Скачать 52.1 Kb.
|
Система повышения квалификации и сертификация тренеров за рубежомОзолин Э.С. ФГБУ ФНЦ ВНИИФК «Человек - единственное существо, которое должно постоянно обучаться» Эммануил Кант 1803 г. Из всех составляющих критериев успешного выступления спортсменов национальных команд одним из решающих факторов является наличие в стране высококвалифицированных тренеров. К сожалению, в настоящее время мы испытываем потребность в тренерах высшей квалификации. Напомним, что на Олимпиаде успех в дзюдо обеспечил Э.Гамба, в баскетболе Д. Блатт, почти вся команда пловцов проходила подготовку за рубежом под руководством зарубежных тренеров. Сейчас руководят подготовкой сильнейших россиян по зимним видам спорта 19 иностранцев, а по летним - 9. Многие международные спортивные федерации серьезно занимаются системой повышения уровня квалификации, с тем, чтобы привлечь в свой вид спорта как можно больше спортсменов. Например, в легкой атлетике создана многоступенчатая система подготовки тренеров различного уровня (CTCS)[1], которая отличается очень серьезной проработкой лекционных материалов и строгостью экзаменов. Все данные о результатах проведенных курсов пяти уровней подготовки тренеров заносятся в базу данных ИААФ. Материалы для лекторов готовит департамент Развития ИААФ. Курс лекций очень серьезен и постоянно обновляется. Экзаменационные требования очень высоки, тренеры сдают письменный и устный экзамен, проводят на оценку педагогическую практику и разрабатывают программу тренировочного цикла. В США повышение квалификации тренеров обеспечивает специальная программа American Sport Education Program [2], которая начала свою деятельность в 1981 году. В систему повышения квалификации тренеров входят курсы философии тренерской работы, спортивной науки, спортивной медицины и менеджмента. За 30 лет в работе этой организации приняло участие более 3.5 миллионов тренеров, около 1 млн чиновников, 300 000 администраторов спорта, 80 млн родителей и 30 млн молодых спортсменов. В Канаде в 1974 году была создана программа сертификации и повышения квалификации тренеров (NCCP) [3].C момента своего создания эта организация превратилась в мирового лидера в области обучения и сертификации тренеров. Каждый год более 60 000 тренеров принимают участие в семинарах NCCP, а всего в семинарах приняло участие более 1 млн слушателей. Повышение квалификации тренеров осуществляется также в выпусках бесплатного ежеквартального интернет журнала «Coaches plan», каждый выпуск которого посещают более 300 000 специалистов. В Европе, в связи с созданием Европейского Союза, созрела необходимость разработать систему определения уровня квалификации тренерского состава. Эта работа стартовала в начале 1990 –х годов для того, чтобы был принят документ для всех членов Европейского Союза [4]. Была опубликована структура, состоящая из 5 уровней профессиональной квалификации тренеров, подготовленная Комиссией высшего образования и спортивной науки Европейского Союза. Этот документ являлся директивным для ведущих союзов тренеров. Франция, Германия, Ирландия, Италия, Португалия, Нидерланды и Великобритания приняли это руководство для своей практической деятельности. В этих странах рекомендуется введение системы лицензирования тренеров. Как часть процесса внедрения профессионального статуса тренеров, все тренеры должны обладать специальной тренерской лицензией. Тренерская лицензия должна быть зарегистрирована спортивной федерацией или иным государственным органом. В лицензии должен быть указан уровень подготовленности тренера. Квалификация Требования Тренер новичков Проводить тренировочные занятия, обычно под наблюдением специалистов. Готовить, проводить и оценивать тренировочные занятия. Тренер Квалифицированно проводить тренировочные занятия. Составлять годичные планы подготовки Старший тренер Проводить тренировочные занятия на высоком профессиональном уровне. Планировать многолетнюю подготовку. Тренер высшей Демонстрировать профессиональные навыки, квалификации внедрять новые направления подготовки, обладать лидерскими способностями. В Китае тренер должен быть хорошо образован в таких областях как физиология, социология, психология, менеджмент и способен применять эти знания на практике. В соответствии с профессиональными законами все тренеры Китая подразделяются на пять категорий: национальный уровень, региональный уровень, первая степень, вторая степень и третья степень [5]. В соответствии с этой градацией в Федерациях спорта Китая разработаны четыре программы для тренеров национального и регионального уровня и для трех остальных уровней. С целью повышения уровня подготовленности тренеров в Федерации легкой атлетики, например, разработаны правила аккредитации тренеров и соответствующая база данных. В правилах указано, что все тренеры, готовящие учеников к национальным соревнованиям должны иметь соответствующую аккредитацию. Другими словами, тренером может быть только человек, занесенный в базу данных. Федерация регулярно осуществляет контроль за всеми изменениями квалификационного уровня каждого тренера. В 2001 году было принято решение об учете таких оценок при переходе на более высокий профессиональный уровень. Причем те тренеры, которые не проходили соответствующих курсов повышения квалификации не могли принимать участие в соревнованиях национального масштаба. Таким образом, тренеры были заинтересованы в совершенствовании своих знаний. К концу 2007 года 2 287 тренеров прошли курсы по повышению квалификации и получили соответствующие сертификаты. В программу курсов вводятся разделы технической подготовки, подготовки к соревнованиям, психологической подготовки и создания командного духа. Рассматривается принцип «трех комбинаций с тремя акцентами». Он представляет следующее: общая подготовка объединена со специализацией, с акцентом на специализацию, теория объединена с практикой, с акцентом на практику, знания объединены с их реализацией, с акцентом на реализацию. Основное содержание программы следующее:
Продолжение обучения основная часть системы повышения квалификации тренеров. Профессиональные тренеры национального уровня должны постоянно быть в курсе последних достижений спортивной науки. Для этого ежегодно проводятся специальные занятия, которым отводится 40 часов. Тренеры расширяют свой кругозор, знакомятся с новыми методами тренировки и оценки состояния спортсменов, изучают последние технические новинки, а впоследствии отчитываются перед федерацией. Используемые материалы 1.http://www.iaaf.org/ 2.http://www.asep.com/ 3.http://www.coach.ca/coach-training-in-canada-s15408 4.Duffy P., The European Framework for Recognition of Coaching Competence [Text]/ Miguel Crespo, Ladislav Petrovic// IAAF New Studies in Athletic, 27:1; 27-41, 2010 5.Zhong Bingshu Athletics Coaches Education in China New Studies in Athletics [Text] // IAAF New Studies in Athletic, 27:1; 43- 52, 2010 |
Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... 1 Учебно-методический комплекс по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для обеспечения повышения квалификации тренеров-преподавателей... | ||
«согласовано» Начальник Управления международного образования и сотрудничества Рособразования «Закупка и поставка учебных пособий для организации курсового, дополнительного и факультативного обучения русскому языку и повышения... | Образовательная программа повышения квалификации Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) | ||
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения... ... | Рабочая программа курсов повышения квалификации «Педагогический эксперимент:... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) | ||
Программы повышения квалификации Категория слушателей (требования к слушателям) высшее образование (обучающиеся в магистратуре и аспиранты также могут участвовать... | Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» | ||
Программа курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская... Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений | ||
Литература Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) центр... | ||
Необходимо знать Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский... | 2007 Обзор информационных ресурсов сети Интернет Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной... | ||
Памятка для выпускника Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессиональногообразования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... |