Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15»





Скачать 60.56 Kb.
НазваниеСоздание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15»
Дата публикации19.07.2013
Размер60.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Цыганкова С.В.,

учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15».
Глобальные социально-экономические преобразования в России выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных решать нестандартно поставленные задачи. Именно поэтому работе с одаренными детьми государство и общество уделяют особое внимание. С 2003 года в нашей стране осуществляется реализация программы “Одаренные дети” в рамках президентской программы “Дети России”. Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одаренными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке. Важно подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития.

Обществу во все времена нужны были одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения. Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одарённых и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима, прежде всего, специально-создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда предполагает создание условий, обеспечивающих самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, видение структуры объекта, комбинирование ранее освоенных способов и создание нового оригинального способа решения, видение альтернативы решения, доказательность каждого суждения. Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребёнка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе. В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности. К урочной деятельности относятся следующие виды деятельности: проблемно-развивающее обучение, проектно-исследовательская деятельность, игровые технологии (деловые игры и путешествия), творческие и нестандартные задания. К внеурочной деятельности относятся различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, олимпиады по предметам. Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как замечу яркие способности ученика, начинаю выявлять уровень одарённости. Для этого использую различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др. После выявления  обязательно согласую свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляю план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом.  Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказывают помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делятся опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы.

Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях. Ежегодно подвожу итоги работы, и в план работы вношу соответствующие коррективы. В работе с одарёнными учащимися обращаю внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаю у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряю самостоятельное мышление.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлечённо работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!” (Л.Н.Толстой). Работу по развитию детской одарённости продолжаю на « Индивидуальных занятиях по русскому языку и математике». В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей. Для привития интереса к математике решаем задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.

Красноречивые и артистичные работают с дополнительными источниками литературы и готовят сообщения к урокам и внеклассным занятиям. При подготовке сообщений, напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получить знания, является самостоятельная работа.
Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Те, кто любит и умеет хорошо рисовать иллюстрируют стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.

 В нашей школе мы выбрали такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время  обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах  по языкознанию «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру», по информатике «Инфознайка», во Всероссийском заочном конкурсе «Интеллект-Экспресс». В этом году участников в этих олимпиадах возросло.

В конце учебного года провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами и ценными подарками.

И всё же, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребёнка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные ребёнку от рождения.
Список литературы:

  1. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

  2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1.

  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

  4. Барулин, В. В. Одаренность. Проблемы и исследования. // Барулин, В. В. Лучшие страницы педагогической прессы. №6. 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Создание коррекционно-развивающей среды для формирования социально-значимых навыков у детей младшего школьного возраста»
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» icon«Организация коррекционно- развивающей работы с детьми младшего школьного...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Нелидовская...
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconИнформация об участнике фестиваля
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconИнновационный педагогический опыт
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconРешение тригонометрических уравнений, 10 класс
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconАнализ деятельности мбоу для детей дошкольного и младшего школьного...
Мбоу для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Октябрьская начальная школа – детский сад»
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» icon«утверждаю»: Проректор по учебной работе /Л. М. Волосникова
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconДревесные растения в городских экосистемах карелии 03. 00. 05 ботаника 03. 00. 16 экология
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы исполнения судебных актов
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
...
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconТ. Г. Шевченко сборник материалов VI международной научно-практической...
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconМетодическое пособие по ритмике для детей 5, 6, 7-летнего возраста сост преподаватель
Музыкальный материал, опубликованный в этом пособии, накоплен в течении многолетней работы с детьми дошкольного и младшего школьного...
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconМой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Создание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Цыганкова С. В., учитель начальных классов, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Данная программа учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск