проектами
| 3. Общение
| 1. Психология человеческих отношений
Понятие общения. Виды, структура и уровни общения.
| Социальная психология, социально-психологические явления, окно Джохари
Общение, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты общения
| Найти в художественной литературе описания социально-психологических явлений разных типов Работа над проектами
| 2. Психологические способы воздействия в процессе общения.
Вербальные и невербальные средства общения
| Заражение, внушение, убеждение, подражание, референтная группа
Вербальное и невербальное общение, эмпатия
|
Работа над проектами
| 3. Язык телодвижений. Жесты и их значение. Зоны и территории общения
| Коммуникационные жесты,
Зональное пространство,
| Наблюдение, анализ невербального общения
| 4. Трансактный анализ общения. Теория Э.Берна
| Трансакция (перекрёстная, взаимодополнительная), эгосостояния, «Ребёнок», «Родитель», «Взрослый»
| Проанализировать диалог (из личного опыта, художественной литературы) с точки зрения трансактного анализа
| 5. Трудности в общении. Конфликт и способы его разрешения. Проблема застенчивости в общении.
| Установки, барьеры общения, конфликт
Самооценка, застенчивость
| Анализ конфликтной ситуации
Создать коллаж «Мои сильные стороны»
| 6. Практикум: «Стратегия моего общения»
| Компромисс, противоборство, избегание, уступчивость, сотрудничество
| Работа над проектами
| 7. Практикум: «Язык тела»
| Невербальное общение
| Работа над проектами
| 9. Практикум: «Коммуникативные игры»
| Механизмы психологической защиты, психоанализ, аффирмация
Манипулирование,
| Заполнить Дневник года
Работа над проектами
| 4. Межличностные отношения
| 1. Межличностные отношения в малых группах.
Социально-психологический портрет коллектива. (классификация А.Н.Лутошкина)
| Малая группа, межличностные отношения,
Коллектив, классификация Лутошкина – Уманского, социально-психологический климат группы,
общение, межличностные взаимоотношения, «Я-концепция»
| Работа над проектами
Творческая работа «Мой класс»
| 5. Жизненное самоопределение
Рефлексия
| 1. Мотивы. Мотивация деятельности. Временная перспектива будущего. Практикум: «Модель моей будущей жизни» (программа развития временной перспективы).
| Мотив, мотивация, притязания
временная перспектива,
«Я-концепция»
| Защита проектов
|
ЛИТЕРАТУРА
Список рекомендуемой литературы для учащихся
Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.
Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.
Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.
Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.
Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002.
Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.
Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.
Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.
Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А.А. Кронина. – М., 1993.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.
Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. – М., 1991.
Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. – М., 1991.
Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.
Литература для учителя
Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. 3 – 11 классы / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
Немов Р.С. Психология в 3-х книгах // Москва, 1995, кн.1
Детский психолог // г. Ростов-на-Дону, 1995, №9
Практическая психология образования (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1997
Психология. Учебное пособие (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1
|