Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 113.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.05.2014
Размер113.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
Открытый урок-зачет (2 часа)
с элементами литературной игры
по творчеству Ф.М. Достоевского

«Психологический портрет героев Достоевского»

Эпиграф

«Достоевский – первый психолог, мировой литературы».

/Томас Манн/

«Психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту».

/Чернышевский/

На доске - еще запись:

«Тело – живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных продуктах, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом.»

А.Ф.Лосев,

выдающийся русский философ.

На доске - запись:

«В литературе чаще всего встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

Психологические детали воплощают внутренний мир человека».

На доске – портреты Достоевского разных лет.

Ход зачета.

I Слово учителя.

Сегодня мы с вами сдаем зачет по творчеству Ф.М. Достоевского. Форма его – групповой зачет с элементами литературной игры. Тема конкретная – «Психологический портрет героев Достоевского». Не так давно у нас проходил групповой зачет по теме «Петербург Достоевского». Я желаю, чтоб и сегодня на уроке вы были активны и внимательны. Обратим внимание на тему, вспомним некоторые литературоведческие термины, как-то:

-Что такое портрет в литературном произведении?

(Портрет в литературном произведении – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манера держаться).
Портретные детали – это разновидность внешних деталей.

  • В литературе чаще встречается психологический портрет. В чем его отличие от просто портрета?

(В психологическом портрете автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер).

Итак, I задание. Запишите на листах детали психологического портрета, характеризующие душевное состояние героев: князя Мышкина и Иволгина Гани. Сосредоточимся на психических, душевных переживаниях героев.

- «У Гани в глазах помутилось, и он, совсем забывши, изо всей силы замахнулся на сестру. Удар пришелся бы ей непременно по лицу. Но вдруг другая рука остановила на лету Ганину руку. Между ним и сестрой стоял князь».

- Полноте довольно! – проговорил он настойчиво, но тоже весь дрожа, как от чрезвычайно сильного потрясения.

  • Да вечно, что ли, ты мне дорогу переступать будешь? – заревел Ганя, бросив руку Вари, и освободившеюся рукой, в последней степени бешенства, со всего размаха дал князю пощечину. Князь побледнел. Странным и укоряющим взглядом поглядел он Гане прямо в глаза; губы его дрожали и силились что-то проговорить; какая-то странная и совершенно неподходящая улыбка кривила их.

  • Ну, это пусть мне, …а её… всё-таки не дам… - тихо проговорил он вдруг наконец; но вдруг не выдержал, бросил Ганю, закрыл руками лицо, отошел в угол, стал лицом к стене и прерывающимся голосом проговорил:

  • О, как вы будете стыдиться своего поступка!

(после ответов)

- Какие детали психологического портрета вы успели записать? Как они характеризуют героев?

В романе «Идиот», по словам Салтыкова-Щедрина, Достоевский изобразил человека, достигшего «полного нравственного и духовного равновесия»; сам Достоевский считал Льва Николаевича Мышкина «положительно прекрасным», идеальным человеком, страстно мечтающим и стремящимся внести красоту, гармонию и совершенство в несовершенный мир. В князе Мышкине нашел своё художественное воплощение этический идеал Достоевского. Но, однако, тоже по словам Достоевского, «идиотизм жизни, в которой мораль, а бессильна. А сила аморальна, превращает правдоискателей в идиотов».

- Я сохранила ваши первые отзывы о неизвестном тогда вам герое: вы составляли его психологический портрет по деталям, цитатам, обращая внимание на глаза, голос, действия, отношение к окружающим и прочее. Я напомню выдержки из некоторых работ:

  • Мне кажется, что этот человек не умеет жить. В любом обществе выживает сильнейший. За место в жизни нужно бороться. Борьба – это усилие, измождение самого себя, пренебрежение своими принципами, а человек с «тихостью» в глазах вряд ли борется руками и зубами. Этот герой старается всем помочь, но в жестоком социуме каждый помогает только себе.

  • У меня создалось впечатление, что этот человек священник, добрый, тихий…

  • Голубые глаза говоря о его чистой душе…

  • У этого человека сильно занижена самооценка…

- Не может причинить кому-нибудь боль или страдание, не способен на это…

  • Закомплексован, не злопамятен.

  • Слабохарактерный. Он просто сумасшедший.

  • Каким же действительно замечательным мастером психологического портрета является Достоевский, что, ничего не зная еще о князе Мышкине, вы многое угадали о его сущности.

  • Изменилась ли ваша точка зрения на этого героя по прочтению романа? Внесите дополнения к психологическому портрету героя. Как бы вы представили его, например, человеку-иностранцу, не читавшему пока этот роман?

(Учащиеся отвечают)

  • А вот перед вами портрет князя Мышкина в исполнении художника Ильи Глазунова. Кажется ли вам этот портрет удачным? Обоснуйте свой ответ.

  • А теперь вновь обратимся к литературным портретам. Каждая команда последующей дает устное описание портрета литературного персонажа Достоевского. Слушающие должны угадать, чей это портрет.

  • А сейчас я вам предложу угадать несколько портретов.

  • «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

(Учащиеся отвечают)

- Что помогло вам определить, что - это Раскольников? Почему ты решил, что – это Раскольников?

  • «Смуглая такая, точно солдат переряженный, но, знаешь, совсем не урод. У неё такое доброе лицо и глаза, очень даже. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хорошая. (Лизавета) Где опорные слова?

  • «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Её даже нельзя было назвать хорошенькою, но зато голубые глаза её были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица её становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».(Соня Мармеладова)

  • Какие детали психологического портрета нашли вы? (Учащиеся говорят)

  • У Достоевского, в сравнении с Гоголем, Тургеневым, Толстым, мы наблюдаем двоекратное портретирование.

- Задание. Сопоставьте две портретных характеристики Сони: во время причащения умирающего Мармеладова и когда Соня приходит пригласить Раскольникова на поминки. (Учащиеся читают фрагменты)

- В чем различие этих двух портретов? Который из них передает подлинную сущность характера Сони? А в чем эта сущность?

(Соня Мармеладова – идеал христианского смирения, кротости и человеколюбия)

- А вот еще один любопытный портрет. Кто это? «Никакими ласками я не мог смягчить его: он кусался и бился, говядины от меня не брал и всё время, бывало, как я над ним стою, пристально – пристально смотрит мне в глаза своим злым, пронзительным взглядом». Угадайте, кто это? (Орел, «записки из Мертвого дома» Д.)

- С особой любовью относился Достоевский к детям. «Через детей душа лечится», - говорит он устами кн.Мышкина.

Угадайте, кто из детей изображен на этом портрете? «Старшая девочка лет девяти, высокенькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке… в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике… со страхомследила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на её исхудавшем и испуганном личике. (Поленька)

- Теперь рассмотрим детские портреты, исполненные художником Глазуновым. Какой бы психологический портрет вы дали?. (Через внешний портрет – к внутреннему).

- А вот что рассказал о них Достоевский.

(проецируем портреты на экран)

- №14 Повесть Достоевского «Белые ночи» Настенька

(через призму любви)

- «Она была одета в премиленькой желтой шляпке и в кокетливой черной мантильке. Она была премиленькая и брюнетка, на её чёрных ресницах ещё блестели слезинки недавнего испуга. Хорошенькая маленькая ручка.

- №15 Катя «Неточка» (Повесть Достоевского «Неточка Незванова». Читаю фрагмент.)

- №16 Спящая княжна Катя «Неточка». (пов. «Неточка Незванова». Читаю фрагмент.)

- №17 Роман «Братья Карамазовы. Монах (портрет) «Невысокого росту, очень бледный и испитой… Монах с чрезвычайно вежливым, почти поясным поклоном произнес…» «На бледных бескровных губах монаха показалась тонкая, молчальная улыбочка, но без хитрости в своем роде. Но он ничего не ответил, и слишком ясно было, что промолчал из чувства собственного достоинства».

- На какую деталь в портрете обязательно обращает внимание Достоевский?

(Глаза выражают обычно ту нравственную катастрофу, которую переживают герои Достоевского).

  • Почему Достоевский ничего не говорит о глазах Лужина?

(«Глаза – зеркало души, а у Лужина души нет, он бездушный человек».)

Итак,

- Какие детали рассмотренных вами портретов указывают на то, что это всё – герои Достоевского? (Выразительные глаза, тихость, задумчивость, петербургский фон…)

- Да, у Достоевского нет счастливых даже среди детей. Дети в его произведениях – не розовощекие, не смеющиеся. Они, как и взрослые, вечно в задумчивости. Противоестественно, но это так. Они видят много бед, смерть своих братьев и сестер.

- В одном из писем герой Достоевского создает образ ребенка, стоящего у гроба своего 9-летнего брата.

- Кто и кому пишет об этом?

«Маленькая девочка, дочка, стоит, прислонившись к гробу, да такая, бедняжка, скучная, задумчивая! Я не люблю, я маточка, Варенька, когда ребенок, задумывается; смотреть не приятно! На губах пальчик держит – не шевелится, грустно, Варенька, - а?» (Макар Девушкин)

- Итак, мы обратились к эпистолярному жанру. Кто кому пишет письмо? (Читают письма учащиеся, по группам; другие учащиеся угадывают.)

- «Вот я уже два месяца с лишком я не беседовала с тобой письменно, отчего сама страдала и даже иною ночь не спала думая. Ты знаешь, как я люблю тебя! Ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше всё, вся надежда, упование наше».

(Пульхерия Александровна, мать Раскольникова)

- Милостивый государь Макар Алексеевич! Знаете ли, что придется наконец совсем поссориться с вами? Клянусь вам, добрый Макар Алексеевич, что мне даже тяжело принимать ваши подарки. Я знаю, чего они вам стоят, каких лишений и отказов в необходимейшем себе самому. Сколько раз я вам говорила, что мне не нужно ничего, совершенно ничего, что я не в силах вам воздать и за те благодеяния, которыми вы доселе осыпали меня… Ваша … (Варвара Доброселова)

- «Ты меня видишь обыкновенно, Аня, угрюмым, пасмурным и капризным, это только снаружи таков я всегда был, надломленный и испорченный судьбой; внутри же другое, поверь, поверь!

(Достоевский –своей жене Анне Григорьевне)

(Процитируем портреты Достоевского)

- Какие внешние детали этих портретов говорят о человеке «угрюмом, пасмурном, капризном», «надломленном, испорченном судьбой»?

«Внутри же другое, поверь, поверь»!

- Что же это другое вы обнаружили в портрете этого человека?

- У каждой группы есть портрет Достоевского в исполнении разных художников. Составьте психологический портрет «вашего» Достоевского.

(Создают эссе – коллективное)

- Достоевский говорил: «В редкие мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, самую характерную мысль. Художник изучает мысль и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице.

- Кажется ли вам удачным портрет Достоевского в изображении народного художника СССР И. Глазунова?

- Какие черты личности писателя вы чувствуете в портрете?

- Таким ли вы его представляете в жизни? (Учащиеся отвечают)

- А теперь обратите внимания на слова философа Лосева (см. выше, на доске)

Ответьте на вопросы:

  1. Что вы можете сказать о характере героини Достоевского по описанию ее внешнего облика?

  2. Какие слова тут могут стать опорными для определения ее психики, душевного настроя?

(У детей – текст, они отвечают письменно, каждый; я в это время читаю тексты вслух – комиссии)

  • «Перед ним стояло, казалось бы, самое обыкновенное и простое существо на взгляд, - добрая, милая женщина, положим, красивая… Правда, хороша она была очень…полная, с мягкими, как бы неслышными даже движениями тела, как бы тоже изнеженными до какой-то особенной, слащавой выделки, как и её голос. Ноги её на полу не было слышно. Мягко опустилась она в кресло».

(пауза говорят учащиеся)

-«Алешу поразило всего более в этом лице его детское, простодушное выражение. Она глядела как дитя, радовалась чему-то как дитя, она именно подошла к столу, радуясь как бы сейчас чего-то ожидая с самым детским, нетерпеливым и доверчивым любопытством. Взгляд её веселил душу».

- Об одном ли человеке идет речь?

(Да. О Грушеньке)

- Почему об одном – и так по разному.

(Учащиеся отвечают)

- Задание. Писатель, как вы уже знаете, может изобразить своего героя не только в спокойном состоянии, но и в минуту радости, веселья, испуга, отчаяния. Сейчас услышите голос героя, хорошо знакомого вам. Слушая его, делайте психологическую зарисовку – каким вы увидели героя, на что обращает внимание автор, чтобы передать его внутреннее состояние.

Вы занимаетесь рисованием (созданием)этого героя. У всех – листы.

Звучит монолог Раскольникова.

- Как характеризуется душевное состояние, как отражено оно.

а) в позе – (замер, обняв себя руками; взмахивая руками, разрубая воздух и др.)

б) в жестах –

в) в движениях – (ходит из угла в угол; взад – вперед, нервно и др.)

г) в цвете лица – (бледный, с пылающими пятнами на щеках)

д) выражение глаз – (пылающий взор…)

е) интонация – (неровная; то вскрикнет, то прошепчет…)

ж) сила голоса – (кричит, всплески эмоций, усмехается…)

з) Какая мимика - (морщится, кривится

характерна для оглядывается,

такого психологического вглядывается

состояния человека? куда-то вдаль, во что-то…)

Записать!

- Задание. Ответьте, кому из героев Достоевского принадлежат эти вещи?

Докажите текстом.

Бубен, пуговицы (осыпавшиеся), шутовской колпак, драдедамовый платок, корова, медный крест, евангелие, библия, револьвер, кисть, лошадь, шляпка, кнут.

- Ф.М. Достоевский, закончив роман «Игрок», сказал своей стенографистке А.Г, Сниткиной (будущей жене), что он придумал новый роман. Герой романа – художник, преждевременно состарившийся человек, больной неизлечимой болезнью, хмурый, подозрительный, правда, с нежным сердцем. В тяжелый момент своей жизни он встречает молодую девушку, добрую, жизнерадостную, тактичную. Полюбив её, он мучается вопросом: Что он, больной и немолодой, может дать этому юному, жизнерадостному созданию? Сам же Достоевский был неуверен в том, насколько психологически верным было бы, если б героиня полюбила художника.

- Назовите героев этого романа и скажите, как дальше развивать события.

(Героями этого «романа» был сам Федор Михайлович и Анна Григорьевна. «Представьте, что этот художник – я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили? – Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!»

Так по воспоминаниям Достоевского, развивались события этого «романа».

-Проецирую портрет.

-Какие качества характера этой женщины вы обнаруживаете, изучая этот портрет? Какие психологические детали отметили? Почему она смогла быть женою Достоевского?

(Учащиеся отвечают)

- Домашнее задание. Письменное сообщение «Нравственные уроки Достоевского». (Что приобрел я, изучая Достоевского? Какие его афоризмы возьму на вооружение в жизни?)

- Слово учителя. Вот и закончилась ещё одна повесть о жизни и творчестве величайшего из писателей. Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая анализу внутренний мир героев, он глубоко правдиво раскрывал их характеры. Достоевский, безусловно, «первый психолог мировой литературы».

О своем труде Достоевский писал:

«Человек есть тайна. Её надо разгадать и ежели её будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск