Скачать 280.84 Kb.
|
Итог подводится среди участников: -7 класса, - 8 класса, - 9 класса, - 10-11 классов. ПРОГРАММА второго этапа олимпиады школьников по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 2009-2010 учебный год Содержание конкурсных испытаний Второй этап олимпиады школьников представляет собой конкурсное испытание учащихся основной и основной (полной) школы (раздельно). Конкурсное испытание состоит из заданий практического и теоретического туров, раскрывающих обязательное базовое содержание образовательной программы и требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по основам безопасности жизнедеятельности. Олимпиадные задания практического тура предназначены выявить уровень подготовленности ее участников в выполнении приемов оказания первой медицинской помощи, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы для выпускников основной (полной) школы (только для старшеклассников 10-11 классов). Олимпиадные задания теоретического тура состоят из теоретико-методических заданий и тестов, соответствующих обязательному базовому содержанию образовательной программы и требованиям к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по основам безопасности жизнедеятельности. На решение предложенных заданий затрачивается 60 минут рабочего времени. I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Для участников Олимпиады 7-9 классов Участникам предлагаются 40 заданий, состоящих из тестов и теоретических вопросов, раскрывающих следующие направления:
Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными, а также вопросов, которые предполагают полный развернутый ответ. Утверждения представлены:
Записи должны быть разборчивыми. Участникам необходимо внимательно читать задания и предлагаемые варианты ответов, стараться не угадывать, а логически обосновывать сделанный выбор. Пропускать незнакомые задания вместо их выполнения путем догадки. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии можно вернуться к пропущенному заданию. На выполнение заданий дается 60 минут. Оценка заданий. За каждый правильный ответ тестовых заданий начисляется два балла. За задания второй части, которые требуют письменного дополнения информации или открытого ответа на поставленный вопрос – три балла. Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ. Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно набрать за теоретико-методические задания соответствует 100 баллам. Перед началом теоретической части участникам необходимо заполнить анкету в бланке ответов: написать свою фамилию, имя, отчество, № школы и класса. Победитель Олимпиады по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется максимальной суммой баллов. Для участников Олимпиады 10-11 классов Участникам предлагаются 40 заданий, состоящих из тестов, ситуционных заданий и теоретических вопросов, раскрывающих следующие тематические направления:
Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. Утверждения представлены:
Записи должны быть разборчивыми. На выполнение заданий дается 60 минут. Оценка заданий. За каждый правильный ответ тестовых заданий начисляется два балла. За ситуционные задания, которые требуют письменного дополнения информации или открытого ответа на поставленный вопрос – три балла. Если ответ соответствует истине на 50 % начисляется один балл. Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ. Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно набрать за теоретико-методические задания соответствует 104 баллам. Перед началом теоретической части участникам необходимо заполнить анкету в бланке ответов: написать свою фамилию, имя, отчество, № школы и класса. Победитель Олимпиады по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется максимальной суммой баллов. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Для участников 7-9 классов 1. Дорожное движение регулируют (отметьте неправильный вариант): а) представители общественных организаций; б) светофоры и регулировщики; в) дорожные знаки; г) дорожная разметка. 2. При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от: а) труднодоступности региона землетрясения; б) времени года; в) состояния атмосферы в эпицентре землетрясения; г) глубины очага землетрясения 3. Опасность для человека во время активного отдыха в природных условиях может представлять встреча с дикими животными, особенно хищными. Кто из перечисленных ниже животных НЕ является хищным? а) Медведь; б)олень; в) рысь; г) волк. 4. Что НЕЛЬЗЯ определить с большой точностью при прогнозировании землетрясения? а) Место (очаг); б) время возникновения; в) магнитуду (энергию, выделенную в результате разрыва); г) катастрофические последствия. 5. Как называется событие техногенного характера с трагическими последствиями, приведшее к гибели людей? а) Несчастный случай; б) катастрофа; в) экстремальная ситуация; г) чрезвычайная ситуация. 6. Большинство линий дорожной разметки имеют: а) бежевый цвет; б) красный цвет; в) белый цвет; г) желтый цвет. 7. Как называется природное явление, при котором происходит отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах? а) оползень; б) обвал; в) снежная лавина; г) извержение вулкана. 8. На территории России к сейсмически опасным областям не относится: а) Северный Кавказ; б) полуостров Камчатка; в) остров Сахалин; г) Нечерноземье. 9. Наибольшему риску заражения вирусом клещевого энцефалита подвержены: а) военные и работники правоохранительных органов; б) охотники и туристы; в) школьники и студенты; г) спортсмены-водники и велосипедисты. 10. Как называется опасное техногенное явление, происходящее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, но не сопровождающееся гибелью людей? а) чрезвычайное явление; б) авария; в) происшествие; г) нарушение режима работы. 11. При обнаружении на маршруте следа медведя-шатуна ни в коем случае НЕЛЬЗЯ: а) как можно скорее уходить с опасной территории; б) пересекать, двигаясь по ветру, большое открытое пространство; в) уходить в другую сторону; г) идти на встречу с хищником. 12. Шкала Меркалли имеет: а) 12 делений; б) 6 делений; в) 8 делений; г) 10 делений. 13. Чтобы не попасть в криминогенную ситуацию, необходимо (отметьте неправильный вариант): а) не ходить в одиночестве в отдаленные и безлюдные места; б) не заводить никаких новых знакомств; в) не принимать подарки и угощения от незнакомых людей; г) не пускать посторонних в свою квартиру. 14. В летнее время гадюки НЕ предпочитают скрываться: а) в водоемах; 6) под корнями гнилых пней; в) в расщелинах камней; г) в норах других животных. 15. При возгорании телевизора необходимо немедленно: а) залить его водой; б) попробовать вынести его на балкон или в подъезд; в) отключить его от сети, вынув вилку шнура питания из сетевой розетки; г) накрыть его влажной тряпкой. 16. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны: а) остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки; 6) перейти с ходьбы на беги ускоренно пересечь проезжую часть; в) остановиться на «островке безопасности»; г) остановиться в том месте, где застал красный цвет светофора или сигнал регулировщика. 17. Остановке сердца предшествуют (необходимо отметить неправильный вариант): а) частая икота; б) угасание пульса, аритмия; в) повышенная двигательная активность; г) кратковременные судороги тела и мышц лица. 18. Как называются процессы, протекающие в литосфере и имеющие следствием изменение структуры, состава, состояния и свойств слагающих ее компонентов (горных пород, подземных вод, рельефа и присущих им физических полей)? а) биологическими процессами; б) производственными процессами; в) геологическими процессами; г) социальными процессами. 19. При извержении вулканов из скопления раскаленного пепла и газов может образоваться: а) смертоносный пар; б) палящая туча; в) газообразная магма; г) кучевое облако. 20. Эвакуация населения в соответствии с заранее отработанным планом рекомендуется при скорости смещения оползня: а) 0,5 м/в минуту; б) 1,5 м/в месяц; в) 0,5 м /в сутки; г) 0,5 м/в час. Эта часть Олимпиады содержит задания, которые требуют письменно дополнить соответствующую действительности информацию или полностью дать ответ на поставленный вопрос. 21. При отсутствии пешеходного перехода переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии __________________________________ 22. Под мониторингом понимается ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 23. Если в помещении чувствуется запах __________________, нельзя зажигать спички, включать свети электроприборы. 24. В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям первенство отдается комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения 25. Если собака сбила вас с ног, необходимо упасть на живот, а руками закрыть _____________________________ 26. Нельзя тушить _________ включенные в сеть электроприборы. 27. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это ____________________________________________________________________ 28. Эпидемия – это быстрое распространение инфекции среди населения, которое приводит к резкому увеличению ________________________________________________________________ 29. Взрывопожароопасные объекты и их элементы размещаются с учетом ______________________________________________________________ 30. Терроризм – это ____________ или ___________ его применения в отношении граждан или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения имущества и других материальных объектов, содержащей опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий. 31. Сильному землетрясению очень часто предшествуют слабые толчки, которые называются ________________. 32. К объективным показателям самоконтроля относятся показания. 33. Пожарная безопасность – это ___________________________________. 34. Перечислите основные правила личной безопасности для предупреждения криминогенных ситуаций: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 35. Перечислите обязанности граждан в области пожарной безопасности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 36. Опасная ситуация - это стечение обстоятельств, которое при определенном развитии событий может привести к _____________________. 37. При обнаружении бесхозного предмета нельзя _______________ ___________________________. Надо помнить, что взрывные устройства могут быть замаскированы под _______________________________________________________________ ____________________________________________________________. 38. Если Вы провалились под лед, то не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на _______________________________________________________________. Необходимо постараться опереться локтем на лед и переместить тело в ______________________. Выбираться нужно в ту сторону, откуда ____________________________. Осторожно вытащить на лед _______________________________________________________________. Постараться выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместиться подальше от _____________________________________. 39. В задымленном помещении передвигаться можно _____________ ___________________________, для защиты органов дыхания – _______________________________________________________________. 40. Радиционно опасный объект – это любой производственный объект, использующий ядерные материалы, при аварии на котором может произойти облучение людей ____________________ излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Для участников 10-11 классов
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________ 3. Объясните, каким образом должны передвигаться пешеходы при отсутствии тротуаров? ______________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. На улицах и дорогах встречаются перекрестки, где отсутствуют светофоры. В таких случаях часто требуется помощь регулировщика. Ответьте и опишите, какие сигналы регулировщика соответствуют сигналам светофора?________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Находясь в доме, Вы услышали крики соседей о приближающемся урагане. Радио и телевидение не работает. Выглянув в окно, определили, что ураган свирепствует в нескольких километрах от дома. Подвала в доме нет. Определите порядок ваших дальнейших действий, заполните схему и укажите относительно безопасные места в доме при урагане._____________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 7. Концентрация каких из этих АХОВ: фосген, аммиак, хлор, сероводород, сернистый ангидрид, формальдегид, в летнее время будет наибольшей в высотном здании:_______________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Дайте определение понятию «буря»__________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Какие права, обусловленные военной службой, кроме общегражданских прав и свобод, имеют военнослужащие?_______________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Чем отличаются общие обязанности военнослужащих от должностных обязанностей. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Перечислите виды льгот военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. __________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Какие рекомендации следует соблюдать при обнаружении бесхозных предметов по защите от терроризма? Кому следует сообщить в случае обнаружении подозрительных предметов в подъезде собственного дома, транспорте, школе?______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 13. Перечислите, какие меры безопасности необходимо соблюдать во время эпидемии?
14. При наводнении после спада воды для сохранения собственной жизни и здоровья необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
15. Опишите существующие правила при посадке в вагон пассажирского поезда:
16. Перечислите основные правила работы за компьютером:
17. Какие рода авиации включены в военно-воздушные силы (ВВС) России?
18. Для чего предназначен стратегический сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-160?_____________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 19. Что такое военная служба? Назовите основную задачу военной службы?____________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 20. Опишите предназначение зенитного ракетного комплекса «Бук-М1» и его зоны поражения целей по высоте и дальности: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 21. Сухопутные войска - это вид вооруженных сил, предназначенный для ведения боевых действий на … ______________________ 22. Назовите высшее воинское звание в ВС РФ. _____________________ 23. Воздушно-десантные войска - это род войск, предназначенный для боевых действий в …_____________________________________________ 24. В каких случаях гражданин РФ имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой?_________________________ __________________________________________________________________ Задания закрытой формы 25. Как называется опасное техногенное явление, происходящее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, но не сопровождающееся гибелью людей? а) чрезвычайное явление; б) авария; в) происшествие; г) нарушение режима работы. 26. Опасность для человека во время активного отдыха в природных условиях может представлять встреча с дикими животными, особенно хищными. Кто из перечисленных ниже животных НЕ является хищным? а) Медведь; 6) олень; в) рысь; г) волк. 27. Большинство линий дорожной разметки имеют: а) бежевый цвет; б) красный цвет; в) белый цвет; г) желтый цвет. 28. Что НЕЛЬЗЯ определить с большой точностью при прогнозировании землетрясения? а) Место (очаг); б) время возникновения; в) магнитуду (энергию, выделенную в результате разрыва); г) катастрофические последствия. 29. Как называется событие техногенного характера с трагическими последствиями, приведшее к гибели людей? а) Несчастный случай; б) катастрофа; в) экстремальная ситуация; г) чрезвычайная ситуация. 30. Дорожное движение регулируют (отметьте неправильный вариант): а) представители общественных организаций; б) светофоры и регулировщики; в) дорожные знаки; г) дорожная разметка. 31. При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от: а) труднодоступности региона землетрясения; б) времени года; в) состояния атмосферы в эпицентре землетрясения; г) глубины очага землетрясения 32. Наибольшему риску заражения вирусом клещевого энцефалита подвержены: а) военные и работники правоохранительных органов; б) охотники и туристы; в) школьники и студенты; г) спортсмены-водники и велосипедисты. 33. При обнаружении на маршруте следа медведя-шатуна ни в коем случае НЕЛЬЗЯ: а) как можно скорее уходить с опасной территории; б) пересекать, двигаясь по ветру, большое открытое пространство; в) уходить в другую сторону; г) идти на встречу с хищником. 34. Как называется природное явление, при котором происходит отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах? а) оползень; б) обвал; в) снежная лавина; г) извержение вулкана. 35. На территории России к сейсмически опасным областям не относится: а) Северный Кавказ; б) полуостров Камчатка; в) остров Сахалин; г) Нечерноземье. 36. Шкала Меркалли имеет: а) 12 делений; б) 6 делений; в) 8 делений; г) 10 делений. 37. При возгорании телевизора необходимо немедленно: а) залить его водой; б) попробовать вынести его на балкон или в подъезд; в) отключить его от сети, вынув вилку шнура питания из сетевой розетки; г) накрыть его влажной тряпкой. 38. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны: а) остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки; 6) перейти с ходьбы на беги ускоренно пересечь проезжую часть; в) остановиться на «островке безопасности»; г) остановиться в том месте, где застал красный цвет светофора или сигнал регулировщика. 39. Остановке сердца предшествуют (необходимо отметить неправильный вариант): а) частая икота; б) угасание пульса, аритмия; в) повышенная двигательная активность; г) кратковременные судороги тела и мышц лица. 40. Эвакуация населения в соответствии с заранее отработанным планом рекомендуется при скорости смещения оползня: а) 0,5 м/в минуту; б) 1,5 м/в месяц; в) 0,5 м /в сутки; г) 0,5 м/в час. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ для учащихся 9-11 классов Задание № 1 Вводная: Во время игры школьник получил ранение шеи острым предметом. Задание: окажите первую медицинскую помощь. Условия: выполняется на статисте. (Можно привлечь помощника) Максимальная оценка – 15 баллов
Задание признается не выполненным полностью, в случае совершения хотя бы одной ошибки из перечисленных в таблице. В этом случае участнику выставляется 0 баллов Задание № 2 Вводная: На уроке химии школьнику в левый глаз брызнула щелочь. Задание: Окажите первую помощь. Условия: выполняется на роботе-тренажере «ГОША». Максимальная оценка – 20 баллов
Задание признается не выполненным полностью, в случае совершения хотя бы одной ошибки из перечисленных в таблице. В этом случае участнику выставляется 0 баллов Задание № 3 Вводная: пострадавший лежит без сознания более 4-х минут. Задание: окажите первую медицинскую помощь. Условия: выполняется на роботе-тренажере «ГОША». Максимальная оценка – 20 баллов
Задание признается не выполненным полностью, в случае совершения хотя бы одной ошибки из перечисленных в таблице. В этом случае участнику выставляется 0 баллов Задание № 4 Вводная: Во время прогулки по лесу школьник получил закрытый перелом костей правой голени. Задание: окажите первую медицинскую помощь. Условия: выполняется на роботе-тренажере «ГОША». Имеется походная аптечка. (Можно привлечь помощника) Максимальная оценка – 20 баллов
Задание признается не выполненным полностью, в случае совершения хотя бы одной ошибки из перечисленных в таблице. В этом случае участнику выставляется 0 баллов Задание № 5 Вводная: Пострадавший лежит неподвижно на газоне, его рука касается электрического провода, торчащего из земли. Задание: окажите первую медицинскую помощь. Условия: выполняется на роботе-тренажере «ГОША» Максимальная оценка – 25 баллов
Задание признается не выполненным полностью, в случае совершения хотя бы одной ошибки из перечисленных в таблице. В этом случае участнику выставляется 0 баллов |
Демонстрационный вариант 1 этапа Северо-Восточной олимпиады школьников... «О премиях Пермского края в области науки» и на основании предложений Совета по присуждению премий Пермского края в области науки... | Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса разработана на основе программы для общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,... | Рабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности Количество часов по программе 34часа Класс 7 Учитель высшей категории... | ||
Рабочая программа учебного предмета: «Основы безопасности и жизнедеятельности» Обж с использованием примерных программ по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы (Стандарты второго... | Правила проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников... Дата проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2011-2012 года (Олимпиады): 20 ноября 2012... | ||
Методические рекомендации для организаторов муниципального этапа... ... | Рабочая программа учебного предмета: основы безопасности жизнедеятельности.... Обж с использованием примерных программ по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы (Стандарты второго... | ||
Министерство образования Пермского края Экология Ответы муниципального... Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных... | Тесты по предмету «Современная Глобалистика» Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | ||
Приказ №1052 о проведении конкурса «Лучший кабинет Основ безопасности... Навыков безопасности жизнедеятельности», письма заместителя руководителя Департамента образования города Москвы от 21. 11. 2012 №01-08-2314/12,... | Рабочая программа по предмету «Основам безопасности жизнедеятельности» Обж для основного общего образования, авторской программы по обж а. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности».... |