Скачать 126.61 Kb.
|
Конспект урока Безопасности для учащихся 4 класса по теме «Светофор. Регулируемые перекрестки» Смирнова Александра Сергеевна, учитель начальных классов МОУ Судиславской средней общеобразовательной школы Судиславского муниципального района Костромской области Цели урока:
Оборудование: стихи Я.Пишумов «Регулировщик», С.Михалков «Бездельник светофор»; Г.Юрмин «Светофор», А.Дорохов «Зеленый…желтый…красный!», Ф.Жичка «Улица моя», компьютер, экран, проектор, Презентация «Светофор. Регулируемые перекрестки»
Ребята, мы живем в большом поселке. В нем много больших улиц и маленьких переулков. По ним двигается много машин, автобусов. Идут люди. И никто никому не мешает. Это потому, что все знают четкие, строгие правила для водителей и пешеходов. Девиз нашего занятия: «Правила дорожные знать каждому положено» – А что бывает с теми, кто не знает этих правил? Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих—то самых, самых... 24 тысячи получают ранения. И, – это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они ничтожно малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слез матерей, родственников, то это огромные цифры. На дорогах России ежегодно гибнут и получают увечья тысячи детей и подростков. Каждому седьмому пострадавшему было меньше 16 лет. Из числа погибших – 40% составляют дети! Из общего числа пострадавших детей более 80% становятся инвалидами, численность которых увеличивается ежегодно примерно на 3 тыс. человек. – Кто виноват в их смерти? Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога “отплатила” им за это. Дорога не терпит непослушания и забирает жизни. – Назовите причины ДТП. Если правила движенья Ты не знаешь до сих пор, Мы начать с тобой готовы Очень нужный разговор! II. Актуализация знаний. Загадка: Он на дорогах всей планеты, 130 долгих лет стоит, Он шлет зеленые приветы тому, Кто все сигналы чтит. (Светофор) Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Бездельник светофор» Вед: В лесу, где все без правил ходили до сих пор, Однажды появился - дорожный светофор. Откуда-то с дороги принес его медведь А звери прибежали на технику смотреть. И первым начал Ежик. Еж: Какая ерунда! Нужны для светофора и ток и провода. И если он не будет как следует гореть, То нам на эту штуку не стоит и смотреть! Волк: Я с Ежиком согласен! – сказал, зевая Волк. А если б он работал, какой в нем был бы толк? Когда гоню я Зайца, мне просто смысла нет, Бежать на свет зеленый, стоять на красный свет! Заяц: И я, - сказал Зайчишка,- Когда уже бегу, Следить за светофором, простите, не могу. Лиса: У нас – Лиса сказала, - Порядки здесь свои. И нам на перекрестке не нужен пост ГАИ! Крот: Мне тоже он не нужен! – сказал из норки Крот. Я сам себе пророю подземный переход! Вед: Услышав над собою разумные слова. Сова: Я вообще летаю! – прогукала Сова. Вед: Осталось все, как было, шумит дремучий бор. Качается на елке бездельник светофор….. Но мы с тобой не зайцы, не волки, не кроты- Хожу я на работу, и в школу ходишь ты. А мимо мчат машины, включив огни свои. И нам на перекрестке нужны посты ГАИ! Они нам помогают, нас учат с малых лет. Шагать на свет зеленый, стоять на красный свет! – Зачем нужен светофор? Светофор управляет движением на дорогах. Повинуясь его сигналам, пешеходы могут переходить улицы и перекрестки, не мешая движению. Сигналы светофора помогают водителю избежать аварий. – А почему светофор называется светофором? Это слово составлено из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» - это всем понятно. А «фор»? «Фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё вместе «светофор» - значит «носитель света», «несущий свет». – А знаете ли вы, ребята, что было предшественником светофора? В России первый светофор появился в 1924 году. Такой светофор появился в Москве в 1930 году. – Какие виды светофора вы знаете? – Что у них общего и чем они отличаются? – Как расположены сигналы светофора? /Вертикально, т.е. сверху вниз./ – Какой сигнал светофора расположен вверху? Что он обозначает? – Какой сигнал светофора расположен в середине? Что он обозначает? – Какой сигнал светофора расположен внизу? Что он обозначает? – Почему нужна такая строгая последовательность? Оказывается, есть люди, которые различают сигналы светофора не по цвету, а только по их расположению и свечению. Это – дальтоники, люди с цветовой слепотой, которые видят все по-другому. Для таких людей и определено каждому цвету свое место. III. Работа над новым материалом. – Как называются такие светофоры? Ответ на этот вопрос вы найдете, прочитав рассказ Г.Юрмина «Светофор». Трехглазый или трехсекционный. – О каком виде светофора вы еще узнали из этого рассказа? – Мигалке или односекционном. На нерегулируемых перекрёстках, а также на переходах, где установлен жёлтый светофор – мигалка, пешеходы обязаны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт и, убедившись в полной безопасности, начинать переход. Если, переходя улицу, пешеход слышит резкий сигнал – сирену, он должен немедленно остановиться или освободить проезжую часть – мчится оперативный автомобиль. Машины «скорой помощи», пожарные, милицейские и другие, выполняющие оперативные задания, пользуются преимущественным правом проезда в любом направлении. Все они оборудованы сиреной и мигающим фонарём – маячком на крыше. – Какие другие виды светофоров вы лично видели? Двухсекционные, светофор с дополнительной секцией, железнодорожный, пешеходный со звуковым сигналом, светофор с красной кнопкой а) Светофоры малогабаритные (паркинги, автомойки). Применяются для регулирования движения на внутренних территориях предприятий, в паркингах, автостоянках, автомойках и в качестве светосигнальных устройств. б) Светофоры для ж/д переездов используются для подачи светового сигнала красного цвета, предупреждающего транспорт и пешеходов о приближении поезда к железнодорожному переезду Это интересно знать Виртуальный светофор Китайский дизайнер Ханйонг Ли изобрел виртуальное препятствие, заставляющее водителей останавливаться на красный сигнал светофора. Как сообщает novate.ru, одновременно с запрещающим сигналом на проезжей части возникает проекция изображения пешеходов. Голограмма призвана остановить водителей перед стоп-линией. Ожидается, что она будет действовать эффективнее обычного красного света. По замыслу автора, проехать сквозь идущих людей, пусть и лазерных, психологически непросто. Стена представляет собой барьер с изображениями пешеходов, созданными лазерными лучами. Цвет лазерных лучей меняется в соответствии с правилами – красный, когда люди переходят дорогу, желтый, когда машины и пешеходы получают предупреждение, а зеленый в тот момент, когда автомобили проезжают. Питание проектора предполагается обеспечивать от солнечных батарей. При пересечении «преграды» лазерная проекция не нанесет повреждений автомобилю и водителю. Физминутка Бурлит в движенье мостовая – Бегут авто, спешат трамваи. Скажите правильный ответ – Какой горит для пешеходов свет? (замерли) Красный свет нам говорит: Стой! Опасно! Путь закрыт! Особый свет – предупреждение! Сигнала ждите для движения. Скажите правильный ответ – Какой на светофоре свет? (маршируют на месте) Жёлтый свет – предупреждение! Жди сигнала для движения! Иди вперёд! Порядок знаешь, На мостовой не пострадаешь. Скажите правильный ответ – Какой горит при этом свет? (делают шаг вперёд) Зелёный свет открыл дорогу, Проходить ребята могут! – Что такое светофор? Светофор – это сигнальное электрическое устройство, фонарь с красными, зелёными и жёлтыми стёклами для регулирования движения на перекрёстках, площадях и пешеходных переходах, для сигнализации – на железнодорожных переездах. – Где устанавливаются светофоры? – Что такое перекресток? Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. – Как называются такие перекрестки? (регулируемые) Регулируемый перекресток – это тот, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика. – Ребята, что произойдёт, если вдруг исчезнут светофоры? ДТП Да, там, где улица была, Где ты ходить привык, Невероятные дела Произошли бы вмиг! Сигналы, крики, то и знай, Машины – прямо на трамвай! Трамвай наехал на машину. Машина врезалась в витрину! Но … Не волнуется народ Через улицу идёт. Я стою на перекрёстке, Я – инспектор ДПС. Все машины одному Покорны жезлу моему. – О ком это стихотворение? (Ответы детей) Правильно. Это регулировщик. Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется …(жезлом) Нам правило верное Чётко гласит: Послушайся жезла, Коль светофор не горит! Прочитать рассказ А.Дорохова «Экскурсия по городу» («Зеленый… желтый…красный!») – Сколько сигналов подает регулировщик? – Какие это сигналы? – Что обозначают эти сигналы? – Каким сигналам светофора соответствуют жесты и положения корпуса регулировщика? Если регулировщик боком стоит, Для вас, ребята, путь открыт. А если грудью или спиной – Путь закрыт! Опасно! Стой! Сигналы светофора и жесты регулировщика имеют одинаковые значения и для пешеходов, и для водителей. Хорошо усвоив их сейчас, пешеходами, вы будете затем образцовыми водителями. И еще важное правило: при одновременном регулировании перекрестка светофором и автоинспектором выполнять следует сигналы регулировщика. Запомните следующий закон дороги: Сигнал регулировщика – приказ! – А знаете ли вы, что в Новосибирске есть единственный в мире памятник Светофору и постовому? IV. Закрепление изученного. 1. Ученик первого класса Петя в первый раз один отправился в зоопарк. Подскажи безопасный путь его движения к зоопарку. 2. Игра «Верю – не верю!»
(Нет, максимальное количество сигналов транспортного светофора - 5!)
(Да, желтый мигающий сигнал светофора означает нерегулируемый перекресток).
(Нет, первый электрический светофор появился в Америке).
движение пешеходов? (Нет, сигнал свистком служит для привлечения внимания участников дорожного движения).
(Да, сигналы и указания регулировщика участники движения должны выполнять, даже если они противоречат сигналам светофора).
(Нет, в переводе с греческого языка «свето» – свет, «форос» - несущий, поэтому «светофор»–«несущий свет»). V. Рефлексия – Что показалось интересным? – Как вы думаете, где и когда вы сможете применить полученные на уроке знания? – Зачем нужно выполнять правила дорожного движения? На улице будьте внимательны, дети! Твердо запомните правила эти. Правила эти помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда! Информационные ресурсы
http://i017.radikal.ru/0710/89/90a5977f7d0f.jpg http://minchanin.esmasoft.com/walks/uppercity/vg05.jpg http://a2003z.narod.ru/2006_06_16.jpg http://cardriver.ru/files/u2230/perekrestok.jpg http://www.avtobeginner.ru/arts/roundcross/2.jpg http://www.avtobeginner.ru/arts/goregcross/1.jpg http://si.ucoz.ru/_ph/4/2/387001479.jpg http://forum.proc.ru/uploads/post-18-1111668463.jpg http://mosday.ru/photos/80_35.jpg http://img-samara.fotki.yandex.ru/get/18/pjankova2008.0/0_ac06_2b035f2e_XL http://vs2.vokrugsveta.ru/img/cmn/2007/10/117.jpg http://www.zr.ru/images/article/ready/1/2/5/1/125139.jpg http://www.pechora.su/images01/walk.jpg http://foto.nakhodka.info/data/media/6/DSC05689.jpg http://auto.nnov.ru/data/7615.157.devuska.jpg http://www.vvkure.org/gallery2/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=353&g2_serialNumber=2 http://s53.radikal.ru/i140/0808/6f/867704ac6ca4.jpg http://www.okhtyrka.biz/foto/2008_01_25_10_18_45_ut2.jpg http://foto-zhitomir.at.ua/_ph/1/443606436.jpg http://www.nostalgia.org.ua/img/album_marina/marina_37.jpg http://forum.esmasoft.com/files/img_1357_519.jpg http://tut.krasnodona.net/wp-content/uploads/2008/07/p6260051s.jpg http://felixgor.nm.ru/images/060.jpg |
Конспект урока для учащихся 8 класса по теме: «Каменная летопись Саратова» Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять... | План-конспект урока №5 по основам безопасности жизнедеятельности... Образовательные повторить, закрепить материал по теме “Стихийные бедствия”, выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их | ||
Конспект урока для учащихся 10 класса по теме «Спирты» При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.) | Конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи... План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | ||
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся: таблица личных местоимений, карточки с предложениями, сигнальные... | Конспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart... Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных... | ||
Конспект урока-закрепления по теме «Животные» Тип урока закрепляющий урок по теме «How people live in the city» (глава 3 «Being happy in the country and in the city» ) к умк биболетовой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Структурное подразделение ООО «Светофор» Автошкола «Светофор», в дальнейшем Автошкола, создано на основании устава ООО «Светофор»... | ||
Конспект открытого урока по теме: "I love food" Тип урока закрепляющий урок по теме «How people live in the city» (глава 3 «Being happy in the country and in the city» ) к умк биболетовой... | Конспект урока по математике для 6 класса по теме «Умножение дробей» Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка... | ||
Конспект урока № английского языка в 11 классе Тема урока: Профессия,... Материальное обеспечение урока: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты по теме, авторские упражнения... | Конспект урока алгебры в 9-ом классе по теме: «Арифметическая прогрессия».... «Арифметическая прогрессия». В форме деловой игры выработать у учащихся навык самостоятельного приобретения знаний, развивать у учащихся... | ||
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности... Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной... | Литература Работу ученик 10 класса План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | ||
Конспект дополнен биографиями представителей современных тенденций.... Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека” | Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) |