Скачать 212.8 Kb.
|
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н.Ф., Матвеев В.П. САМООБОРОНА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Санкт-Петербург 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Настоящая методическая разработка посвящена проблеме повышения эффективности занятий по физической культуре в средних специальных учебных заведениях. Данная проблема актуальна всегда, но особенно является актуальной в настоящее время – время резкого скачка научно-технического прогресса и развлекательной индустрии. Практически у каждого студента, школьника есть мобильный телефон с играми. Дома есть компьютер, телевизор. Кроме этого открыто большое количество компьютерных, игровых клубов, спортбаров. Поэтому, большинство студентов и школьников проводят своё свободное время не в спортивных залах и на стадионах, а в спортбарах и игровых клубах, сидя за столиком часто с кружкой пива или банкой тоника, а иногда и с сигаретой во рту. Всё это привело к резкому ухудшению здоровья и физической подготовленности учащейся молодёжи, что подтверждает Президент Российской академии медицинских наук (РАМН) М.Давыдов, заявивший ИТАР-ТАСС, «что за последние годы среди выпускников российских школ не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося». Одним из основных средств укрепления и сохранения здоровья, повышения уровня физической подготовленности являются систематические занятия физическими упражнениями. Абу Али ибн Сина (Авиценна) – основоположник науки о старении, более 1000 лет тому назад сформулировал ряд физиолого-гигиенических рекомендаций для каждого возраста, не потерявших и поныне своего значения (физические упражнения, массаж, режим питания и сна). И подчеркнул: «Самое главное в режиме сохранения здоровья – есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна… Умеренно и своевременно занимающийся (физическими упражнениями человек) не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезней… Физические упражнения при правильном соблюдении других режимов являются наиболее сильными факторами, предотвращающими скопление зачатков переполнения, вместе с тем, они повышают прирождённую теплоту и придают телу лёгкость..., укрепляют суставы и сухожилия, и в результате усиливается способность к действию и способность к испытанию действия на себе… Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, так как сила его органов слабеет вследствие отказа от движения…». Воспитание привычки и потребности в занятиях физическими упражнениями в первую очередь осуществляется на занятиях по физической культуре. Однако чтобы эти занятия были достаточно эффективными, студенты должны заниматься с интересом и регулярно. В высших учебных заведениях этот вопрос практически решается, так как большенство студентов имеют возможность выбора спортивной специализации с учётом своих интересов и увлечений. В средних профессиональных учебных заведениях такой возможности практически нет ввиду отсутствия необходимой материальной базы. Поэтому занятия по физической культуре в средних учебных заведениях проводятся по типовой государственной программе, в которую входят не менее шести обязательных видов программы. Наиболее распространённый вариант – теоретическая подготовка, лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, профессионально-прикладная физическая подготовка, один вид по выбору – лыжи, плавание. Как показывает практика, занятия по этим «обязательным» видам программы, кроме спортивных игр и плавания, студенты посещают без особого желания, но только два ССУЗа Санкт-Петербурга имеют бассейн, а некоторые ССУЗы не имеют даже игровых залов. Поэтому, и посещаемость, и естественно эффективность таких занятий не высока. Преподавателями Санкт-Петербургского колледжа управления и зкономики «Александровский лицей» была поставлена цель – найти средства и методы повышения интереса студентов к занятиям по физической культуре, что в свою очередь, должно способствовать повышению эффективности занятий и естественно, укреплению здоровья и повышению уровня физической подготовленности. С учётом анализа современного состояния общества, которое характеризуется не только резким скачком научно-технического прогресса, но и его криминализацией (рост грабежей, разбоев с нанесением телесных повреждений разной степени тяжести и даже убийств не уменьшается из года в год) в том числе среди подростков и молодёжи. Было выдвинуто предположение, что студентов заинтересуют занятия по самообороне. В начале 2007/2008 учебного года был сделан опрос среди студентов колледжа, 87% которых изъявили желание заниматься самообороной на уроках физической культуры. В течение учебного года отрабатывалась программа занятий и методика обучения, которые были экспериментально проверены в течение 2008/2009 учебного года. Для этого в течение года с контрольной группой (31 чел.) занятия проводились в соответствии с типовой программой, а в содержание экспериментальной группы (28 чел.) были включены специально-подводящие и специальные упражнения по обучению приёмам самообороны по 30–40 минут на каждом занятии при одноразовых занятиях в неделю по два академических часа. Результаты эффективности занятий сравнивались по следующим паказателям: посещаемость и результаты динамики роста физической подготовленности по показателям в упражнениях – подтягивание; сгибание-разгибание рук в упоре лёжа; челночный бег 6х10 м; слаломный бег 6х6 м; поднимание туловища вверх (в сед) из исходного положения – лёжа на спине за 1 мин.; приседания за 1 мин.. Полученные в процессе исследования данные показали, что посещаемость занятий в экспериментальной группе составила 89%, тогда как в контрольной группе 76%. Показатели роста физической подготовленности в экспериментальной и контрольной группе увеличились (см. таблицу 1). Таблица 1 Показатели роста физической подготовленности
Таким образом, эксперимент показал, что включение в программу занятий по физической культуре элементов самообороны способствует повышению интереса студентов к занятиям и повышению их эффективности, что и подтверждается данными по динамике роста физической подготовленности. Кроме этого было замечено, что студенты экспериментальной группы практически не отказывались от отработки приёмов в парах с партнёром и от участия в условных боях, тогда как студенты контрольной группы отказались практически все. Это даёт нам право рекомендовать включать в каждое занятие по физической культуре упражнения по изучению и совершенствованию приёмов самообороны, не только в целях повышения эффективности занятий по физической культуре, но и подготовке студентов к действиям в экстремальных ситуациях. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ САМООБОРОНЫ Очень часто при самообороне занимающийся наносит нападающему телесные повреждения разной степени тяжести, а иногда его действия приводят к смерти нападающего. Эти действия будут правомерны, если при этом не было допущено превышения преднлов необходимой обороны. В случае превышения пределов необходимой обороны, защищающийся сам привлекается к уголовной ответственности. Поэтому, прежде чем обучать навыкам самообороны преподаватель должен ознакомить занимающихся со статьями 37 и 38 Уголовного Кодекса РФ, которые объясняют правомерность, и превышение необходимой обороны при которой защищающийся может, превратится в правонарушителя. Приводим содержание статей и Комментарии к ним. Статья 37 «Необходимая оборона».
С учётом изменений, внесённых в статью в 2002 году, каждый гражданин имеет право на защиту при угрозе его жизни и здоровью, может защищаться любым способом и причинить нападающему любой вред (вплоть до убийства). Однако эти действия будут правомерны только в том случае, когда не будут допущены превышения пределов необходимой обороны. Для этого необходимо знать основные условия правомерности необходимой обороны. Первое условие – это наличие опасности для жизни и здоровья вам, вашим близким и даже незнакомым вам людям, которым угрожает опасность. Второе условие – нападение должно быть явным. То есть, оно уже началось, (нападающий наносит вам удар) или должно начаться – нападающий идёт на вас с ножом или каким-то подручным предметом; замахивается для нанесения удара рукой или ногой; пытается вас захватить; принимает боевую стойку или угрожает словами с явными намерениями воплотить свою угрозу в действие. В этих случаях вы имеете право на самооборону, и ваши действия будут правомерны. Если же нападающий успел вас ударить, или вырвать у вас сумку, телефон и убегает, а вы догоняете его и наносите ему тяжкие телесные повреждения, то ваши действия будут не правомерны. Они будут классифицироваться кок превышение необходимой обороны, так как данном случае угроза вашей жизни и здоровья отсутствует. В таких случаях вы должны задержать правонарушителя и передать его правоохранительным органам. Если же при задержании он оказывает вам сопротивление, угрожающее вашей жизни и здоровью, вы действуете, как в состоянии необходимой обороны. Такое право предоставляет нам статья 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление»:
Третье условие правомерности необходимой обороны – ваши защитные действия должны быть соизмеримы с действиями нападающего, и явно не превышать их. Например, на вас нападает хилый подросток или человек с явными признаками инвалидности, а вы – спортсмен, или просто явно физически более сильный человек, бьёте его рукой или ногой и наносите тяжкие телесные повреждения – это будет явным превышением необходимой обороны. Если же этот подросток нападает на вас с ножом или каким-то подручным предметом (камнем, бутылкой и. т.д.), или их несколько (групповое нападение), вы можете защищаться любым способом и причинить нападающему любой вред. Таков комментарий ст. 37, 38 УК РФ, которыми необходимо руководствоваться в процессе самообороны при нападении или угрозе нападения. БАЗОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПРИЁМОВ САМООБОРОНЫ Статистика уличных нападений показывает, что нападения совершаются чаще всего группой из двух и более человек. Нападающи,е как правило, избивают жертву ударами руками, ногами или подручными средствами – бутылкой, палкой и т.д. Это и определяет выбор приёмов самообороны. В первую очередь защищающийся должен уметь защищаться от любых ударов руками, ногами, подручными средствами. Во вторую – должен уметь защищаться от нескольких нападающих. При защите от нескольких нападающих наиболее эффективными приёмами самообооны будут удары. Борцовские приёмы, которые в основном предусматривают два действия (захват – бросок, захват – болевой приём) малоэффективны при групповом нападении. Тогда как опережающие удары выполняются в одно действие, то при помощи их можно намного быстрее и эффективнее справится с нападающими. В доказательство приводим один пример из реальной жизни произошедший в Санкт-Петербурге и опубликованный в информационно- аналитическом бюллетене «Оперативное прикрытие» № 4 (7) за 2000 год. «В 1996 г. при плановой проверке одного из городских рынков произошла неординарная потасовка, характеризующая уровень физической подготовки подразделения (службы физической защиты сотрудников налоговых органов Санкт-Петербурга). В закрытом на ревизию ларьке попытались купить сигареты спортивного вида «пацаны» с завышенной самооценкой. Грубо отодвинув инспектора в сторону, они посоветовали ему заняться чем- нибудь другим, в то время как они будут отовариваться. Но вместо продавца их «отоварил» сопровождающий инспектора сотрудник физзащиты. Руководитель операции не успел глазом моргнуть, как все трое уткнулись мордами в землю. Позже выяснилось, что хлопцы-то не простые – один кандидат в мастера по дзюдо, другие – перворазрядники». Ещё один аргумент в пользу изучения ударной техники самообороны – ударом кулака по подбородку боксёр, каратист, рукопашник даже наилегчайшего веса (48–50 кг.) с подготовкой на уровне первого разряда может нокаутировать нападающего тяжелее себя весом в 2–3 раза. А ударом в пах или по горлу, сонным артериям – даже ребёнок. Кроме этого, ударные приёмы (удары, защиты) можно совершенствовать самостоятельно и в любых условиях – дома, на работе, на отдыхе выполняя технические приёмы (удары и защиты) в имитационных упражнениях и в упражнениях на снарядах (мешках, грушах), а также с отягощениями (гантелями, резиновыми амортизаторами). Видимо по этим же причинам китайский специалист Цзы Цзяньчен рекомендует для работников правоохранительных органов и военнослужащих Китая технику самообороны «Дуаньда», что в переводе означает «короткий удар», не смотря на то, что на востоке насчитывается более 1800 стилей боевых искусств. (А.Г.Ширяев, 2000). На основании вышеизложенного, личного боевого опыта и опыта тренерско-преподавательской работы, авторы разработали и предлагают базовые комплексы приёмов самообороны при помощи опережающих ударов и методику их изучения и совершенствования на уроках физической культуры. Так как самозащита при помощи, как уже говорилось, встречных ударов является защитой опасной для жизни и здоровья нападающего, необходимо ещё раз напомнить о том, что удары можно наносить только при явной угрозе жизни и здоровью защищающегося. В данном пособии предлагаются для изучения и совершенствования, следующие комплексы боевых приёмов самообороны при помощи опережающих ударов: 1 – на ближней дистанции от одного нападающего располагающегося спереди, сбоку, сзади; 2 – на средней и дальней от одного нападающего расположенного спереди, сбоку, сзади; 3 – на средней и дальней дистанции от двух нападающих располагающихся спереди, с боков, спереди и сзади; 4 – на средней и дальней дистанции от трёх нападающих располагающихся спереди и с боков, сзади и с боков; 5 – на средней и дальней дистанции от четырёх нападающих располагающихся спереди, сзади и с боков. Базовый комплекс приёмов самообороны при помощи опережающих ударов на ближней дистанции При нападении спереди (при попытке нападающего выполнить захват или нанести удар):
При нападении сбоку:
При нападении сзади:
Базовый комплекс приёмов самообороны при помощи опережающих ударов на средней и дальней дистанциях от одного нападающего При нападении спереди Удары руками в область шеи, лица, туловища:
Удары ногами в пах, по колену, голени:
Комбинации ударов руками и ногами.
1.а. Удар левой ногой в пах, по колену, (голени) – 1-2 левой-правой руками (основанием ладоней) по подбородку и туловищу.
2.а. Удар правой ногой в пах, по колену, голени – 1-2 правой левой руками (основанием ладоней) по подбородку. При нападении сбоку Удары руками в область головы, шеи, туловища.
Удары ногами в пах, колено, голень.
При нападении сзади Удары руками.
Удары ногами.
Защиты от ударов на средней и дальней дистанции
Базовый комплекс приёмов самообороны при помощи опережающих ударов на средней и дальней дистанциях от нескольких нападающих Нападающих двое
Наподающих трое
Нападающих четверо
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИЁМОВ САМООБОРОНЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В программу по физической культуре в средних специальных учебных заведениях включаются не менее пяти видов спорта и одного теоретического раздела. В колледже с учётом материальной базы в программу включены следующие виды спорта; лёгкая атлетика, гимнастика, настольный теннис, самооборона (единоборства) и профессионально-прикладная физическая подготовка. Занятия проводятся спаренные по 90 минут 1 раз в неделю. Как указывалось выше, при проведении занятий по отдельным разделам физической культуры (видам спорта), на каждом занятии обязательно 30 – 40 минут выделяется для изучения и совершенствования приёмов самообороны. Изучение и совершенствование приёмов самообороны и специально-подводящие упражнения выполняются в основном в подготовительной части занятия во время разминки в движении и на месте. Основные упражнения во время разминки в движении по периметру зала:
Все упражнения быстро осваиваются и легко выполняются студентами. Основные упражнения во время разминки в исходном положении стоя, ноги на ширине шага по диагонали квадрата;
Далее выполняются ударные и защитные движения (приёмы) ногами:
Кроме перечисленных упражнений во время разминки, а также в заключительной части можно использовать упражнения в парах. Данные упражнения способствуют совершенствованию не только технических приёмов, но и развитию тактического мышления, ловкости, быстроты реакции, быстроты движений и расслаблению мышц. Мы рекомендуем использовать следующие упражнения:
Если по плану проводится занятие по самообороне, далее выполняются упражнения в парах в перчатках и на снарядах. После проведения основной части занятия в которой используются специально- подводящие и основные упражнения для решения основных задач урока, в заключительной части можно использовать упражнения в преодолении полос препятствий и эстафеты с включением упражнений для закрепления и совершенствования технических приёмов самообороны, прикладных навыков преодоления препятствий, а также развития физических качеств – ловкости, быстроты, выносливости. Мы используем следующие упражнения:
Как показала практика, студенты с удовольствием участвуют в таких эстафетах и преодолевают препятствия. Примерный план урока при спаренных занятиях может выглядеть следующим образом: Подготовительная часть – 25–30 мин.
Основная часть – 30-40 мин.
Заключительная часть – 25–30 мин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании анализа данных проведённого эксперимента можно сделать выводы, что включение в программу физического воспитания обучение навыкам самообороны способствуют:
Так в разные годы студенты колледжа становились победителями и призёрами первенств города по различным видам единоборств, занимаясь по предложенной методике менее года:
Данные выводы позволяют нам рекомендовать включать в учебный процесс по физическому воспитанию обучение навыкам самообороны в целях повышения эффективности уроков физической культуры, а так же в целях повышения психологической устойчивости к действиям в экстремальных ситуациях. ЛИТЕРАТУРА
|
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине 1 | ||
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... Включает 30 задания (А1-А30). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный | Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | ||
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал | Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... М. т баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа по русскому языку. //Программы... | ||
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам всех форм обучения при освоении дисциплин, предусмотренных... | Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... Учебно-методический комплекс по курсу «Экономика и социология труда» предназначен для студентов рсэи и включает в себя учебно-тематический... | Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... Тесты предназначены для работы на учебных занятиях, для проведения собеседований по контрольным работам, а также для самостоятельной... | ||
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола» | Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... Во исполнение приказа департамента образования Белгородской области «О допуске предметной комиссии гэк к проверке работ участников... | ||
Учебное пособие по мдк. 03. 02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров» Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Императорский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Система методической работы по физической культуре как средство повышения профессионального потенциала учителей физической культуры,... | ||
Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения В целях повышения эффективности внутриведомственного планирования и повышения уровня открытости главных распорядителей бюджетных... | Международная научно-практическая конференция, посвящённая вопросам... Рязанского института экономики ноу впо санкт-Петербургского университета управления и экономики |