Скачать 69.44 Kb.
|
МБОУ Васильевская МООШ Утверждено на педсовете: Протокол № ___ от _________ 2012 года Директор школы: _________/Федоркина Т.В./ Программа и методические материалы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в процессе их адаптации к школе. «Здравствуй, школа!» Пояснительная записка. АДАПТАЦИЯ - процесс взаимодействия личности с определённой социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. На протяжении не одного десятилетия проблема адаптации первоклассников ищет своего разрешения и также как и 10 лет назад она остаётся по-прежнему очень актуальной, т.к. от того, как ребёнок сможет приспособиться к обучению на начальном этапе, будет зависеть и весь дальнейший процесс его обучения. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Известно, что первые дни ребенка в школе - самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый малыш легко адаптируется к школе. Разный уровень подготовки дошкольников и высокий темп изучения школьной программы - все это создает дополнительные препятствия на пути адаптации ребенка к учебному процессу. Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителями. При всём многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Следует учесть что, в этот период происходит кризис 7 лет, который при неблагоприятных обстоятельствах может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребёнка, уровня его притязаний, способность адаптироваться в окружающей среде. С целью создания условий для преодоления указанных негативных вариантов личностного развития первоклассников в программе определены следующие задачи: 1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь. 2. Создание доброжелательной атмосферы в классе, как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе. 3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика. 4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг другом. 5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества . 6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса. 7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы. 8. Знакомства педагога с особенностями детей данного класса. Основными принципами реализации программы являются: • Учёт индивидуальных особенностей ребёнка; • Обеспечение среды развития для каждого ребёнка; • Создание положительного эмоционального климата; • Включение детей в опыт сотрудничества, эмоциональных переживаний, формирования адекватной самооценки. Общие методические рекомендации к построению занятий программы «Здравствуй, школа!». •Занятия проводятся в начале учебного года. •Занятия проводятся с периодичностью один раза в неделю. •Номера занятий отражают последовательность их проведения. • Завершающее занятие (занятия 9 и 10) проводить как сдвоенный урок, так как оно является итоговым и носит для детей праздничный характер. Учитель, реализуя содержание программы, может творчески подходить к занятию, учитывая специфику своего класса. • При проведении занятий учителю важно опираться на несколько правил, которые будут способствовать адаптации первоклассников к школьной жизни. Важно поддержать желание детей принимать участие в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы учителя. Даже если ответ ученика не вполне соответствует содержанию вопроса, стоит поддержать его, сказав: «Какое интересное внимание», и спросить ребят: «А кто думает по-другому?». На этих занятиях нет неправильных ответов, важно, чтобы каждый ребёнок почувствовал, что его мнением интересуются, с тем, чтобы повысить его включенность в учебный процесс. • Обращение к учащимся, формулировки заданий выверены психологически, и учителю стоит обратить на них внимание, так как они помогут сделать прикосновение к внутреннему миру первоклассников осторожным и деликатным. В высказываниях в адрес детей имеет смысл избегать отрицательной оценки, так как многие неверные ответы или поведение могут быть связаны с напряженным состоянием детей. Очень важно не скупиться на поддержку детей, находить в каждом что-то, за что можно похвалить, о чём можно сказать: « Мне понравилось». •Общение и взаимодействие учеников и учителя происходит по определённым правилам, которые должны быть приняты совместно в классе. Регулируя дисциплину, педагог может и должен обращаться к ним. Для детей правила сформулированы следующим образом: 1.Когда говорит один, остальные слушают его. 2.Поднимай руку, если хочешь спросить. 3.Не унижай других не кривляйся, не смейся, не толкайся. Методы и формы, обеспечивающие решение поставленных задач. • Дискуссия, обсуждение; • Обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространства класса; • Работа в парах и в малых группах; • Техники и приёмы саморегуляции; • Рисуночные методы; • Имитационные и ролевые игры; • Метод направленного воображения; • Драматизация (разыгрывание различных ситуаций). Форма и структура занятий. Занятия проводятся в игровой форме, благодаря чему они имеют разгрузочную функцию по сравнению с обычными уроками и дополнительно мотивируют учащихся, делая обучение в школе привлекательным. Каждое занятие состоит из трёх взаимосвязанных частей: разминка, основная и заключительная. 1. Разминка, предлагает создание положительного настроя детей на работу в ходе занятия. Основные процедуры разминки - это приветствия и упражнения на контакт. Начинать занятие следует с традиционного приветствия. 2. Основная часть, нацеливает на развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребёнка, формирование адекватной самооценки. Учитель называет новую тему занятия, напоминает старую. В последнем случае желательно, чтобы дети вспомнили сами. Важно отметить и показать значимость изучаемой темы. 3. Заключительная часть, связанна с созданием у каждого участника чувства принадлежности к группе, закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Средства для проведения занятий. Создать особую атмосферу занятий помогает игрушка - символ, которая помогает налаживать контакт с маленькими детьми, вводить «скучные» правила, организовывать внимание учеников. Кроме того, используются лёгкие цветные мячи, стимулирующие детей отвечать на трудные вопросы; магнитофон, кассеты со спокойной нейтральной инструментальной музыкой, материалы из бумаги и рисунки, цветные карандаши, фломастеры, листы для рисования формата А4. Психологические основы взаимодействия педагога с детьми 1. Безусловное принятие ребёнка (эмпатия) – не на словах, а на деле. Ребёнок должен быть уверен, что ему хотят помочь, что его присутствие здесь желательно. 2. Применение техник активного слушания (визуальный контакт, сосредоточение на словах ребёнка, уточнение, перефразирование); невербальные компоненты (жесты, поза, мимика, контакт глаз, интонация, тон и тембр голоса, показывающие доброжелательное и заинтересованное отношение к ребёнку) Направления деятельности комплексной программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в процессе их адаптации к школе. 1.Работа с родителями: • Проведение родительских собраний по теме: «Трудности адаптации первоклассника», «Адаптация ребенка в школе. Советы педагога» • Ознакомление родителей с проведением курса занятий «Здравствуй, школа!» по адаптации первоклассников к школе (цель, задачи, условия проведения). Информирование о возможности посещения родителями занятий. • Индивидуальные психологические и педагогические консультации, советы родителям. • Анкетирование. 2.Работа с учащимися: • Исследование личностных особенностей детей в течение первых дней обучения. • Проведение учителем с учащимися курса занятий «Здравствуй, школа!» • Исследование уровня сплоченности детского коллектива. • Проведение диагностики в конце первой четверти обучения с целью выявления уровня адаптации детей. • Праздник «Посвящение в первоклассники» Адаптационные занятия для первоклассников рассчитаны на 10 учебных часов и охватывают следующие темы:
|