Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим





Скачать 254.79 Kb.
НазваниеXх городской олимпиады по музыкально-теоретическим
страница1/2
Дата публикации06.09.2014
Размер254.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
  1   2
Согласовано: Утверждаю:

Директор МАУ «Центр творческих Начальник Управления культуры, спорта

технологий Управления культуры, спорта и молодежной политики, администрации

и молодежной политики администрации г.Кемерово

г.Кемерово»

«____»______________________2013г. «____»______________________2013г.

______________________О.С.Пугачева _______________________О.Ю.Карасева

ПОЛОЖЕНИЕ

XХ Городской олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам

(26-30 апреля 2014 г.)

1. Общие положения


1.1. Организаторы олимпиады:

  • управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово;

  • МАУ «Центр творческих технологий управления культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово»;

  • МАОУДОД «Детская школа искусств № 46».

1.2. Цели и задачи теоретической олимпиады:

  • повышение качества подготовки учащихся музыкальных отделений по музыкально-теоретическим дисциплинам;

  • выявление одаренных детей;

  • расширение творческих контактов между учреждениями дополнительного образования культуры города;

  • определение уровня знаний умений и навыков учащихся музыкальных отделений образовательных учреждений культуры, по музыкально-теоретическим дисциплинам;

  • стимулирование профессионального роста преподавателей музыкальных отделений образовательных учреждений культуры г. Кемерово;

  • активизация обмена педагогическим опытом.


2. Условия участия в олимпиаде

2.1. В городской теоретической олимпиаде по музыкально-теоретическим дисциплинам могут принимать участие учащиеся музыкальных отделений образовательных учреждений культуры г. Кемерово.

2.2. Для участия в городской теоретической олимпиаде необходимо представить в оргкомитет следующие документы:

  • заявку участника, напечатанную в соответствии с образцом;

  • копию паспорта (свидетельства о рождении);

  • подтверждение оплаты договора (копия платежного поручения).

2.3. Сумма аккредитационного взноса составляет 600 руб. за участие каждого участника олимпиады.

2.4. Все участники оплачивают аккредитацию безналичным расчетом по договору.
3. Требования по подготовке участников олимпиады

3.1. Уровень сложности всех заданий соответствует требованиям программных стандартов по сольфеджио, элементарной теории музыки и музыкальной литературе для учреждений дополнительного образования культуры.

3.2. Требования в номинации «Сольфеджио»:

3.2.1. I группа – 2 класс (семилетнее обучение)

  • Диктант (мажорная тональность, период повторного строения, размеры 2/4, 3/4, 4/4; без затакта) - исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем – 8 тактов.

  • Чтение с листа одноголосной мелодии (на класс ниже).

  • Ритмическое упражнение с чередованием рук.

3.2.2. II группа – 3 класс (семилетнее обучение)

  • Диктант исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем – 8 тактов.

  • Чтение с листа одноголосной мелодии (на класс ниже).

  • Ритмическое упражнение с чередованием рук.

3.2.3. III группа – 4 класс (семилетнее обучение)

  • Диктант исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем – 8 тактов (размер 6/8 не включается).

  • Чтение с листа одноголосной мелодии.

  • Ритмическое упражнение с чередованием рук.

  • Сольфеджирование знакомой мелодии в транспорте на секунду вверх или вниз без предварительной записи (см. пункт 3.2.13).

3.2.4. IV группа – 5 класс (семилетнее обучение)

  • Диктант исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем – 8 тактов.

  • Чтение с листа одноголосной мелодии.

  • Сольфеджирование знакомой мелодии в транспорте на секунду вверх или вниз без предварительной записи (см. пункт 3.2.13).

  • Двухголосное ритмическое упражнение.

3.2.5. V группа – 6 класс (семилетнее обучение)

  • Диктант исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем – 8-10 тактов.

  • Чтение с листа одноголосной мелодии.

  • Сольфеджирование знакомой мелодии в транспорте на секунду вверх или вниз без предварительной записи (см. пункт 3.2.13).

  • Двухголосное ритмическое упражнение.

3.2.6. VI группа – 7 класс (семилетнее обучение)

  • Диктант исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем – 8-10 тактов.

  • Чтение с листа одноголосной мелодии.

  • Сольфеджирование знакомой мелодии в транспорте на секунду вверх или вниз без предварительной записи (см. пункт 3.2.13).

  • Двухголосное ритмическое упражнение.

3.2. 7. VII группа - 8 класс (семилетнее обучение) с профильной подготовкой.

  • Диктант исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем –10-12 тактов.

  • Чтение с листа одноголосной мелодии.

  • Сольфеджирование знакомой мелодии в транспорте на секунду вверх или вниз без предварительной записи (см. пункт 3.2.13).

  • Двухголосное ритмическое упражнение.

3.2.8. VIII группа – 2 класс (пятилетнее обучение)

  • Диктант (мажорная тональность, период повторного строения, размеры 2/4, 3/4, 4/4; без затакта) - исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем – 8 тактов.

  • Чтение с листа одноголосной мелодии (на класс ниже).

  • Ритмическое упражнение с чередованием рук.

3.2.9. IX группа – 3 класс (пятилетнее обучение)

  • Диктант исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем – 8 тактов.

  • Чтение с листа одноголосной мелодии (на класс ниже).

  • Ритмическое упражнение с чередованием рук.

3.2.10. X группа – 4 класс (пятилетнее обучение)

  • Диктант исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем – 8 тактов.

  • Чтение с листа одноголосной мелодии (на класс ниже).

  • Сольфеджирование знакомой мелодии в транспорте на секунду вверх или вниз без предварительной записи (см. пункт 3.2.13).

  • Двухголосное ритмическое упражнение.

3.2.11. XIгруппа – 5 класс (пятилетнее обучение)

  • Диктант исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем – 8 тактов.

  • Чтение с листа одноголосной мелодии (на класс ниже).

  • Сольфеджирование знакомой мелодии в транспорте на секунду вверх или вниз без предварительной записи (см. пункт 3.2.13).

  • Двухголосное ритмическое упражнение.

3.2.12. XII группа - 6 класс (пятилетнее обучение) с профильной подготовкой;

  • Диктант исполняется 10 раз в течение 25 минут; объем – 8-10 тактов.

  • Чтение с листа одноголосной мелодии.

  • Сольфеджирование знакомой мелодии в транспорте на секунду вверх или вниз без предварительной записи (см. пункт 3.2.13).

  • Двухголосное ритмическое упражнение.

      1. Список мелодий для сольфеджирования в транспорте. В квадратных скобках приводится источник, в котором можно найти указанную музыкальную тему (список рекомендуемой учебно-методической литературы см. в пункте 3.2.14). В случае отсутствия таковой ссылки следует обращаться к первоисточнику: клавиру, партитуре.

  • III группа – 4 класс (семилетнее обучение)

  1. Русская народная песня «Уж ты, поле моё» (8 т.т.) [Ж. Л. Металлиди, А. И. Перцовская, № 45];

  2. Украинская народная песня «Веет ветер, веет буйный» (8 т.т.) [Ж. Л. Металлиди, А. И. Перцовская, № 46];

  3. Русская народная песня «Не одна во поле дороженька» (12 т.т.) [З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова «В мире музыки», № 74];

  4. И. Дунаевский. «Песенка о весёлом ветре» (8 т.т.) [З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова, «В мире музыки», № 132];

  5. П. И. Чайковский. «Детский альбом», Вальс (16 т.т.);

  6. Русская народная песня (8 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 377];

  7. Норвежская народная песня (15 т.т.) [А. А. Варламова, Л. В. Семченко, 4 класс, № 13];

  8. Норвежская народная песня «Сумерки» (12 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 399];

  9. Русская народная песня «Ой вы, горы мои» (10 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 415];

  10. Ф. Мендельсон. «Песня венецианского гондольера» (с конца седьмого такта - 10 т.т.) [Ж. Л. Металлиди, А. И. Перцовская, № 109];

  11. Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», Пролог, Проводы масленицы, тема «Раным рано куры запели» (16 т.т.) [Н. П. Козлова, № 85 или Э. С. Смирнова, № 67];

  12. Н. Вильбоа «Нелюдимо наше море» (16т.т.) [Г. А. Арцышевский, № 485];

  13. Варламов «Горные вершины» (16т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 385];

  14. М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» увертюра, тема побочной партии (31 т.т.) [Е. А. Давыдова, №39];

  15. И. Дунаевский. «Песня о Родине» (8т.т.) [Хрестоматия /сост. В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин, с. 6].

  • IV группа – 5 класс (семилетнее обучение)

  1. Й. Гайдн. Симфония № 103, II часть, 2-я тема C-dur (8 т.т.);

  2. Й. Гайдн. Соната e-moll, III часть, тема рефрена (8 т.т.);

  3. В. А. Моцарт. Симфония №40, III часть, 1-я тема (14 т.т.);

  4. В. А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро», I действие, каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать» (20 т.т.);

  5. В. А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро», I действие, ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» (14 т.т.);

  6. В. А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро», II действие, ария Керубино «Сердце волнует» (12 т.т.);

  7. В. А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро», IV действие, ария Сюзанны «Приди, мой милый друг» (12 т.т.);

  8. Л. Бетховен. Симфония № 5, II часть, 1-я тема (13 т.т.);

  9. Л. Бетховен. Соната № 8, II часть, основная тема As-dur (8 т.т.);

  10. Л. Бетховен. Соната № 8, III часть, тема рефрена (17 т.т.) [Г. А. Арцышевский, № 708];

  11. Ф. Шуберт. Песня «Форель» (20 т.т.);

  12. Ф. Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», песня «В путь» (16 т.т.);

  13. Ф. Шуберт. Симфония № 8, I часть, тема главной партии (9 т.т.);

  14. Ф. Шуберт. Симфония № 8, I часть, тема побочной партии (10 т.т.);

  15. Ф. Шопен. Ноктюрн f-moll, основная тема (8 т.т.).




  • V группа – 6 класс (семилетнее обучение)

  1. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», I действие, Рондо Антониды (8 т.т.);

  2. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», II действие, Вальс (16 т.т.);

  3. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», II действие, Краковяк (16 т.т.) [Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 610, тональность D-dur];

  4. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», III действие, Песня Вани (14 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 634];

  5. М. И. Глинка. Песня «Жаворонок» (16 т.т.) [Е. В. Давыдова, № 87];

  6. М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (10 т.т.) [Л. М. Маслёнкова, № 176];

  7. А. С. Даргомыжский. Романс «Мне минуло шестнадцать лет» (8 т.т.);

  8. А. С. Даргомыжский. Романс «Мне грустно» (15 т.т.);

  9. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь», II действие, ария Игоря «О дайте, дайте мне свободу» (15 т.т.);

  10. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь», II действие, ария Игоря, средняя часть «Ты одна, голубка лада» (15 т.т.);

  11. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь», IV действие, хор поселян «Ох, не буйный ветер» (14 т.т.);

  12. Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», III действие, Третья песня Леля (21 т.т.);

  13. Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада», III часть, тема Царевны (8 т.т.) [Е. В. Давыдова, № 157];

  14. М. П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов», Пролог, первая картина, хор «На кого ты нас покидаешь» (15 т.т.);

  15. М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки», «Старый замок» (8 т.т.).




  • VI группа – 7 класс (семилетнее обучение)

  1. П. И. Чайковский.Симфония №1, I часть, тема побочной партии (12 т.т.);

  2. П. И. Чайковский.Симфония №1, II часть, основная тема (12 т.т.);

  3. П. И. Чайковский.Симфония № 5, II часть, основная тема (16 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 652];

  4. П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин», 1 картина, дуэт «Слыхали ль вы» (18 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 714];

  5. П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин», 2 картина, Сцена письма «Пускай погибну я» (8 т.т.);

  6. П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин», 4 картина, Вальс (22 т.т.);

  7. П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин», 5 картина, Ария Ленского «Что день грядущий » (19 т.т.);

  8. С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», «Мёртвое поле» (9 т.т.);

  9. С. С. Прокофьев. Симфония №7, I часть, тема побочной партии (9 т.т.);

  10. С. С. Прокофьев. Кантата «На страже мира», (19 т.т.) [И. А. Русяева, № 261];

  11. Д. Д. Шостакович. «Лирический вальс» (16 т.т.) [«Мелодии с сопровождением», № 27];

  12. Г. Свиридов. «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель», «Тройка» (12 т.т.);

  13. С. В. Рахманинов Концерт №2, I часть, тема побочной партии (21 т.т.);

  14. С. В. Рахманинов Концерт №3, I часть, тема главной партии (25 т.т.) [Л. М. Маслёнкова, № 282];

  15. А. Скрябин. Симфония № 3, тема главной партии (13 т.т.).




  • VII группа - 8 класс (семилетнее обучение) с профильной подготовкой.

  1. А. Скрябин. Симфония № 3, тема главной партии (13 т.т.).

  2. С. В. Рахманинов Концерт №2, I часть, тема побочной партии (21 т.т.);

  3. С. С. Прокофьев. Симфония №7, I часть, тема побочной партии (9 т.т.);

  4. Д. Д. Шостакович. Симфония № 10, III часть (15 т.т.) [И. А. Русяева, № 256];

  5. П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин», 1 картина, дуэт «Слыхали ль вы» (18 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 714];

  6. Д. Д. Шостакович. Симфония № 7, II часть (11 т.т.) [А. Л. Островский, С. Н. Соловьёв, В. П. Шокин, № 382];

  7. П. И. Чайковский. Романс «Растворил я окно», (16 т.т.) [Е. М. Золина, Л. С. Синяева, Л. И. Чустова «Музыкальный синтаксис», № 136];

  8. С. С. Прокофьев. Опера «Война и мир», Вальс (13 т.т.) [В. А. Кириллова, В. С. Попов, стр. 175, № 61];

  9. Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста», II действие, ария Марфы «Как гляжу теперь на зелёный сад» (27 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 617];

  10. М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина», III действие, тема «кручины» Марфы «Страшная пытка любовь моя» (15 т.т.) [Л. М. Маслёнкова, № 144];

  11. М. П. Мусоргский. «Народная картинка» «Сиротка» (28 т.т.) [В. А. Кириллова, В. С. Попов, стр. 269];

  12. И. С. Бах. «Французская сюита» № 2 (8 т.т.) [И. А. Русяева, № 53];

  13. И. С. Бах. «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» (13 т.т.) [Л. В. Енилеева, № 129];

  14. А. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром (8 т.т.) [Е. М. Золина, Л. С. Синяева, Л. И. Чустова «Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция», № 176 или Л. М. Маслёнкова, № 130];

  15. Л. Бетховен. Соната № 6, I часть, тема главной партии (8 т.т.).




  • X группа – 4 класс (пятилетнее обучение)

  1. Й. Гайдн. Симфония № 103, II часть, 2-я тема C-dur (8 т.т.);

  2. Й. Гайдн. Соната e-moll, III часть, тема рефрена (8 т.т.);

  3. В. А. Моцарт. Симфония №40, III часть, 1-я тема (14 т.т.);

  4. В. А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро», II действие, ария Керубино «Сердце волнует» (12 т.т.);

  5. Л. Бетховен. Соната № 8, II часть, основная тема As-dur (8 т.т.);

  6. Ф. Шуберт. Симфония № 8, I часть, тема побочной партии (10 т.т.);

  7. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», I действие, Рондо Антониды (8 т.т.);

  8. М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (10 т.т.);

  9. А. С. Даргомыжский. Романс «Мне грустно» (15 т.т.);

  10. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь», IV действие, Хор поселян «Ох, не буйный ветер» (14 т.т.);

  11. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь», II действие, ария Игоря «О дайте, дайте мне свободу» (15 т.т.);

  12. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь», II действие, хор невольниц «Улетай» (8т.т.);

  13. Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», III действие, Третья песня Леля (21 т.т.);

  14. Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада», III часть, тема Царевны (8 т.т.);

  15. М. П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов», пролог, хор «На кого ты нас покидаешь» (15 т.т.).




  • XI группа – 5 класс (пятилетнее обучение)

  1. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», II действие, Вальс (16 т.т.) [Е. В. Давыдова, №158];

  2. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», II действие, Краковяк (16 т.т. от начала) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 610, тональность D-dur];

  3. А. С. Даргомыжский. Романс «Мне минуло шестнадцать лет» (8 т.т.);

  4. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь», II действие, ария Игоря, средняя часть «Ты одна, голубка лада» (15 т.т.);

  5. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь», II действие, хор невольниц «Улетай» (16т.т.);

  6. П. И. Чайковский. Симфония №1, II часть, основная тема (12 т.т.);

  7. П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин», 1 картина, дуэт «Слыхали ль вы» (18 т.т.) [Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 714];

  8. П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин», 5 картина, Ария Ленского «Что день грядущий » (19 т.т.);

  9. С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», «Мёртвое поле» (9 т.т.);

  10. С. С. Прокофьев. Кантата «На страже мира», (19 т.т.) [И. А. Русяева, № 261];

  11. Д. Д. Шостакович. Лирический вальс (16 т.т.) [«Мелодии с сопровождением» - № 27];

  12. Г. Свиридов. «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель», «Тройка» (12 т.т.);

  13. С. В. Рахманинов Концерт №2, I часть, тема побочной партии (21 т.т.);

  14. С. В. Рахманинов Концерт №3, I часть, тема главной партии (25 т.т.) [Л. М. Маслёнкова, № 282];

  15. А. Скрябин. Симфония № 3, тема главной партии (13 т.т.).




  • XII группа - 6 класс (пятилетнее обучение) с профильной подготовкой;

  1. И. С. Бах. «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» (13 т.т.) [Л. В. Енилеева, № 129];

  2. П. И. Чайковский. Романс «Растворил я окно», (16 т.т.) [Е. М. Золина, Л. С. Синяева, Л. И. Чустова «Музыкальный синтаксис», № 136];

  3. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», III действие, Романс Антониды (25 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б.В. Калмыков, Г. А. Фридкин, №594];

  4. А. С. Даргомыжский «Я вас любил» (20 т.т.) [Т. А. Калужская, №430];

  5. Гурилёв «Вьётся ласточка» (28 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 619];

  6. Л. Бетховен. Восемь вариаций на тему из оперы «Салиман, или Три султанши» Зюсмайера (24 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 573];

  7. Дж. Россини. Тема из оперы «Севильский цирюльник» (28 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 571];

  8. Соловьёв-Седой. Песня «Друзья-однополчане» (32 т.т.) [Т. А. Калужская, № 400];

  9. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», III действие, ариозо Сусанина «Ты не кручинься, дитятко моё» (30т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 615];

  10. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», III действие, квартет «Не розан сверкает росой» (18 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 631];

  11. М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», III действие, Песня Вани (42 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 634];

  12. П. И. Чайковский. Симфония № 5, II часть, основная тема (16 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 652];

  13. М. Равель. «Болеро» (17 т.т.) [А. Л. Островский, С. Н. Соловьёв, В. П. Шокин, №430];

  14. Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста», II действие, ария Марфы «Как гляжу теперь на зелёный сад» (27 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 617];

  15. П. И. Чайковский. Романс «Хотел бы в единое слово» (30 т.т.) [Сольфеджио / сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин, № 620].




      1. 3.2.14. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

  1. Аверьянова, О. И. Отечественная музыкальная литература XX века [Текст]: учебник для ДМШ: четвертый год обучения /О. И. Аверьянова.- М.: «Музыка», 2004. – 256 с.

  2. Арцышевский, Г. А. Курс систематизированного сольфеджио [Текст]: 1-7 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ Г. А. Арцышевский.- М., 1993.-155 с.

  3. Брянцева, В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст]: учебник для ДМШ: второй год обучения /В. Н. Брянцева.- М.: « Музыка», 2004. - 183 с.

  4. Варламова, А. А. Сольфеджио: пятилет. курс обучения [Текст]: 4 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ А. А. Варламова, Л. В. Семченко.- М.: «МетодИздат», 2001 .-91 с.

  5. Енилеева, Л. В. Одноголосные диктанты [Текст]: учеб. пособие для студентов муз. училищ/ Л. В. Енилеева, ред. Л. М. Маслёнкова.- Л.: «Музыка», 1984.- 95 с.

  6. Золина, Е. М. Сольфеджио: Диатоника, лад. Хроматика, модуляция [Текст]: 6-8 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ Е. М. Золина, Л. С. Синяева, Л. И. Чустова. - М.: «Классика -XXI», 2004.- 121 с.

  7. Золина, Е. М. Сольфеджио: Музыкальный синтаксис. Метроритм [Текст]: 6-8 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ Е. М. Золина, Л. С. Синяева, Л. И. Чустова. - М.: «Классика -XXI», 2003.- 100 с.

  8. Калужская, Т. А. Сольфеджио [Текст]: 6 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/Т. А. Калужская.- М.: «Музыка», 2007.- 126 с.

  9. Кириллова, В. А. Сольфеджио[Текст]: учеб. пособие для дирижёрско-хоровых факультетов музыкальных вузов/ В. А. Кириллова, В. С. Попов.- М.: «Музыка», 1971.- 324 с.

  10. Козлова, Н.П. Русская музыкальная литература [Текст]: учебник для ДМШ: третий год обучения /Н. П. Козлова.- М.: «Музыка», 2004. - 224 с.

  11. Котикова, Н. Л. Сольфеджио [Текст]: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ Н. Л. Котикова.- Л. «Музыка», 1983.- Вып. 2. – 95 с.

  12. Лагутин, А. И. Музыкальная литература [Текст]: учебник для 4 класса ДМШ и ДШИ: первый год обучения /А. И. Лагутин, В. Н. Владимиров.- М.: «Престо», 2004. - 159 с.

  13. Маслёнкова, Л. М. Сокровища родных мелодий: хрестоматия по сольфеджио [Текст]: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств, студентов муз. училищ, колледжей и ВУЗов/ Л. М. Маслёнкова. - Л.: «Музыка», 1988.- 126 с.

  14. Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа [Текст]: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств, студентов муз. училищ, колледжей и ВУЗов/ сост. Г. Л. Белянова. - Л.: «Музыка», 1990.- 99 с.

  15. Металлиди, Ж. Л. Мы играем, сочиняем и поём: Сольфеджио [Текст]: 4 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ Ж. Л. Металлиди, А. И. Перцовская. – СПб: «Советский композитор», 1998.- 80 с.

  16. Осовицкая, З. Е. В мире музыки [Текст]: учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей дет. муз. шк.: первый год обучения /З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова. - М.: «Музыка», 1997.- 224 с.

  17. Осовицкая, З. Е. Музыкальная литература [Текст]: учебник для ДМШ: первый год обучения /З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова. - М.: «Музыка», 2004.- 199 с.

  18. Островский, А. Л. Сольфеджио [Текст]: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств, студентов муз. училищ, колледжей и ВУЗов/ А. Л. Островский, С. Н. Соловьёв, В. П. Шокин. - М.: «Советский композитор», 1974.- Выпуск II.- 171 с.

  19. Прохорова, И. А. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст]: учебник для 5 класса ДМШ /И. А. Прохорова.- М.: «Музыка», 2004. - 126 с.

  20. Русяева, И. А. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио [Текст]: 5-6 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк., средних спец. муз. шк. и муз. училищ / И. А. Русяева.- М.: «Советский композитор», 1980.- 112 с.

  21. Смирнова, Э. С. Русская музыкальная литература [Текст]: учебник для 6-7 класса ДМШ /Э. С. Смирнова.- М.: «Музыка», 2004 . - 127 с.

  22. Сольфеджио [Текст]: 1-7 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ сост. Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин.- М.: «Музыка», 2005.- Часть 1: Одноголосие.- 142 с.

  23. Хрестоматия по музыкальной литературе [Текст]: учеб. пособие для IV класса ДМШ/сост. В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин.- М.: «Музыка», 1987.- 134 с.

  24. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран [Ноты]: учеб. пособие для V класса ДМШ/ cост. И. А. Прохорова.- М., 1979.- 143 с.

  25. Хрестоматия по русской музыкальной литературе [Ноты]: учеб. пособие для VI -VII классов ДМШ/ сост. Э. С. Смирнова, А. В. Самонов.- М.: «Музыка», 1977.- 176 с.

  26. Хрестоматия по советской музыкальной литературе [Ноты]: учеб. пособие для VII класса ДМШ/ сост. А. В. Самонов.- М.: «Музыка», 1975.- 120 с.

  27. Шорникова, М. И. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры. Первый год обучения [Текст]: учебное пособие/М. И. Шорникова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2007. - 192 с.

  28. Шорникова, М. И. Музыкальная литература. Развитие западноевропейской музыки. Второй год обучения [Текст]: учебное пособие /М. И. Шорникова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. - 281 с.

  29. Шорникова, М. И. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения [Текст]: учебное пособие /М. И. Шорникова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. - 293 с.

  30. Шорникова, М. И. Музыкальная литература. Русская музыка ХХ в. Четвертый год обучения [Текст]: учебное пособие /М. И. Шорникова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. - 240 с.


3.3. Требования в номинации «Элементарная теория музыки»:

3.3.1. Построение интервалов, аккордов, звукорядов ладов (всего три).

      1. Определение по тексту интервалов, аккордов, звукорядов ладов (всего три).

      2. Термины в 3, 4, 5 классах семилетнего обучения, 3, 4, классах пятилетнего обучения: дать перевод, исправить ошибки в написании (всего три).

      3. Термины и понятия в 6, 7 классах семилетнего обучения, в 5 классе пятилетнего обучения, а также в профильном классе: дать перевод терминов, исправить ошибки в написании и сформулировать определения понятий (всего три).

      4. Группировка в 3–м классе семилетнего и пятилетнего обучения: дана мелодия с указанием размера, с неправильной группировкой без тактовых черт, без затакта; необходимо правильно сгруппировать.

      5. Группировка в 4, 5, 6, 7 классах семилетнего обучения, 4, 5 классах пятилетнего обучения, а также во всех профильных классах:

дана мелодия с неправильной группировкой без тактовых черт, ключевые знаки даны как встречные, затакт показан не будет; необходимо определить размер, тональность, разделить ключевые и встречные знаки, правильно сгруппировать.

3.3.7. В номинации «Элементарная теория музыки» принимают участие учащиеся 3-8 классов (семилетнее обучение) и 3-6 классов (пятилетнее обучение).
3.3.8. Список рекомендуемой учебно-методической литературы: Андреева, М. П. От примы до октавы. Сборник музыкальных примеров для пения и разбора на уроках сольфеджио [Текст]: 3-4 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ М. П. Андреева.- М.: «Советский композитор», 1984.- Часть II.- 192 с.

  1. Калинина, Г. Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь [Текст]: 1-7 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ Г. Ф Калинина. - М.: ИП Калинин, 2010.

  2. Середа, В. П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы [Текст]: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств, студентов муз. училищ, колледжей и ВУЗов/ В. П. Середа.- Учебно-методическое пособие.- М.: «Классика -XXI», 2011.- 196 с.

  3. Середа, В. П. Музыкальная грамота. Сольфеджио 6 класс повышенный уровень. Теоретические сведения, практические, аналитические и творческие задания [Текст]: 6 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ В. П. Середа.- М.: «Классика -XXI», 2003.- 104 с.

  4. Середа, В. П. Музыкальная грамота. Сольфеджио 7 класс повышенный уровень. Теоретические сведения, практические, аналитические и творческие задания [Текст]: 7 кл.: учеб. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ В. П. Середа.- М.: «Классика -XXI», 2003.- 85 с.

  5. Середа, В. П. Музыкальная грамота. Сольфеджио 6 класс повышенный уровень. Образцы выполнения заданий [Текст]: методические рекомендации для педагогов/ В. П. Середа.- М.: «Классика -XXI», 2003.- 61 с.

  6. Середа, В. П. Музыкальная грамота. Сольфеджио 7 класс повышенный уровень. Образцы выполнения заданий [Текст]: методическое пособие/ В. П. Середа.- М.: «Классика -XXI», 2003.- 85 с.


3.4. Требования в номинации «Ансамблевое музицирование»:

3.4.1. Сольфеджирование

  • двух-, трех- или четырехголосного произведения гомофонно-гармонического склада;

  • двух-, трех- или четырехголосного произведения полифонического склада;

  • аранжировки музыкального произведения по свободному выбору (двух-, трех- или четырехголосие).

3.4.2. Допускается участие концертмейстера, а также одного или нескольких иллюстраторов. В качестве концертмейстера и иллюстраторов выступают только учащиеся.

3.4.3. Не допускается

а) дублирование вокальных партий в инструментальном сопровождении;

б) исполнение одной вокальной партии двумя и более участниками.

3.4.4. Каждый из участников вокального ансамбля поёт все три произведения; концертмейстеры и иллюстраторы участвуют в исполнении по необходимости.

3.4.5. Ансамбли оцениваются отдельно по возрастным группам (2-8 классы семилетнего обучения и 2-6 классы пятилетнего обучения). Возрастная группа ансамбля определяется по старшему участнику.

3.4.6. Виды ансамблей (дуэты, трио, квартеты) оцениваются отдельно.

3.4.7. Учащиеся вокального отделения оцениваются отдельно от учащихся других отделений.
3.5. Требования в номинации «Музыкальная литература»:

3.5.1. Музыкальная викторина (десять номеров). В том случае, если в музыкальном фрагменте звучит две темы, нужно определить и описать обе темы. Некоторые музыкальные фрагменты могут звучать в джазовой (или фольклорной) аранжировке.

3.5.2. Викторина по нотному тексту: определить мелодию по 3-5 начальным нотам без проигрывания, дать описание темы: композитор, название, тональность, часть и т.д. – всего пять примеров.

3.5.3. Ответить на вопросы по биографии, творчеству композиторов – всего десять вопросов.

3.5.4. Заполнить таблицу соответствий по визуальному изображению.

3.5.5. Список произведений для I группы (второй год обучения: 5 класс семилетнего обучения; 3 класс пятилетнего обучения)

  • И. С. Бах

Инвенции C-dur , F-dur, h-moll

ХТК I том. Прелюдия и фуга c-moll

Французская сюита c-moll (обязательные танцы)

Токката и фуга d-moll

  • В. А. Моцарт

Симфония №40 (полностью)

Соната A-dur (полностью)

Опера «Свадьба Фигаро» (Увертюра, Каватина Фигаро, Ария Фигаро, Ария Керубино из II действия «Сердце волнует», Ария Барбарины)

  • Ф. Шуберт

Симфония № 8 (I часть)

Фортепианная музыка (Экспромт Es-dur, Музыкальный момент f-moll, Вальс h-moll)

Песни («Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Серенада»)
3.5.6. Список произведений для II группы (третий год обучения: 6 класс семилетнего обучения; 4 класс пятилетнего обучения)

  • М. И. Глинка

Опера «Иван Сусанин» (по учебнику)

«Камаринская»

«Вальс-фантазия»

Романсы («Я помню чудное мгновение», «Жаворонок», «Попутная песня»)

  • М. П. Мусоргский

Опера «Борис Годунов» (по учебнику)

«Картинки с выставки» (все, кроме №8 «Катакомбы»)

Песни («Колыбельная Еремушки», «Семинарист»)

  • Н. А. Римский-Корсаков

Опера «Снегурочка» (по учебнику)

Симфоническая сюита «Шехерезада»
3.5.7. Список произведений для III группы – (четвертый год обучения: 7 класс семилетнего обучения; 5 класс пятилетнего обучения)

  • П. И. Чайковский

Опера «Евгений Онегин» (по учебнику)

Симфония №1 (полностью)

  • С. С. Прокофьев

Симфония №7 (по учебнику I и IV части)

Кантата «Александр Невский» (по учебнику №2, 4, 5, 6)

  • С. В. Рахманинов

Концерт №2 (I часть)

Прелюдия cis-moll соч. 3 №2

Этюд-картина a-moll соч.39 №6

Романсы («Не пой, красавица», «Весенние воды»)
3.5.8. Список произведений для IV группы (пятый год обучения: 7 класс семилетнего обучения и 5 класс пятилетнего обучения с профильной подготовкой).

  • Л. Бетховен

Симфония № 5 (полностью)

Соната №8 с-moll «Патетическая» (полностью)

Увертюра «Эгмонт»

  • А. П. Бородин

Опера «Князь Игорь» (по учебнику)

Симфония №2 (I часть)

Романс «Для берегов отчизны дальной»

  • Д. Д. Шостакович

Симфония №7 «Ленинградская» (I часть)

3.5.9. Время выполнения работы: 1,5 астрономических часа (вместе с викториной).

3.5.10. Список рекомендуемой учебно-методической литературы :


  1. Аверьянова, О. И. Отечественная музыкальная литература XX века [Текст]: учебник для ДМШ: четвертый год обучения (С. Рахманинов, А. Скрябин, Г. Свиридов) /О. И. Аверьянова.- М.: «Музыка», 2004. – 256 с.

  2. Козлова, Н.П. Русская музыкальная литература [Текст]: учебник для ДМШ: третий год обучения /Н. П. Козлова.- М.: «Музыка», 2004. - 224 с.

  3. Прохорова, И. А. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст]: учебник для 5 класса ДМШ /И. А. Прохорова.- М.: «Музыка», 2004. - 126 с.

  4. Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература. [Текст]: учебник для ДМШ: четвертый год обучения (С. Прокофьев, Д. Шостакович)/ И. А. Прохорова, Г. Скудина .- М., 1978.- 124с.

  5. Смирнова, Э. С. Русская музыкальная литература [Текст]: учебник для 6-7 класса ДМШ /Э. С. Смирнова.- М.: «Музыка», 2004 . - 127 с.

  6. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран [Ноты]: учеб. пособие для V класса ДМШ/ cост. И. А. Прохорова.- М., 1979.- 143 с.

  7. Хрестоматия по русской музыкальной литературе [Ноты]: учеб. пособие для VI -VII классов ДМШ/ сост. Э. С. Смирнова, А. В. Самонов.- М.: «Музыка», 1977.- 176 с.

  8. Хрестоматия по советской музыкальной литературе [Ноты]: учеб. пособие для VII класса ДМШ/ сост. А. В. Самонов.- М.: «Музыка», 1975.- 120 с.

  9. Иллюстрированные альбомы по композиторам.


4. Порядок проведения олимпиады

4.1. Подача заявок.

Срок: 26.02.2014г. – 26.03.2014г.

4.2. Конкурсные работы и прослушивания:

Сроки проведения:

  • номинация «Элементарная теория музыки» - 26.04.2014 в 9:30, в МАОУДОД «ДШИ № 46»

  • номинация «Сольфеджио» - 26.04.2014 в 10:00, в МАОУДОД «ДШИ № 46»

  • номинация «Музыкальная литература» - 27.04.2014 в 9:00, в МАОУДОД «ДШИ № 46»

  • номинация «Ансамблевое музицирование» - 27.04.2014 в 11:00, в МАОУДОД «ДШИ № 46»

4.3. Круглый стол по итогам конкурса - 30.04.2014в 17:00, в МАОУДОД «ДШИ № 46».

4.4. Награждение победителей.

Сроки проведения: 30.04.2014 в 16:00, в МАОУДОД «ДШИ № 46» (ул.Институтская, 26 А).
5. Работа жюри теоретической олимпиады

5.1. Наивысшая оценка каждого конкурсного задания – 10 баллов.

5.2. При оценке конкурсных работ и выступлений учитывается:

  • правильность ответов в каждом из основных заданий;

  • соответствие содержательного уровня ответа требованиям программных стандартов для учреждений дополнительного образования культуры;

  • итоговый суммарный средний балл участника.

5.3. Жюри имеет право:

  • делить, присуждать и не присуждать призовые места;

  • награждать участников специальными грамотами.

5.4. Члены жюри не оценивают всю группу, в которой выступают собственные ученики.

5.5.Члены оргкомитета не имеют право участвовать в работе жюри.

5.6. Все члены жюри обязаны сдавать оценочные ведомости техническому секретарю сразу после прослушивания каждой возрастной группы, без предварительного обсуждения.

5.7. Председатель жюри имеет право дополнительного голоса во время обсуждения.

5.8. Решение жюри не оспаривается.
6. Награждение победителей и поощрение участников теоретической олимпиады

6.1. Всем участникам вручаются благодарственные письма культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово.

6.2. Победителям каждой номинации в каждой возрастной группе присуждаются звания «Лауреат I, II, III степени» и «Дипломант», с вручением дипломов.

6.3. Преподаватели участников, занявших призовые места, награждаются Почётными грамотами управления культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово «За подготовку лауреата, дипломанта», «Лучший преподаватель».
7. Заключительные положения.

7.1. Организаторы имеют право:

  • осуществлять фото и видеозапись программы фестиваля-конкурса без согласования с участниками;

  • использовать, тиражировать и распространять фото (видео) материалы конкурса с информационной, методической и рекламной целями.

7.2.Организаторы оставляют за собой право в исключительных ситуациях вносить любые изменения в положение и в состав жюри.
Дополнительная информация.

Документы принимаются по адресу:

650000, г. Кемерово, ул. Красная, 9, МАОУДОД «ЦДМШ № 1»,

Менчиц Наталья Юрьевна, р.т. 36-39-11, д.т.605-344, 8-952-172-11-72.
Справки по телефону: 58-14-36, 8-905-906-3391, svkoz78@mail.ru - Козина Светлана Викторовна

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconПоложение о проведении городской интегрированной олимпиады младших...
Положение о XIII самарской городской олимпиаде учащихся классов развивающего обучения (РО) (система Д. Б. Эльконина – В. В. Борисова)...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconО проведении 19-й открытой городской олимпиады школьников по геологии в 2012/2013 учебном году
«Юные интеллектуалы Среднего Урала». Ответственность за организацию и проведение олимпиады возлагается на мбоу дод горсютур
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconВторой тур дистанционного этапа
Второй тур проводится по материалам муниципального этапа городской олимпиады г. Санкт-Петербурга. В нём не могут участвовать участники...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconРешение о проведении четвертого и пятого (заключительного) этапа...
Академии Наук СССР. В 30-е годы впервые были выделены этапы проведения олимпиад школьный, городской, областной. В 60-х годах, предметные...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconВестник ау «Центр мониторинга и развития образования» города Чебоксары октябрь 2013
...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconМинистерство образования Пермского края Экология Ответы муниципального...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconТесты по предмету «Современная Глобалистика»
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconРазвитие музыкально-ритмических способностей детей на занятии "Оркестр...
Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средства музыкально-эстетического воспитания,...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconСценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В....
Гоголевский проспект. Сценарии литературно-музыкальных композиций. – Новоуральский городской округ: моу «Учебно-методический центр...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим icon1 этап проекта «Нас много »
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим icon10 класс, 2006-2007 гг Задания городской олимпиады школьников по английскому языку
Внимательно прослушайте интервью с женщиной о её опыте обучения своих детей дома. Из трёх предложенных вариантов выберите один правильный....
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Музыкально-инструментальное искусство образова­тельными учреждениями профессионального образования (высшими учебными заведениями,...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconПояснительная записка к теоретическому туру олимпиады
Задания практического тура дистанционной олимпиады по информатике состоят из 2 частей
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconМетодические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Xх городской олимпиады по музыкально-теоретическим iconФормирование общих компетенций в рамках проведения городской олимпиады по дисциплине экономика
В современном образовательном процессе в рамках фгос спо формирование общих компетенций имеет не меньшее значение, чем компетентностный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск