Реанимация и интенсивная терапия





Скачать 180.03 Kb.
НазваниеРеанимация и интенсивная терапия
Дата публикации28.05.2015
Размер180.03 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Спорт > Рабочая учебная программа



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«СОГЛАСОВАНО» Зав. кафедрой д. м. н., проф. Киров М. Ю.






«05» сентября 2014 г. Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № 6

«УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета д.м.н., проф. Турабов И. А.



«10» сентября 2014 г.







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине: Реанимация и интенсивная терапия

По направлению подготовки: 060103 Педиатрия Курс: пятый

Вид промежуточной аттестации: зачет Кафедра: Анестезиологии и реаниматологии

Трудоемкость дисциплины 38 (час.)

Архангельск, 2014


1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины - дать общее представление о принципах формирования современной общей и регионарной анестезии, основах клинической физиологии и патогенезе острых нарушений жизненно важных функций, методах клинической и лабораторной оценки их тяжести, основных принципах интенсивной терапии этих нарушений и сердечно-легочной реанимации при внезапной смерти.

Задачи изучения дисциплины:

  • Сформировать общее представления о патогенезе и клинических проявлениях острых нарушений функций кровообращения, дыхания, ЦНС, ВЭБ, систем гемостаза и детоксикации.

  • Познакомить с основными принципами интенсивной терапии различных состояний, связанных с острыми нарушениями жизненно важных функций, а также при острых отравлениях.

  • Познакомить с теорией физиологии боли, клинической фармакологией местных анестетиков и принципами местной и общей анестезии в хирургии.

  • Дать представления о патофизиологии и интенсивной терапии раннего послеоперационного периода.

  • Дать представления и приобрести практические навыки по сердечно-легочной реанимации при острой остановке кровообращения, принципам ведения больных в восстановительном периоде после оживления.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Знать

  • Центральные и периферические механизмы боли. Теория «входных ворот» Мелзака.

  • Антиноцицептивные системы, нейрорегуляторы.

  • Клиническая фармакология опиатных и неопиатных анальгетиков, местных анестетиков.

  • Компоненты и этапы современной общей анестезии. Значение премедикации.

  • Физиология раннего послеоперационного периода.

  • Интенсивная терапия раннего послеоперационного периода.

  • Основные физиологические параметры системы кровообращения.

  • Патогенез основных форм шока и принципы патогенетической противошоковой терапии.

  • Физиология системы гемостаза. Причины, стадии развития и терапия ДВС-синдрома.

• Клиника и патогенез паренхиматозной и вентиляционной ОДН. Уметь

  • Составить показания к сердечно-легочной реанимации.

  • Провести полный комплекс первичной и расширенной сердечно-легочной реанимации детям всех возрастных групп и взрослым пациентам.

  • Обеспечить преемственность оказания реанимационной помощи в зависимости от ситуации, места и оснащения.

  • При необходимости обеспечить транспортировку пациента на фоне продолжения реанимационного пособия и дальнейшей интенсивной терапии.

  • Своевременно диагностировать факт наличия ОДН и распознать тип ОДН.

  • Провести дифференциальную диагностику основных типов и форм ОДН.

  • Назначить лабораторно-инструментальные исследования в зависимости от причины, формы, степени компенсации ОДН и возраста больного.

  • Правильно интерпретировать данные лабораторно-инструментального исследования.

  • Оказать неотложную помощь при острых расстройствах дыхания.

  • Составить алгоритм интенсивной патогенетической терапии при разных типах ОДН.

  • Назначить и провести мероприятия респиратоной терапии.

  • Своевременно составить показания для начала ИВЛ на основании клинических и лабораторных данных.

  • Рассчитать основные параметры ИВЛ.

  • Осуществить проведение самостоятельного дыхания с постоянным положительным давлением в дыхательных путях.

  • Назначить и провести терапию экзогенным сурфактантом с респираторным дистресс-синдромом взрослого.

  • Своевременно распознать наличие и характер водно-электролитных расстройств.

  • Составить показания для проведения инфузионной терапии.

  • Обеспечить периферический сосудистый (венозный) доступ для проведения инфузионной терапии.

  • Назначить заместительную и корригирующую инфузионную терапию в зависимости вида, степени водно-электролитных расстройств и возраста пациента.

  • Своевременно распознать наличие и характер расстройств функции сердечно-сосудистой.

  • Диагностировать и оказать помощь при острых угрожающих жизни нарушениях сердечного ритма и проводимости.

  • Оказать неотложную помощь при острой сердечной недостаточности на фоне декомпенсации врожденного порока сердца, острой коронарной недостаточности, воспалительных изменениях миокарда.

  • Составить показания для проведения инотропной терапии.

  • Составить показания для проведения медикаментозной и электроимпульсной антиаритмической терапии.

  • Рассчитать дозировки и правильно назначить основные препараты для регуляции сократительной способности миокарда.

  • Назначить неотложную медикаментозную терапию при острых нарушениях ритма.

  • Своевременно распознать наличие и характер расстройств функции сердечно-сосудистой системы.

  • Диагностировать и своевременно оказать помощь при синдроме шока.

  • Назначить и обеспечить проведение инфузионной терапии при шоке.

  • Составить показания для проведения инотропной терапии при шоке.

  • Провести дифференциальную диагностику септического шока и начать интенсивную (инфузионную, инотропную, респираторную и антибактериальную) терапию.

  • Поставить диагноз утопления, провести дифференциальную диагностику данного состояния с другими неотложными состояниями. Оказать неотложную помощь при утоплении. Обеспечить подготовку к транспортировке и эвакуацию пострадавшего. Назначить интенсивную терапию данного состояния в условиях стационара.

  • Поставить диагноз общего охлаждения, провести дифференциальную диагностику данного состояния с другими неотложными состояниями. Оказать неотложную помощь при общем охлаждении. Обеспечить подготовку к транспортировке и эвакуацию пострадавшего с общим охлаждением. Назначить интенсивную терапию данного состояния в условиях стационара.

  • Поставить диагноз перегревания, провести дифференциальную диагностику данного состояния с другими неотложными состояниями. Оказать неотложную помощь при перегревании. Обеспечить подготовку к транспортировке и эвакуацию пострадавшего с перегреванием. Назначить интенсивную терапию данного состояния в условиях стационара.

  • Поставить диагноз странгуляционной асфиксии, провести дифференциальную диагностику данного состояния с другими неотложными состояниями. Оказать неотложную помощь при странгуляционной асфиксии. Обеспечить подготовку к транспортировке и эвакуацию пострадавшего. Назначить интенсивную терапию данного состояния в условиях стационара.

  • Поставить диагноз ожоговой травмы, распознать наличие термоигаляционной травмы, провести дифференциальную диагностику данного состояния с другими неотложными состояниями. Оказать неотложную помощь при ожогах. Обеспечить подготовку к транспортировке и эвакуацию пострадавшего с ожоговой и термоингаляционной травмой. Назначить интенсивную терапию данного состояния в условиях стационара.

  • Поставить диагноз электротравмы, провести дифференциальную диагностику данного состояния с другими неотложными состояниями. Оказать неотложную помощь при электротравме. Обеспечить подготовку к транспортировке и эвакуацию пострадавшего. Назначить интенсивную терапию данного состояния в условиях стационара.

  • Заподозрить факт наличия острого экзогенного отравления.

  • Собрать токсикологический анамнез.

  • Провести дифференциальную диагностику симптомов и синдромов острого отравления от церебральных и иных органных расстройств другой этиологии.

  • Диагностировать тип медиаторного синдрома.

  • Диагностировать ведущие патологические и угрожающие жизни синдромы.

  • На основании токсикологического анамнеза, имеющейся клинической симптоматики, ведущего медиаторного синдрома заподозрить группу и вид токсиканта.

  • Произвести забор биологического материала (промывные воды желудка, рвотные массы, моча, кровь) для проведения химико-токсикологического исследования.

  • Провести скрининговые экспресс-тесты при острых отравлениях неясной этиологии.

  • Оказать неотложную помощь при острых экзогенных отравлениях (поддержание свободной проходимости дыхательных путей, профилактика аспирации желудочного содержимого, искусственная вентиляция легких, зондирование и промывание желудка, обеспечение венозного доступа, назначение и проведение инфузионной терапии, форсированного диуреза).

  • Составить показания и провести при возможности антидотную терапию.

  • Предположить показания для проведения экстракорпоральных методов детоксикации.



Владеть

  • Основными приемами обеспечения свободной проходимости дыхательных путей (прием Геймлиха, тройной прием Сафара, постановка орофарингеального воздуховода, ларингеальной маски, комбинированной эзофаго-трахеальной трубки, прямая ларингоскопия с последующей интубацией трахеи, пункция перстне-щитовидной мембраны, коникостомия).

  • Элементарными без аппаратными («из рта в рот», «из рта в рот и нос») и простыми специальными (при помощи саморасправляющихся мешков, мехов, через лицевую маску, с применением воздуховодов и без, через интубационную трубку) методами искусственной вентиляции легких.

  • Наружным массажем сердца (компрессии грудной клетки).

  • Эндотрахеальным (через интубационную трубку и при помощи пункции перстне-щитовидной мембраны) введением лекарственных препаратов.

  • Обеспечением венозного доступа при сердечно-легочной реанимации (пункционная катетеризация центральных и периферических вен) у взрослых и детей.

  • Техникой электродефебрилляции при помощи автоматического дефибриллятора.

  • Навыками транспортировки пациентов в постреанимационном периоде.

  • Навыками сбора анамнеза пациентов с симптомами ОДН.

  • Навыками клинического обследования с острыми нарушениями дыхания.

  • Приемами неотложной помощи при острых расстройствах дыхания (обеспечение свободной проходимости дыхательных путей, использование воздуховодов, интубация трахеи, коникостомия, кислородотерапия, ингаляционная терапия, искусственная вентиляция легких безаппаратными и элементарными аппаратными методами).

  • Навыками клинического исследования пациентов с острыми расстройствами водно-электролитного гомеостаза.

  • Навыками интерпретации инструментально-лабораторных исследований у больных с острыми волемическими и водно-электролитными расстройствами.

  • Основными навыками расчета дозировок инфузионных сред, электролитных растворов, препаратов для парентерального и энтерального питания.

  • Навыками клинического исследования пациентов с острой сердечной недостаточностью.

  • Навыками интерпретации инструментально-лабораторных исследований у больных с острыми нарушениями функции сердечно-сосудистой системы.

  • Навыками расшифровки и описания электрокардиограмм.

  • Навыками клинической и инструментальной диагностики отека легких.

  • Основными навыками расчета дозировок препаратов для ино- и вазотропной терапии.

  • Навыками клинического исследования пациентов с синдромом шока.

  • Навыками интерпретации инструментально-лабораторных исследований у больных с острыми нарушениями функции сердечно-сосудистой системы.

  • Навыками дифференциальной диагностики шоковых состояний.

  • Навыками неинвазивного мониторинга гемодинамики.

  • Навыками неотложной помощи и сердечно-легочной реанимации при утоплении.

  • Навыками неотложной помощи при общем охлаждении.

  • Навыками неотложной помощи при перегревании.

  • Навыками неотложной помощи при странгуляционной асфиксии.

  • Навыками неотложной помощи при ожоговой травме.

  • Навыками неотложной помощи и сердечно-легочной реанимации при поражении электрическим током.

  • Навыками неотложной помощи и сердечно-легочной реанимации при критических состояниях в акушерстве.

  • Навыками сбора анамнеза, общеклинического и лабораторно-инструментального обследования при острых экзогенных отравлениях.

  • Навыками дифференциальной диагностики острых экзогенных отравлений по ведущим симптомам местного и резорбтивного действия, гисто- и органотропности эффекта, ведущему медиаторному синдрому.

  • Навыками неотложной помощи при острых энтеральных отравлениях.

  • Навыками неотложной помощи при острых экзогенных парентеральных отравлениях.

  • Навыками удаления невсосавшегося яда при острых энтеральных отравлениях (промывание желудка, назначение сорбентов, слабительных препаратов, кишечный лаваж).

  • Навыками назначения антидотной терапии.

  • Простейшими навыками ускоренного удаления из организма системно действующего яда (инфузионная терапия, форсированный диурез при сохраненной почечной функции).



3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость (час.)

Аудиторные занятия:

лекции

10

практические занятия

15

лабораторные работы



Самостоятельная работа:

13

Общая трудоемкость:

38


4. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности

(контрольная работа, зачёт, экзамен)

9

Контрольная работа

5.2. Содержание разделов

Раздел 1. АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ

Тема 1. Компоненты и этапы общей анестезии Содержание темы:

Анальгезия, выключение сознания, мышечная релаксация, управление газообменом, коррекция вегетативного статуса, вводная анестезия, поддержание анестезии, выход из анестезии.

Тема 2. Физиология боли. Наркотические и ненаркотические анальгетики. Содержание темы:

Теория боли. Периферические и центральные механизмы боли. Нейромедиаторы. Антиноцицептивные системы. Клиническая фармакология наркотических анальгетиков и их антагонистов, нестероидных противовоспалительных препаратов, парацетамола.

Тема 3. Клиническая фармакология местных анестетиков. Современная регионарная анестезия. Содержание темы:

Клиническая фармакология эфирных и амидных местных анестетиков. Эпидуральная анестезия. Спинальная анестезия. Проводниковая анестезия.

Тема 4. Клиническая физиология и интенсивная терапия раннего послеоперационного периода. Содержание темы:

Операция как стресс, стадии течения. Причины острых нарушений жизненно важных функций и метаболизма. Принципы профилактики и устранения острых нарушений жизненно важных функций и метаболизма.

Раздел 2. РЕАНИМАЦИЯ И ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Тема 5. Основные принципы современной антибактериальной терапии. Содержание темы:

Современные антибактериальные препараты. Механизмы устойчивости микроорганизмов к антибактериальным препаратам. Показания для начала и смены антибактериальной терапии. Показатели эффективности и показания для прекращения антибактериальной терапии.

Тема 6. Клиническая физиология системы дыхания. Острая дыхательная

недостаточность.

Содержание темы:

Клиническая физиология дыхания. ОДН: определение, причины, виды, принципы интенсивной терапии. Нарушение проходимости дыхательных путей вследствие блокады инородным телом, ларингоспазма, отека гортани инфекционной и неинфекционной природы. Бронхиальная астма, астматический статус. Тромбоэмболия легочной артерии.

Тема 7. Клиническая физиология системы кровообращения. Шок. Содержание темы:

Клиническая физиология системы кровообращения. Шок: определение, причины, виды, общие принципы интенсивной терапии. Алгоритмы интенсивной терапии отдельных видов шока: травматического, ожогового, кардиогенного, анафилактического, септического.

Тема 8. Остановка кровообращения. Содержание темы:

Внезапная остановка кровообращения: причины, предвестники, клиника, виды. Меры сердечно-легочной реанимации: базовая и квалифицированная реанимационная помощь. Введение восстановительного периода после оживления.





6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

  1. Основы интенсивной терапии и анестезиологии в схемах и таблицах [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. Ю. Киров [и др.] ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Сев. гос. мед. ун-т. - 3-е перераб., и доп. - Архангельск : СГМУ, 2011. - 191 с.

  2. Анестезиология и реаниматология [Текст] : учеб. для студентов мед. вузов / [Н.С. Бицунов, А.В. Блинов, Р.И. Бурлаков и др.]; под ред. О.А. Долиной. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 569 с.

  3. Жданов Г. Г. Реанимация и интенсивная терапия [Текст] : учеб. для студентов вузов / Г. Г. Жданов, А. П. Зильбер. - М. : Академия, 2007. -393 с.

  4. Лужников Е. А. Клиническая токсикология [Текст] : [учебник] / Е. А. Лужников, Г. Н. Суходолова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : МИА, 2008. - 567 с.

  5. Учайкин В. Ф. Неотложные состояния в педиатрии [Текст] : практ. рук. для педиатров, реаниматологов, студентов ст. курсов мед. вузов, интернов, клин. ординаторов / В.Ф. Учайкин, В.П. Молочный.- М. :

ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 255 с.
6.2. Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии [Текст] : освежающий курс лекций: [пер. с англ. яз.]. - Архангельск : Правда Севера. Вып. 16 / Конгресс Европейского общества анестезиологов Euroanasthesia - 2010 (12-15 июня 2010 ; Финляндия, Хельсинки)! ; под ред. Э. В. Недашковского. - 239 с. : ил., цв.ил.

  2. Алгоритмы действий при критических ситуациях в анестезиологии : рек. Всемир. федер. о-в анестезиологов / World Federation of Societies o Anaesthesiologistis ; [ed. Dr. B. McCormick ; ред. Э. В. Недашковский]. -Архангельск, 2011. - 119, [1] с. : цв. ил.

  3. Воробьева Н. А. Клинико-лабораторная диагностика тромбоэмболии легочных артерий [Текст] : монография / Н. А. Воробьева, И. А. Пономарева ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск : СГМУ, 2007. - 135 с.

  4. Воробьева Н. А. ДВС-синдром - что нового в старой проблеме? [Текст] : [монография] / Н.А. Воробьева ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск : СГМУ, 2006. - 172 с.

  5. Киров М. Ю.Острое повреждение легких при сепсисе: патогенез и интенсивная терапия [Текст] : [монография] / М.Ю. Киров, В.В. Кузьков, Э.В. Недашковский ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации; Сев. гос. мед. ун-т, Каф. анестезиологии и реаниматологии .

- Архангельск : СГМУ, 2004. - 96 с. : ил

  1. Транспульмональная термодилюция и волюметрический мониторинг в отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии [Текст] : метод. рекомендации / М.Ю. Киров, В.В. Кузьков, Е.В. Суборов и др., 2004. - 23 с.

  2. Колотилов Л.В. Редкие синдромы и болезни в анестезиологической практике : справочник / Л.В.Колотилов, 2001. - 266 с.

  3. Мартов В. Ю. Лекарственные средства в анестезиологии : справочник / В.Ю. Мартов, 2003. - 304 с.

  4. Сумин С. А. Неотложные состояния [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / С.А. Сумин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2006. - 799 с.

  5. Царенко С. В.Нейрореаниматология. Протоколы и алгоритмы лечения повреждений мозга / С. В. Царенко, А. В. Карзин. - М. : Медицина, 2009. - 82,[2] с.



6.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
http: //www. critical. га/ http: //www. medmir.com/ http: //www. far. org.ru/ http: //www. anesth. ru/ http://rusanesth.com/
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Учебные аудитории.

  • Персональный компьютеры (ноутбуки), мультимедийные проекторы.

  • Учебные фильмы.

  • Манекен «взрослый» для отработки основных приемов базовой реанимационной помощи.

  • Манекены для отработки навыков обеспечения свободной проходимости дыхательных путей (постановка воздуховодов, интубация трахеи).

  • Симулятор автоматического дефибриллятора с генератором патологических сердечных ритмов.

  • Набор воздуховодов (орофарингеальных, назофарингеальных), ларингеальных масок.

  • Набор интубационных трубок с проводниками.

  • Ларингоскоп с набором клинков.

  • Образцы препаратов для ино- и вазотропной терапии.

  • Образцы препаратов для инфузионной терапии при шоке.

8. Содержание текущего и итогового контроля

Материалы для текущего и итогового контроля знаний студентов находится на кафедре. Для текущего контроля проводится оценка реферативных работ по соответствующим темам. Текущий контроль проводится на каждом занятии.

Итоговый контроль проводится в 9 семестре, состоит из 5 вариантов. Правильных ответов - 1 из 4-х.

  1. Текущий контроль Формы контроля: реферат

Содержание контрольных мероприятий:

темы рефератов:

  • Острая пневмония, интенсивная терапия.

  • Острый респираторный дистресс-синдром, интенсивная терапия.

  • Кардиогенный шок, интенсивная терапия.

  • Травматический шок, интенсивная терапия.

  • Анафилактический шок, интенсивная терапия.

  • Септический шок, интенсивная терапия.

  • Ожоговый шок, интенсивная терапия.

  • Реанимационные мероприятия при остановке кровообращения на фоне гипотермии.

  • Реанимационные мероприятия на поздних сроках беременности.

  1. Итоговый контроль

Список вопросов к итоговому зачету в 4 разделе УМК

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реанимация и интенсивная терапия iconРабочая программа учебной дисциплины «реанимация и интенсивная терапия»
Целями освоения дисциплины «анестезиология и реаниматология» являются формирование квалифицированного врача, владеющего основными...
Реанимация и интенсивная терапия iconРеанимация и интенсивная терапия
Министерство здравоохранения российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Реанимация и интенсивная терапия iconИнтенсивная терапия в раннем послеоперационном периоде у больных...
...
Реанимация и интенсивная терапия iconРабочая программа по интенсивной терапии и реаниматологии для специальности...
Минздравмедпрома Российской Федерации по дисциплине «Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия» для студентов высших медицинских...
Реанимация и интенсивная терапия iconЛучевая терапия юношеской ангиофибромы основания черепа 14. 00. 19....
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Панковская средняя общеобразовательная школа»
Реанимация и интенсивная терапия iconРабочая программа по Терапии цикла профессиональной переподготовки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ,...
Реанимация и интенсивная терапия iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Эволюция понятия «арт-терапия»отображает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического....
Реанимация и интенсивная терапия iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины "Госпитальная терапия,...
Целями освоения дисциплины (модуля) «Госпитальная терапия, эндокринология» являются
Реанимация и интенсивная терапия iconПрограмма подготовки клинических ординаторов по специальности «Терапия»...
Программа составлена на основании Государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским...
Реанимация и интенсивная терапия iconКлиника и терапия биполярной депрессии
Клиника и терапия биполярной депрессии / С. Н. Мосолов С. Н., Е. Г. Костюкова, А. В. Ушкалова.— М.: Ама-пресс, 2009 48 с
Реанимация и интенсивная терапия iconСердечно-легочная реанимация (слр)
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Реанимация и интенсивная терапия iconРабочая программа По специальности «Терапия» для постдипломной подготовки врачей-интернов
Типового учебного плана и программы одногодичной специализации (интернатуры) выпускников медицинских факультетов по специальности...
Реанимация и интенсивная терапия iconРабочая программа по элективной дисциплине «поликлиническая терапия»...
«Поликлиническая терапия» составлена на основании Программы по поликлинической терапии для студентов лечебных факультетов высших...
Реанимация и интенсивная терапия iconАкушерство перечень практических занятий на 4 курсе лечебного факультета на II семестр
Плацентарная недостаточность; гипоксия плода, задержка роста плода. Асфиксия новорожденного. Первичная реанимация в родильном зале....
Реанимация и интенсивная терапия iconМириам Польстер Интегрированная гештальт-терапия. Контуры, теории и практики
Ирвин Польстер, Мириам Польстер. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики / Пер с англ. А. Я. Логвинской – М.:...
Реанимация и интенсивная терапия iconПриказ от 25 августа 2014 г. N 1092 об утверждении федерального государственного...
Высшего образования по специальности 31. 08. 49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск