Скачать 140.47 Kb.
|
Методические материалы для посещения и анализа учебного занятия A.M. Моисеев, кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Важным звеном в системе работы директора школы и его заместителей является посещение и анализ конкретного учебного занятия. Работа руководителя в связи с посещением и анализом урока включает следующие основные этапы:
Подготовка эксперта к посещению урока. Подготовка эксперта к посещению урока представляет собой: а) выбор для посещения конкретного урока, исходя из общих целей и планов внутришкольного контроля; б) уточнение целей (конкретного назначения) посещения урока: изучение учебно-воспитательного процесса школы в целом; изучение целостной системы работы учителя или отдельных элементов этой системы; изучение учебной деятельности школьников и ее отдельных сторон; контроль изучения отдельных тем программы; контроль качества решения некоторых важных дидактических и методических проблем и задач; классно-обобщающий контроль и другие. в инновационных школах — анализ хода экспериментального обучения. При этом, независимо от избранных целей посещения, непременной его задачей является оказание конкретной помощи учителю (а не простая констатация достижений и недостатков). Поэтому педагог не должен подстраивать урок и его самоанализ под те цели посещения, которые ставит перед собой эксперт; в) знакомство с требованиями программы, материалами учебника и методическими рекомендациями по данной теме, а также с результатами психолого-педагогического изучения учащихся класса (например, с рекомендациями педагогического консилиума, педагога-психолога); г) знакомство с ходом выполнения учебной программы, включая ее практическую часть, с состоянием успеваемости учащихся и результатами контроля знаний, умений и навыков, с содержанием домашних заданий (по результатам анализа заполнения классного журнала); д) просмотр выводов, предложений и рекомендаций аттестационной комиссии, материалов по ранее посещенным урокам данного учителя; е) психологическую настройку на посещение данного урока, предварительное общение с учителем; ж) подготовку материалов для фиксации наблюдаемого по ходу урока и последующего его анализа. В случае необходимости, подготовка к посещению предполагает также:
— решение вопроса о приглашении на урок других экспертов. Наблюдение за ходом урока, деятельностью учителя и учащихся. Наблюдение организуется, исходя из конкретных целей посещения учебного занятия, однако в любом случае необходим анализ урока как целостной системы. В противном случае замысел учителя, выполнение им программно-методических требований оказываются «в стороне», а при анализе «выпячивается» проблема, интересующая проверяющего, что ведет к субъективизму и невольно нацеливает учителя на показуху. Фиксация наблюдаемого по ходу урока ведется в форме, удобной для конкретного руководителя. Для того чтобы лучше и быстрее организовать, систематизировать полученный в ходе наблюдений материал, подчинить его главным целям и задачам анализа, полнее учесть закономерности и принципы обучения, требования к современному уроку, целесообразно иметь в виду приведенный ниже примерный список вопросов. Их выбор и компоновка зависит от конкретных целей посещения урока. 1. Как решаются задачи урока? а) Познавательные задачи:
— Как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках школьников? — Насколько полно используются образовательные возможности урока? б) Воспитательные задачи:
в) Задачи развития учащихся: • Как используются возможности урока для:
• Правильно ли учтены учителем особенности класса и отдельных групп учащихся? г) Комплексное: решение задач урока
3. Как осуществляется выбор методов и средств обучения? — Рациональны ли избранные учителем сочетания:
— Обеспечивают ли предложенные учителем методы обучения активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников? — Рационально ли избраны и применяются средства обучения, включая технические?
Обеспечивается ли коллективный характер учебной деятельности школьников? 5. Как организована учебная деятельность школьников и общение в классе?
6. Созданы ли благоприятные условия для обучения? а) учебно-материальные:
б) морально-психологические:
в) гигиенические:
г) эстетические: — Оказывает ли работа на уроке эстетическое воздействие на школьников (с помощью оформления кабинета, эстетики оборудования, самого процесса взаимодействия учителя с классом, эстетики общения, внешнего вида)? д) фактор времени:
7. Каково место урока в системе обучения?
8. Рациональна ли избранная учителем структура урока?
9. Удалось ли решить поставленные задачи урока на необходимом уровне? (первый критерий оптимальности урока — максимум результатов с учетом конкретны условий).
(второй критерий оптимальности урока — экономичность, отсутствие перегрузки).
(третий критерий оптимальности урока — критерий качества жизни). Рассмотренная программа наблюдений не является единственно возможной. В то же время она достаточно целостно охватывает важнейшие компоненты обучения, его закономерности и принципы. Вместе с самоанализом урока учителем ответы на вопросы 1-8 дают основу для анализа урока по ключевым позициям (вопросы 9-11), на основе которых производится оценка и самооценка урока и деятельности учителя. Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов учителю. Самоанализ урока оказывает существенную помощь учителю.
Самоанализ урока учителем оказывает серьезную помощь руководителю.
Памятка-алгоритм для самоанализа урока. Но прежде чем требовать от учителей умелого и грамотного самоанализа, необходимо ознакомить педагогический коллектив с его методикой. Памятка-алгоритм для самоанализа урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:
1.3 Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?
Данный алгоритм может быть использован также как памятка для самоконтроля готовности учителя к уроку, как основа для подготовки методической разработки урока для методического фонда школы. Современная аналитико-оценочная деятельность эксперта и учителя, советы и рекомендации педагогу. На этом, наиболее сложном и ответственном, этапе анализа проведенного урока руководитель должен:
При этом эксперту необходимо быть объективным, обладать педагогическим тактом, подготовить конструктивные предложения по совершенствованию работы учителя. Советы и оценки должны быть высказаны в благожелательной форме, чтобы они оказались принятыми, а не отвергнутыми педагогом. Без соблюдения этих требований посещение урока руководителем не только не способствует оказанию необходимой помощи учителю, но и вызовет с его стороны негативное отношение. Сказанное выше вовсе не означает отказа от замечаний практического характера в адрес педагога. Руководителю целесообразно формулировать свои советы как бы рассуждая вслух, советуясь с учителем, с тем, чтобы максимально стимулировать его к работе по совершенствованию своего педагогического мастерства. Оценивая, так или иначе, итоги урока, руководитель вместе с учителем ищет причины, которые привели к этим итогам, и меры дальнейшего совершенствования работы. Советы и рекомендации могут касаться не только методических умений учителя, но и определенных качеств его личности (что требует особого такта от проверяющего). Они должны быть конкретными, конструктивными, контролируемыми. После анализа урока целесообразно выяснить, удовлетворен ли сам учитель итогами собеседования с экспертом. |