Скачать 1.06 Mb.
|
СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА Л.Ф.Кобзева, А.В.Пирог, Л.А.Гурская СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ЛЫЖНОГО СПОРТА Учебное пособие для студентов университетов, академий и институтов физической культуры Смоленск 2008 УДК 796.92:378. 147 Кобзева Л.Ф., Пирог А.В., Гурская Л.А. Содержание и контроль учебной деятельности студентов-заочников по теории и методике лыжного спорта: Учебное пособие для студентов университетов, академий и институтов физической культуры. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008. - 77 с. Учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Предназначено студентам-заочникам для изучения программного материала по избранному виду спорта (лыжный спорт), оказания помощи в организации и планировании самостоятельной работы, выполнении домашних заданий, подготовке и сдаче зачетов и экзаменов по ИВС. Рецензенты: профессор Шукаев В.П. доцент Воронов Ю.С. © Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2008 ВВЕДЕНИЕУчебное пособие разработано и издано в соответствии с учебным планом и рабочей программой по лыжному спорту для студентов факультета заочного обучения. Заочное образование предполагает самообучение, в основе которого лежит самостоятельная работа, а вуз оказывает необходимую помощь, организует, направляет и контролирует работу студента. С целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов-заочников в межсессионный период, систематизации их учебной деятельности для более качественной подготовки к зачетам и экзаменам и подготовлено данное пособие. Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специальной подготовки. Базовая подготовка осуществляется в рамках дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» в 3-8 семестрах (табл. 1). Таблица 1 Распределение учебных часов по годам обучения
Специальная подготовка осуществляется на базе курса «Избранного вида спорта» в 9-12 семестрах (табл. 2). Таблица 2 Распределение учебных часов по годам обучения
Программный материал предусматривает изучение истории, теории и методики преподавания, овладение техникой и тактикой лыжного спорта, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы. Студент должен уметь:
Студент должен владеть:
Успеваемость студентов по разделам программы определяется по результатам зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом и результатам защиты выпускной квалификационной работы, темы которой они должны выбрать в 8 семестре. К окончанию вуза студенты должны иметь II действующий разряд и звание судьи по спорту. Программный материал II курса (3 семестр – 16 часов, 4 семестр – 4 часа, самостоятельная работа – 45 часов)
Учебные задания в период осенне-зимней зачетно-экзаменационной сессии (3 семестр – 16 часов) Тема № 1. Введение в специализацию. Лекция – 1 час. Предмет, задачи и содержание курса, требования комплексной подготовки студентов. Специфика вуза, его краткая история. Традиции и учебно-спортивные достижения кафедры. Программный материал по годам обучения: организация изучения курса по лыжному спорту, характеристика видов занятий. Организация и режим учебной деятельности студентов. Требования к выпускнику. Права и обязанности студента-заочника. Материально-техническое обеспечение учебного процесса. Литература: 11, 51. Тема № 2. История развития лыжного спорта. Лекция – 1 час. Происхождение и первоначальное применение лыж, типы древних лыж и их разновидности. Археологические находки лыж, наскальные изображения. Первые письменные документы. Происхождение терминов "ски", "нарты", "лыжи". Зарождение лыжного спорта. Применение лыж на Руси. Применение лыж на охоте и войне – лыжные рати XV и XVI вв. Применение лыж в войнах в последующие столетия – в войсках Минина и Пожарского, в крестьянской войне под руководством Пугачева, в Отечественной войне 1812 года. Лыжный спорт в дореволюционной России. Первые лыжные клубы. Спортивные соревнования. Переходы. Техника лыжного спорта. Международные встречи. Методическая литература. Литература: 10, 50, 51, 52, 60, 64, 66. Тема № 3. Характеристика видов лыжного спорта. Лекция – 2 часа. Лыжные гонки. Историческая справка. Виды лыжных гонок. Дистанции соревнований. География вида лыжного спорта. Биатлон. Характеристика, историческая справка. Дистанции соревнования. Популярность в стране и мире. Горные виды. Историческая справка. Виды горнолыжных соревнований, их характеристика. Популярность видов в стране, мире. Литература: 60, 64, 66. Тема № 4. Классификация и терминология в лыжных гонках. Лекция – 2 часа. Значение классификации и терминологии. Признаки классификации. Логичность терминологии. Классификация видов лыжного спорта, спортивной техники, физических упражнений, местности, инвентаря. Терминология отдельных видов лыжного спорта. Международная лыжная терминология. Литература: 10, 11. Тема № 5. Техника безопасности в лыжном спорте. Лекция – 2 часа. Причины, вызывающие травматизм и обморожения. Наиболее характерные травмы в отдельных видах лыжного спорта. Профилактика травматизма: требования к местам занятий, инвентарю, одежде, обуви. Организация занятий, методика проведения занятий. Требования, предъявляемые к лыжнику. Роль преподавателя в обеспечении безопасности на занятиях и соревнованиях. Руководство учебной группой при занятиях лыжным спортом. Литература: 12, 23, 40, 51. Тема № 6. Материально-техническое обеспечение лыжного спорта. Лекция – 2 часа. Лыжи. Классификация лыж – гоночные, прыжковые, горные лыжи, туристические, детские, лыжи специального назначения, охотничьи. Ступающие лыжи – ракетообразные, овальные. Описание лыж. Материал для изготовления. Конструкция лыж. Лыжные крепления. Палки для лыжных гонок, слалома и туристических путешествий. Материал для изготовления лыжных палок. Разновидности колец и штырей для лыжных палок. Выбор лыжных палок. Литература: 18, 19. Тема № 7. Актуальные вопросы развития лыжного спорта. Лекция – 2 часа. Анализ развития лыжного спорта в нашей стране и за рубежом в прошедшем олимпийском цикле. Итоги прошедших зимних Олимпийских игр. Сведения о состоянии лыжного спорта в стране за прошедший год. Анализ выступления сильнейших лыжников страны за прошедший год. Новое в методике тренировки, тактике, технике, материально-техническом обеспечении (одежда, обувь, инвентарь, оборудование). Литература: 16, 31, 64, 66. Тема № 8. Основы техники лыжных гонок. Лекция – 4 часа. Лыжные гонки и их характеристика. Общие основы техники способов передвижения на лыжах. Определение понятия "техника". Характеристика сил, действующих на лыжника. Связь и взаимообусловленность движений: темп, ритм, длина цикла, скорость движения отдельных частей тела. Характеристика посадки лыжника, толчки ногой, рукой. Основные требования к согласованности движений. Активные и относительно пассивные движения в цикле хода. Фазовая структура лыжных ходов. Динамическая структура скользящего шага: направление и величина усилия при толчке ногой и рукой, перекат, подседание. Техника способов передвижения. Характеристика работы отдельных частей тела, построение усилий в цикле попеременных ходов (двухшажный, четырехшажный), одновременных кодов (бесшажный, одношажный – основной и скоростной), двухшажный. Переходы с хода на ход. Сочетания лыжных ходов. Техника подъемов в гору: полуелочкой, елочкой, лесенкой, ступающим и скользящим шагом при попеременных ходах. Анализ действия сил и построения усилий в цикле хода. Техника спусков с гор прямо и наискось в различных стойках (средней, высокой, низкой). Анализ действия сил на лыжника при различных спусках. Техника движений лыжника при преодолении неровностей, различных видов торможения: плугом, упором, боковым соскальзыванием. Техника поворотов на месте – переступанием, махом, прыжком. Техника поворотов при спусках с гор: переступанием, упором, плугом, из упора, ножницами, на параллельных лыжах. Анализ действия сил при различных поворотах, во время входа в поворот, при движении по дуге поворота. Условия сохранения равновесия при поворотах. Величина перегрузок, действующих на лыжника при движении по кривым различного радиуса, с различной скоростью. Задание по теме: Определите собственную посадку при передвижении на лыжах различными ходами, ее особенности, угловые и линейные параметры. Литература: 8, 10, 11, 13, 15, 20, 21, 25. Учебные задания в период весенне-летней зачетно-экзаменационной сессии (4 семестр – 4 часа) Тема № 9. Техника классических лыжных ходов. Лекция – 2 часа. Техника лыжника-гонщика. Классификация и характеристика классических лыжных ходов, их применение в практике лыжного спорта. Деление лыжных ходов по способу отталкивания руками и количеству скользящих шагов в цикле. Биомеханический анализ техники классических лыжных ходов: длина, продолжительность, темп, скорость в циклах ходов, фазовый анализ, изменений структуры усилий в циклах ходов в зависимости от условий их применения. Фазовая структура скользящего шага попеременного двухшажного хода. Динамические и кинематические характеристики. Ритмовая структура. Литература: 10, 13, 21, 25. Кроме теоретической подготовки рабочей программой предусмотрено овладение спортивно-техническими умениями и навыками по избранному виду спорта. Студент должен иметь спортивно-техническую подготовку на уровне второго спортивного разряда. Нормативные требования по курсам представлены в разделе «Зачетные требования» САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД По теме № 2. История развития лыжного спорта (1 час). Развитие лыжного спорта в период 1918-1945 гг. Применение лыж в гражданской войне и против интервентов. Роль Всевобуча в развитии лыжного спорта. Ведущая роль Красной Армии в развитии лыжного спорта. Дальние лыжные переходы. Участие лыжных подразделений в войне с белофиннами и в Великой Отечественной войне. Лыжный спорт в послевоенные годы. Дальнейший рост массовости в лыжном спорте. Рост спортивно-технических достижений советских лыжников. Международные встречи. Участие советских лыжников в зимних Олимпийских играх и первенствах мира. Эволюция техники, развитие методики обучения и тренировки. Эволюция инвентаря. Задание по теме: Дайте письменный ответ на вопрос: «Какова роль лыж (и лыжной подготовки) в жизни современного человека?» Литература: 10. По теме № 3. Характеристика видов лыжного спорта (2 часа). Прыжки на лыжах с трамплина. Характеристика, историческая справка. Виды соревнований. Развитие в стране и мире. Лыжное двоеборье. Характеристика, историческая справка. Развитие в стране и мире. Фристайл. Характеристика, историческая справка. Классификация видов. Распространенность. Задание по теме: Дать краткое описание современного состояния видов спорта по результатам выступлений спортсменов страны на первенствах мира и последних олимпийских играх. Литература: 60. По теме № 4. Классификация и терминология в лыжных гонках (2 часа). Методика составления таблицы классификации, с учетом принципов, лежащих в основе составления классификации. Изучить классификацию по видам лыжного спорта, спортивной технике, физических упражнении, инвентаря, спортсменов по возрасту и спортивной подготовленности, по методическим приемам обучения, материально-технической части. Задание по теме: Составить таблицу: «Классификация способов передвижения на лыжах». Литература: 11. По теме № 5. Техника безопасности в лыжном спорте (2 часа). Характеристика метеорологических условий, при которых можно проводить занятия лыжным спортом с учетом возраста, уровня подготовленности и климатических зон. Дать характеристику мест занятий и условий для проведения занятий по лыжному спорту. Руководства учебной группой при занятиях лыжным спортом. Задание по теме: Подготовить письменную работу по характеристике метеоусловий, при которых можно или нельзя проводить занятия по лыжной подготовке. Литература: 38. По теме № 6. Материально-техническое обеспечение лыжного спорта (2 часа). Уход за лыжным инвентарем. Хранение лыж и лыжных палок летом и зимой (на базах и в домашних условиях). Мелкий ремонт лыжного инвентаря. Комплект инструментов для ремонта лыжного инвентаря. Просмолка лыж. Пластиковые лыжи. Описание и конструкция лыж. Отечественные и зарубежные фирмы, выпускающие лыжи. Лыжные мази и парафины. Назначение лыжных мазей и парафинов. Основные отечественные и зарубежные мази, парафины. Задание по теме: Уметь подготовить пластиковые лыжи к соревнованиям. Литература: 18, 19. По теме № 7. Актуальные вопросы развития лыжного спорта (3 часа). Проанализировать развитие видов лыжного спорта в стране за истекший год, проведение международных соревнований по видам лыжного спорта. Дать анализ выступления студентов учебной группы на соревнованиях различного уровня. Подготовить рефераты с последующей защитой наиболее актуальных тем на методическом занятии (по заданию преподавателя). Литература: материалы СМИ. По теме № 8. Основы техники лыжных гонок (4 часа). Фазовая структура скользящего шага одновременного одношажного и двухшажного ходов. Динамические и кинематические характеристики. Ритмовая структура. Характеристика работы отдельных частей тела, построение усилий в цикле попеременных и одновременных кодов. Сравнительная характеристика основных параметров движения лыжника-гонщика при передвижении по пересеченной местности, в зависимости от условий скольжения, утомления. Вариативность и стабильность техники. Устойчивость техники к различным сбивающим факторам. Постоянное совершенствование спортивной техники. Взаимосвязь технической, физической, тактической, психической и интеллектуальной подготовки квалифицированного лыжника. Задание по теме: Овладеть подачей строевых команд при занятиях лыжной подготовкой. Литература: 25, 27, 51, 56. По теме № 9. Техника классических лыжных ходов (29 часов). Техника лыжника-гонщика. Индивидуализация техники. Анализ структуры движений лыжника-гонщика при передвижении попеременными и одношажными лыжными ходами. Особенности техники в различных условиях внешней среды - плохие, хорошие и отличные условия скольжения, плотная и мягкая лыжня. Возрастные особенности техники. Ошибки в технике классических лыжных ходов. Классификация ошибок. Предупреждение и исправление ошибок. Причинно-следственные связи возникновения ошибок. Практические занятия. Обучение и совершенствование техники классических лыжных ходов: попеременного двухшажного, четырехшажного, одновременного бесшажного, одношажного (основного и скоростного вариантов), двухшажного: различных сочетаний лыжных ходов. Подъемы - ступающим и скользящим шагом. Совершенствование техники торможений, поворотов в движении, спусков. Применение техники лыжных ходов на пересеченной дистанции, в разных условиях скольжения и состояния лыжни. Задание по теме: Овладеть техникой всех способов передвижения на лыжах (лыжные гонки). Литература: 21, 25. Зачетные требования II курса
Вопросы для теоретического зачета
Программный материал III курса (5 семестр – 10 часов, 6 семестр – 14 часов, самостоятельная работа – 50 часов)
Учебные задания в период осенне-зимней зачетно-экзаменационной сессии (5 семестр – 10 часов) |
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» Пояснительная записка по изучению (модуля) «Теория и методика избранного вида спорта». (бокс) | «Теория и методика избранного вида спорта» Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория... | ||
Рабочая программа по дисциплине теория и методика избранного вида... Программа дисциплины "Теория и методика избранного вида спорта" предусматривает формирование профессионально-педагогических знаний,... | Информационная справка По дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта (спортивная гимнастика)» по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая... | ||
Информационная справка По дисциплине "Теория и методика избранного вида спорта (современное пятиборье)" | Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
2 Приборное оборудование и электрооборудование и его эксплуатация... По дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта. Малая авиация и парашютный спорт» для студентов первого курса, обучающихся... | Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебный план теория и методика избранного вида спорта пулевая стрельба (наименование программы) Правила соревнований в стрельбе из пневматического оружия. Изменения и дополнения | Рабочая программа дисциплины теория государства и права Направление... Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины: нормотворческая, правоприменительная,... | ||
Программа разработана согласно учебного плана, одной из дисциплин... | Направление подготовки и уровень образования Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального... | ||
Контрольная работа по теме: Технические особенности выполнения основных... По дисциплине «ТиМ избранного вида спорта (Фигурное катание на коньках)» для студентов института Спорта и Физического Воспитания,... | Рабочая программа дисциплины «Современная теория социальной коммуникации» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлению подготовки 400401 – «Юриспруденция», квалификация... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «техническая механика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части естественнонаучного цикла студентам очной полной и сокращённой... | Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) Теория и методика физического воспитания и спорта в системе физкультурно-профессионального образования |