Скачать 133.41 Kb.
|
«Волонтёр» Программа волонтёрской работы ГБОУ СОШ № 647 на 2013 - 2014 учебный год. В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью.В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь.Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо.Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца:«Что у меня в руках – живое или неживое?» Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав.Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «Все в твоих руках»... Относительно здоровья каждого можно сказать: «Все в твоих руках…». Паспорт программы
I . Введение. Данная программа составлено в соответствии с: Законом РФ «Об общественных организациях» от 19.05.1995; Программа ориентирована на учащихся школы. Она определяет основные пути развития системы волонтёрской работы среди учащихся школы, ее основные компоненты, позволяющие формировать мотивацию здорового образа жизни у субъектов образовательного пространства. II . Содержание проблемы организации волонтёрской работы и обоснование необходимости ее решения. Одно из главных направлений государственной политики – забота о здоровье населения, в частности - подрастающего поколения. Образовательное учреждение – это то место, где кроме создания здоровьесохраняющей среды внутри учреждения, возможно создание условий для формирования профилактического мышления учащихся. Один из способов познания – просвещение с последующим вовлечением в деятельность по просвещению других (волонтерское движение). Волонтер – это альтруист, который по зову сердца, безвозмездно занимается значимой деятельностью и осознает свое значение для общества. Привлечение подростков к профилактике одновременно решает несколько задач: -позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных кадров; -сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у ребят, с кем они занимаются, развить у ребят чувство самоуважения и ответственности; -через общественно полезную деятельность сформировать навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности. Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность – все это увеличивает положительный эффект профилактической работы. III . Цель и задачи Программы. В связи с вышесказанным, целью волонтерского движения является: формирование мотивации здорового образа жизни у субъектов образовательного пространства. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие основные задачи: 1. Пропаганда здорового образа жизни; 2. Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся; 3. Активизация школьников в общественной работе по пропаганде здорового образа жизни, первичной профилактике употребления психоактивных веществ; 4. Обучение навыкам работы со сверстниками, совершенствование ораторских способностей учащихся, поучение опыта организации и проведения различных мероприятий; 5. Предоставление подросткам информации о здоровом образе жизни; 6. Предложение альтернативы вредным привычкам; 7. Выявление и развитие организационно-творческих способностей инициативной группы класса в рамках волонтерского движения; 8. Распространение инициативы волонтерского движения и взаимодействие с волонтерскими организациями других учреждений; 9. Организация и проведение общешкольных мероприятий (акции, концерты, конкурсные программы, классные часы); 10. Участие в школьном самоуправлении. IV . Основные направления работы и их содержание. 1. Валеологическое (пропаганда здорового образа жизни). 2. Профилактическое (профилактика употребления психоактивных веществ детьми и подростками) 3. Досуговое (организация полноценного досуга детей и подростков). 4. «Милосердие» (оказание адресной помощи детям из неблагополучных семей) При профилактической работе с подростками в школе могут, быть использованы следующие формы: Современные технологии обучения и воспитания: Дискуссия «Мозговая атака» Аудиовизуальные формы Ролевые игры Выступление в роли обучающегося Интерактивные игры Групповая работа Метод проекта Элементы сказкотерапии; Формы работы: 1. Проектно - исследовательская деятельность; 2. Научно - методическая деятельность; 3. Конкурсная программа; 4. Фестивали; 5. Оздоровительные мероприятия; 6. Спортивные соревнования; 7. Экскурсионная работа; 8. Информационно - лекционная работа; 9. Развлекательно - познавательная деятельность; 10. Акции (милосердие, шефство); 11. Диспуты, дискуссии, круглые столы, ролевые игры; 12. Открытый микрофон; 13. Презентации; 14. Культурно - массовая просветительская работа (агитбригады); 15. Семинары-тренинги; 16. Тематический день" "Мир без наркотиков"; 17. Родительское собрание; 18. Психологическое сопровождение (Школа волонтёра). Формирование организационно-методических основ, обеспечивающих функционирование Программы 1.Разработка методических рекомендаций по проблеме волонтёрского движения; 2.Выпуск газет, материалов конференции; 3.Конкурс на лучший сценарий, реферат, методически разработки. 4.Сформировать банк данных по данной проблеме на базе школьной библиотеки. V. Механизм реализации Программы Организационную основу волонтерского движения составляют учащиеся 9-11 классов. В организации и развитии волонтерского движения в школе принимают участие: 1. Координатор (куратор) - им может быть специалист, курирующий работу волонтеров (психолог, специалист по социальной работе). Координатор производит подбор инициативной группы подростков и в дальнейшем поддерживает все ее начинания, оказывая помощь в подготовке и проведении мероприятий, спланированных группой. 2. Администрация школы. С помощью администрации решаются многие организационные вопросы. Администрация может помочь в поиске средств, предоставить помещения для работы, поощрить детей за работу. 3. Родители. Важно чтобы родители поддерживали детей в их начинаниях. Они могут стать активными участниками программы: помочь в тиражировании каких-либо памяток, участвовать в организации досуговых мероприятий. Этапы работы: 1. Организационный: создание волонтерской команды. 2. Обучающий: обучение волонтеров навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ; 3. Проектирование: планирование мероприятий по пропаганде добровольческого движения; 4. Деятельность по проекту: реализация деятельности по блокам 5. Подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрение районе. Элементы в волонтерском движении:
Потенциалы развития: Освещение деятельности блоков программы; Публикации по проблемам добровольческого движения; Привлечение родителей к проведению различных мероприятий; Организация встреч с работниками УВД по ВАО, здравоохранения; Организация встреч со знаменитыми людьми нашего города; Проведение совместных мероприятий с работниками культуры; Использование информационных стендов, листовок, плакатов. Основные программные мероприятия
V I . Ожидаемые результаты 1. Повышение уровня пропаганды здорового образа жизни как компонента профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ. 2. Привлекли внимание общественности и органы власти к данной проблеме; 3. Выработка у сверстников сознательного отношения к здоровому образу жизни; 4. Вовлечение подростков школы и города в альтернативные виды организации досуга 5. Значительное число молодёжи, ведущей здоровый образ жизни, сплотятся благодаря нашему проекту, и вместе будут общаться, проводить досуговые, спортивные и общественные акции. 6. Проведение «Марафона Здоровья», с агитацией здорового образа жизни 7. Активная работа волонтёрской группы в школе 8. Овладение эффективными формами общения, информационными технологиями, развитие коммуникативных умений; развитие организаторских навыков; 9. Создание печатной агитационной продукции по проблеме. V II . Механизм оценки результатов Оценка эффективности программы будет осуществляться инициаторами и всеми участниками проекта по конкретным результатам деятельности (появление проектов, структур, привлечение к деятельности новых субъектов, появление нормативно-правовых документов и др.) в форме проведения анкет, социологических опоросов Для подведения итогов деятельности выделены следующие критерии: 1. Задействованность учащихся в волонтерском движении; 2. Владение знаниями о здоровом образе жизни и навыков проведения профилактических мероприятий; 3. Количество классов, охваченных работой волонтеров. |