«Портфолио учителя – один из основных методов оценки профессионального развития».
Учитель физики
МБОУ СОШ № 24 г.Химки
Сутягина Н.А.
"Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем" О. Уайльд
ПОНЯТИЕ «ПОРТФОЛИО»
Портфолио – новое слово для российской педагогики. Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы ХV–XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХI вв. эта идея становится популярной во всём мире, в том числе и у нас, в России. Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов) Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника. Под портфолио обычно понимается собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной области, в случае учительского портфолио – в профессиональной педагогической деятельности.
Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда необходимо систематизировать и проанализировать свою работу. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут так же послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
1) это п а п к а д о с т и ж е н и й, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.); 2) р е ф л е к с и в н о е п о р т ф о л и о, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет); 3) п р о б л е м н о - и с с л е д о в а т е л ь с к и й, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции; 4) т е м а т и ч е с к и й, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу; 5) м е т о д и ч е с к и й, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим. Таким образом основное преимущество метода портфолио заключается в том, что, он является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений. Портфолио также позволяет педагогу более широко и разнообразно презентировать свои достижения, умения и направления деятельности.
Наряду с текстовой формой представления материалов в портфолио могут быть использованы таблицы, схемы, диаграммы, диагностические карты (см. приложение).
Формируется портфолио при поддержке администрации ОУ, методического объединения, кафедры и т.д. Положение о портфолио достижений учителя утверждается приказом по школе.
Примерное положение о портфолио учителя.
1. Оглавление.
2. Структура и содержание портфолио учителя.
Общие сведения об учителе
Титульная страница (ФИО учителя, число, месяц и год рождения, фотография).
Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении.
Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов).
Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.
Дипломы различных конкурсов.
Другие документы по усмотрению учителя.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Результаты педагогической деятельности
Материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету.
Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
тестов обученности;
контрольных срезов знаний;
участия воспитанников в школьных, районных (городских), республиканских, всероссийских олимпиадах, конкурсах и т.д.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Наличие медалистов.
Поступление в вузы по специальности и т.п.
Научно-методическая деятельность
Материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.
Материалы, в которых обосновывается выбор учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных,технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.
Работа в методическом объединении, экспертных советах, сотрудничество с методическим центром, другими учреждениями.
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
Участие в методических и предметных неделях.
Организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов, предметных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п.
Внеурочная деятельность по предмету
Творческие работы, рефераты, учебно-исследовательские работы, проекты,выполненные учащимися по предмету.
Победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.
Сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты(диски) с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.).
Программы кружков и факультативов, элективных курсов.
Другие документы.
Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии).
Список словарей и другой справочной литературы по предмету.
Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.).
Наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.).
Наличие компьютера и компьютерных средств обучения
(программы виртуального эксперимента, контроля знаний,
мультимедийные электронные учебники и т.п.).
Наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.
Измерители качества обученности учащихся.
Другие документы по желанию учителя.
Публикации, отзывы
Статьи, напечатанные в профессиональных периодических изданиях,
сборниках и т.п.
Тезисы выступлений, доклады на профессиональных конференциях,
семинарах, заседаниях методического объединения.
Отзывы коллег, администрации, возможно, родителей, учащихся.
Представляются в виде текстов заключений, рецензий, резюме,
рекомендательных писем.
3.Деятельность учителя по созданию портфолио.
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
Портфолио учителя служит основанием для участия в различных конкурсах, для аттестации на квалификационную категорию, для распределения стимулирующей части оплаты труда.
4.Защита портфолио.
Форма аттестационного испытания, в ходе которого аттестуемый учитель представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио.
Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и других формах. Приложение 1: Примерные формы таблиц РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
по предмету (за три года)
Учитель ________________________________________
Класс
| Кол-во уч-ся
| Учебный год
|
|
| /
| /
| /
|
|
| % успев.
| % кач.
| % успев.
| % кач.
| % успев.
| % кач.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |