Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 171.87 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации22.11.2014
Размер171.87 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Спорт > Образовательная программа
МИнистерство спорта, туризма и молодежной политики Российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург



«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании

Ученого Совета

НГУ им. П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург,

протокол №

от «__» __________2012г.



«СОГЛАСОВАНО»

проректор по научно-исследовательской работе НГУ им. П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург ______________ С.А. Цветков

_____.___________2012 г.



Образовательная программа дисциплины

СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ОД.А.04.1

профессиональной программы послевузовского

обучения (аспирантура)

по специальности

03.03.01. физиология (биологические науки)

(по выбору)

Санкт-Петербург
2012

ДИСЦИПЛИНА: СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Научная специальность: 03.03.01. физиология (биологические науки)

Цикл дисциплин (по учебному плану): Обязательные дисциплины (по выбору аспиранта) ОД.А.04.1

Курс: 2

Трудоёмкость в ЗЕТ: 3

Трудоёмкость в часах: 108
Количество аудиторных часов на дисциплину: 22

В том числе:

Лекции: 8

Практические занятия: 14

Количество часов на самостоятельную работу: 86
Цель: Подготовка специалиста по физической культуре и спорту на основе теоретических и практических знаний исследования функционального состояния человека.

Задачи:

  • Освоить теоретические и практические навыки исследования функционального состояния и определения индивидуально-типологических особенностей человека при спортивной деятельности.

  • Научное обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов и сохранение здоровья спортсменов.


Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение дисциплины:
В результате изучения дисциплины аспиранты должны:

знать:

    • основные теоретические концепции, научные и методологические основы спортивной физиологии;

    • функционирование всех систем организма, включая особенности в
      зависимости от возраста и пола;


    • психофизиологическую характеристику спортсменов различных специализаций;

    • средства и методы сохранения, повышения и восстановления работоспособности спортсменов;

    • методику проведения различных видов занятий по спортивной физиологии;

уметь:

    • решать практические задачи научно-исследовательской работы на различных уровнях этой деятельности в сфере учреждений различной формы собственности, связанных с проблемами физической культуры;

    • использовать различные современные методики комплексных (междисциплинарных и полифункциональных) исследований по основным проблемам спортивной физиологии;

    • проводить независимые экспертизы и рецензирование различных научных материалов по изучаемой проблеме.

    • использовать методики организации и проведения групповых и индивидуальных обследований;

    • организовывать проведение обследования спортсменов;

    • обрабатывать экспериментальные данные;

    • проводить учебные практические занятия по спортивной физиологии.

владеть:

    • знаниями о передовых исследованиях по спортивной физиологии за рубежом;

    • новейшими методиками, позволяющими диагностировать функциональное состояние спортсменов.


Распределение часов по теме:

Вид учебной работы (трудоёмкость)

Объем часов/зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины

108 / 3 з. е.

Аудиторная учебная нагрузка (всего)

22

в том числе:




лекции

8

практические занятия

14

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

86

в том числе:




подготовка к сдаче контрольных заданий по темам

20

подготовка реферата

20

изучение тем, вынесенных на самостоятельную подготовку

26

подготовка к зачету

20


Содержание по темам:

№ темы

Содержание тем курса

Всего часов

Вид занятия

Лекции

Практи-ческие занятия

СРС

1

Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений.

20

2

2

16

2

Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств.

22

2

2

18

3

Физическая работоспособность и тренированность спортсмена.

24




4

20

4

Определение общей физической работоспособности по показателям PWC170 и индексу гарвардского степ-теста.

26

2

4

20

5

Физиолого-генетические особенности спортивного отбора.

16

2

2

12


Содержание учебного курса:

Тема 1. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений.

Спортивная физиология как прикладная наука, ее задачи, связь с другими науками: общей физиологией, анатомией, спортивной морфологией, биомеханикой, биохимией, психологией спорта, спортивной медициной, теорией физического воспитания. Методы исследования. История спортивной физиологии. Работы А.Н. Крестовникова, B.C. Фарфеля, В.В. Васильевой, Н.В. Зимкина, Е.Б. Сологуб. Современные направления в спортивной физиологии. Значение спортивной физиологии для теории и практики физической культуры и спорта.

Принципы физиологической классификации: энергетические (по преобладающему источнику энергии и по уровню энерготрат, по структуре движений, ведущему качеству и предельному времени работы). Упражнения локальные, регионарные и глобальные, статические и динамические. Физиологическая классификация спортивных упражнений (B.C. Фарфель). Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок, стандартных циклических упражнений в различных зонах мощности и ациклических упражнений с качественной оценкой (сложно-технических) и количественной оценкой (собственно-силовых, скоростно-силовых и прицельных). Физиологическая характеристика ситуационных упражнений (спортивных игр и единоборств).
Тема 2. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств.

Физические качества спортсмена: быстрота, сила, гибкость, ловкость и выносливость.

Сипа. Абсолютная и относительная мышечная сила, статическая и динамическая сила. Скоростно-силовые возможности (взрывная сила), значение нарастания силы во времени (ее градиента) для эффективности бросков, прыжков, ударов и метаний. Физиологические механизмы проявления силы: внутримышечные факторы, особенности нервной регуляции и психофизиологические влияния. Значение внутримышечных факторов: физиологического поперечника мышцы, композиции (состава) мышечных волокон и развития миофибрилляр-ной гипертрофии. Роль нервной регуляции: частоты нервных импульсов, активации различных двигательных единиц и синхронизации их деятельности, межмышечной координации. Влияние на мышечную силу психофизиологических факторов: воздействие мотиваций и эмоций на уровень функционального состояния и работоспособности, усиление симпатических и гормональных влияний, особая роль андрогенов. Максимальная сила и максимальная произвольная сила, дефицит мышечной силы. Функциональные резервы проявления мышечной силы. Особенности развития и проявления силы в различных видах спорта.

Быстрота. Формы проявления быстроты в спортивной деятельности: комплексные формы (быстрота двигательных действий и умственных операций) и элементарные формы (время двигательной реакции, скорость одиночных движений и максимальный темп движений). Физиологические механизмы проявления быстроты (лабильность нервных и мышечных клеток, подвижность нервных процессов, соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в скелетных мышцах). Значение процессов экстраполяции, величины пропускной способности мозга, поисковой функции глаза, определяющих длительность скрытых (латентных) периодов сложных реакций и реакций на движущийся объект. Значение скорости мышечных сокращений и восстановительных процессов в мышцах, определяющих максимальный темп движений. Явление стабилизации скорости движений и способы его преодоления. Физиологические резервы быстроты и их особенности в различных видах спорта.

Понятия об общей и специальной формах выносливости. Высокий уровень аэробных возможностей как физиологическая основа общей выносливости. Показатели аэробной мощности и аэробной емкости. Кислородтранспортная и кислородутилизирующая системы, определяющие аэробную выносливость. Обеспечение выносливости системой внешнего дыхания: дыхательные объемы и емкости, диффузионная способность легких, мощность и выносливость дыхательных мышц, парциальное напряжение кислорода в крови как показатели эффективности внешнего дыхания.

Значение морфофункциональных перестроек в сердечно-сосудистой системе: объем сердца, гипертрофия сердечной мышцы, сердечный выброс и его распределение, спортивная брадикардия и гипертония. Изменения в системе крови: объем плазмы и общий объем циркулирующей крови, вязкость крови, количество эритроцитов и гемоглобина, состояние буферных систем и количество лактата, изменения вентиляционного и лактатного порога анаэробного обмена (ПАНО). Локальная и системная артерио-венозная разность по кислороду.

Утилизация кислорода в тканях. Значение состава (композиции) мышц, функциональных и биохимических особенностей мышечных волокон, их ка-пилляризации. Особенности типа гипертрофии и режима работы двигательных единиц мышцы.

Значение типа нервной системы и стабильности доминирующих рабочих функциональных систем в ЦНС.

Показатели, характеризующие специальные формы выносливости (соотношение аэробного и анаэробного энергообеспечения, резервы мышечного гликогена и миоглобина, скорость анаэробного восстановления АТФ, устойчивость вестибулярной сенсорной системы, тканевая чувствительность к сдвигам гомеостаза и др.).
Тема3. Физическая работоспособность и тренированность спортсмена.

Тренированность как долговременная адаптация систем организма к физическим нагрузкам и эмоционально-психической напряженности. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности. Физиологические особенности состояния спортивной формы. Физиолого-генетические основы тренируемости, величины тренировочного эффекта. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных мышечных нагрузках. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения.

Основные периоды в динамике физиологического состояния организма при спортивной деятельности - предрабочий и рабочий. Роль эмоций при спортивной деятельности, их психофизиологические механизмы. Период предстартового состояния. Изменения в этот период функционального состояния различных систем организма и их механизмы. Типы предстартовых состояний, их регуляция и значение для последующей спортивной деятельности.

Рабочий период: фазы врабатывания, устойчивого и оптимального рабочего состояния. Физиологическая характеристика врабатывания разных систем организма в зависимости от мощности работы. «Мертвая точка» и «второе дыхание», механизмы их развития. Разминка как способ регуляции предстартовых состояний и врабатывания. Физиологические особенности общей и специальной разминки.

Фаза устойчивого состояния при работе постоянной мощности, ее физиологические особенности (мобилизация, стабилизация и согласование работы различных систем организма). Истинное и кажущееся (или ложное) устойчивое состояние по кислородному режиму. Особые состояния при стандартных ациклических и статических упражнениях - своеобразное врабатывание и стабилизация функций при повторных кратковременных нагрузках. Особые состояния при работе переменной мощности и в ситуационных упражнениях - стабилизация соматических и вегетативных показателей в области оптимального рабочего диапазона.

Определение утомления и его основные признаки. Современные представления о механизмах утомления. Факторы утомления и состояния функций организма. Особенности утомления при разных видах физических нагрузок. Предутомление, хроническое утомление и переутомление. Физиологическое обоснование способов преодоления утомления.

Общая характеристика процессов восстановления. Периоды восстановления. Физиологические закономерности восстановительных процессов и механизмы восстановления. Физиологические мероприятия, направленные на повышение эффективности восстановительных процессов.
Тема 4. Определение общей физической работоспособности по показателям PWC170 и индексу гарвардского степ-теста.

Понятие о физической работоспособности и новые методические подходы к ее определению. Прямые и косвенные показатели работоспособности. Интегральная количественная оценка работоспособности. Принципы и методы тестирования физической работоспособности. Сущность методов PWC170 и гарвардского степ-теста. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте. Резервы и лимитирующие факторы физической работоспособности.

Тренированность как долговременная адаптация систем организма к физическим нагрузкам и эмоционально-психической напряженности. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности. Физиологические особенности состояния спортивной формы. Физиолого-генетические основы тренируемости, величины тренировочного эффекта. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных мышечных нагрузках. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения.
Тема 5. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора.

Основные методы генетических исследований человека (генеалогический, цитологический, популяционный и близнецовый). Наследственные влияния на функциональные возможности и физические качества человека. Аномалии развития и падение жизнеспособности мутантов. Спортивные семьи. Тренируемость (спортивная обучаемость) как природное свойство организма. Наследственные пределы изменения функциональных показателей и физических качеств в процессе спортивной тренировки.

Индивидуальная тренируемость спортсмена. Значение адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации и стиля соревновательной деятельности для роста спортивного мастерства.

Вопросы для самостоятельной работы аспирантов:


  1. Состояние и перспективы развития физиологии спорта.

  2. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам.

  3. Динамика функций организма при адаптации к физическим нагрузкам, стадии адаптации.

  4. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам, особенности физиологических механизмов и закономерностей.

  5. Особенности формирования функциональной системы адаптации к физическим нагрузкам и её основные звенья (афферентное, центральное, эффекторное).

  6. Понятие о физической работоспособности и новые методические подходы к её определению: прямые и косвенные показатели.

  7. Принципы и методы тестирования физической работоспособности.

  8. Физическая работоспособность и её связь с направленностью тренировочного процесса в спорте.

  9. Функциональные резервы и лимитирующие факторы при физической работе разной мощности.

  10. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок.

  11. Значение пропускной способности мозга для адаптации к физическим нагрузкам.

  12. Значение волоконного состава (композиции) скелетных мышц для адаптации к физическим нагрузкам.

  13. Представления о тренируемости (спортивной обучаемости) как природном индивидуально-типологическом свойстве нервной системы.

  14. Разновидности тренируемости (спортивной обучаемости) и индивидуальная тренируемость спортсменов.

  15. Восстановление. Определение, место в системе адаптации. Связь утомления и восстановления при тренировочной деятельности.

  16. Особенности восстановительных процессов (усиление гормонально-гуморальных механизмов регуляции). Аэробный характер энергообеспечения, неравномерность восстановительных процессов, фазность восстановления.

  17. Особенности восстановительных процессов (гетерохронность восстановления функций, избирательность восстановительных процессов, конструктивный характер восстановления).

  18. Физиологическая характеристика длительности интервалов отдыха, критерии готовности функций организма к повторной работе.

  19. Физиологическая характеристика феномена суперкомпенсции (связь с «глубиной» утомления и величиной расхода энергии, длительность и гетерохроность фазы суперкомпенсации, связь с тренированностью).

  20. Восстановление как ключевое звено адаптации. Связь объема и интенсивность тренировочных нагрузок с особенностью восстановительных процессов.

  21. Физиологическое обоснование стратегии и тактики использования средств восстановления. Эффективность их раздельного и комплексного использования.

  22. Физиологическая характеристика и механизмы активации восстановительных процессов с помощью фармакологических средств. Классификация, показания, тактика использования в спортивной практике.

  23. Физиологическое обоснование показаний к применению гипербарической оксигенации в медицине и спорте.

  24. Физиологические механизмы насыщения тканей кислородом при проведении гипербарической оксигенации.

  25. Физиологические мероприятия, используемые постоянно и по мере необходимости для сохранения, повышения и восстановления работоспособности.


Аттестация:
а) Текущая аттестация:

- устный контроль (устный опрос, выступление с докладом, защита рефератов);

- письменный контроль (тест, контрольная работа, решение творческих задач и ситуационных задач, разработка проекта);

- практический контроль;

периодический контроль (промежуточная аттестация) - один раз в два месяца;
б) Промежуточная аттестация. Зачет.

Оценочные средства (вопросы для зачета):


  1. Значение физиологии для теории и практики физической культуры и спорта.

  2. Регуляция кровообращения.

  3. Показатели внешнего дыхания.

  4. Физиологические основы терморегуляции.

  5. Физиология возбудимых тканей.

  6. Основные функции ЦНС. Общие свойства сенсорных систем.

  7. Устойчивость вестибулярного анализатора.

  8. Высшая нервная деятельность.

  9. Методики оценки различных видов памяти.

  10. Функции желез внутренней секреции.

  11. Физиология пищеварения, обмена веществ и энергии.

  12. Функциональные резервы организма.

  13. Физиологическая классификация физических упражнений.

  14. Физиологическая характеристика предрабочих и рабочих состояний.

  15. Физиологические механизмы развития утомления в спорте.

  16. Физиологические основы восстановления.

  17. Физиологическая характеристика статических усилий и циклической работы максимальной мощности.

  18. Физиологическая характеристика динамической работы субмаксимальной мощности.

  19. Физиологическая характеристика динамической работы большой мощности.

  20. Физиологическая характеристика динамической работы умеренной мощности.

  21. Физиологическая характеристика динамической работы переменной мощности.

  22. Характеристика физиологических сдвигов при мышечной деятельности различной мощности.

  23. Физиологическая характеристика и резервы развития качества быстроты.

  24. Физиологическая характеристика и резервы развития качества силы.

  25. Физиологическая характеристика и резервы развития общей и специальной выносливости.

  26. Физиологическая характеристика и резервы развития ловкости и гибкости.

  27. Утомление, хроническое утомление, переутомление при физических нагрузках.

  28. Показатели тренированности.

  29. Исследование показателей аэробных и анаэробных возможностей организма.

  30. Восстановление после физических нагрузок.

  31. Физиологические механизмы развития двигательных навыков.

  32. Физические способы коррекции работоспособности.

  33. Фармакологические способы коррекции работоспособности.

  34. Физиолого-генетические основы спортивного отбора.

  35. Срочная и долговременная адаптация.

  36. Функциональная система адаптации.

  37. Общие физиологические закономерности роста и развития организма.

  38. Особенности функционального состояния организма детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  39. Реакции организма детей среднего и старшего школьного возраста на физические нагрузки.

  40. Теории старения организма и особенности реакции организма лиц пожилого возраста на физические нагрузки.

  41. Индивидуально-типологические особенности адаптации к физическим нагрузкам.

  42. Особенности адаптации организма к условиям среднегорья.

  43. Адаптация организма к повышенному барометрическому давлению.

  44. Адаптация организма к условиям высоких и низких температур.

  45. Физиологические основы тренировки женщин.


Учебно-методическое обеспечение:

А. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Здоровье как национальное достояние. Коллективная монография. Издание2-е, переработанное и дополненное.-Екатеринбург, 2011.-742с.

  2. Самсонова А. В. Гипертрофия скелетных мышц человека : монография / А. В. Самсонова; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.-СПб.: [б. и.], 2011.-203 с. Ил.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.И. Тхоревского. — М.: Физкультура, образование и наука, 2001. — 492 с.

  2. Алфимов Н.Н. Здоровье спортсмена как компонент прогнозирования функциональных резервов. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2002.- 34 с.

  3. Левшин И.В., Солодков А.С., Макаров Ю.М., Поликарпочкин А.Н. Функциональные состояния в спорте // Теория и практика физ. культуры.-№6.-2013.-С.71-75.

  4. Селиверстова В.В. Гуморальная регуляция мышечной деятельности: учебное пособие: / В.В. Селиверстова; Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2010. – 153 с.

  5. Селиверстова В.В. Работоспособность в особых условиях внешней среды: Учебно-методическое пособие / В.В. Селиверстова, М.А. Шансков; Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2011. – 72 с.

  6. Солодов А.С. , Левшин И.В. Кафедра физиологии университета и научно-педагогические школы.- Научно-педагогические школы университета.-Научные труды 2013 г.- СПб.- 2013.- С. 98-104.

  7. Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 216 с.

  8. Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 187 с.

  9. Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2011 г. / Нац. Гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.-СПб.: [б.и.], 2012.-180с.

В. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://elibrary.ru/defaultx.asp

  2. http://lesgaft.spb.ru/136

  3. http://lesgaft.spb.ru/3643

  4. http://www.teoriya.ru/ru/taxonomy/term/3


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры протокол № 15 от 26.06.12 года.

Автор-составитель программы – доцент Поликарпочкин А.Н.

Заведующий кафедрой

доктор медицинских наук, профессор И.В. Левшин.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск