Скачать 171.87 Kb.
|
МИнистерство спорта, туризма и молодежной политики Российской федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург
Образовательная программа дисциплины СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ОД.А.04.1 профессиональной программы послевузовского обучения (аспирантура) по специальности 03.03.01. физиология (биологические науки) (по выбору) Санкт-Петербург 2012 ДИСЦИПЛИНА: СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ Научная специальность: 03.03.01. физиология (биологические науки) Цикл дисциплин (по учебному плану): Обязательные дисциплины (по выбору аспиранта) ОД.А.04.1 Курс: 2 Трудоёмкость в ЗЕТ: 3 Трудоёмкость в часах: 108 Количество аудиторных часов на дисциплину: 22 В том числе: Лекции: 8 Практические занятия: 14 Количество часов на самостоятельную работу: 86 Цель: Подготовка специалиста по физической культуре и спорту на основе теоретических и практических знаний исследования функционального состояния человека. Задачи:
Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение дисциплины: В результате изучения дисциплины аспиранты должны: знать:
уметь:
владеть:
Распределение часов по теме:
Содержание по темам:
Содержание учебного курса: Тема 1. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений. Спортивная физиология как прикладная наука, ее задачи, связь с другими науками: общей физиологией, анатомией, спортивной морфологией, биомеханикой, биохимией, психологией спорта, спортивной медициной, теорией физического воспитания. Методы исследования. История спортивной физиологии. Работы А.Н. Крестовникова, B.C. Фарфеля, В.В. Васильевой, Н.В. Зимкина, Е.Б. Сологуб. Современные направления в спортивной физиологии. Значение спортивной физиологии для теории и практики физической культуры и спорта. Принципы физиологической классификации: энергетические (по преобладающему источнику энергии и по уровню энерготрат, по структуре движений, ведущему качеству и предельному времени работы). Упражнения локальные, регионарные и глобальные, статические и динамические. Физиологическая классификация спортивных упражнений (B.C. Фарфель). Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок, стандартных циклических упражнений в различных зонах мощности и ациклических упражнений с качественной оценкой (сложно-технических) и количественной оценкой (собственно-силовых, скоростно-силовых и прицельных). Физиологическая характеристика ситуационных упражнений (спортивных игр и единоборств). Тема 2. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств. Физические качества спортсмена: быстрота, сила, гибкость, ловкость и выносливость. Сипа. Абсолютная и относительная мышечная сила, статическая и динамическая сила. Скоростно-силовые возможности (взрывная сила), значение нарастания силы во времени (ее градиента) для эффективности бросков, прыжков, ударов и метаний. Физиологические механизмы проявления силы: внутримышечные факторы, особенности нервной регуляции и психофизиологические влияния. Значение внутримышечных факторов: физиологического поперечника мышцы, композиции (состава) мышечных волокон и развития миофибрилляр-ной гипертрофии. Роль нервной регуляции: частоты нервных импульсов, активации различных двигательных единиц и синхронизации их деятельности, межмышечной координации. Влияние на мышечную силу психофизиологических факторов: воздействие мотиваций и эмоций на уровень функционального состояния и работоспособности, усиление симпатических и гормональных влияний, особая роль андрогенов. Максимальная сила и максимальная произвольная сила, дефицит мышечной силы. Функциональные резервы проявления мышечной силы. Особенности развития и проявления силы в различных видах спорта. Быстрота. Формы проявления быстроты в спортивной деятельности: комплексные формы (быстрота двигательных действий и умственных операций) и элементарные формы (время двигательной реакции, скорость одиночных движений и максимальный темп движений). Физиологические механизмы проявления быстроты (лабильность нервных и мышечных клеток, подвижность нервных процессов, соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в скелетных мышцах). Значение процессов экстраполяции, величины пропускной способности мозга, поисковой функции глаза, определяющих длительность скрытых (латентных) периодов сложных реакций и реакций на движущийся объект. Значение скорости мышечных сокращений и восстановительных процессов в мышцах, определяющих максимальный темп движений. Явление стабилизации скорости движений и способы его преодоления. Физиологические резервы быстроты и их особенности в различных видах спорта. Понятия об общей и специальной формах выносливости. Высокий уровень аэробных возможностей как физиологическая основа общей выносливости. Показатели аэробной мощности и аэробной емкости. Кислородтранспортная и кислородутилизирующая системы, определяющие аэробную выносливость. Обеспечение выносливости системой внешнего дыхания: дыхательные объемы и емкости, диффузионная способность легких, мощность и выносливость дыхательных мышц, парциальное напряжение кислорода в крови как показатели эффективности внешнего дыхания. Значение морфофункциональных перестроек в сердечно-сосудистой системе: объем сердца, гипертрофия сердечной мышцы, сердечный выброс и его распределение, спортивная брадикардия и гипертония. Изменения в системе крови: объем плазмы и общий объем циркулирующей крови, вязкость крови, количество эритроцитов и гемоглобина, состояние буферных систем и количество лактата, изменения вентиляционного и лактатного порога анаэробного обмена (ПАНО). Локальная и системная артерио-венозная разность по кислороду. Утилизация кислорода в тканях. Значение состава (композиции) мышц, функциональных и биохимических особенностей мышечных волокон, их ка-пилляризации. Особенности типа гипертрофии и режима работы двигательных единиц мышцы. Значение типа нервной системы и стабильности доминирующих рабочих функциональных систем в ЦНС. Показатели, характеризующие специальные формы выносливости (соотношение аэробного и анаэробного энергообеспечения, резервы мышечного гликогена и миоглобина, скорость анаэробного восстановления АТФ, устойчивость вестибулярной сенсорной системы, тканевая чувствительность к сдвигам гомеостаза и др.). Тема3. Физическая работоспособность и тренированность спортсмена. Тренированность как долговременная адаптация систем организма к физическим нагрузкам и эмоционально-психической напряженности. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности. Физиологические особенности состояния спортивной формы. Физиолого-генетические основы тренируемости, величины тренировочного эффекта. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных мышечных нагрузках. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения. Основные периоды в динамике физиологического состояния организма при спортивной деятельности - предрабочий и рабочий. Роль эмоций при спортивной деятельности, их психофизиологические механизмы. Период предстартового состояния. Изменения в этот период функционального состояния различных систем организма и их механизмы. Типы предстартовых состояний, их регуляция и значение для последующей спортивной деятельности. Рабочий период: фазы врабатывания, устойчивого и оптимального рабочего состояния. Физиологическая характеристика врабатывания разных систем организма в зависимости от мощности работы. «Мертвая точка» и «второе дыхание», механизмы их развития. Разминка как способ регуляции предстартовых состояний и врабатывания. Физиологические особенности общей и специальной разминки. Фаза устойчивого состояния при работе постоянной мощности, ее физиологические особенности (мобилизация, стабилизация и согласование работы различных систем организма). Истинное и кажущееся (или ложное) устойчивое состояние по кислородному режиму. Особые состояния при стандартных ациклических и статических упражнениях - своеобразное врабатывание и стабилизация функций при повторных кратковременных нагрузках. Особые состояния при работе переменной мощности и в ситуационных упражнениях - стабилизация соматических и вегетативных показателей в области оптимального рабочего диапазона. Определение утомления и его основные признаки. Современные представления о механизмах утомления. Факторы утомления и состояния функций организма. Особенности утомления при разных видах физических нагрузок. Предутомление, хроническое утомление и переутомление. Физиологическое обоснование способов преодоления утомления. Общая характеристика процессов восстановления. Периоды восстановления. Физиологические закономерности восстановительных процессов и механизмы восстановления. Физиологические мероприятия, направленные на повышение эффективности восстановительных процессов. Тема 4. Определение общей физической работоспособности по показателям PWC170 и индексу гарвардского степ-теста. Понятие о физической работоспособности и новые методические подходы к ее определению. Прямые и косвенные показатели работоспособности. Интегральная количественная оценка работоспособности. Принципы и методы тестирования физической работоспособности. Сущность методов PWC170 и гарвардского степ-теста. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте. Резервы и лимитирующие факторы физической работоспособности. Тренированность как долговременная адаптация систем организма к физическим нагрузкам и эмоционально-психической напряженности. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности. Физиологические особенности состояния спортивной формы. Физиолого-генетические основы тренируемости, величины тренировочного эффекта. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных мышечных нагрузках. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения. Тема 5. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора. Основные методы генетических исследований человека (генеалогический, цитологический, популяционный и близнецовый). Наследственные влияния на функциональные возможности и физические качества человека. Аномалии развития и падение жизнеспособности мутантов. Спортивные семьи. Тренируемость (спортивная обучаемость) как природное свойство организма. Наследственные пределы изменения функциональных показателей и физических качеств в процессе спортивной тренировки. Индивидуальная тренируемость спортсмена. Значение адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации и стиля соревновательной деятельности для роста спортивного мастерства. Вопросы для самостоятельной работы аспирантов:
Аттестация: а) Текущая аттестация: - устный контроль (устный опрос, выступление с докладом, защита рефератов); - письменный контроль (тест, контрольная работа, решение творческих задач и ситуационных задач, разработка проекта); - практический контроль; периодический контроль (промежуточная аттестация) - один раз в два месяца; б) Промежуточная аттестация. Зачет. Оценочные средства (вопросы для зачета):
Учебно-методическое обеспечение: А. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
В. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры протокол № 15 от 26.06.12 года. Автор-составитель программы – доцент Поликарпочкин А.Н. Заведующий кафедрой доктор медицинских наук, профессор И.В. Левшин. |
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |