Скачать 128.11 Kb.
|
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А.Сухомлинский (слайд 1,2,3) Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад. По данным Минздрава РФ, на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, средства массовой информации, разрекламировавшие алкогольные и энергетические напитки, телевидение, пропагандирующее жестокость, насилие, безнравственность; неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. По сути только образовательная среда всех ступеней(детский сад, школа, высшие и средне-специальные учреждения), только объединение усилий взрослых поможет сохранить здоровье наших детей, повлиять на изменение сложившейся обстановки; поможет изменить отношение школьников к своему здоровью, Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому педагогу, воспитателю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. Работая в школе 20 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. В 2009 году я начала работу в 1 «Б» классе. Вместе с психологом школы и медицинским работником мы ознакомились с личными делами и медицинскими показателями состояния здоровья учащихся, провели тестирование по изучению мотивации и психологической готовности детей к школе. Результаты этого исследования заставили задуматься о сохранении здоровья. (Слайд 4) В чем же причина?! Оказалось, что в классе только 46% относительно здоровых детей, а 54% имеют отклонения в здоровье. Соотношение больных и здоровых детей: Чем же больны наши дети? (слайд 5) Хронические заболевания учащихся 1 «Б» класса Уровень адаптации учащихся 1 «Б» класса 2009-2010 учебный год. (Слайд 6) Вывод: в классе практически половина детей имеет хронические заболевание или отклонения в здоровье, большая часть учащихся психологически не готовы к учебной деятельности в школе, так как преобладает игровая и внешняя мотивация, отсюда и низкий уровень адаптации в школе. Я считаю, что для того чтобы воспитать личность, настоящего человека, необходимо создать условия для духовного здоровья и физического совершенствования. Духовное здоровье - это принципы морали, которые должны зарождаться в семье: семейные нормы и ценности, которые отражают культуру родных мест, Родины, создание нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности. Физическое здоровье – это укрепление физических показателей, которые имеет ребенок при рождении. Очень трудно начинать работу с детьми не готовыми к школе, с отклонениями в здоровье, так как перед педагогом стоит задача сберечь и преумножить то, что имеет каждый. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. А в классе еще оказались и дети с индивидуальными психологическими особенностями. К сожалению, большой проблемой в начальной школе является отсутствие рекомендаций со стороны психологов дошкольных учреждений, медицинских работников при работе с такими детьми. Если бы такие рекомендации были, то и работа строилась бы по-другому. Исходя из этих понятий, я решила создать свою воспитательную систему класса со следующими приоритетными направлениями: Направление «Здоровье», направление «Общение», направление «Гражданин». И, конечно, без помощи родителей в данной ситуации не обойтись, так как большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья, личный пример родителей, их поступки, тон речи, высказывания, поведение. Мы решили создать у себя в классе «Долину Здоровья», так как в школе № 10 г.о. Коломна существуют условия для реализации задуманного: большая столовая, спортивный и тренажерный залы, в школе работают спортивные секции и кружки, ведется большая оздоровительная работа (проводятся ежемесячно дни здоровья, дни профилактики, классные часы и т.п.). Родители помогли создать уютный микроклимат кабинета, в котором детям комфортно заниматься, общаться; мы решили, что все дети будут завтракать в школе, т.е. будут обеспечены, горячим питанием.(27% питается бесплатно). Основная цель моей работы с родителями: просвещение по воспитанию ЗОЖ у детей в семье. Нужно переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества, потому что младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье. И это родители обязаны понимать. (Слайд 7) Поэтому в своей работе с родителями я использую следующие формы и методы:
Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи. (Слайд 8,9,10,11,12) Основной целью моей работы по здоровьюсбережению с учащимися стало формирование ЗОЖ. Для достижения поставленной цели, мною решались следующие задачи:
(уроки окружающего мира, классные часы и внеклассные мероприятия для того, чтобы содействовать правильному физическому развитию; научить учащихся чувствовать свой организм; способствовать стремлению учащихся понять окружающих и анализировать своё отношение к ним; учить эффективно общаться)
(выучить комплексы физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья для утренней гимнастики, уроков физкультуры и внеклассных мероприятий, комплексы физминуток для уроков)
А в содействии утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты, физического и духовного совершенствования, воспитания патриотизма и любви к Родине активными помощниками являются родители, которые организуют праздники, экскурсии и поездки по родному краю. Как же строилась оздоровительная работа с учащимися? 1. Специальные занятия для наиболее успешной адаптации учащихся “Учусь общаться”. В 1-ом классе я проводила эти занятия 3 раза в неделю в сентябре и октябре, в последующие месяцы 1 раз в неделю (в понедельник обязательно) и по мере необходимости в дальнейшем. Во 2-м-3-м, классах в понедельник обязательно, в дальнейшем по необходимости, по желанию. В 1-м классе “Минутки” проводятся 10 минут перед занятиями (такая возможность существует, т.к. уроки в период адаптации длятся 30 минут), в дальнейшем “Минутки” можно проводить на этапе “оргмомент”. “Минутки” можно проводить в виде бесед, упражнений с сюжетным содержанием, с музыкальным сопровождением, с элементами психогимнастики: игра «Мое настроение», «Имя-движение», «Настроение – цвет», «Передай доброе утро соседу, «Зайчики» и другие. После проведения таких занятий детям намного легче было войти в школьную жизнь 2. Одним из направлений в укреплении здоровья школьников является снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности. С этой целью я провожу с учащимися своего класса мероприятия по профилактике стрессогенных состояний путём обучения школьников навыкам управления своими эмоциями и формирования чувства уверенности в себе. В этом мне помогает школьный психолог и индивидуальные консультации с родителями, так как мир семьи может оказать благоприятное влияние на обучение ребенка в школе. 3. Известно, что при эмоциональном напряжении возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Так как дети еще маленькие, они не могут избавиться от мышечного напряжения, и поэтому мы проводим упражнения на релаксацию и стабилизацию мышечного напряжения. Этому помогают следующие игры:
4. Ежеурочно мы проводим с детьми физминутки и физкультурные паузы, способствующие предупреждению утомления, восстановлению умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышению внимания и эмоционального тонуса, активности, формирующих мотивацию к изучаемому предмету, улучшающих психоэмоциональное состояние. 5 . (Слайд 13) Для профилактики близорукости, замедления её прогрессирования я использую зртельно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достигается это за счёт максимального удаления от глаз учеников учебного дидактического материала. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Эту работу я чередую с занятиями на ближних дистанциях (работа с учебником, письмо и т.д.). Также в своей работе я использую изображения разного рода траекторий, по которым дети “бегают” глазами; игру “Весёлые человечки”, “Бабочка”. Использую упражнения для тренировки мышц век, улучшения кровообращения и расслабления глаз, снятия утомления глаз. Упражнения для тренировки зрения и для снятия напряжения я провожу ежедневно на переменах, во время физкультминуток в течение 2-4 минут. А родители имеют на руках памятки, где указаны методические рекомендации как правильно читать, потому что ребенку нужно помогать дома и в школе. 6. (Слайд 14) Дети очень подвижны, и направить их энергию в нужное русло помогают динамические паузы, которые дают возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать значение двигательной активности. Динамическая пауза предполагает проведение подвижных игр, спортивных часов, эстафет, где дети являются активными участниками. 7. (Слайд 15) В целях привлечения детей к занятиям спортом, мы проводим встречи с тренерами ДЮСШ «Комета», ДЮСШ по легкой атлетике, баскетболу, приглашая их на классные часы и родительские собрания. Результат: с каждым годом увеличивается количество детей, занимающихся в спортивных секциях школы и города. Занятость учащихся в кружках и спортивных секциях. 8. Большое значение для улучшения микроклимата в классе имеет индивидуальная коррекционная работа с детьми с девиантным поведением. В эту работу включается и психолог школы, привлекаются врачи-специалисты. (слайд 16, 17, 18,19, 20, 21) Итак, какие же результаты мы имеем на сегодняшний момент? Проанализировав ответы родителей и учащихся на анкеты по сформированности гигиенических навыков и мотивации к ЗОЖ в начале и в конце учебного года, я пришла к выводу: результаты значительно изменились (показатели улучшились). Значительно возрос процент учащихся, соблюдающих правила гигиены и режимные моменты, положительный результат виден и в развитии мотивации ЗОЖ. Проводимая в течение года (в 1-м классе) психокоррекционная работа способствовала улучшению психического состояния детей, что нашло отражение в динамике изменений исследуемых параметров. Повысились показатели адаптации (с 52% до 75% - высокий и средний уровень), с низким уровнем адаптации в конце учебного года наблюдалось 2 учащихся. На начальной ступени обучения отмечается высокий уровень распространенности простудных и хронических заболеваний. К концу обучения в начальной школе эти показатели значительно снижаются. Увеличивается количество неболевших детей (с 3-х человек до 6 человек), количество детей с хроническими заболеваниями остаётся стабильным. Наблюдается положительная динамика в распределении детей по группам здоровья. Увеличивается число учащихся с I и II группами. Показатели физкультурных групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой остаются стабильными. Уровень физической подготовки у учащихся вырос. Количество учащихся с высоким уровнем увеличилось с 2-х чел. (в1-ом классе) до 9-и чел. (в 3-м классе). Анализируя заболеваемость учащихся своего класса, я пришла к следующему выводу: всплеск заболеваемости проявляется в октябре (конце 1-й четверти), в конце декабря (конец 2-й четверти) в феврале. Эти данные помогли мне в распределении учебной нагрузки, программного материала, в определении сроков завершающих контрольных работ. Наблюдается снижение заболеваемости учащихся (от 1-го к 3-му классу), уменьшается количество дней, пропущенных по болезни по классу в целом и одним учащимся. Проанализировав результаты всех исследований и наблюдений за учащимися своего класса за 3 года, я пришла к выводу: работа, проводимая мной по охране и укреплению здоровья учащихся, дала положительный результат. Особое внимание уделялось гигиеническому образованию: профилактике заболеваний, питанию, закаливанию, развитию мотивации к здоровому образу жизни. Полученные данные позволяли мне осуществлять индивидуальный подход к ученикам путём применения различных методов обучения и воспитания. В своей работе я применяла различные методы для создания благоприятного психологического климата, применяла индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы для отдельных учащихся. У детей значительно снизились тревожность и психическое напряжение, что улучшало успеваемость и повышало сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствовало сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся. Проведение физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз, проветривание классной комнаты, соблюдение психологического климата на уроках и во внеурочное время с преобладанием положительных эмоций обеспечивает в работе с младшими школьниками профилактику утомления нервной системы, создают у детей жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Я учила детей самостоятельности и развивала их творческие способности при проведении физических упражнений и подвижных игр, что повышало интерес к двигательной активности, активизировало мыслительную и эмоциональную сферы. Это всё традиционные и повседневные режимные моменты учебного дня школьника. Подводя итоги, я хочу вернуться к главной задаче, стоящей перед нами взрослыми: только объединив усилия общеобразовательных учреждений с семьей, мы сможем достигнуть успехов в сохранении здоровья детей. Только мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье: Только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. (слайд 22) В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”. Литература.
|