Скачать 36.16 Kb.
|
Приложение Комплекс игр и упражнений на развитие навыков невербального общения у детей старшего дошкольного возраста
Цель: развивать умение передавать мимикой и жестами определённую информацию; обменяться человеческим теплом. Участники делятся на две группы и встают напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов в две шеренги. По сигналу ведущего дети приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями. Задание:
Усложнение. Обменявшись приветствиями, партнёры меняются – делают шаг вправо. Обмен приветствиями продолжается с новыми партнёрами.
В эту игру нужно играть вдвоём (в парах). Один из детей смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» выступает другой ребёнок. Потом дети обязательно меняются ролями.
Цель: учить детей передавать разные эмоциональные состояния невербальным способом. Детям по очереди даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
Цель: развивать у детей умение перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью мимики и жестов. Дети (по очереди) загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
Цель: развивать умение невербально описывать предметы. Один ребёнок становится «именинником»; остальные «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к «имениннику».
Цель: учить детей взаимодействовать в группе сверстников. Дети по очереди играют роль «скульптора» (решительного, инициативного) и «глины» (мягкой, гибкой, послушной). При обсуждении выясняется, какая роль больше понравилась ребёнку. Вариант. Группа детей разбивается на пары. В каждой паре – один «натурщик» и один «скульптор». Они стоят спиной друг к другу. «Натурщики» принимают определённую позу и мимику, а «скульпторы» в течение примерно пяти секунд смотрят на них и отворачиваются. «Натурщики» меняют позу. По команде «скульпторы» «лепят» исходные позы и мимику.
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости. Взрослый с помощью зеркала «ловит» солнечного зайчика и передаёт по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреть своим теплом. Когда зайчик возвращается, психолог говорит, что зайчик, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях, поэтому зайчика выпускают. Но каждый ловит частички его тепла своим сердцем.
Дети сидят. Психолог, отвернувшись или закрыв глаза, поднимает над головой несколько пальцев, – столько человек должно встать, – и считает до трёх, потом произносит: «Замри». Дети должны молча сориентироваться, глядя друг на друга, чтобы или сесть, если стоит больше человек, чем показанное число, или встать, если детей стоит меньше, чем показал психолог на пальцах.
Каждый ребёнок молча «связывается» глазами с кем-то в группе, выбирая себе пару. При этом нельзя пользоваться жестами, словами, нужно только ловить взгляд, чтобы «связаться» глаза в глаза. Тогда возникают пары, которым можно дать любое задание, например, поменяться местами друг с другом.
Цель: учить детей доверять своим сверстникам. Детям сначала предлагается закрыть глаза и походить по залу в разные стороны в течение 1-2 минут. Потом открывают глаза и разбиваются на пары (любым способом). Теперь один из детей закрывает глаза, а другой водит его по залу и помогает руками избежать столкновений с другими парами. Спустя некоторое время дети меняются ролями.
Группа детей делится на пары. Широкими лентами двоим детям связывают ноги (одному – правую, другому – левую). Им предлагается молча передвигаться по залу: походить, присесть, повернуться в стороны, потанцевать, пытаясь согласовывать свои движения друг с другом. Побеждает самая гармоничная пара.
Участники образуют пары и в течение нескольких минут изучают руки друг друга (рассматривают, ощупывают с открытыми, закрытыми глазами): размер, форму, другие особенности, пытаясь запомнить. Потом собираются по три пары в общий круг. Один становится ведущим, закрывает глаза и пытается найти на ощупь руки «своего» партнёра. И так каждый. В конце дети делятся своими впечатлениями.
Дети сидят за столами по два человека. Вдвоём они берутся за один фломастер или цветной карандаш и, не договариваясь, стараются изобразить общий рисунок. Потом дети их рассматривают и решают, у кого получился интересный сюжет, а кто не справился с заданием.
Дети берутся крепко за руки и, ласково пожимая руки по кругу, молча, с улыбкой смотрят в глаза, мысленно передавая друг другу своё тепло и доброту.
Все по очереди перебрасывают клубок из ниток одному из участников, – таким образом клубок должен побывать у всех по одному разу и вернуться к ведущему. |