Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка





Скачать 306.32 Kb.
НазваниеПрограммы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации22.12.2014
Размер306.32 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Спорт > Пояснительная записка
  1   2   3


Аналитическая информационная справка

по реализации

программы здоровья

и уровню организации здоровье сберегающей среды в МОУ КОЗЕЛЬСКОЙ СОШ № 3

Пояснительная записка
МОУ " Козельская средняя общеобразовательная школа № 3" работает в режиме полного дня, так как помимо общеобразовательной подготовки осуществляет дополнительную подготовку учащихся по целому ряду предметов. Дополнительное образование, расширяя возможности учащихся, обеспечивая развитие интуитивных склонностей, приводит, безусловно, к увеличению нагрузки, создает дополнительную напряженность как в деятельности детей, так и в деятельности педагогов. В силу этого задача сохранения и укрепления здоровья становится особенно актуальной.

Здоровьесбережение школьников является приоритетной задачей МОУ КСОШ № 3. Школа с этого учебного года реализует комплексную, долгосрочную программу «От здоровой школы к здоровой семье в здоровом социуме».

Результаты работы, школьные мероприятия по данному направлению представлены в данном отчёте.

1. Информационная карта


Наименование учреждения

Муниципальное образовательное учреждение Козельская средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования «Муниципальный район «Козельский район»» Калужской области

Директор школы

Цукерник Е.Н.

Цель

Формирование у ребёнка поведения с ориентацией на здоровье.

Ожидаемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно         оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Данные об учреждении, реализующем программу

Учреждение имеет сформировавшиеся традиции. Стиль жизни определяет стабильный творческий коллектив, которому чужда успокоенность на достигнутом и для которого характерен неустанный педагогический поиск.

1 - 5классы – 5-дневная учебная неделя

1-2, 5- 11 классы – I смена

6-11 классы – 6-дневная учебная неделя

3, 4 классы – II смена

Кадровое обеспечение

Для реализации программы в школе созданы службы:

  • Научно-методическая служба

рук. Цукерник Е.Н.

  • Социально- педагогическая служба

рук. Морозова Т.В.

  • Мониторинговая служба

рук. Чернякова Е.Н.

  • Медицинская служба
    рук. Дудко Т.Н.

Санитарно-гигиенические условия

Наполняемость классов – 22, 1

Организация горячего питания (% охвата) – 100%

Освещённость – удовлетворительная

Питьевой режим – да

Тепловой режим – удовлетворительный

Режим работы – 2 смены

Материально-техническая база

Общее количество кабинетов -40

В том числе:

  • Компьютерные классы – 2

  • Медицинский кабинет – 1

  • Библиотека (книжный фонд) – 1

  • Спортивный зал – 1

  • Малый спортивный зал -1

  • Актовый зал – 1

  • Мастерские – 3

  • Спортивные площадки

  • Вблизи от территории школы находятся: футбольное поле, хоккейная площадка.

Сотрудничество школы с другими учреждениями

  • ЦРБ

  • ДЮСШ

  • Областной наркологический центр

  • Дом детского творчества

  • ГИБДД

  • Росэпидемнадзор

Адрес учреждения

249720 Калужская область,

г. Козельск, ул. Генерала Бурмака, д.45 А.

Интернет-сайт www.kozsc3.narod.ru.

E-mail: ksh3@kaluga. ru.



2. Кадровое обеспечение безопасных и здоровье сберегающих условий труда и учебы в образовательном учреждении

Учителя физической культуры - 4, старшая медицинская сестра, детский педиатр.

Для реализации программы в школе в этом учебном году созданы службы:

  • Научно-методическая служба

рук. Цукерник Е.Н.

  • Социально- педагогическая служба

рук. Морозова Т.В.

  • Мониторинговая служба

рук. Чернякова Е.Н.

  • Медицинская служба
    рук. Дудко Т.Н.

3. Режим работы МОУ КСОШ № 3

Уроки школы имеют продолжительность 40 минут. Для питания учащихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока.

Учащиеся обеспечены бесплатными завтраками, и по желанию учащихся платными обедами. Дети из многодетных семей обеспечены бесплатным обедом.

Образовательное учреждение использует в своей работе модульную организацию учебно-воспитательного процесса, предусматривающую в 5- 11 классах систему сдвоенных уроков. Это дает возможность погружения в предмет, позволяет экономить время для коррекции и углубления знаний учащихся. Введение сдвоенных уроков позволило сократить количество учебных предметов в течение дня с 6-ти до 3-х, уменьшить время на подготовку домашних заданий школьниками. Распределение каникулярного времени в течение учебного года между учебными периодами также дает положительные результаты снижения утомляемости и сохранения здоровья учащихся.

В 8.25 проводится ежедневно утренняя гимнастика перед началом занятий. На уроках применяются физминутки с элементами коррекции осанки на уроках образовательного цикла, а также использование элементов корригирующей гимнастики на уроках физической культуры и занятиях в тренажерном зале.

В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. На уроках и во внеурочной работе применяется здоровьесберегающие технологии, в основе которых лежат общеклассное взаимодействие и микрогрупповая работа.

Локальные акты Программа «От здоровой школы к здоровой семье в здоровом социуме» утверждена приказом директора, педсоветом, Управляющим советом школы.

4. Здоровьесбережение школьников в учебной деятельности

В целях формирования и сохранения здоровья воспитанников в организации воспитательно-образовательного процесса нами уделялось существенное значение включению валеологических знаний в общеобразовательные предметы. При составлении учебного плана были учтены логика выстраивания предметов с 1-го по 11-й класс, сочетание курсов теоретического и практического характера, баланс между гуманитарной, математической, естественнонаучной, трудовой и физкультурно-оздоровительной составляющими.

За счет вариативной части был введен интегрированный курс «Культура здоровья» в 7 классе. Сквозной курс «Культура здоровья» явился важным шагом к осуществлению межпредметной координации и валеологизации образовательного процесса. При изучении этого курса мы стремились к тому, чтобы воспитанники осознали необходимость овладения основами знаний о здоровье и здоровом образе жизни, у них было сформировано ответственное отношение к своему здоровью как ценности. При проведении данного курса широко использовались практические занятия, на которых у обучающихся вырабатывались умения и навыки формировать и сохранять свое здоровье, вести здоровый образ жизни: соблюдение личной гигиены, закаливание, правильный режим дня, оптимальная двигательная активность, повышение стрессоустойчивости, снятие психического напряжения и др. Это способствовало формированию активной позиции воспитанников по отношению к проблеме сохранения своего здоровья.




Тема занятия




«Я познаю себя»

1

Жизнь дана на добрые дела.

2

Твоё здоровье – в твоих руках.

3

Строим дом здоровья.

4

Я выбираю…

5

Кто я?

6

О себе узнаем сами.

7

Образ Я и внутренняя картина здоровья.

8

Здоровье и вредные привычки.

9

Береги здоровье смолоду.




«Я и другие»

10

Профилактика простудных заболеваний.

11

Урок толерантности.

12

Курить – здоровью вредить.

13

Мы против СПИДа.

14

Алкоголь в подростковом возрасте.

15

Жизнь в тумане, или Действие наркотиков.

16

Конфликты и здоровье.




«Я и семья»

17

Здоровый образ жизни в семье.

18

Здоровая пища для всей семьи.( Приложение 19)

19

Культура отношений в семье.

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

20

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

21

Мы – одна семья. Здоровье зависит от микроклимата в коллективе.

22

Стадион здоровья. О спорте и не только.

23

Режим дня и оптимальное условие функционирования организма человека.

24

1 марта – День борьбы с наркоманией.

25

Твори добро другим во благо.

26

Здоровье и внешность. Влияние болезней на внешность.

27

В дружной компании: здоровые отношения

28

7 апреля – Всемирный день здоровья. От здоровых привычек – к здоровой жизни.

29

Как чувствовать себя комфортно самому с собой, с родителями, друзьями, учителями, другими людьми.

30

«Чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других».

31

Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи.




«Я и общество»

32


Влияние компьютера и Интернета на здоровье подростков.

33

Здоровье человека и здоровье нации.

34

Заключительное занятие

«Культура здорового образа жизни».


В начальной школе между уроками проводится динамический час и прогулка на свежем воздухе, которые помогают школьникам отдохнуть и разгрузиться между занятиями. А в старшем звене введён дополнительный час по физической культуре в кадетском классе, который также положительно влияет на динамику здоровья школьников, помогает ученикам снять лишнее напряжение и стресс. Кроме всего выше изложенного в школе на всех уроках с 1-го по 11 класс проводятся физминутки и специально разработанные медиками комплексы упражнений для улучшения осанки и зрения, используют релаксацию, а перед первыми уроками по сложившейся традиции педагоги школы проводят зарядку и сами в этом процессе принимают активное участие.

В 5- классах проводятся уроки ритмики.

Собран богатый материал к урокам ОБЖ, урокам здоровья, для внеклассных мероприятий.

Важное место в вариативной части Базисного учебного плана занимают уроки лечебной физкультуры (ЛФК). Занятия проходят в кабинете ЛФК, где созданы все необходимые условия для обучения воспитанников упражнениям, направленным на коррекцию нарушений физического развития, а также на формирование правильной осанки, свода стопы, укрепление мышечного корсета позвоночника.

С целью повышения двигательной активности воспитанников во время обучения была разработана модель подвижного урока, что также приводило к положительным результатам.

  1. Внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.

  2. Организация учебных занятий с учетом офтальмогигиенических рекомендаций.

  3. В практике нашей школы нашли применение следующие технологии

здоровьесбережения в учебной работе:

  • Личностно-ориентированный подход. Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности. Да и у учителей наблюдается рост удовлетворенности результатами своего труда.

  • Метод проектов (он широко используется на уроках технологии и иностранного языка). Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.

  • Технология дифференцированного обучения, которая в школе опробируется через предпрофильную подготовку в 9 кл. Это содействует формированию у учеников положительной «Я-концепции». Технологию используют: Гыренкова И.В., Егорова И.В., Трошина Ю.В., Минакова Т.В., Чуднова В.Н., Исаева В.А..

  • Методы активного обучения прочно вошли в технологический арсенал школы. Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа, уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления. Эти технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

Учителя также применяют на своих уроках:

  • технологии игровых форм обучения (учителя начальных классов);

  • технологии проектирования и моделирования, основанные на субъектных принципах взаимодействия ученика и учителя (Гыренкова И.В., Таранец Е.В., Лялько А.В., Киреева Г.Д., Минакова Т.В., Требухова Л.А., Трошина Ю.В.);

  • технологии парной и групповой работы (Трошина Ю.В.);

  • тренинговые формы занятия (Цукерник Е.Н.);

  • проведение уроков на свежем воздухе ( учителя начальной школы);

  • технологии психологического сопровождения (Минакова Т.В.).

На уроках физики профилактика табакокурения проводится при изучении тем «Диффузия» (7 классы), и «Давление» (7, 10 классы); на уроках литературы «»Том Сойер» - 6 классы, затрагиваются проблемы в тематических диктантах и изложениях в параллели 9-11-х классов, в сочинениях – в параллели 5-8-х классов). На уроках химии особый акцент ставится в 10-11-х классах на изучение раздела «Азотосодержащие органические соединения. Гитерацитные».

На уроках природоведения, биологии профилактика табакокурения осуществляется в следующих модулях:

5 класс

Вещества, образуемые растениями (Ядовитые растения – табак)

6 класс

Семейство Паслёновых (табак – ядовитое растение)

Значение растений в природе и жизни человека (отрицательная роль растений – наркотические, алколоиды, ядовитые).

8 класс

Влияние курения на организм. Зависимость эффективности газообмена в легких от курения.

Науки и методы изучения человека (гигиена, компоненты ЗОЖ, вредные привычки).

Профилактика заболеваний желудочно-кишнчного тракта (влияние курения на слизистую рта, зубов, желудок).

Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы (влияние курения на состав крови, функции сердца).

Гигиена нервной системы.

Работа мышц. Утомление (зависимость работоспособности человека от курения).

Витамины (разрушение витамина С под действием никотина).

Высшая нервная деятельность человека (влияние курения на процесс ВНД – память, внимание, мышление).

Половая система человека (влияние курения на половые клетки, развитие эмбриона и плода человека). Влияние пассивного курения на рост и развитие.

9, 11 классы

Онтогенез

Критические периоды эмбриогенеза – влияние курения на развитие эмбриона).

Гаметогенез.

Влияние курения на эффективность образования гамет – половых клеток.

Мутационная изменчивость (одна из причин мутаций – курение).

Модификационная изменчивость (статистические закономерности модификационной изменчивости – зависимость физиологических показателей человека от курения).

10 класс

Социальная экология (влияние качества воздушной среды на здоровье человека).

На уроках ОБЖ профилактика табакокурения проводится при изучении тем:

  • Здоровый образ жизни и его составляющие.

  • Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

  • Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

  • Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методология воспитания культуры здоровья школьников основан на:

  • обеспечении их грамотности в вопросах здоровья;

  • формировании мотивации на ведение здорового образа жизни;

  • воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье близких.

Необходимый уровень грамотности (знаний, умений, навыков), т.е. обучение здоровью, может быть обеспечен как путем интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ (ОБЖ, биологии, анатомии, физкультуры) так и путем введения элективных курсов и через классные часы.

Уроки основ безопасности жизнедеятельности, которые ведет преподаватель Бобылкин Г.Г., направлены на формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также уметь ликвидировать последствия и оказывать само и взаимопомощь в случаях проявления любых опасностей.

На уроках биологии и химии (учителя: Гыренкова Ирина Владиславовна, Малыхина Надежда Ивановна, Пасюкова Людмила Ивановна) учащиеся говорят о вредном влиянии стрессов, алкоголя, наркотиков, никотина и других биологически активных веществ на организм человека. Много внимания учитель уделяет вопросам гигиены, борьбы организма с инфекциями.

На уроках географии (учитель Марценюк Валентина Михайловна, Гончаренко Елена Александровна) рассматриваются экологические, глобальные проблемы человечества, учащиеся вместе с учителем определяют пути их решения, так как значимость их влияния на человека огромна.

На уроках обществознания (учителя: Болотина Светлана Ильинична, Требухова Людмила Антоновна) старшеклассники изучают проблемы здоровьесберегающей среды, проводят научно-практические конференции, защищают рефераты, касаются вопросов отклоняющегося поведения, влияния курения, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.
5. Здоровье сбережение школьников во внеурочной деятельности

Доброй традицией школы стало проведение дней здоровья. В программу этих дней входят проведение спортивных соревнований, подвижных игр, классных часов по теме здоровья, выход на природу, встречи и беседы с врачами, показ и просмотр видеофильмов, проведение конкурсов, викторин, КВНов, выпуск стенгазет, выставка рисунков для начальной школы «Выставка радости».

Особо успешно прошло внешкольное мероприятие 7 апреля – Всемирный день здоровья.

Работа с учащимися ведется с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Классные руководители на классных часах, беседах, круглых столах, пресс-конференциях обучают школьников важнейшим социальным навыкам, способствующим социальной адаптации: умению бесконфликтно общаться, умению делать положительный выбор в сложной ситуации, навыкам сопротивления уговорам попробовать наркотики.

Во всех классах прошла встреча педагогов с родителями, где вместе и индивидуально решали вопросы, как уберечь детей от вредных привычек, что надо знать подросткам о наркотиках. Были организованы и проведены лектории для родителей.

Классный руководитель Матюшина А. С. Приоритетным направлением воспитательной работы в классе выбрала за основу проблему здоровья. Использует воспитательную программу «Мой выбор: здоровый образ жизни» (Приложение 18). Помимо уроков физической культуры Матюшина Анна Сергеевна преподаёт в 7 «Б» классе предмет «Культура здоровья», ритмику в 5-х классах, ОБЖ в 8 классе.

Классные руководители Чернякова Е.Н., Савочкина В. Е. 2 «А» и 2 «Б» классов активно работают по авторской программе: «Мы вместе!». Работа направлена на совместную работу с родителями.

Классный руководитель 9 «Б» класса Таранец Е.В. выбрала воспитательное направление по здоровьесбережению подростков «Твоё здоровье – в твоих руках». Основной метод работы – проектный. На данный момент Е.В. Таранец, В.М. Марценюк, Н.В. Толстых провели анкетирование среди учащихся 9 – классов, планируется работа над социальным проектом. Цель: привлечь учащихся 9 классов к проблеме здоровьесбережения.

Классный руководитель 10 «А» класса работает по программе «Мы за здоровый образ жизни». Цель пропаганда ЗОЖ.

Классные руководители: Ахрименко З.Ф., Требухова Л.А., Маслабоева Л. П., Карпова Г.В. провели совместное мероприятие с учащимися по профилактике психоактивных веществ.

Просветительская работа по вопросам здоровья, проводимая через популярные лекции, чаще всего ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний.

6. Конкурсы и акции, проведённые в 2009-2010 учебном году

В школе за год были проведены следующие конкурсы

  • Конкурс « Самый спортивный класс».

  • Конкурс « Утренняя зарядка».

  • Конкурс «Подвижная перемена».

  • Конкурс творческих проектов. 14 и 16 декабря в школе прошли отчеты классов по проделанной за полугодие работе в форме социальных проектов. Почти все классы приняли участие в этом мероприятии. ( Приложение 16, 17)

  • Конкурс стенгазет « 7 Апреля – Всемирный День здоровья».

- акции среди школьников:

  • «Лучше конфета, чем сигарета!»

  • «Спасибо – нет!»

  • « День отказа от курения!». Новую акцию учащиеся МОУ КСОШ № 3 приурочили ко Дню отказа от курения. Слишком много стало их сверстников, пробовавших это опасное зелье. Зачастую, именно взрослые становятся образцом для подражания подрастающему поколению, в том числе и в дурных привычках. Ребята обратились к жителям микрорайона с призывом не распространять эту пагубу на тех, кому еще рано травить свой организм. Ведь зачастую курение у подростков – это вызов, желание подражать взрослым, а не осознанный выбор.

  • «Молодежь против СПИДа!» красная ленточка, ни одна акция в этой области не обходится сейчас без нее. Эта ленточка как символ понимания СПИДа была задумана весной 1991 года. Ее идея принадлежит художнику Франку Муру. Члены первичной организации РСМ и пионерской дружины им А. П. Гайдара в рамках акции, прикололи алые ленточки – символ этого дня – всем, кому не безразлична к эта проблема.

  • «Танцуй ради жизни» 12 февраля дан старт новой акции – «Танцуй ради жизни». Активные члены РСМ привезли этот оригинальный, зажигательный международный проект с последних лагерных сборов «Ровесник» и заразили энтузиазмом добрую половину старшеклассников. По крайней мере, ритмичный танец поддержали все, кто был в зале на вечере, хотя собирались на литературные поэтические чтения. Старт нам понравился, и члены первичной ячейки РСМ обещали продолжить эту работу, перемежая серьезную информацию о молодежных проблемах, о проблеме ВИЧ и СПИДа, с развлечение и танцевальным действием.



7. Работа с родителями по вопросам здоровьесбережения школьников

- проведение
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconКонспект первоисточника
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по работе с литературой
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconУрок –путешествие «Я и мое здоровье» Подготовила Скороходова Т. Н....
Цель : помочь детям задуматься о своем здоровье, о его ценности, о том, что вредно и что полезно для здоровья, побудить заниматься...
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconКак составить конспект
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Моу сош №45 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconПрограмма по здоровьесбережению моу угодичской сош Пояснительная записка
Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы...
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconАнализ работы 1 ступени обучения моу сош №68 за 2010 2011 учебный год
Моу сош №68 г. Липецка положены принципы гуманно – личностного образования, создания благоприятной образовательной среды для обучающихся:...
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconКонспект "Педагогические приемы создания ситуации успеха" с элементами тренинга для педагогов
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconПояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconРабочей программы Паспорт рабочей программы 3 Пояснительная записка...
Мбоу «сош №41» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности...
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconПояснительная записка Программа исследовательской и проектной деятельности...
Система интегрирования проектно-исследовательских технологий в образовательный процесс
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconУчебно-тематическое планирование Содержание курса Требования к уровню...
Цель: создать целостное представление о здоровье человека, о влияющих на него различных факторах и особенностях их воздействия на...
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconУтверждена приказом по моу сош №1 От 31. 08. 2012
Пояснительная записка
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconПояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и...
Программа элективного курса разработана заместителем директора по увр, учителем физики моу сош №2 г. Спирово Кудряшовой Н. А
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды в моу козельской сош №3 Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э. Д. Днепров, at. Аркадьев. М.:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск