Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 140.47 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.05.2014
Размер140.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Методические материалы

для посещения и анализа учебного занятия

A.M. Моисеев,

кандидат педагогических наук, профессор

Академии повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Важным звеном в системе работы директора школы и его заместителей является посещение и анализ конкретного учебного занятия. Работа руководителя в связи с посещением и анализом урока включает следующие основные этапы:

  1. Подготовка эксперта к посещению урока.

  2. Наблюдения за ходом урока, деятельностью учителя и учащихся.

  3. Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов учителю.

  4. Совместная аналитико-оценочная деятельность эксперта и учителя, советы и рекомендации педагогу.

  5. Использование результатов посещения данного урока в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе.


Подготовка эксперта к посещению урока.

Подготовка эксперта к посещению урока представляет собой:

а) выбор для посещения конкретного урока, исходя из общих целей и планов внутришкольного контроля;

б) уточнение целей (конкретного назначения) посещения урока:
изучение учебно-воспитательного процесса школы в целом; изучение целостной системы работы
учителя или отдельных элементов этой системы; изучение учебной деятельности школьников и ее отдельных сторон; контроль изучения отдельных тем программы;
контроль качества решения некоторых важных дидактических и методических проблем и задач;
классно-обобщающий контроль и другие.

в инновационных школах — анализ хода экспериментального обучения.

При этом, независимо от избранных целей посещения, непременной его задачей является оказание конкретной помощи учителю (а не простая констатация достижений и недостатков). Поэтому педагог не должен подстраивать урок и его самоанализ под те цели посещения, которые ставит перед собой эксперт;

в) знакомство с требованиями программы, материалами учебника и методическими рекомендациями
по данной теме, а также с результатами психолого-педагогического изучения учащихся класса (например, с рекомендациями педагогического консилиума, педагога-психолога);

г) знакомство с ходом выполнения учебной программы, включая ее практическую часть, с состоянием успеваемости учащихся и результатами контроля знаний, умений и навыков, с содержанием домашних
заданий (по результатам анализа заполнения классного журнала);

д) просмотр выводов, предложений и рекомендаций аттестационной комиссии, материалов по ранее посещенным урокам данного учителя;

е) психологическую настройку на посещение данного урока, предварительное общение с учителем;

ж) подготовку материалов для фиксации наблюдаемого по ходу урока и последующего его анализа.
В случае необходимости, подготовка к посещению предполагает также:

  • знакомство с ученическими работами;

  • продумывание форм личной проверки качества знаний, умений и навыков учащихся в ходе урока и подготовку к ней;

  • собеседование с учителем до начала урока;

— решение вопроса о приглашении на урок других экспертов.
Наблюдение за ходом урока, деятельностью учителя и учащихся.

Наблюдение организуется, исходя из конкретных целей посещения учебного занятия, однако в любом случае необходим анализ урока как целостной системы. В противном случае замысел учителя, выполнение им программно-методических требований оказываются «в стороне», а при анализе «выпячивается» проблема, интересующая проверяющего, что ведет к субъективизму и невольно нацеливает учителя на показуху. Фиксация наблюдаемого по ходу урока ведется в форме, удобной для конкретного руководителя. Для того чтобы лучше и быстрее организовать, систематизировать полученный в ходе наблюдений материал, подчинить его главным целям и задачам анализа, полнее учесть закономерности и принципы обучения, требования к современному уроку, целесообразно иметь в виду приведенный ниже примерный список вопросов. Их выбор и компоновка зависит от конкретных целей посещения урока.

1. Как решаются задачи урока?

а) Познавательные задачи:

  • Соответствуют ли познавательные задачи урока требованиям учебной программы?

  • Как формируются (контролируются, закрепляются, совершенствуются):

  • знания основных понятий, теоретических положений, законов, закономерностей, важнейших фактов, хода явлений и событий;

  • специальные, предметные умения и навыки;

  • общеучебные умения и навыки?

Как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках школьников?

— Насколько полно используются образовательные возможности урока?

б) Воспитательные задачи:

  • Как используются в целях комплексного решения воспитательных задач воспитательные возможности учебного материала?

  • Насколько учителем выделены и раскрываются важнейшие мировоззренческие идеи, заложенные в содержании учебного материала?

  • Как используются в воспитательных целях возможности организации учебной деятельности школьников (возможности методов, средств, форм, условий обучения)?

  • Как организовано общение в классе?

в) Задачи развития учащихся:

• Как используются возможности урока для:

  • развития интеллектуальной сферы школьников (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), их речи;

  • развития эмоциональной сферы;

  • развития волевой сферы?

• Правильно ли учтены учителем особенности класса и отдельных групп учащихся?

г) Комплексное: решение задач урока

  • Насколько четко выделены учителем главные, доминирующие задачи урока?

  • Насколько эффективно решены в ходе урока главные, доминирующие задачи урока?

  1. Как осуществляется отбор содержания учебного материала?

  • Соответствует ли материал программным требованиям и задачам урока?

  • Рациональна ли логика изучения материала?

  • Используются ли внутрипредметные (внутрикурсовые) и межпредметные связи?

  • Соответствует ли отобранное содержание учебного материала принципам научности, доступности, последовательности, связи с жизнью, практической и профори-ентационной направленности обучения?

  • Рационально ли использован дополнительный (к учебнику) материал?

  • Удалось ли отобрать в содержании урока главное, существенное и сконцентрировать на этом главном внимание и деятельность учащихся?

3. Как осуществляется выбор методов и средств обучения?

— Рациональны ли избранные учителем сочетания:

  • словесных, наглядных и практических методов обучения;

  • репродуктивных и проблемных методов обучения;

  • индуктивных и дедуктивных методов обучения?

  • Насколько оправданно предложенное учителем соотношение самостоятельной работы школьников и работы под руководством учителя?

  • Как используются методы стимулирования познавательных интересов учащихся и методы контроля?

— Обеспечивают ли предложенные учителем методы обучения активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников?

— Рационально ли избраны и применяются средства обучения, включая технические?

  • Рационально ли избранное учителем сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы?

  • Есть ли необходимость в дифференцированном подходе к учащимся и если да, то как он осуществляется?

Обеспечивается ли коллективный характер учебной деятельности школьников?

5. Как организована учебная деятельность школьников и общение в классе?

  • Сделано ли все необходимое для рациональной организации труда учащихся (четкая постановка учителем задач работы, насколько качественно проведен инструктаж о порядке выполнения работы, сроках и видах контроля, насколько учащиеся обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.)?

  • Насколько эффективен контроль учебной работы (разнообразие видов контроля, его непрерывный характер, сочетание контроля и самоконтроля)?

  • Как оценивается деятельность учащихся (сочетание количественной оценки (отметки) и качественной, содержательной оценки, накопляемость отметок, стимулирующий, воспитывающий и развивающий характер оценки)?

  • Как осуществляется работа над ошибками?

  • Как организовано взаимодействие учителя с учащимися, их общение друг с другом?

6. Созданы ли благоприятные условия для обучения?

а) учебно-материальные:

  • Как использованы возможности учебного кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) на уроке?

  • Есть ли необходимость существенного совершенствования оборудования кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) и (или) улучшения его использования?

б) морально-психологические:

  • Благоприятна ли психологическая атмосфера урока для решения его задач?

  • Насколько полно используются педагогические возможности личности учителя, его примера?

  • Поддерживаются ли на уроке определенные ритуалы деятельности и поведения учителя и учащихся?

в) гигиенические:

  • Поддерживается ли работоспособность учащихся в течение всего урока?

  • Учитываются ли учителем при организации процесса обучения место урока в расписании, день недели, степень утомления учащихся?

  • Есть ли переутомление, перегрузки школьников из-за нерациональной работы на уроке?

г) эстетические:

— Оказывает ли работа на уроке эстетическое воздействие на школьников (с помощью оформления кабинета, эстетики оборудования, самого процесса взаимодействия учителя с классом, эстетики общения, внешнего вида)?

д) фактор времени:

  • Рационально ли использовано время урока?

  • Оптимален ли темп работы учителя и учащихся на уроке?

  • Вовремя ли было задано домашнее задание?

7. Каково место урока в системе обучения?

  • Насколько верно определено место данного урока при изучении данных темы, раздела, курса?

  • Верно ли определен тип урока?

8. Рациональна ли избранная учителем структура урока?

  • Можно ли согласиться с выделением именно таких этапов урока, которые определил учитель?

  • Насколько целесообразна последовательность этапов урока, которую определил учитель?

  • Какова логика переходов от этапа к этапу урока?

  • Насколько рационально распределено время на каждый этап и элемент урока?

9. Удалось ли решить поставленные задачи урока на необходимом уровне?

(первый критерий оптимальности урока — максимум результатов с учетом конкретны условий).

  1. Удалось ли избежать перегрузки школьников?

(второй критерий оптимальности урока — экономичность, отсутствие перегрузки).

  1. Удалось ли обеспечить высокую продуктивность мотивации учения, рабочее самочувствие и настроение школьников на уроке, качество «проживания» урока?

(третий критерий оптимальности урока — критерий качества жизни).

Рассмотренная программа наблюдений не является единственно возможной. В то же время она достаточно целостно охватывает важнейшие компоненты обучения, его закономерности и принципы. Вместе с самоанализом урока учителем ответы на вопросы 1-8 дают основу для анализа урока по ключевым позициям (вопросы 9-11),

на основе которых производится оценка и самооценка урока и деятельности учителя.
Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов учителю.
Самоанализ урока оказывает существенную помощь учителю.

  • Педагог лучше осознает систему своей работы, свои достижения, а также затруднения и недостатки.

  • Он быстрее осваивает на практике методики выбора оптимальных методов, форм и средств обучения; ответственнее подходит к отбору учебного материала, выносимого на урок.

  • Учитель нацеливается на улучшение планирования урока и системы уроков, руководствуясь при этом не формальными, а сущностными основаниями.

  • Он чувствует себя более защищенным и уверенным в ситуации контроля своей деятельности.


Самоанализ урока учителем оказывает серьезную помощь руководителю.

  • Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока).

  • Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются учителю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.


Памятка-алгоритм для самоанализа урока.

Но прежде чем требовать от учителей умелого и грамотного самоанализа, необходимо ознакомить педагогический коллектив с его методикой. Памятка-алгоритм для самоанализа урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:

  1. Каков замысел, план данного урока и почему он является таким?

  1. Каково место урока в теме, разделе, курсе?

  2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3 Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?

    1. Каким образом были учтены программные требования к уроку?

    2. Как были учтены особенности содержания урока при выборе форм, методов и средств обучения?

    3. Почему был избран именно этот тип урока?

  1. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

  2. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

  1. Почему была избрана именно такая структура урока?

  2. Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке?

  3. Какие условия были созданы для проведения урока:

  • учебно-материальные,

  • морально-психологические,

  • гигиенические,

  • эстетические,

  • временные (как осуществлялась экономия времени)?

  1. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?

  2. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся?

  3. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?

  1. Что в данном уроке стоило бы изменить, сделать по-другому?

  2. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

  3. Какова общая самооценка урока учителем?

Данный алгоритм может быть использован также как памятка для самоконтроля готовности учителя к уроку, как основа для подготовки методической разработки урока для методического фонда школы.

Современная аналитико-оценочная деятельность эксперта и учителя, советы и рекомендации педагогу.

На этом, наиболее сложном и ответственном, этапе анализа проведенного урока руководитель должен:

  • проанализировать его замысел и процесс осуществления задуманного;

  • выявить полученные реальные результаты учебной деятельности.

При этом эксперту необходимо быть объективным, обладать педагогическим тактом, подготовить конструктивные предложения по совершенствованию работы учителя. Советы и оценки должны быть высказаны в благожелательной форме, чтобы они оказались принятыми, а не отвергнутыми педагогом. Без соблюдения этих требований посещение урока руководителем не только не способствует оказанию необходимой помощи учителю, но и вызовет с его стороны негативное отношение. Сказанное выше вовсе не означает отказа от замечаний практического характера в адрес педагога. Руководителю целесообразно формулировать свои советы как бы рассуждая вслух, советуясь с учителем, с тем, чтобы максимально стимулировать его к работе по совершенствованию своего педагогического мастерства. Оценивая, так или иначе, итоги урока, руководитель вместе с учителем ищет причины, которые привели к этим итогам, и меры дальнейшего совершенствования работы. Советы и рекомендации могут касаться не только методических умений учителя, но и определенных качеств его личности (что требует особого такта от проверяющего). Они должны быть конкретными, конструктивными, контролируемыми. После анализа урока целесообразно выяснить, удовлетворен ли сам учитель итогами собеседования с экспертом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск