Скачать 113.06 Kb.
|
Открытый урок-зачет (2 часа) с элементами литературной игры по творчеству Ф.М. Достоевского «Психологический портрет героев Достоевского» Эпиграф «Достоевский – первый психолог, мировой литературы». /Томас Манн/ «Психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту». /Чернышевский/ На доске - еще запись: «Тело – живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных продуктах, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом.» А.Ф.Лосев, выдающийся русский философ. На доске - запись: «В литературе чаще всего встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. Психологические детали воплощают внутренний мир человека». На доске – портреты Достоевского разных лет. Ход зачета. I Слово учителя. Сегодня мы с вами сдаем зачет по творчеству Ф.М. Достоевского. Форма его – групповой зачет с элементами литературной игры. Тема конкретная – «Психологический портрет героев Достоевского». Не так давно у нас проходил групповой зачет по теме «Петербург Достоевского». Я желаю, чтоб и сегодня на уроке вы были активны и внимательны. Обратим внимание на тему, вспомним некоторые литературоведческие термины, как-то: -Что такое портрет в литературном произведении? (Портрет в литературном произведении – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манера держаться). Портретные детали – это разновидность внешних деталей.
(В психологическом портрете автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер). Итак, I задание. Запишите на листах детали психологического портрета, характеризующие душевное состояние героев: князя Мышкина и Иволгина Гани. Сосредоточимся на психических, душевных переживаниях героев. - «У Гани в глазах помутилось, и он, совсем забывши, изо всей силы замахнулся на сестру. Удар пришелся бы ей непременно по лицу. Но вдруг другая рука остановила на лету Ганину руку. Между ним и сестрой стоял князь». - Полноте довольно! – проговорил он настойчиво, но тоже весь дрожа, как от чрезвычайно сильного потрясения.
(после ответов) - Какие детали психологического портрета вы успели записать? Как они характеризуют героев? В романе «Идиот», по словам Салтыкова-Щедрина, Достоевский изобразил человека, достигшего «полного нравственного и духовного равновесия»; сам Достоевский считал Льва Николаевича Мышкина «положительно прекрасным», идеальным человеком, страстно мечтающим и стремящимся внести красоту, гармонию и совершенство в несовершенный мир. В князе Мышкине нашел своё художественное воплощение этический идеал Достоевского. Но, однако, тоже по словам Достоевского, «идиотизм жизни, в которой мораль, а бессильна. А сила аморальна, превращает правдоискателей в идиотов». - Я сохранила ваши первые отзывы о неизвестном тогда вам герое: вы составляли его психологический портрет по деталям, цитатам, обращая внимание на глаза, голос, действия, отношение к окружающим и прочее. Я напомню выдержки из некоторых работ:
- Не может причинить кому-нибудь боль или страдание, не способен на это…
(Учащиеся отвечают)
(Учащиеся отвечают) - Что помогло вам определить, что - это Раскольников? Почему ты решил, что – это Раскольников?
- Задание. Сопоставьте две портретных характеристики Сони: во время причащения умирающего Мармеладова и когда Соня приходит пригласить Раскольникова на поминки. (Учащиеся читают фрагменты) - В чем различие этих двух портретов? Который из них передает подлинную сущность характера Сони? А в чем эта сущность? (Соня Мармеладова – идеал христианского смирения, кротости и человеколюбия) - А вот еще один любопытный портрет. Кто это? «Никакими ласками я не мог смягчить его: он кусался и бился, говядины от меня не брал и всё время, бывало, как я над ним стою, пристально – пристально смотрит мне в глаза своим злым, пронзительным взглядом». Угадайте, кто это? (Орел, «записки из Мертвого дома» Д.) - С особой любовью относился Достоевский к детям. «Через детей душа лечится», - говорит он устами кн.Мышкина. Угадайте, кто из детей изображен на этом портрете? «Старшая девочка лет девяти, высокенькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке… в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике… со страхомследила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на её исхудавшем и испуганном личике. (Поленька) - Теперь рассмотрим детские портреты, исполненные художником Глазуновым. Какой бы психологический портрет вы дали?. (Через внешний портрет – к внутреннему). - А вот что рассказал о них Достоевский. (проецируем портреты на экран) - №14 Повесть Достоевского «Белые ночи» Настенька (через призму любви) - «Она была одета в премиленькой желтой шляпке и в кокетливой черной мантильке. Она была премиленькая и брюнетка, на её чёрных ресницах ещё блестели слезинки недавнего испуга. Хорошенькая маленькая ручка. - №15 Катя «Неточка» (Повесть Достоевского «Неточка Незванова». Читаю фрагмент.) - №16 Спящая княжна Катя «Неточка». (пов. «Неточка Незванова». Читаю фрагмент.) - №17 Роман «Братья Карамазовы. Монах (портрет) «Невысокого росту, очень бледный и испитой… Монах с чрезвычайно вежливым, почти поясным поклоном произнес…» «На бледных бескровных губах монаха показалась тонкая, молчальная улыбочка, но без хитрости в своем роде. Но он ничего не ответил, и слишком ясно было, что промолчал из чувства собственного достоинства». - На какую деталь в портрете обязательно обращает внимание Достоевский? (Глаза выражают обычно ту нравственную катастрофу, которую переживают герои Достоевского).
(«Глаза – зеркало души, а у Лужина души нет, он бездушный человек».) Итак, - Какие детали рассмотренных вами портретов указывают на то, что это всё – герои Достоевского? (Выразительные глаза, тихость, задумчивость, петербургский фон…) - Да, у Достоевского нет счастливых даже среди детей. Дети в его произведениях – не розовощекие, не смеющиеся. Они, как и взрослые, вечно в задумчивости. Противоестественно, но это так. Они видят много бед, смерть своих братьев и сестер. - В одном из писем герой Достоевского создает образ ребенка, стоящего у гроба своего 9-летнего брата. - Кто и кому пишет об этом? «Маленькая девочка, дочка, стоит, прислонившись к гробу, да такая, бедняжка, скучная, задумчивая! Я не люблю, я маточка, Варенька, когда ребенок, задумывается; смотреть не приятно! На губах пальчик держит – не шевелится, грустно, Варенька, - а?» (Макар Девушкин) - Итак, мы обратились к эпистолярному жанру. Кто кому пишет письмо? (Читают письма учащиеся, по группам; другие учащиеся угадывают.) - «Вот я уже два месяца с лишком я не беседовала с тобой письменно, отчего сама страдала и даже иною ночь не спала думая. Ты знаешь, как я люблю тебя! Ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше всё, вся надежда, упование наше». (Пульхерия Александровна, мать Раскольникова) - Милостивый государь Макар Алексеевич! Знаете ли, что придется наконец совсем поссориться с вами? Клянусь вам, добрый Макар Алексеевич, что мне даже тяжело принимать ваши подарки. Я знаю, чего они вам стоят, каких лишений и отказов в необходимейшем себе самому. Сколько раз я вам говорила, что мне не нужно ничего, совершенно ничего, что я не в силах вам воздать и за те благодеяния, которыми вы доселе осыпали меня… Ваша … (Варвара Доброселова) - «Ты меня видишь обыкновенно, Аня, угрюмым, пасмурным и капризным, это только снаружи таков я всегда был, надломленный и испорченный судьбой; внутри же другое, поверь, поверь! (Достоевский –своей жене Анне Григорьевне) (Процитируем портреты Достоевского) - Какие внешние детали этих портретов говорят о человеке «угрюмом, пасмурном, капризном», «надломленном, испорченном судьбой»? «Внутри же другое, поверь, поверь»! - Что же это другое вы обнаружили в портрете этого человека? - У каждой группы есть портрет Достоевского в исполнении разных художников. Составьте психологический портрет «вашего» Достоевского. (Создают эссе – коллективное) - Достоевский говорил: «В редкие мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, самую характерную мысль. Художник изучает мысль и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. - Кажется ли вам удачным портрет Достоевского в изображении народного художника СССР И. Глазунова? - Какие черты личности писателя вы чувствуете в портрете? - Таким ли вы его представляете в жизни? (Учащиеся отвечают) - А теперь обратите внимания на слова философа Лосева (см. выше, на доске) Ответьте на вопросы:
(У детей – текст, они отвечают письменно, каждый; я в это время читаю тексты вслух – комиссии)
(пауза говорят учащиеся) -«Алешу поразило всего более в этом лице его детское, простодушное выражение. Она глядела как дитя, радовалась чему-то как дитя, она именно подошла к столу, радуясь как бы сейчас чего-то ожидая с самым детским, нетерпеливым и доверчивым любопытством. Взгляд её веселил душу». - Об одном ли человеке идет речь? (Да. О Грушеньке) - Почему об одном – и так по разному. (Учащиеся отвечают) - Задание. Писатель, как вы уже знаете, может изобразить своего героя не только в спокойном состоянии, но и в минуту радости, веселья, испуга, отчаяния. Сейчас услышите голос героя, хорошо знакомого вам. Слушая его, делайте психологическую зарисовку – каким вы увидели героя, на что обращает внимание автор, чтобы передать его внутреннее состояние. Вы занимаетесь рисованием (созданием)этого героя. У всех – листы. Звучит монолог Раскольникова. - Как характеризуется душевное состояние, как отражено оно. а) в позе – (замер, обняв себя руками; взмахивая руками, разрубая воздух и др.) б) в жестах – в) в движениях – (ходит из угла в угол; взад – вперед, нервно и др.) г) в цвете лица – (бледный, с пылающими пятнами на щеках) д) выражение глаз – (пылающий взор…) е) интонация – (неровная; то вскрикнет, то прошепчет…) ж) сила голоса – (кричит, всплески эмоций, усмехается…) з) Какая мимика - (морщится, кривится характерна для оглядывается, такого психологического вглядывается состояния человека? куда-то вдаль, во что-то…) Записать! - Задание. Ответьте, кому из героев Достоевского принадлежат эти вещи? Докажите текстом. Бубен, пуговицы (осыпавшиеся), шутовской колпак, драдедамовый платок, корова, медный крест, евангелие, библия, револьвер, кисть, лошадь, шляпка, кнут. - Ф.М. Достоевский, закончив роман «Игрок», сказал своей стенографистке А.Г, Сниткиной (будущей жене), что он придумал новый роман. Герой романа – художник, преждевременно состарившийся человек, больной неизлечимой болезнью, хмурый, подозрительный, правда, с нежным сердцем. В тяжелый момент своей жизни он встречает молодую девушку, добрую, жизнерадостную, тактичную. Полюбив её, он мучается вопросом: Что он, больной и немолодой, может дать этому юному, жизнерадостному созданию? Сам же Достоевский был неуверен в том, насколько психологически верным было бы, если б героиня полюбила художника. - Назовите героев этого романа и скажите, как дальше развивать события. (Героями этого «романа» был сам Федор Михайлович и Анна Григорьевна. «Представьте, что этот художник – я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили? – Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!» Так по воспоминаниям Достоевского, развивались события этого «романа». -Проецирую портрет. -Какие качества характера этой женщины вы обнаруживаете, изучая этот портрет? Какие психологические детали отметили? Почему она смогла быть женою Достоевского? (Учащиеся отвечают) - Домашнее задание. Письменное сообщение «Нравственные уроки Достоевского». (Что приобрел я, изучая Достоевского? Какие его афоризмы возьму на вооружение в жизни?) - Слово учителя. Вот и закончилась ещё одна повесть о жизни и творчестве величайшего из писателей. Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая анализу внутренний мир героев, он глубоко правдиво раскрывал их характеры. Достоевский, безусловно, «первый психолог мировой литературы». О своем труде Достоевский писал: «Человек есть тайна. Её надо разгадать и ежели её будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». |