Татьяна фотекова





НазваниеТатьяна фотекова
страница1/7
Дата публикации02.07.2013
Размер0.69 Mb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Психология > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7
Татьяна ФОТЕКОВА,

кандидат психологических наук

Татьяна АХУТИНА,

доктор психологических наук
НЕИРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ

В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагно­стики и коррекции трудностей в обучении

На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми, име­ющими системную речевую патологию, так называемое общее недоразвитие речи (ОНР). Картина нарушений в развитии у таких детей неоднородна и не исчерпыва­ется речевыми симптомами. У большин­ства из них отмечается несформированность и других высших психических функ­ций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функ­циональную диагностику и разработать стратегию эффективной, направленной коррекции.

Предлагаемая ниже методика для диагно­стики речевой патологии у детей сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными

Л.С. Цветковой, Т. В. Ахутино и Н.М. Пылаевои [13] для оценки речи взрослых больных с афазией.

Методика имеет тестовый характер: процедура ее проведения и система оценки стандартизированы. Это позволяет нагляд­но представить картину речевого дефекта и оценить степень выраженности нарушения разных сторон речи. Стандартизация так­же удобна для отслеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

Первый вариант методики предназначен для обследования детей младшего школьного возраста, второй для учащихся старших , классов.

Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объему, направлен на исследование особенностей устной речи, второй письменной речи.

В целом методика содержит 206 проб, в том числе:

134 — на проверку экспрессивной речи;

60 — импрессивной;

12 — письменной.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ

Этот раздел имеет два блока, позволяющих выявить уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок, в свою очередь, подразделяется на серии, серии — на группы заданий, объединяющих конк­ретные речевые пробы.
ПЕРВЫЙ БЛОК

Направлен на исследование экспрессивной речи, состоит из пяти серий. Экспрессивной речью мы называем то, что связано с речепроизводством. То есть экспрессивная речь — это собственная (активная) звучащая речь человека.

Первая серия

Оценивает состояние уровня моторной реализации. При этом проверяется артикуляционная моторика (10 проб), степень сформированности слоговой структуры слова (10 проб), возможность переключения при произнесении цепочек слогов (10 проб, выделенных жирным шрифтом).

В рамках этой серии проводится обследование звукопроизношения. При анализе выполнения ряда артикуляцион­ных заданий и проб следует помнить, что успешность зависит от ряда факторов: серийной организации артикуля­ции, сформированности речевых кинестезии и фонемати­ческого восприятия.

Вторая серия

Проверяет сформированность словообразовательных навыков. Она состоит из 30 проб, объединенных в четыре группы.

Первая группа: образование существительных - называ­ние детенышей животных (у кошки котята, а у козы кто?).

Вторая группа: образование от существительных относи­тельных прилагательных (кукла из бумаги — бумажная, а из соломы — какая?).

Третья группа: образование от существительных каче­ственных прилагательных (мороз — морозный, дождь — ?).

Четвертая группа: образование от существительных при­тяжательных прилагательных (у собаки лапа собачья, а у волка — ?).

Третья серия

Проверяет синтаксис, или возможности грамматического структурирования. Эта серия содержит 42 пробы, скомпо­нованные в семь групп.

Первая группа

это составление фраз по картинкам, предложенным Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевои. Картинки подобраны таким образом, что фразы могут значительно отличаться по длине, грамматической и лексической слож­ности.

Первые пять картинок предусматривают использование конструкций «подлежащее — сказуемое — простое допол­нение» (Девочка режет колбасу).

Вторые пять картинок гораздо сложнее, поскольку требу­ют использования предлогов, как простых (в, под), так и более сложных (из-за, из-под).

Последние пять картинок самые трудные, так как предус­матривают построение предложений с прямым и косвен­ным дополнением, однородными членами, инфинитивной группой или сложных предложений (Школьница пришла навестить свою больную подругу и принесла ей цветы. Мальчик несет лестницу, чтобы помочь малышу достать шарик, который зацепился за ветку).

Эти пробы очень информативны. Они провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового програм­мирования. Все ошибки фиксируются, но при начислении баллов за эту серию принимаются во внимание только грамматические ошибки, остальные в виде штрафных бал­лов учитываются в других разделах методики.

Вторая группа

содержит пять проб, предусматривающих составление пред­ложений из слов, которые даются в начальной форме (Петя, купить, шар, красный, мама). Это — сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структури­рования, но и построения верной смысловой программы. При выполнении наблюдаются пропуски и замены слов, смысло­вые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов.

Третья группа

содержит пять проб на повторение предложений разного словонаполнения и грамматической сложности. Известно, что ребенок может воспроизвести предложение того уров­ня грамматической сложности, которым он овладел в соб­ственной речи.

Эти пробы имеют комплексный характер. На успешность их выполнения влияют обьем вербального материала, каче­ство слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и реже литеральные парафазии. Ребенок нередко затрудняется в поиске слов и испытывает трудности при удержании смысловой программы.

Четвертая группа

содержит пять проб на верификацию предложений. Ошибки, которые подлежат исправлению, могут быть как грамматическими, так и смысловыми (Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма). При выполнении фиксируются как грамматические, так и лексические ошибки.

Пятая группа

содержит пять проб на дополнение пропущенных предлогов в предложении (Щенок спрятался ... крыльцом).

Шестая группа

содержит две пробы на завершение предложений (Сережа промочил ноги, потому что...).

Седьмая группа

содержит пять проб, требующих образования множе­ственного числа существительных в именительном и роди­тельном падежах (стол — столы - много столов).

Четвертая серия

Направлена на обследование состояния связной речи. Младшим школьникам предлагаются два задания:

а) составить рассказ с помощью серии сюжетных картинок (построение программы высказывания здесь опосредовано внешними опорами, что облегчает выполнение задания);

б) пересказать текст -Галка и голуби» (это задание сложнее предыдущего, оно провоцирует множественные лексические, грамматические и семантические ошибки).

Пробы на связную речь имеют комплексный характер. Для того чтобы можно было определить природу трудностей, оба задания оцениваются по четырем критериям: смысло­вой адекватности, возможности программирования текста, грамматического оформления и лексического оформления. По совокупности оценок вычисляется общий балл за выпол­нение заданий.

Пятая серия

Проверяет номинативную функцию речи. Она включает два задания (по 15 проб):

а) назвать картинки с изображением предметов, обозначаемых средне- и низкочастотными словами (пальто, очки, кровать, руль, кастрюля);

б) назвать картинки с изображением действий, обозначаемых средне- и низкочастотными словами (плавает, плачет, строит, вяжет, трет).

Примечание.

Слова мы условно делим на высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные в соответствии с тем, насколько часто они употребляются в повседневной речи.
ВТОРОЙ БЛОК

Направлен на исследование импрессивной речи. Он со­стоит из трех серий. Импрессивная речь связана с понима­нием ребенком обращенной к нему речи.

Первая серия

Включает четыре вида заданий (по 10 проб):

а) пробы на понимание далеких друг от друга по значению и звучанию слов, обозначающих названия предметов (яблоко, кошка, самолет, цветок);

б) пробы на понимание близких по звучанию слов, обозначающих названия предметов (бочка, дочка, почка, точка);

в) пробы на понимание далеких друг от друга по звучанию и значению слов, обозначающих действия (работает, продает, стирает, поливает);

Г) пробы на понимание близких по значению слов, обо­значающих действия (кладет, ставит, вешает).

Эти пробы выявляют недостаточность акустического ана­лиза, слабость слухоречевой памяти (нарушения как объема, так и порядка удержания элементов), а также трудно­сти семантической дифференциации слов.

Вторая серия

Проверяет понимание сложных логико-грамматических конструкций. Здесь представлены задания двух видов:

а) 6 проб на понимание обратимых конструкций, в том числе активных конструкций с обратным порядком слов и пассивных — с прямым (Мальчик спасен девочкой. Тракто­ром перевозится машина);

б) 4 пробы на понимание предложных конструкций с обозначением места (Бочонок перед ящиком. Ящик за бочонком).

Третья серия

Исследует особенности фонематического восприятия. В ней 10 проб на повторение слогов с фонетически близким» звуками. Выполнение этого задания зависит от развития моторного компонента, от успешности серийной организации речевых движений.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Этот раздел направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2—3-х классов.

Первая серия

Исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковый и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов и звуков в слове и т.д.

Вторая серия

Направлена на оценку письма. Первоклассники должны написать под диктовку буквы, свое имя и два слова (стоп, ствол). Учащимся 2—3-х классов предлагается небольшой диктант. Тексты диктантов взяты из пособия И.Н. Садовниковой [11]. При анализе результатов учитывается количе­ство дисграфических ошибок и их типы, а также количество недисграфических ошибок.

Третья серия

Проверяет навыки чтения. Первоклассникам предлагает­ся прочитать слова, более старшим детям дается для чтения текст «Как я ловил раков» [3]. Выполнение оценивается по трем критериям. Для учащихся 1 -го класса — это скорость, способ и правильность чтения. Для учащихся 2—3-х классов — скорость, правильность чтения и понимание смысла прочитанного.
СИСТЕМА ОЦЕНОК

Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльных оценок.

Общим для всех проб является четырехуровневый харак­тер оценки. В большинстве случаев — это 0, 1, 2 и 3 балла, в пробах на связную и письменную речь — 0, 5, 10 и 15 баллов.

При первичной обработке производится суммирование баллов за каждую пробу, группу заданий, серию, блоки и методику в целом.

Максимально успешный результат соответствует 900 бал­лам

Можно перевести полученное абсолютное значение процентное выражение. Если принять 900 баллов за 100% то индивидуальный процент успешности выполнения методики можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 900.

Полученное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырех уровней успешности:

IV - 100 - 80%;

III - 79,9 - 65%;

II - 64,9 - 50%.

I — 49,9 и ниже.

Опыт показывает, что младшие школьники с нормальным речевым развитием находятся, как правило, на IV уровне успешности. III уровень свидетельствует либо о парциальных речевых нарушениях, либо о негрубом общем недоразвитии речи.

Среди обследованных нами учащихся 1-го класса массвой школы 81,5% имели IV уровень успешности и толь 18,5% — III уровень успешности. Среднегрупповая успешность здесь соответствовала 747,5 балла, то есть 83,1%

I и II уровни однозначно свидетельствуют о наличии системной речевой патологии. Это подтверждается нашими данными: 44% обследованных учащихся 1-го класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи характеризовались успешностью I уровня, 50% — II уровня и только 8% III уровня. IV уровень вообще не встречался. Средний групповой балл был равен 456, что составляет 50,7% успешности выполнения методики. У детей с такими показателями, как правило, отмечается несформированность неречевых психических функций, поэтому они нуждаются в углубленном нейропсихологическом обследовании.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ

По результатам обработки протоколов обследования можно нарисовать индивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны.

Для построения индивидуального профиля необходимо посчитать успешность выполнения каждой серии в процентном выражении (умножить начисленное за серию количе­ство баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный). В первой серии целесообразно проделать такую процедуру для каждой группы заданий.

По вертикальной оси нужно отложить успешность выпол­нения заданий в процентах, а по горизонтальной — назва­ние измеряемых параметров: 1 — звукопроизнесение; 2 — слоговая структура слова; 3 — артикуляционная моторика; 4 — словообразовательные навыки; 5 — грамматический строй речи; 6 — связная речь; 7 - номинативная функция речи; 8 — импрессивная речь; 9 — навыки языкового анализа; 10 — чтение; 11 — письмо.

Сопоставление речевых профилей, полученных при пер­вичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития ребенка и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ним коррекционной работы.
ШТРАФНЫЕ БАЛЛЫ

В методике предусмотрена система дополнительных оце­нок, которая осуществляется через начисление штрафов. Эти оценки также имеют балльное выражение, только с отрицательным знаком.

При оценке грамматического строя речи штрафные баллы начисляются:

— за ошибки, связанные со смысловым программирова­нием (смысловой неполнотой, смысловой неточностью, смысловой неадекватностью);

— за лексические ошибки (поиск слова, близкие или далекие словесные замены, неадекватное словоупотреб­ление);

— за ошибки, обусловленные недостатками фонемати­ческого восприятия, когда вместо предъявленного слова «шар» ребенок говорит «шарф», вместо «комки» — «коньки» и т.п.

При анализе связной речи «штрафуются» вербальные ошибки, а также ошибки, связанные с инертностью и сте­реотипным построением предложений.

При оценивании письма штрафы начисляются за фонети­ческие и грамматические (для учащихся 2—3-х классов) ошибки.

Все эти баллы, кроме оценки за словоупотребление в пробах на грамматический строй речи, не входят в общий балл. Они используются для углубленного анализа резуль­татов обследования.

Данный анализ проводится с помощью вычисления ин­дексов, позволяющих судить о функциональном состоя­нии передних и задних отделов мозга. Использование такой процедуры для анализа данных основывается на теоретических положениях, разработанных Р. Якобсоном, А.Р. Лурия и Т.В. Ахутиной [1, 5, 6, 7].
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Татьяна фотекова iconТатьяна Андреевна Огородникова Очаг вины Татьяна Андреевна Огородникова
Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности
Татьяна фотекова iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
Татьяна фотекова iconБегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Татьяна фотекова iconТолстова Татьяна Константиновна
Толстова Татьяна Константиновна, 1959 года рождения, мари, образование средне специальное, окончила в 1983 году музыкальное училище...
Татьяна фотекова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Михайлов Анатолий Егорович, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Дьяков Михаил Иванович. На год позже пришли...
Татьяна фотекова iconМку «уо и мп» с 04. 04. 2014 года по 10. 04. 2014 года сош
Чекалдина Татьяна Васильевна) и диплом 2 степени удостоена работа обучающейся школы прикладного творчества «Непоседы» Ярославы Андрейчук...
Татьяна фотекова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эти вопросы обостряют проблемную ситуацию урока, так как ученики на первых порах готовы видеть в этом холодность, равнодушие и даже...
Татьяна фотекова iconУрок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош»
Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» Оренбургского района
Татьяна фотекова iconУчастник: Тимина Татьяна Учитель научный руководитель Орлова Татьяна...
Целью моей работы является определение роли и значения образа Петра I в творчестве А. С. Пушкина, выявление неоднозначности и неординарности...
Татьяна фотекова iconАлексенко Татьяна Ивановна

Татьяна фотекова iconКонспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова...
Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района
Татьяна фотекова iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Татьяна фотекова iconНаправленность программы научно-техническая. Тип программы авторская,...
Тип программы – авторская, автор Лементуева Татьяна Юрьевна, Центр детского творчества «москворечье», 2007 год. В дюц «Звезда» реализуется...
Татьяна фотекова iconГоловчанская Татьяна Вячеславовна
Актуальность представленного педагогического опыта востребованность в практике
Татьяна фотекова iconМастер-класса
Татьяна Князева (Москва) «Психологический театр танца и импровизации» (работа с детьми)
Татьяна фотекова iconТатьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель...
Татьяна Николаевна Полина – отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск