Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре





Скачать 212.8 Kb.
НазваниеСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре
Дата публикации21.07.2013
Размер212.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы


Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

Санкт-Петербургский колледж управления и экономики
«Александровский лицей»


Герела Н.Ф., Матвеев В.П.

САМООБОРОНА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


Санкт-Петербург
2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая методическая разработка посвящена проблеме повышения эффективности занятий по физической культуре в средних специальных учебных заведениях.

Данная проблема актуальна всегда, но особенно является актуальной в настоящее время – время резкого скачка научно-технического прогресса и развлекательной индустрии.

Практически у каждого студента, школьника есть мобильный телефон с играми. Дома есть компьютер, телевизор. Кроме этого открыто большое количество компьютерных, игровых клубов, спортбаров. Поэтому, большинство студентов и школьников проводят своё свободное время не в спортивных залах и на стадионах, а в спортбарах и игровых клубах, сидя за столиком часто с кружкой пива или банкой тоника, а иногда и с сигаретой во рту.

Всё это привело к резкому ухудшению здоровья и физической подготовленности учащейся молодёжи, что подтверждает Президент Российской академии медицинских наук (РАМН) М.Давыдов, заявивший ИТАР-ТАСС, «что за последние годы среди выпускников российских школ не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося».

Одним из основных средств укрепления и сохранения здоровья, повышения уровня физической подготовленности являются систематические занятия физическими упражнениями.

Абу Али ибн Сина (Авиценна) – основоположник науки о старении, более 1000 лет тому назад сформулировал ряд физиолого-гигиенических рекомендаций для каждого возраста, не потерявших и поныне своего значения (физические упражнения, массаж, режим питания и сна). И подчеркнул: «Самое главное в режиме сохранения здоровья – есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна… Умеренно и своевременно занимающийся (физическими упражнениями человек) не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезней… Физические упражнения при правильном соблюдении других режимов являются наиболее сильными факторами, предотвращающими скопление зачатков переполнения, вместе с тем, они повышают прирождённую теплоту и придают телу лёгкость..., укрепляют суставы и сухожилия, и в результате усиливается способность к действию и способность к испытанию действия на себе… Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, так как сила его органов слабеет вследствие отказа от движения…».

Воспитание привычки и потребности в занятиях физическими упражнениями в первую очередь осуществляется на занятиях по физической культуре. Однако чтобы эти занятия были достаточно эффективными, студенты должны заниматься с интересом и регулярно.

В высших учебных заведениях этот вопрос практически решается, так как большенство студентов имеют возможность выбора спортивной специализации с учётом своих интересов и увлечений.

В средних профессиональных учебных заведениях такой возможности практически нет ввиду отсутствия необходимой материальной базы.

Поэтому занятия по физической культуре в средних учебных заведениях проводятся по типовой государственной программе, в которую входят не менее шести обязательных видов программы. Наиболее распространённый вариант – теоретическая подготовка, лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, профессионально-прикладная физическая подготовка, один вид по выбору – лыжи, плавание.

Как показывает практика, занятия по этим «обязательным» видам программы, кроме спортивных игр и плавания, студенты посещают без особого желания, но только два ССУЗа Санкт-Петербурга имеют бассейн, а некоторые ССУЗы не имеют даже игровых залов.

Поэтому, и посещаемость, и естественно эффективность таких занятий не высока.

Преподавателями Санкт-Петербургского колледжа управления и зкономики «Александровский лицей» была поставлена цель – найти средства и методы повышения интереса студентов к занятиям по физической культуре, что в свою очередь, должно способствовать повышению эффективности занятий и естественно, укреплению здоровья и повышению уровня физической подготовленности.

С учётом анализа современного состояния общества, которое характеризуется не только резким скачком научно-технического прогресса, но и его криминализацией (рост грабежей, разбоев с нанесением телесных повреждений разной степени тяжести и даже убийств не уменьшается из года в год) в том числе среди подростков и молодёжи. Было выдвинуто предположение, что студентов заинтересуют занятия по самообороне.

В начале 2007/2008 учебного года был сделан опрос среди студентов колледжа, 87% которых изъявили желание заниматься самообороной на уроках физической культуры.

В течение учебного года отрабатывалась программа занятий и методика обучения, которые были экспериментально проверены в течение 2008/2009 учебного года.

Для этого в течение года с контрольной группой (31 чел.) занятия проводились в соответствии с типовой программой, а в содержание экспериментальной группы (28 чел.) были включены специально-подводящие и специальные упражнения по обучению приёмам самообороны по 30–40 минут на каждом занятии при одноразовых занятиях в неделю по два академических часа.

Результаты эффективности занятий сравнивались по следующим паказателям: посещаемость и результаты динамики роста физической подготовленности по показателям в упражнениях – подтягивание; сгибание-разгибание рук в упоре лёжа; челночный бег 6х10 м; слаломный бег 6х6 м; поднимание туловища вверх (в сед) из исходного положения – лёжа на спине за 1 мин.; приседания за 1 мин..

Полученные в процессе исследования данные показали, что посещаемость занятий в экспериментальной группе составила 89%, тогда как в контрольной группе 76%.

Показатели роста физической подготовленности в экспериментальной и контрольной группе увеличились (см. таблицу 1).

Таблица 1

Показатели роста физической подготовленности

Контрольные упражнения

Группы

Экспериментальная, %

Контрольная, %

Подтягивание на перекладине

22

6

Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа

28

7

Челночный бег 6х10 м.

4,5

1,4

Слаломный бег 6х6 м.

5,1

1,3

Поднимание туловища за 1 мин.

9,5

2,6

Приседания за 1 мин.

12,5

3,4


Таким образом, эксперимент показал, что включение в программу занятий по физической культуре элементов самообороны способствует повышению интереса студентов к занятиям и повышению их эффективности, что и подтверждается данными по динамике роста физической подготовленности.

Кроме этого было замечено, что студенты экспериментальной группы практически не отказывались от отработки приёмов в парах с партнёром и от участия в условных боях, тогда как студенты контрольной группы отказались практически все.

Это даёт нам право рекомендовать включать в каждое занятие по физической культуре упражнения по изучению и совершенствованию приёмов самообороны, не только в целях повышения эффективности занятий по физической культуре, но и подготовке студентов к действиям в экстремальных ситуациях.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ САМООБОРОНЫ

Очень часто при самообороне занимающийся наносит нападающему телесные повреждения разной степени тяжести, а иногда его действия приводят к смерти нападающего.

Эти действия будут правомерны, если при этом не было допущено превышения преднлов необходимой обороны. В случае превышения пределов необходимой обороны, защищающийся сам привлекается к уголовной ответственности.

Поэтому, прежде чем обучать навыкам самообороны преподаватель должен ознакомить занимающихся со статьями 37 и 38 Уголовного Кодекса РФ, которые объясняют правомерность, и превышение необходимой обороны при которой защищающийся может, превратится в правонарушителя.

Приводим содержание статей и Комментарии к ним.

Статья 37 «Необходимая оборона».

  1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

  2. Защита от посягательства, не сопряжённого с насилием, опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия является правомерной, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

  3. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

С учётом изменений, внесённых в статью в 2002 году, каждый гражданин имеет право на защиту при угрозе его жизни и здоровью, может защищаться любым способом и причинить нападающему любой вред (вплоть до убийства).

Однако эти действия будут правомерны только в том случае, когда не будут допущены превышения пределов необходимой обороны. Для этого необходимо знать основные условия правомерности необходимой обороны.

Первое условие – это наличие опасности для жизни и здоровья вам, вашим близким и даже незнакомым вам людям, которым угрожает опасность.

Второе условие – нападение должно быть явным. То есть, оно уже началось, (нападающий наносит вам удар) или должно начаться – нападающий идёт на вас с ножом или каким-то подручным предметом; замахивается для нанесения удара рукой или ногой; пытается вас захватить; принимает боевую стойку или угрожает словами с явными намерениями воплотить свою угрозу в действие. В этих случаях вы имеете право на самооборону, и ваши действия будут правомерны. Если же нападающий успел вас ударить, или вырвать у вас сумку, телефон и убегает, а вы догоняете его и наносите ему тяжкие телесные повреждения, то ваши действия будут не правомерны. Они будут классифицироваться кок превышение необходимой обороны, так как данном случае угроза вашей жизни и здоровья отсутствует.

В таких случаях вы должны задержать правонарушителя и передать его правоохранительным органам. Если же при задержании он оказывает вам сопротивление, угрожающее вашей жизни и здоровью, вы действуете, как в состоянии необходимой обороны.

Такое право предоставляет нам статья 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление»:

  1. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным, и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

  2. Превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признаётся их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершённого задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечёт за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного превышения вреда.

Третье условие правомерности необходимой обороны – ваши защитные действия должны быть соизмеримы с действиями нападающего, и явно не превышать их.

Например, на вас нападает хилый подросток или человек с явными признаками инвалидности, а вы – спортсмен, или просто явно физически более сильный человек, бьёте его рукой или ногой и наносите тяжкие телесные повреждения – это будет явным превышением необходимой обороны.

Если же этот подросток нападает на вас с ножом или каким-то подручным предметом (камнем, бутылкой и. т.д.), или их несколько (групповое нападение), вы можете защищаться любым способом и причинить нападающему любой вред.

Таков комментарий ст. 37, 38 УК РФ, которыми необходимо руководствоваться в процессе самообороны при нападении или угрозе нападения.

БАЗОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПРИЁМОВ САМООБОРОНЫ

Статистика уличных нападений показывает, что нападения совершаются чаще всего группой из двух и более человек. Нападающи,е как правило, избивают жертву ударами руками, ногами или подручными средствами – бутылкой, палкой и т.д.

Это и определяет выбор приёмов самообороны. В первую очередь защищающийся должен уметь защищаться от любых ударов руками, ногами, подручными средствами. Во вторую – должен уметь защищаться от нескольких нападающих.

При защите от нескольких нападающих наиболее эффективными приёмами самообооны будут удары. Борцовские приёмы, которые в основном предусматривают два действия (захват – бросок, захват – болевой приём) малоэффективны при групповом нападении. Тогда как опережающие удары выполняются в одно действие, то при помощи их можно намного быстрее и эффективнее справится с нападающими.

В доказательство приводим один пример из реальной жизни произошедший в Санкт-Петербурге и опубликованный в информационно- аналитическом бюллетене «Оперативное прикрытие» № 4 (7) за 2000 год.

«В 1996 г. при плановой проверке одного из городских рынков произошла неординарная потасовка, характеризующая уровень физической подготовки подразделения (службы физической защиты сотрудников налоговых органов Санкт-Петербурга). В закрытом на ревизию ларьке попытались купить сигареты спортивного вида «пацаны» с завышенной самооценкой. Грубо отодвинув инспектора в сторону, они посоветовали ему заняться чем- нибудь другим, в то время как они будут отовариваться. Но вместо продавца их «отоварил» сопровождающий инспектора сотрудник физзащиты. Руководитель операции не успел глазом моргнуть, как все трое уткнулись мордами в землю. Позже выяснилось, что хлопцы-то не простые – один кандидат в мастера по дзюдо, другие – перворазрядники».

Ещё один аргумент в пользу изучения ударной техники самообороны – ударом кулака по подбородку боксёр, каратист, рукопашник даже наилегчайшего веса (48–50 кг.) с подготовкой на уровне первого разряда может нокаутировать нападающего тяжелее себя весом в 2–3 раза.

А ударом в пах или по горлу, сонным артериям – даже ребёнок.

Кроме этого, ударные приёмы (удары, защиты) можно совершенствовать самостоятельно и в любых условиях – дома, на работе, на отдыхе выполняя технические приёмы (удары и защиты) в имитационных упражнениях и в упражнениях на снарядах (мешках, грушах), а также с отягощениями (гантелями, резиновыми амортизаторами). Видимо по этим же причинам китайский специалист Цзы Цзяньчен рекомендует для работников правоохранительных органов и военнослужащих Китая технику самообороны «Дуаньда», что в переводе означает «короткий удар», не смотря на то, что на востоке насчитывается более 1800 стилей боевых искусств. (А.Г.Ширяев, 2000).

На основании вышеизложенного, личного боевого опыта и опыта тренерско-преподавательской работы, авторы разработали и предлагают базовые комплексы приёмов самообороны при помощи опережающих ударов и методику их изучения и совершенствования на уроках физической культуры.

Так как самозащита при помощи, как уже говорилось, встречных ударов является защитой опасной для жизни и здоровья нападающего, необходимо ещё раз напомнить о том, что удары можно наносить только при явной угрозе жизни и здоровью защищающегося.

В данном пособии предлагаются для изучения и совершенствования, следующие комплексы боевых приёмов самообороны при помощи опережающих ударов:

1 – на ближней дистанции от одного нападающего располагающегося спереди, сбоку, сзади;

2 – на средней и дальней от одного нападающего расположенного спереди, сбоку, сзади;

3 – на средней и дальней дистанции от двух нападающих располагающихся спереди, с боков, спереди и сзади;

4 – на средней и дальней дистанции от трёх нападающих располагающихся спереди и с боков, сзади и с боков;

5 – на средней и дальней дистанции от четырёх нападающих располагающихся спереди, сзади и с боков.

Базовый комплекс приёмов самообороны
при помощи опережающих ударов на ближней дистанции


При нападении спереди (при попытке нападающего выполнить захват или нанести удар):

  1. Удар лбом по носу.

  2. Боковой удар локтем по подбородку.

  3. Удар снизу локтем в солнечное сплетение, печень.

  4. Удары ладонями по ушам.

  5. Удар кулаком, ладонью в пах.

  6. Удар коленом в пах.

  7. Удар стопой, пяткой по голени.

  8. Удар пяткой по пальцам ног.

  9. Одновременные удары ладонями по ушам, коленом в пах. в

При нападении сбоку:

  1. Удары лбом по носу.

  2. Круговой удар локтем в сторону по подбородку.

  3. Прямой удар локтем в туловище.

  4. Удар кулаком, ладонью в пах

  5. Удар коленом в пах.

  6. Удар стопой, пяткой по голени, колену.

  7. Пяткой по пальцам ног.

При нападении сзади:

  1. Удар затылком в нос.

  2. Круговой удар локтём назад по подбородку.

  3. Прямой удар локтем назад в туловище.

  4. Удар кулаком, ладонью назад в пах.

  5. Удары стопой, пяткой по голени, колену.

  6. Удары пяткой по пальцам ног.

Базовый комплекс приёмов самообороны при помощи опережающих
ударов на средней и дальней дистанциях от одного нападающего


При нападении спереди

Удары руками в область шеи, лица, туловища:

  1. Прямые удары пальцами в глаза, горло.

  2. Прямые удары согнутыми пальцами в горло, солнечное сплетение.

  3. Прямые удары кулаком в нос, подбородок, горло, солнечное сплетение

  4. Комбинации из повторных прямых ударов кулаком одноимённой руки по разным точкам (подбородок – солнечное сплетение и наоборот).

  5. Комбинации из двух прямых ударов по разным точкам (левой в подбородок – правой в солнечное сплетение и наоборот).

  6. Боковые рубящие удары ребром ладони по шее.

  7. Боковые удары основанием ладони по подбородку.

  8. Ьоковые удары кулаком по подбородку

  9. Боковые удары основанием ладоней по туловищу (печень, солнечное сплетение).

  10. Боковые удары кулаком по туловищу.

  11. Удары снизу основанием ладони в нос, подбородок.

  12. Удары снизу кулаком в подбородок.

  13. Удары снизу основанием ладони в туловище (солнечное сплетение, печень).

  14. Удары снизу кулаком в туловище.

  15. Удары снизу кулаком, ладонями в пах.

Удары ногами в пах, по колену, голени:

  1. Удары снизу подъёмом, коленом в пах.

  2. Удар прямой стопой в пах.

  3. Удары прямые стопой по колену, голени.

  4. Удары боковые стопой по колену, голени.

Комбинации ударов руками и ногами.

  1. Удар левой ногой в пах, по колену, (голени) – 1-2 левой-правой руками (кулаками) по подбородку.

1.а. Удар левой ногой в пах, по колену, (голени) – 1-2 левой-правой руками (основанием ладоней) по подбородку и туловищу.

  1. Удар правой ногой в пах, по колену, голени – 1-2 правой левой руками (кулаками) по подбородку.

2.а. Удар правой ногой в пах, по колену, голени – 1-2 правой левой руками (основанием ладоней) по подбородку.

При нападении сбоку

Удары руками в область головы, шеи, туловища.

  1. Удар рубящий наотмашь сбоку ребром ладони по шее.

  2. Удар рубящий наотмашь сбоку ребром ладони по туловищу.

  3. Удар кулаком наотмашь сбоку по подбородку.

  4. Удар кулаком наотмашь сбоку по туловищу.

Удары ногами в пах, колено, голень.

  1. Удар снизу подъёмом, носком ноги в пах.

  2. Прямой удар стопой в пах, по колену, голени.

При нападении сзади

Удары руками.

  1. Рубящий круговой удар назад ребром ладони по шее.

  2. Круговой удар кулаком назад по подбородку.

  3. Удар прямой рукой назад кулаком в туловище, пах.

Удары ногами.

  1. Поворачиваясь назад удар снизу подъёмом стопы в пах

  2. Наклоняя туловище вперёд – толчковый удар стопой назад в туловище, пах, по колену, голени.

Защиты от ударов на средней и дальней дистанции

  1. Подставки предплечий и ладоней в положении «глухой» боксёрской защиты от ударов в голову и туловище.

  2. То же, поднимая одну из ног коленом вверх и прикрывая бедром пах при ударах ногами в пах.

  3. Подставки плеч в «универсальной» защите от ударов в голову и туловище.

  4. То же поднимая одну из ног коленом вверх прикрывая пах при ударах ногами в пах и т.д.

  5. Отклоны при ударах в голову, со страховкой руками.

  6. Уклоны при прямых ударах в голову.

  7. Нырки при нанесении ударов сбоку в голову.

  8. Отбивы прямых ударов руками ладонями рук в стороны.

  9. Отбивы и захваты ног руками при ударах ногами.

Базовый комплекс приёмов самообороны при помощи опережающих
ударов на средней и дальней дистанциях от нескольких нападающих


Нападающих двое

  1. Нападающие нападают спереди:

  • круговой удар ребром правой ладони по шее нападающего слева – то же по шее нападающего справа;

  • боковой удар кулаком правой руки в подбородок, нос, нападающий слева – то же левой в подбородок, нос нападающего справа; то же боковыми ударами кулаками;

  • тоже, прямыми ударами кулаками;

  • удар подъёмом стопы, стопой левой ноги в пах, колено нападающего слева- 1-2 левой-правой прямые удары кулаком в нос, подбородок нападающего справа.

  1. Нападающие нападают с боков:

  • круговой удар ребром правой ладони по шее нападающего слева – то же по шее нападающего справа;

  • боковой удар кулаком правой руки в подбородок, нос, нападающий слева – то же левой в подбородок, нос нападающего справа; то же боковыми ударами кулаками;

  • тоже, прямыми ударами кулаками;

  • удар подъёмом стопы, стопой левой ноги в пах нападающего слева – то же правой в пах нападающего справа.

  1. Нападающие нападают спереди и сзади;

  • прямые удары правой рукой пальцами в шею, кулаком в подбородок, нос нападающего спереди – боковой удар ребром ладони по шее, или кулаком в подбородок правой рукой, нос нападающего сзади;

  • удар левой ногой стопой, подъёмом стопы в пах нападающего спереди – толчковый прямой удар правой ногой в пах нападающего сзади.

Наподающих трое

  1. Нападающие нападают спереди – сзади и с боков:

  • удар подъёмом, стопой левой ноги в пах (колено) нападающего слева – прямой удар левей рукой кулаком в нос (подбородок) нападающего спереди – прямой удар правой рукой в подбородок (нос) нападающего справа.

Нападающих четверо

  1. Нападающие нападают спереди – сзади и с боков

  • удар подъёмом, стопой левой ноги в пах (колено) нападающего слева – прямой удар левей рукой кулаком в нос (подбородок) нападающего спереди – прямой удар правой рукой в подбородок (нос) нападающего справа – прямой толчковый удар стопой правой ноги в пах (колено) нападающего сзади

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРИЁМОВ САМООБОРОНЫ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


В программу по физической культуре в средних специальных учебных заведениях включаются не менее пяти видов спорта и одного теоретического раздела.

В колледже с учётом материальной базы в программу включены следующие виды спорта; лёгкая атлетика, гимнастика, настольный теннис, самооборона (единоборства) и профессионально-прикладная физическая подготовка. Занятия проводятся спаренные по 90 минут 1 раз в неделю.

Как указывалось выше, при проведении занятий по отдельным разделам физической культуры (видам спорта), на каждом занятии обязательно 30 – 40 минут выделяется для изучения и совершенствования приёмов самообороны.

Изучение и совершенствование приёмов самообороны и специально-подводящие упражнения выполняются в основном в подготовительной части занятия во время разминки в движении и на месте.

Основные упражнения во время разминки в движении по периметру зала:

  • передвижения скользящим приставным шагом левым и правым боком;

  • то же, удерживая руки в положении боевой стойки;

  • бег с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени назад, удерживая руки в положении боевой стойки;

  • бег с ударами коленом вперёд в пах;

  • то же, в стороны коленом в пах;

  • то же, с выполнением ударов снизу ногой в пах;

  • то же, стопой в пах в сторону;

  • бег с выполнением прямых ударов вперёд стопой по колену, голени;

  • то же, в стороны;

  • ходьба с выполнением боковых ударов локтями в голову;

  • то же с выполнением ударов локтями назад в голову;

  • ходьба с выполнением ударов локтем вперёд в туловище;

  • тоже с выполнением ударов локтями назад в туловище;

  • ходьба с выполнением защитных движений нырками;

  • то же, с выполнением прямых уколов пальцами, ударов кулаками под разноимённые ноги;

  • ходьба спиной вперёд с выполнением прямых ударов под одноимённые ноги.

Все упражнения быстро осваиваются и легко выполняются студентами.

Основные упражнения во время разминки в исходном положении стоя, ноги на ширине шага по диагонали квадрата;

  • переносы веса тела с ноги на ногу;

  • то же, выполняя удары плечами с поворотами стоп ног, бёдер и туловища;

  • то же, выполняя боковые удары локтями в голову;

  • то же, выполняя боковые удары кулаком в голову; разгибая руку в локте;

  • то же, выполняя удары локтём вперёд в туловище;

  • то же, выполняя удары кулаком снизу в голову; разгибая руку в локте;

  • то же, выполняя прямые уколы пальцами в горло, туловище;

  • то же, выполняя прямые удары кулаком в подбородок, нос, туловище.

Далее выполняются ударные и защитные движения (приёмы) ногами:

  • удары коленями в пах;

  • удары подъёмом стопы в снизу в пах;

  • прямые удары стопой вперёд в туловище, пах колено;

  • прямые удары стопами в стороны в туловище, пах, колено;

  • прямые удары стопами назад в туловище, пах колено,

  • защитные движения ногами (отбивы прямых ударов во внутрь, наружу).

Кроме перечисленных упражнений во время разминки, а также в заключительной части можно использовать упражнения в парах. Данные упражнения способствуют совершенствованию не только технических приёмов, но и развитию тактического мышления, ловкости, быстроты реакции, быстроты движений и расслаблению мышц.

Мы рекомендуем использовать следующие упражнения:

  1. Передвижения приставными шагами по кругу стоя друг перед другом, ладони положены на плечи.

  2. То же, один партнёр «пятнает» стопы ног второго, второй не даёт себя запятнать.

  3. То же, второй не даёт себя запятнать и старается запятнать в ответ.

  4. Пятнашки стопами ног обоюдно.

  5. Движение приставными шагами друг перед другом в боевой стойке, сохраняя среднюю дистанцию.

  6. То же, первый пятнает ладонями в голову и туловище прямыми «ударами», второй защищается подставками и отвечает.

  7. То же, второй уклоняется в стороны от прямых пятнашек и отвечает пятнашками в голову.

  8. То же, первый пятнает ладонью сбоку в голову, второй защищается подставкой и отвечает прямой пятнашкой в голову.

  9. То же, первый пятнает ладонью сбоку в голову, второй защищается нырком и отвечает пятнашкой сбоку в голову.

  10. Первый пятнает ладонью сбоку, второй защищается отклоном и отвечает пятнашкой прямо, сбоку в голову.

  11. «Условный бой» пятнашками – первый пятнает любым «ударом» ладонью, второй защищается и отвечает.

  12. «Вольный бой» пятнашками.

Если по плану проводится занятие по самообороне, далее выполняются упражнения в парах в перчатках и на снарядах.

После проведения основной части занятия в которой используются специально- подводящие и основные упражнения для решения основных задач урока, в заключительной части можно использовать упражнения в преодолении полос препятствий и эстафеты с включением упражнений для закрепления и совершенствования технических приёмов самообороны, прикладных навыков преодоления препятствий, а также развития физических качеств – ловкости, быстроты, выносливости.

Мы используем следующие упражнения:

  1. Преодоление по периметру зала приставным шагом правым и левым боком в боевой стойке на время 3, 4, 5 кругов в зависимости от размеров зала.

  2. То же, с выполнением прямых ударов на каждый шаг.

  3. Челночный бег с выполнением ударов ногами и руками перед поворотами.

  4. Челночно-слаломный бег, огибая препятствия и выполняя удары и защиты при поворотах.

  5. То же, с преодолением препятствий – скамеек, натянутых верёвок.

  6. То же, с нанесением ударов по нападающим, которые могут располагаться в любых местах: на дистанции бега, в конце зала и т.д.

Как показала практика, студенты с удовольствием участвуют в таких эстафетах и преодолевают препятствия.
Примерный план урока при спаренных занятиях может выглядеть следующим образом:

Подготовительная часть – 25–30 мин.

  1. Упражнения в ходьбе и беге – 10–15 мин.

  2. Упражнения на месте – 5–7 мин.

  3. Упражнения в парах –5–7 мин.

  4. Упражнения на растягивание и расслабление –3–5 мин.

Основная часть – 30-40 мин.

  1. Согласно программе и тематического плана.

Заключительная часть – 25–30 мин.

  1. Упражнения в преодолении полосы препятствий, эстафеты – 15–20 мин.

  2. Корригирующие упражнения на осанку – 5 мин.

  3. Упражнения на растягивание и расслабление – 5 мин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа данных проведённого эксперимента можно сделать выводы, что включение в программу физического воспитания обучение навыкам самообороны способствуют:

  • повышению интереса у студентов к занятиям физической культурой и повышению их эффективности;

  • способствуют повышению психологической устойчивости к действиям в экстремальных ситуациях (при нападениях);

  • способствуют ускоренной подготовке спортсменов-разрядников по различным видам единоборств.

Так в разные годы студенты колледжа становились победителями и призёрами первенств города по различным видам единоборств, занимаясь по предложенной методике менее года:

  • А. Чижов стал победителем первенства города по контактному каратэ, а затем победителем первенства города среди охранных предприятий по рукопашному бою;

  • В. Прокушев – победителем турнира по боксу на приз Заслуженного тренера России В.А.Васина;

  • Н.Гаврилов – неоднократным призёром первенств города по боксу.

Данные выводы позволяют нам рекомендовать включать в учебный процесс по физическому воспитанию обучение навыкам самообороны в целях повышения эффективности уроков физической культуры, а так же в целях повышения психологической устойчивости к действиям в экстремальных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гилби Д.Ф. Секреты боевых искусств мира. Рига, 1991 г.

  2. Герела Н.Ф., Попов С.Г. Основы профессиональной подготовки частных охранников. СПб, 2004 г.

  3. Кизявка К.И. Вся првда о боевых искусствах. Ростов – на – Дону. 2006 г.

  4. Цед Н. Азбука защиты. Л, 1990 г.

  5. Цзы Цзяньчэн. Техника самообороны Дуаньда. М, 1992 г.

  6. Тарас А. Французский бокс сават. Минск, 1997 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине 1
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Включает 30 задания (А1-А30). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
М. т баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа по русскому языку. //Программы...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам всех форм обучения при освоении дисциплин, предусмотренных...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Учебно-методический комплекс по курсу «Экономика и социология труда» предназначен для студентов рсэи и включает в себя учебно-тематический...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Тесты предназначены для работы на учебных занятиях, для проведения собеседований по контрольным работам, а также для самостоятельной...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Во исполнение приказа департамента образования Белгородской области «О допуске предметной комиссии гэк к проверке работ участников...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconУчебное пособие по мдк. 03. 02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров»
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Императорский...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Система методической работы по физической культуре как средство повышения профессионального потенциала учителей физической культуры,...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconСанкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
В целях повышения эффективности внутриведомственного планирования и повышения уровня открытости главных распорядителей бюджетных...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Герела Н. Ф., Матвеев В. П. Самооборона как средство повышения эффективности занятий по физической культуре iconМеждународная научно-практическая конференция, посвящённая вопросам...
Рязанского института экономики ноу впо санкт-Петербургского университета управления и экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск