Скачать 306.32 Kb.
|
Аналитическая информационная справка по реализации программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в МОУ КОЗЕЛЬСКОЙ СОШ № 3 Пояснительная записка МОУ " Козельская средняя общеобразовательная школа № 3" работает в режиме полного дня, так как помимо общеобразовательной подготовки осуществляет дополнительную подготовку учащихся по целому ряду предметов. Дополнительное образование, расширяя возможности учащихся, обеспечивая развитие интуитивных склонностей, приводит, безусловно, к увеличению нагрузки, создает дополнительную напряженность как в деятельности детей, так и в деятельности педагогов. В силу этого задача сохранения и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Здоровьесбережение школьников является приоритетной задачей МОУ КСОШ № 3. Школа с этого учебного года реализует комплексную, долгосрочную программу «От здоровой школы к здоровой семье в здоровом социуме». Результаты работы, школьные мероприятия по данному направлению представлены в данном отчёте. 1. Информационная карта
2. Кадровое обеспечение безопасных и здоровье сберегающих условий труда и учебы в образовательном учреждении Учителя физической культуры - 4, старшая медицинская сестра, детский педиатр. Для реализации программы в школе в этом учебном году созданы службы:
рук. Цукерник Е.Н.
рук. Морозова Т.В.
рук. Чернякова Е.Н.
3. Режим работы МОУ КСОШ № 3 Уроки школы имеют продолжительность 40 минут. Для питания учащихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока. Учащиеся обеспечены бесплатными завтраками, и по желанию учащихся платными обедами. Дети из многодетных семей обеспечены бесплатным обедом. Образовательное учреждение использует в своей работе модульную организацию учебно-воспитательного процесса, предусматривающую в 5- 11 классах систему сдвоенных уроков. Это дает возможность погружения в предмет, позволяет экономить время для коррекции и углубления знаний учащихся. Введение сдвоенных уроков позволило сократить количество учебных предметов в течение дня с 6-ти до 3-х, уменьшить время на подготовку домашних заданий школьниками. Распределение каникулярного времени в течение учебного года между учебными периодами также дает положительные результаты снижения утомляемости и сохранения здоровья учащихся. В 8.25 проводится ежедневно утренняя гимнастика перед началом занятий. На уроках применяются физминутки с элементами коррекции осанки на уроках образовательного цикла, а также использование элементов корригирующей гимнастики на уроках физической культуры и занятиях в тренажерном зале. В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. На уроках и во внеурочной работе применяется здоровьесберегающие технологии, в основе которых лежат общеклассное взаимодействие и микрогрупповая работа. Локальные акты Программа «От здоровой школы к здоровой семье в здоровом социуме» утверждена приказом директора, педсоветом, Управляющим советом школы. 4. Здоровьесбережение школьников в учебной деятельности В целях формирования и сохранения здоровья воспитанников в организации воспитательно-образовательного процесса нами уделялось существенное значение включению валеологических знаний в общеобразовательные предметы. При составлении учебного плана были учтены логика выстраивания предметов с 1-го по 11-й класс, сочетание курсов теоретического и практического характера, баланс между гуманитарной, математической, естественнонаучной, трудовой и физкультурно-оздоровительной составляющими. За счет вариативной части был введен интегрированный курс «Культура здоровья» в 7 классе. Сквозной курс «Культура здоровья» явился важным шагом к осуществлению межпредметной координации и валеологизации образовательного процесса. При изучении этого курса мы стремились к тому, чтобы воспитанники осознали необходимость овладения основами знаний о здоровье и здоровом образе жизни, у них было сформировано ответственное отношение к своему здоровью как ценности. При проведении данного курса широко использовались практические занятия, на которых у обучающихся вырабатывались умения и навыки формировать и сохранять свое здоровье, вести здоровый образ жизни: соблюдение личной гигиены, закаливание, правильный режим дня, оптимальная двигательная активность, повышение стрессоустойчивости, снятие психического напряжения и др. Это способствовало формированию активной позиции воспитанников по отношению к проблеме сохранения своего здоровья.
В начальной школе между уроками проводится динамический час и прогулка на свежем воздухе, которые помогают школьникам отдохнуть и разгрузиться между занятиями. А в старшем звене введён дополнительный час по физической культуре в кадетском классе, который также положительно влияет на динамику здоровья школьников, помогает ученикам снять лишнее напряжение и стресс. Кроме всего выше изложенного в школе на всех уроках с 1-го по 11 класс проводятся физминутки и специально разработанные медиками комплексы упражнений для улучшения осанки и зрения, используют релаксацию, а перед первыми уроками по сложившейся традиции педагоги школы проводят зарядку и сами в этом процессе принимают активное участие. В 5- классах проводятся уроки ритмики. Собран богатый материал к урокам ОБЖ, урокам здоровья, для внеклассных мероприятий. Важное место в вариативной части Базисного учебного плана занимают уроки лечебной физкультуры (ЛФК). Занятия проходят в кабинете ЛФК, где созданы все необходимые условия для обучения воспитанников упражнениям, направленным на коррекцию нарушений физического развития, а также на формирование правильной осанки, свода стопы, укрепление мышечного корсета позвоночника. С целью повышения двигательной активности воспитанников во время обучения была разработана модель подвижного урока, что также приводило к положительным результатам.
здоровьесбережения в учебной работе:
Учителя также применяют на своих уроках:
На уроках физики профилактика табакокурения проводится при изучении тем «Диффузия» (7 классы), и «Давление» (7, 10 классы); на уроках литературы «»Том Сойер» - 6 классы, затрагиваются проблемы в тематических диктантах и изложениях в параллели 9-11-х классов, в сочинениях – в параллели 5-8-х классов). На уроках химии особый акцент ставится в 10-11-х классах на изучение раздела «Азотосодержащие органические соединения. Гитерацитные». На уроках природоведения, биологии профилактика табакокурения осуществляется в следующих модулях: 5 класс Вещества, образуемые растениями (Ядовитые растения – табак) 6 класс Семейство Паслёновых (табак – ядовитое растение) Значение растений в природе и жизни человека (отрицательная роль растений – наркотические, алколоиды, ядовитые). 8 класс Влияние курения на организм. Зависимость эффективности газообмена в легких от курения. Науки и методы изучения человека (гигиена, компоненты ЗОЖ, вредные привычки). Профилактика заболеваний желудочно-кишнчного тракта (влияние курения на слизистую рта, зубов, желудок). Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы (влияние курения на состав крови, функции сердца). Гигиена нервной системы. Работа мышц. Утомление (зависимость работоспособности человека от курения). Витамины (разрушение витамина С под действием никотина). Высшая нервная деятельность человека (влияние курения на процесс ВНД – память, внимание, мышление). Половая система человека (влияние курения на половые клетки, развитие эмбриона и плода человека). Влияние пассивного курения на рост и развитие. 9, 11 классы Онтогенез Критические периоды эмбриогенеза – влияние курения на развитие эмбриона). Гаметогенез. Влияние курения на эффективность образования гамет – половых клеток. Мутационная изменчивость (одна из причин мутаций – курение). Модификационная изменчивость (статистические закономерности модификационной изменчивости – зависимость физиологических показателей человека от курения). 10 класс Социальная экология (влияние качества воздушной среды на здоровье человека). На уроках ОБЖ профилактика табакокурения проводится при изучении тем:
Методология воспитания культуры здоровья школьников основан на:
Необходимый уровень грамотности (знаний, умений, навыков), т.е. обучение здоровью, может быть обеспечен как путем интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ (ОБЖ, биологии, анатомии, физкультуры) так и путем введения элективных курсов и через классные часы. Уроки основ безопасности жизнедеятельности, которые ведет преподаватель Бобылкин Г.Г., направлены на формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также уметь ликвидировать последствия и оказывать само и взаимопомощь в случаях проявления любых опасностей. На уроках биологии и химии (учителя: Гыренкова Ирина Владиславовна, Малыхина Надежда Ивановна, Пасюкова Людмила Ивановна) учащиеся говорят о вредном влиянии стрессов, алкоголя, наркотиков, никотина и других биологически активных веществ на организм человека. Много внимания учитель уделяет вопросам гигиены, борьбы организма с инфекциями. На уроках географии (учитель Марценюк Валентина Михайловна, Гончаренко Елена Александровна) рассматриваются экологические, глобальные проблемы человечества, учащиеся вместе с учителем определяют пути их решения, так как значимость их влияния на человека огромна. На уроках обществознания (учителя: Болотина Светлана Ильинична, Требухова Людмила Антоновна) старшеклассники изучают проблемы здоровьесберегающей среды, проводят научно-практические конференции, защищают рефераты, касаются вопросов отклоняющегося поведения, влияния курения, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. 5. Здоровье сбережение школьников во внеурочной деятельности Доброй традицией школы стало проведение дней здоровья. В программу этих дней входят проведение спортивных соревнований, подвижных игр, классных часов по теме здоровья, выход на природу, встречи и беседы с врачами, показ и просмотр видеофильмов, проведение конкурсов, викторин, КВНов, выпуск стенгазет, выставка рисунков для начальной школы «Выставка радости». Особо успешно прошло внешкольное мероприятие 7 апреля – Всемирный день здоровья. Работа с учащимися ведется с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Классные руководители на классных часах, беседах, круглых столах, пресс-конференциях обучают школьников важнейшим социальным навыкам, способствующим социальной адаптации: умению бесконфликтно общаться, умению делать положительный выбор в сложной ситуации, навыкам сопротивления уговорам попробовать наркотики. Во всех классах прошла встреча педагогов с родителями, где вместе и индивидуально решали вопросы, как уберечь детей от вредных привычек, что надо знать подросткам о наркотиках. Были организованы и проведены лектории для родителей. Классный руководитель Матюшина А. С. Приоритетным направлением воспитательной работы в классе выбрала за основу проблему здоровья. Использует воспитательную программу «Мой выбор: здоровый образ жизни» (Приложение 18). Помимо уроков физической культуры Матюшина Анна Сергеевна преподаёт в 7 «Б» классе предмет «Культура здоровья», ритмику в 5-х классах, ОБЖ в 8 классе. Классные руководители Чернякова Е.Н., Савочкина В. Е. 2 «А» и 2 «Б» классов активно работают по авторской программе: «Мы вместе!». Работа направлена на совместную работу с родителями. Классный руководитель 9 «Б» класса Таранец Е.В. выбрала воспитательное направление по здоровьесбережению подростков «Твоё здоровье – в твоих руках». Основной метод работы – проектный. На данный момент Е.В. Таранец, В.М. Марценюк, Н.В. Толстых провели анкетирование среди учащихся 9 – классов, планируется работа над социальным проектом. Цель: привлечь учащихся 9 классов к проблеме здоровьесбережения. Классный руководитель 10 «А» класса работает по программе «Мы за здоровый образ жизни». Цель пропаганда ЗОЖ. Классные руководители: Ахрименко З.Ф., Требухова Л.А., Маслабоева Л. П., Карпова Г.В. провели совместное мероприятие с учащимися по профилактике психоактивных веществ. Просветительская работа по вопросам здоровья, проводимая через популярные лекции, чаще всего ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. 6. Конкурсы и акции, проведённые в 2009-2010 учебном году В школе за год были проведены следующие конкурсы
- акции среди школьников:
7. Работа с родителями по вопросам здоровьесбережения школьников - проведение |
Конспект первоисточника Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения | Методические рекомендации по работе с литературой Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения | ||
Урок –путешествие «Я и мое здоровье» Подготовила Скороходова Т. Н.... Цель : помочь детям задуматься о своем здоровье, о его ценности, о том, что вредно и что полезно для здоровья, побудить заниматься... | Как составить конспект Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения | ||
Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | Пояснительная записка основная образовательная программа начального... Моу сош №45 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | ||
Программа по здоровьесбережению моу угодичской сош Пояснительная записка Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы... | Анализ работы 1 ступени обучения моу сош №68 за 2010 2011 учебный год Моу сош №68 г. Липецка положены принципы гуманно – личностного образования, создания благоприятной образовательной среды для обучающихся:... | ||
Конспект "Педагогические приемы создания ситуации успеха" с элементами тренинга для педагогов Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения | Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово | ||
Рабочей программы Паспорт рабочей программы 3 Пояснительная записка... Мбоу «сош №41» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности... | Пояснительная записка Программа исследовательской и проектной деятельности... Система интегрирования проектно-исследовательских технологий в образовательный процесс | ||
Учебно-тематическое планирование Содержание курса Требования к уровню... Цель: создать целостное представление о здоровье человека, о влияющих на него различных факторах и особенностях их воздействия на... | Утверждена приказом по моу сош №1 От 31. 08. 2012 Пояснительная записка | ||
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и... Программа элективного курса разработана заместителем директора по увр, учителем физики моу сош №2 г. Спирово Кудряшовой Н. А | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э. Д. Днепров, at. Аркадьев. М.:... |