Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения





НазваниеСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения
страница1/6
Дата публикации07.08.2013
Размер0.77 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Информатика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6


Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

Санкт-Петербургский колледж управления и экономики
«Александровский лицей»



Трубенева Т.Г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
Учебное пособие

для студентов среднего профессионального образования

Санкт-Петербург

2012
ОГЛАВЛЕНИЕ

1.1. Продукция, товар 8

1.2. Принципы товароведения 9

1.3. Идентификация и фальсификация товаров 9

1.4. Методы товароведения: понятие, классификация 9

1.5. Кодирование: понятие, структура 14

1.6. Классификаторы 16

Вопросы для закрепления 17

1.Дайте определение термина «товароведение». 17

2.Укажите пять задач товароведения. 17

3.Назовите методы товароведения. 17

4.В чем заключаются теоретические методы? 17

5.Дайте определение понятия «идентификация». 17

6.Какие виды классификации вам запомнились? 17

7.Что такое классификаторы? 17

2. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ 18

2.1. Группы ассортимента 18

2.2. Подгруппы ассортимента 18

2.3. Виды ассортимента 18

2.4. Разновидности ассортимента 19

2.5. Свойства и показатели ассортимента 19

2.6. Управление ассортиментом 19

Вопросы для закрепления 20

1.Что такое ассортимент? 20

2.Назовите группы ассортимента. 20

3.Охарактеризуйте подгруппы ассортимента. 20

4.Чем простой ассортимент отличается от сложного? 20

5.Что такое марочный ассортимент? 20

6.Назовите показатели ассортимента. 20

7.Что такое управление ассортиментом? 20

8.Почему в торговле надо управлять ассортиментом? 20

3. СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА 21

3.1. Основные понятия 21

3.2. Свойства качества 21

3.3. Показатели качества 21

3.4. Классификация показателей качества и их значений 22

Вопросы для закрепления 24

1.Что такое качество? 24

2.Дайте определение понятия «требования к качеству». 24

3.Какие вы знаете показатели качества? 24

4.Что такое базовый показатель качества? 24

5.Чем комплексный показатель качества отличается от единичного? 24

6.Какие могут быть допустимые отклонения? 24

7.Приведите пример минимально допустимого отклонения. 24

8.Что такое уровень качества? 24

4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА 25

4.1. Показатели назначения 25

4.2. Характеристика показателей надёжности 26

4.3. Характеристика эргономических показателей. 26

4.4. Характеристика эстетических показателей 27

4.5. Характеристика экологических показателей 27

4.6. Характеристика показателей безопасности 28

Вопросы для повторения 28

1.Что такое потребительские свойства? 28

2.Какие вы знаете показатели потребительских свойств? 28

3.Дайте характеристику показателям назначения. 28

4.Дайте характеристику показателям надежности. 29

5.Что такое сохраняемость товаров? 29

6.Что вы можете сказать об эргономических показателях? 29

7.В чем сущность эстетических показателей? 29

8.Какое значение имеют экологические показатели потребительских свойств? 29

9.Назовите показатели безопасности. 29

5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА 30

5.1. Понятие и этапы оценки качества 30

5.2. Градация качества 30

5.3. Несоответствия и дефекты товаров 30

5.4. Несоответствия и предупреждающее действие 31

Вопросы для закрепления 32

1.Что такое «оценка качества»? 32

2.Что такое градация качества? 32

3.Какие товары называются стандартными? 32

4.Что такое брак? 32

5.Что такое дефект? 32

6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРОВ 33

6.1. Понятие и этапы оценки качества 33

6.2. Контроль качества и количества товарных партий 33

6.3. Индентификация и прослеживаемость товаров 34

Вопросы для закрепления 34

1.Назовите количественные градации товаров. 34

2.Какие виды проб и выборок отбирают из товарных партий? 34

3.Что такое выборка? 34

4.Что такое точечная проба? 34

5.Что такое навеска? 34

6.Дайте определение понятия «приемочное число». 34

7.Что такое браковочное число? 34

8.При каком условии партию принимают? 35

7. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО. ХРАНЕНИЕ 36

7.1. Технологический цикл товаров 36

7.2. Упаковка 36

7.3. Транспортирование 37

7.4. Хранение 37

7.5. Правила товарного соседства 40

7.6. Методы хранения 40

7.7. Сроки сохраняемости и службы товаров 43

Вопросы для закрепления 43

1.Назовите факторы, формирующие качество товаров. 44

2.Назовите факторы, сохраняющие качество товаров. 44

3.Какие вы знаете климатические условия хранения? 44

4.Что такое товарное соседство? 44

5.Какие товары относятся к группе скоропортящихся? 44

6.Как классифицируются нескоропортящиеся товары? 44

8. ТОВАРНЫЕ ПОТЕРИ 45

8.1. Виды потерь 45

8.2. Естественная убыль 45

8.3. Предреализационные потери или отходы 46

8.4. Ненормируемые товарные потери 46

8.5. Порядок списания естественной убыли 47

Вопросы для закрепления 47

1.Перечислите виды и разновидности потерь. 47

2.Укажите причины возникновения качественных потерь. 47

3.Что такое естественная убыль? 47

4.Какие виды естественной убыли вы знаете? 47

5.Каков порядок списания естественной убыли? 47

6.Назовите меры по снижению и предупреждению потерь. 47

9. СРЕДСТВА ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ 48

9.1. Виды и формы товарной информации 48

9.2. Требования к товарной информации 48

9.3. Средства товарной информации 49

9.4. Информационные знаки 50

9.5. Технические документы 52


1. ТОВАРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА О ТОВАРЕ

1.1. Продукция, товар

Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей

Особенности продукции:

  • должна быть произведена;

  • должна удовлетворять чьи-то потребности.

Товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.

«Товароведение – наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения». (Коммерческий справочник)

«Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительская стоимость товаров» (Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, г. Лейпциг)

«Есть наука со скучным названием – товароведение. Книгу по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизниведении» (К. Паустовский)

Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Предметом товароведения является потребительская стоимость товаров, т.е. способность товара удовлетворять потребности.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара.

Задачи:

  • чёткое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительскую стоимость;

  • установление принципов и методов товароведения, обуславливающих его научные основы;

  • систематизация множества товаров путём рационального применения методов классификации и кодирования;

  • изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики организации;

  • управление ассортиментом организации;

  • определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товара;

  • оценка качества товара, в том числе отечественных и импортных;

  • выявление градаций качества и дефектов товара, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

  • определение количественных характеристик единичных экземпляров и товарных партий;

  • определение качества и количества товара на разных этапах их технологического цикла путём учёта формирующих и регулирующих сохраняющих факторов;

  • установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению

  • информационное обеспечение всех участников товародвижения от изготовителя до потребителя

  • товароведная характеристика конкретных товаров.

1.2. Принципы товароведения

1. Безопасность – основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесением товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

2. Эффективность – принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товара.

3. Совместимость – определяется пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий. Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Так использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьёзные нарушения обмена веществ.

4. Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований. Например, взаимозаменяемость кефира и простокваши.

5. Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определённой последовательности однородных, взаимозаменяемых товаров, услуг, процессов

1.3. Идентификация и фальсификация товаров

Идентификация – это установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах или иных средствах информации, предъявленным к нему требованиям.

Фальсификация действия, направленные на обман получателя или потребителя путём подделки объекта купли-продажи с корыстной целью

1.4. Методы товароведения: понятие, классификация

Метод – способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или приём действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.

Методы товароведения делятся на теоретические, эмпирические и практические.

1. Теоретические – методы, основанные на мыслительных действиях или операциях в целях познания или исследования действительности:

  • анализ;

  • сравнение;

  • сравнительный анализ;

  • диагностика;

  • синтез;

  • прогнозирование;

  • программирование;

  • планирование;

  • обобщение;

  • абстрагирование;

  • конкретизация;

  • идеализация;

  • моделирование и систематизация.

2. Эмпирические – методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Это методы познания, основанные на опыте и наблюдениях

В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на измерительные (физические, физико-химические, химические, биологические) и органолептические.

Измерительный метод – метод определения значения показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений. Измерительные методы имеют преимущество в том, что они дают точные результаты, но дорогие, требуют специального лабораторного оборудования, проводятся длительно.

Органолептический метод – метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. С помощью этих методов определяют внешний вид товара, цвет, форму, консистенцию, вкус, запах и т. д. Эти методы не всегда дают точные результаты, но они не требуют специального оборудования и оценка качества проводится быстро.

3. Практические – методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы – это методы, используемые или учитываемые товароведами в профессиональной деятельности для обеспечения рационального товародвижения. К ним относятся:

  • методы оценки качества;

  • технологические методы;

  • методы упаковывания;

  • методы маркировки;

  • методы транспортирования;

  • хранения;

  • методы товарной обработки.

Систематизация – это метод, основанный на построении единой системы характеристик объекта и связанных с ними процессов. Метод систематизации положен в основу методов классификации и кодирования. Основополагающие методы систематизации – идентификации, классификация, обобщение (группировка) и кодирование.

Идентификация – метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим.

Группировка – метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Классификация находит широкое применение в товароведении, т.к. огромное количество объектов – товаров, их свойств и показателей, условий и сроков хранения – требует подразделения множества и подмножества по определённым признакам. Классификация ассортимента, свойств и показателей качества является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара.

Оценка качества – методы, предназначенные для измерения значений показателей качества и установления их соответствия определённым требованиям.

Товароведная классификация товаров

По назначению товары делятся на роды:

  • потребительские товары – товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного использования;

  • товары промышленного назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и техническое обеспечение;

  • товары для офиса – товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род подразделяется на подроды и классы. Род потребительских товаров делится на подроды:

  • продовольственные;

  • непродовольственные;

  • медицинские.

Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

В практике торговли все товары разделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные товары.

Продовольственные товары

Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские, винно-водочные, безалкогольные напитки, молочно-масляные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.

В торговой сети продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические.

К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т.е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки.

К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свойствами: молочные продукты (сыры, масло, молоко и др.), алкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине 1
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Включает 30 задания (А1-А30). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Тесты предназначены для работы на учебных занятиях, для проведения собеседований по контрольным работам, а также для самостоятельной...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
М. т баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа по русскому языку. //Программы...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам всех форм обучения при освоении дисциплин, предусмотренных...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Провести несколько экспериментов по передаче кадров между узлами, варьируя количество передаваемых кадров и частоту передачи
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Учебно-методический комплекс по курсу «Экономика и социология труда» предназначен для студентов рсэи и включает в себя учебно-тематический...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Во исполнение приказа департамента образования Белгородской области «О допуске предметной комиссии гэк к проверке работ участников...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconТеоретические основы товароведения
Предмет, объекты и задачи товароведения. Значение товароведения в условиях современной экономики. Основные категории товароведения....
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconУчебное пособие по мдк. 03. 02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров»
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Императорский...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconФилиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Учебно-методические и организационные основы выполнения бакалаврских работ. / Н. И. Ворох, Т. В. Петух, Черненкова И. Ю. / – Смоленск:...
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Трубенева Т. Г. Теоретические основы товароведения iconРабочая программа учебной дисциплины теоретические основы автоматизированного управления
Для изучения дисциплины «Теоретические основы автоматизированного управления» студентам необходимо обладать знаниями, умениями и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск