Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом





НазваниеСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом
страница1/11
Дата публикации19.09.2013
Размер1.38 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > География > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное образовательное учреждение СПО
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики
«Александровский лицей»


Коровкина С.Н.


УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ
И ИМУЩЕСТВОМ


Учебное пособие
для студентов среднего профессионального образования
специальности
080114 «Земельно-имущественные отношения»

Санкт-Петербург 2011

Составитель: С.Н. Коровкина, преподаватель колледжа

В пособии подробно рассмотрены особенности управления территориями и имуществом в Российской Федерации, его современное состояние.

Пособие рекомендовано студентам, изучающим дисциплину «Управление территориями и имуществом» и может быть использовано для подготовки к экзамену.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Реформы, как политической, так и экономической систем базируются на конституционном принципе разделения властей, осуществлении федеративного устройства и местного самоуправления. Осуществляемые в России реформы требуют научного подхода к управлению территориями и имуществом, который должен обосновываться объективными законами и принципами управления.

Начиная с 1990 года в нашей стране введены новые формы земельной собственности и хозяйствования. В современном мире земля стала частной собственностью, объектом рыночных отношений. Нормативными актами разрешены: оборот земельных участков, платность землепользования, ведение земельного и имущественного рынков.

Сейчас профессии оценщика, специалиста по земельно-имущественным отношениям относятся к разряду престижных.

Выпускник впоследствии может работать в качестве специалиста по оценке земли и имущества, учета недвижимости. Он готовится к информационно-аналитической работе в области недвижимости и имущества в организациях, учреждениях различных организационно-правовых форм.

Земельно-имущественные отношения – область деятельности, обеспечивающая проведение учетной, инвентаризационной и оценочной деятельности, установление рыночной, инвестиционной, ликвидной или иной стоимости имущества, земли, информации, а также нематериальных благ.

Организация управления территориями и имуществом включает большой круг вопросов: управление имуществом, управление частной собственностью, аренда имущества, лизинг; налоги на имущество, банкротство, залог, инвестиции, ценные бумаги, региональное управление территориями, социально-экономический анализ развития территории и т.д.

В данной работе рассмотрены цели, задачи и функции управления территориями и имуществом, а также значение федерального и регионального уровней управления территориями и недвижимостью.

1. УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ

1.1. Конституционные принципы федеративного устройства РФ

Форма государственного устройства России определена в Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является федеративным государством. В настоящее время в мире существует немало различных федераций, включая такие крупные федерации, как США, ФРГ, Бразилия, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, которые отличают её от других федераций.

Федерация обычно образуется вследствие объединения нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло иным путём. Россия как федерация не является объединением нескольких государств, она была образована путём создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населявших её территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования были признаны субъектами РФ.

Такой порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорный, а конституционный характер. Конституция РФ 1993 года, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, подтвердила их выбор. Все субъекты РФ изначально находятся в её составе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство Российской Федерации.

В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации, он означает свободное развитие наций и народностей. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов.

Однако российский федерализм – не только форма разрешения национального вопроса, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти, распределение её по регионам – существенная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в этом случае теряет монополию на власть и потому не может употребить её произвольно. Предоставляется больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам другого.

Федеративное устройство РФ базируется на ряде принципов, которые являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов. Согласно ч.3 ст.5 Конституции РФ таковыми являются: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

1.1.1. Государственная целостность РФ

Данный принцип означает, что Российская Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации.

В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов; осуществляет территориальное верховенство; обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; единое гражданство. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

1.1.2. Единство системы государственной власти

Этот принцип тесно связан с государственной целостностью и ею обусловлен. Целостная, но в то же время федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.

В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент РФ, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Конституция РФ определяет:

  • перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

  • предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, ч.1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;

  • Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов – предметам совместного ведения.

Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.

Разграничение компетенции базируется на добровольном признании субъектами приоритета задач и целей Федерации, а, следовательно, и на ограничении субъектов в правах.

1.1.3. Равноправие и самоопределение народов РФ

Все народы в РФ пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культур и других областях.

Народы РФ пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время согласно Конституция РФ (ст.65)

Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

В Российской Федерации имеются: 21 республика, одна автономная область и 9 автономных округов. Все они являются формой объединения многих народов. Это значит, что десятки народов реализовали на практике своё право на самоопределение.

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Это равноправие, прежде всего, проявляется:

  • в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;

  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;

  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.

Принципы государственного устройства РФ тесно взаимосвязаны между собой. Их главная цель и практическое назначение – способствовать успешному государственному строительству в стране.

1.2. Принципы административно-территориального устройства
субъекта Российской Федерации


Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации, как целостная система, имеет определенным образом упорядоченную структуру и содержание, определяющееся свойствами и закономерностями, присущими системе в целом.

Принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – основные, исходные, единые начала, лежащие в основе строения и развития данной системы территориальной организации, обеспечивающие условия реализации ее социального предназначения.

Отнесение того или иного фактора, влияющего на территориальную организацию, к числу принципов административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации должно основываться на определенных общих методологических посылках, отражающих содержание самого понятия "принцип" применительно к организации социальных процессов и явлений, исходить из понимания сущности административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации как подсистемы территориальной организации государства.

Общие положения, характеризующие принципы административно-территориального устройства:

  • общий характер принципов, выражающийся в их влиянии на организацию административно-территориального устройства в целом, а не отдельных его сторон или звеньев;

  • неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность принципов, необходимость их реализации в единстве;

  • конкретно-исторический характер принципов, обусловленность их особенностями определенного этапа развития общества и государства.

Наряду с этим исходной позицией в исследовании принципов административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации должно быть понимание социального предназначения административно-территориального устройства как механизма обеспечения управляемости общественных процессов, достижения, посредством территориальной организации, целей государственного управления и местного самоуправления как разновидностей социального управления. Создание территориальных условий, необходимых для эффективного публичного управления на территории субъекта Российской Федерации, – это главная целевая направленность административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Именно задачами ее реализации определяются принципы административно-территориального устройства, их практическая значимость и социальная ценность.

Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации является результатом правотворчества, т.е. сознательно-волевой деятельности людей.

В основе административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации лежат следующие принципы:

1. Соответствия системе расселения населения.

2. Многоуровневой территориальной организации.

3. Соответствия условиям экономического развития территории (экономический принцип).

4. Учета природно-географических условий.

5. Учета национального состава, культурных и бытовых особенностей населения.

Только взятые и действующие в совокупности, в комплексе данные принципы позволяют обеспечить рациональную, научно обоснованную территориальную организацию публичной власти в субъекте Российской Федерации, условия ее эффективной реализации.

Эффективность, действенность государственного регулирования в данной сфере, условия достижения его социального эффекта определяются степенью адекватности отражения в нем объективных, существующих как данность и несущих в себе закономерности последующего развития социально-экономических и иных условий жизнедеятельности населения региона.

1.3. Система изучения территориальной организации хозяйства

Изучением условий, особенностей и эффективности территориального размещения производства и его развития занимаются экономическая география и региональная экономика.

Под условиями размещения производства имеются в виду экономические и природные предпосылки рассматриваемых процессов (технический прогресс, минерально-сырьевые ресурсы и т.д.), под особенностями – их структурные качества (территориальная структура хозяйства, отраслевая структура хозяйства регионов и т.п.), а под эффективностью – экономическая, социальная и экологическая результативность (степень достижения соответствующих целей). Понятие «размещение» и «развитие» могут взаимно дополняться и перекрываться. Например, сдвиги в размещении черной металлургии означают и развитие отрасли за какой-либо период, развитие экономики Урала – изменения в размещении народного хозяйства в России и т.п.

Выделяют четыре направления изучения, раскрывающие в целом не только конкретные проявления, но и научные основы (теорию и методы) комплексного размещения производительных сил, а именно изучение:

  • общих закономерностей и условий территориального размещения и развития общественного производства;

  • условий, особенностей и эффективности размещения всего народного хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, их отраслей и межотраслевых комплексов, крупнейших объединений и предприятий;

  • условий, особенностей и эффективности комплексного развития территориального хозяйства (зональных комплексов, республик, экономических районов и т.д.);

  • внешних экономических связей в территориальном аспекте. При этом главное внимание уделяется вопросам экономического обоснования комплексного размещения производительных сил.

Методологической основой системы изучения территориальной организации хозяйства служат различные теории и методы.

Принято считать, что размещение общественного производства по территории (в пространстве), как и развитие его во времени (история) определяется способом производства материальных благ, социально-экономическими законами. Поэтому оно имеет исторический характер, меняется в зависимости от уровня развития производительных сил и особенностей общественного строя. Познав экономические законы, можно воздействовать на это размещение.

Территориальное разделение труда является формой развития общественного производства в целом, а поэтому, как и способ производства, должно рассматриваться в единстве двух его сторон – производительных сил и производственных отношений.

В настоящее время разработано несколько теорий размещения производства.

Наиболее известными зарубежными теоретиками размещения были немецкий аграрник И.Тюнен, разработавший концепцию размещения сельского хозяйства «изолированного государства», и немецкий экономист А.Вебер, выдвинувший «всеобщие штандарты» (стереотипы местоположения) промышленности. Эти теории имели широкое хождение в прошлом и начале текущего столетия.

Большую роль в изучении территориальной организации хозяйства играют исследования крупных научных учреждений: Совета по изучению производительных сил (СОПС), Института экономики АН, Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН и др.

Научная теория территориальной организации хозяйства имеет большое конструктивное значение, призвана служить обоснованию стратегии комплексного размещения производительных сил.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине 1
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Включает 30 задания (А1-А30). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
М. т баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа по русскому языку. //Программы...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам всех форм обучения при освоении дисциплин, предусмотренных...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Учебно-методический комплекс по курсу «Экономика и социология труда» предназначен для студентов рсэи и включает в себя учебно-тематический...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Провести несколько экспериментов по передаче кадров между узлами, варьируя количество передаваемых кадров и частоту передачи
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Тесты предназначены для работы на учебных занятиях, для проведения собеседований по контрольным работам, а также для самостоятельной...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Во исполнение приказа департамента образования Белгородской области «О допуске предметной комиссии гэк к проверке работ участников...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconУчебное пособие по мдк. 03. 02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров»
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Императорский...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconСанкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,...
Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconКомитет по науке и высшей школе санкт-петербурга государственное...
Салаватского индустриального колледжа по специальностям 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», 190604...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Коровкина С. Н. Управление территориями и имуществом iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру ивэсэп по специальности...
Ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск