Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 69.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.06.2014
Размер69.44 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
МБОУ Васильевская МООШ

Утверждено на педсовете:

Протокол № ___

от _________ 2012 года

Директор школы:

_________/Федоркина Т.В./
Программа

и методические материалы

психолого-педагогического сопровождения

первоклассников в процессе их адаптации к школе.

«Здравствуй, школа!»


Пояснительная записка.
АДАПТАЦИЯ - процесс взаимодействия личности с определённой социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

На протяжении не одного десятилетия проблема адаптации первоклассников ищет своего разрешения и также как и 10 лет назад она остаётся по-прежнему очень актуальной, т.к. от того, как ребёнок сможет приспособиться к обучению на начальном этапе, будет зависеть и весь дальнейший процесс его обучения.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом.

Известно, что первые дни ребенка в школе - самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый малыш легко адаптируется к школе. Разный уровень подготовки дошкольников и высокий темп изучения школьной программы - все это создает дополнительные препятствия на пути адаптации ребенка к учебному процессу.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителями. При всём многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Следует учесть что, в этот период происходит кризис 7 лет, который при неблагоприятных обстоятельствах может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребёнка, уровня его притязаний, способность адаптироваться в окружающей среде.


С целью создания условий для преодоления указанных негативных вариантов личностного развития первоклассников в программе определены следующие задачи:


1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
2. Создание доброжелательной атмосферы в классе, как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика.
4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг другом.
5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества .
6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
8. Знакомства педагога с особенностями детей данного класса.

Основными принципами реализации программы являются:
• Учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
• Обеспечение среды развития для каждого ребёнка;
• Создание положительного эмоционального климата;
• Включение детей в опыт сотрудничества, эмоциональных переживаний, формирования адекватной самооценки.

Общие методические рекомендации

к построению занятий программы «Здравствуй, школа!».


•Занятия проводятся в начале учебного года.
•Занятия проводятся с периодичностью один раза в неделю.
•Номера занятий отражают последовательность их проведения.
• Завершающее занятие (занятия 9 и 10) проводить как сдвоенный урок, так как оно является итоговым и носит для детей праздничный характер. Учитель, реализуя содержание программы, может творчески подходить к занятию, учитывая специфику своего класса.
• При проведении занятий учителю важно опираться на несколько правил, которые будут способствовать адаптации первоклассников к школьной жизни. Важно поддержать желание детей принимать участие в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы учителя. Даже если ответ ученика не вполне соответствует содержанию вопроса, стоит поддержать его, сказав: «Какое интересное внимание», и спросить ребят: «А кто думает по-другому?». На этих занятиях нет неправильных ответов, важно, чтобы каждый ребёнок почувствовал, что его мнением интересуются, с тем, чтобы повысить его включенность в учебный процесс.
• Обращение к учащимся, формулировки заданий выверены психологически, и учителю стоит обратить на них внимание, так как они помогут сделать прикосновение к внутреннему миру первоклассников осторожным и деликатным. В высказываниях в адрес детей имеет смысл избегать отрицательной оценки, так как многие неверные ответы или поведение могут быть связаны с напряженным состоянием детей. Очень важно не скупиться на поддержку детей, находить в каждом что-то, за что можно похвалить, о чём можно сказать: « Мне понравилось».
•Общение и взаимодействие учеников и учителя происходит по определённым правилам, которые должны быть приняты совместно в классе.

Регулируя дисциплину, педагог может и должен обращаться к ним. Для детей правила сформулированы следующим образом: 
1.Когда говорит один, остальные слушают его.
2.Поднимай руку, если хочешь спросить.
3.Не унижай других не кривляйся, не смейся, не толкайся.

Методы и формы, 
обеспечивающие решение поставленных задач.



• Дискуссия, обсуждение;
• Обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространства класса;
• Работа в парах и в малых группах;
• Техники и приёмы саморегуляции;
• Рисуночные методы;
• Имитационные и ролевые игры;
• Метод направленного воображения;
• Драматизация (разыгрывание различных ситуаций).

Форма и структура занятий.
Занятия проводятся в игровой форме, благодаря чему они имеют разгрузочную функцию по сравнению с обычными уроками и дополнительно мотивируют учащихся, делая обучение в школе привлекательным. 
Каждое занятие состоит из трёх взаимосвязанных частей: разминка, основная и заключительная.
1. Разминка, предлагает создание положительного настроя детей на работу в ходе занятия. Основные процедуры разминки - это приветствия и упражнения на контакт. Начинать занятие следует с традиционного приветствия.
2. Основная часть, нацеливает на развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребёнка, формирование адекватной самооценки. Учитель называет новую тему занятия, напоминает старую. В последнем случае желательно, чтобы дети вспомнили сами. Важно отметить и показать значимость изучаемой темы.
3. Заключительная часть, связанна с созданием у каждого участника чувства принадлежности к группе, закрепление положительных эмоций от работы на занятии. 

Средства для проведения занятий.

Создать особую атмосферу занятий помогает игрушка - символ, которая помогает налаживать контакт с маленькими детьми, вводить «скучные» правила, организовывать внимание учеников.
Кроме того, используются лёгкие цветные мячи, стимулирующие детей отвечать на трудные вопросы; магнитофон, кассеты со спокойной нейтральной инструментальной музыкой, материалы из бумаги и рисунки, цветные карандаши, фломастеры, листы для рисования формата А4.

Психологические основы взаимодействия педагога с детьми

1. Безусловное принятие ребёнка (эмпатия) – не на словах, а на деле. Ребёнок должен быть уверен, что ему хотят помочь, что его присутствие здесь желательно.

2. Применение техник активного слушания (визуальный контакт, сосредоточение на словах ребёнка, уточнение, перефразирование); невербальные компоненты (жесты, поза, мимика, контакт глаз, интонация, тон и тембр голоса, показывающие доброжелательное и заинтересованное отношение к ребёнку)

Направления деятельности комплексной программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в процессе их адаптации к школе.

1.Работа с родителями:
• Проведение родительских собраний по теме: «Трудности адаптации первоклассника», «Адаптация ребенка в школе. Советы педагога»

• Ознакомление родителей с проведением курса занятий «Здравствуй, школа!» по адаптации первоклассников к школе (цель, задачи, условия проведения). Информирование о возможности посещения родителями занятий.
• Индивидуальные психологические и педагогические консультации, советы родителям.
• Анкетирование.

2.Работа с учащимися:
• Исследование личностных особенностей детей в течение первых дней обучения.
• Проведение учителем с учащимися курса занятий «Здравствуй, школа!»
• Исследование уровня сплоченности детского коллектива.
• Проведение диагностики в конце первой четверти обучения с целью выявления уровня адаптации детей.
• Праздник «Посвящение в первоклассники»

Адаптационные занятия для первоклассников

рассчитаны на 10 учебных часов и охватывают следующие темы:



занятия

Тема

Кол-во

часов

1.

Знакомство «Я + ТЫ = МЫ»

1

2-3

Правила школьной жизни.

2

4.

Школьник и дошкольник.

1

5.

Для чего ходят в школу.

1

6.

Оценка.

1

7-8

Учимся работать дружно.

2

9-10

Первоклассное путешествие.

2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск