Скачать 63.23 Kb.
|
Конспект урока развития речи в 1 классе МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Тема: «Транспорт. Итоговое занятие» Цель: Закрепление знаний детей о различных видах транспорта, их назначение, способах передвижения; закрепление умений употреблять существительные в единственном и множественном числе; обучать образовывать приставочные глаголы по демонстрации действий, согласовывать числительные с существительными при счете, составлять простое распространенное предложение; развитие внимания, логического мышления, моторики; закреплять знания о сигналах светофора. Оборудование: - картинки с изображением транспорта; - сигнальные карточки; - игрушка – машина; - строительный материал; - карандаши; - рисунки – светофоры; - счетный материал; - карта с маршрутом; - картины с изображением профессий людей, управляющих транспортом; - атрибуты для данных профессий. Ход занятия. I. Оргмомент. (Дети входят в группу, на места не садятся, стульчики поставлены в виде транспортного средства) Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам покататься. И сначала мы отправимся на … Вот, чтобы вы догадались на чем мы поедем, послушайте загадку: Что за чудо – синий дом! Окна светлые кругом. Носит обувь из резины, А питается бензином. - Что это? (Автобус) Правильно. Но для того, чтобы автобус отправился в путь нам нужен… (водитель, шофер) Кирилл, ты будешь водителем. Что тебе для этого нужно? (ребенок перечисляет нужные атрибуты) А, вы, ребята, приобретайте у меня билеты. Значит, я кто? (кондуктор). Но, как вы уже видите, на билетах изображены предметы. Назовите, что изображено на вашей картинке и добавьте слово, которое можно сказать, если бы этих предметов было несколько. Как передвигается ваш транспорт? (Это самолет. Самолеты. Самолет летит и т.д.) II. Обобщающая беседа. Логопед: - Ну вот теперь мы можем отправляться в путь. (дети занимают свои места) - Ребята, как назвать одним словом то, что изображено на ваших картинках? (Транспорт) - Значит, мы будем говорить о чем? (О транспорте) - Как называется вид транспорта, на котором летают по воздуху? (Воздушный) - На чем можно летать? - Как называется вид транспорта, на котором передвигаются по воде? (Водный) - На чем можно плавать по воде? - Какой транспорт самый многочисленный, как вы думаете? (Наземный) - Правильно. На земле есть и железные, и автомобильные дороги. На чем можно передвигаться по земле? (на машине, на автобусе, на велосипеде и т.д.) - А на чем можно передвигаться по железной дороге? (На поезде) - Для чего нужен транспорт? (Для перевозки людей, пассажиров) - И тогда он называется? (пассажирский) - А еще есть транспорт, который служит для перевозки… (грузов, грузовой транспорт). III. Закрепление изученного. 1. Составление простых распространенных предложений. Логопед: Пока мы с вами беседовали, наш автобус привез нас в лес. Здесь мы выйдем. Посидим вот на этой полянке и немного помечтаем. Сейчас каждый из вас может отправиться в путешествие, куда только захочет. Но поедет на том виде транспорта, который изображен на его картинке. Каждый должен будет сказать на чем он поедет, зачем и куда. Я поеду на электричке к бабушке в деревню. Закройте глаза, проговорите про себя предложения. 2. Фонетическая гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Логопед: Хорошо в весеннем лесу! На деревьях появляются (листочки), из-под земли появляются (цветы, трава), прилетели (перелетные птицы). «Птички летят», «Птички клюют», «Гнездо». 3. Развитие слухового внимания. Логопед: Ну, что, ребята, хотите еще покататься? Перед нами широкая река, и кататься мы будем на… Паровоз без колес! Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошел- Прямо по морю пошел! (Пароход, корабль) -Кто управляет кораблем? Итак, в путь. Пока мы будем плыть, я предлагаю вам поиграть. Под вашими сиденьями лежат сигнальные карточки. Возьмите их. Я буду называть слова. Если я назову какой-либо вид транспорта вы должны поднять карточку с зеленым кружком и хором сказать: « Проезжай», «Лети», «Плыви», а если я скажу слово, не относящееся к транспорту, то вы поднимете карточку с красным кружком и скажете «Стоп!». ( самолет, пароход, велосипед ,лошадь, верблюд, машина, электричка, вертолет, лодка, лыжник, конькобежец, троллейбус, такси, трамвай, воздушный шарик). 4.Образование приставочных глаголов. - Наш корабль причалил к берегу. Пойдем погуляем. Ребята, подойдите сюда. Вот здесь находится гараж. В гараже стоит машина. Смотрите внимательно на мои действия, на вопрос отвечайте одним словом. -Машина в гараже стояла. А, теперь, машина из гаража что сделала? Выехала. Машина гараж объехала и по дороге поехала. К перекрестку машина подъехала. На светофоре красный свет. Можно машине двигаться на красный свет? Нет. А вот когда загорелся зеленый свет, машина пешеходную полосу переехала, за дом заехала и к гаражу приехала. -Сейчас мы с вами к одному слову «ехать» добавляли разные частички, а получилось много разных слов. Вы у меня настоящие волшебники. 5. Развитие моторики. Вбегает Незнайка: Здравствуйте, ребята. Я кажется опоздал, но я не виноват. Автобус, на котором я ехал, все время останавливался на красный сигнал светофора. Я умолял водителя: « Поедем быстрее! На светофоре красный свет, можно ехать». ( дети смеются) Логопед: Незнайка, ты как всегда ошибся. Видишь, ребята смеются. Давайте исправим его ошибку. Что говорят правила дорожного движения? Дети читают стихотворение о сигналах светофора. Незнайка: Да, ребята, спасибо. Теперь я навсегда запомню: на красный свет хода нет. Логопед: Ну а чтобы ты, Незнайка, хорошо запомнил сигналы светофора, ребята приготовят для тебя небольшие подарки. Дети раскрашивают бумажные светофоры. Незнайка: Спасибо, ребята. Мне очень у вас понравилось. А сейчас я загадаю вам загадку. Земля дрожит, Силач бежит. Тянет он за собой Хвост огромный, стальной. Логопед: А кто управляет поездом? 6.Согласование числительных с существительными. Логопед: Ребята, я хочу еще покататься. Давайте продолжим нашу поездку. И отправимся мы в путь на… Быстро в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое?... (Самолет) -Кто управляет самолетом? Итак, в путь. Пролетает самолет ( смотрят вверх и водят пальцем С ним собрались Мы в полет. за пролетающим самолетом ) Правое крыло отвели (отводят руки попеременно и прослеживают Посмотрели взглядом) Левое крыло отвели поглядели Все вокруг мы разглядели Приземлились, плавно сели. МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА -Ой, ребята, как интересно и увлекательно лететь на самолете. Покажите, какие вы веселые, грустные, вы удивились, вы худышки, толстушки Логопед: А сейчас поиграем в игру « Что это?». Я буду называть слова, а вы должны догадаться о чем все эти слова. Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверь. Палуба, каюта, борт, якорь, Крылья, пропеллер, шасси, мотор. -Наш самолет совершил посадку. Выходим. Перед нами большой аэродром, здесь много …. Чего? Самолетов -Давайте вместе посчитаем самолеты: 1 самолет, 2 самолета, ………5самолетов. -Рядом с аэродромом стоит гараж, а в нем много ….. чего? Машин -Посчитаем их. 1машина, 2 машины………5 машин. ФИЗМИНУТКА На велосипеде ехали, до угла доехали. Сели на машину, налили бензина. На машине ехали, до реки доехали. Тр-р. Стоп. Разворот. На реке пароход. Пароходом ехали, до горы доехали. Пароход не везет. Надо сесть в самолет. Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у, у-у-у. 7. Отработка понимания значения каждого вида транспорта. Логопед: Ну, что же, ребята, наше путешествие заканчивается. Вбегает доктор Айболит. Айболит: - Здравствуйте, ребята. Я прибежал к вам за помощью. Дело в том, что в Африке заболели звери, мне нужно срочно добраться к ним, чтобы вылечить их. Мне прислали карту, по которой я доберусь до места. Вот только каким транспортом мне ехать, я не знаю. Логопед: - Ой, ребята, как жалко зверей. Не волнуйся, доктор Айболит, мы обязательно тебе поможем. ( Дети выходят, находят нужный вид транспорта, составляют предложения: По лесу нужно ехать на машине. По реке можно плыть на лодке. Через горы пролетели на самолете. По морю плывем на корабле. Айболит: - Спасибо, ребята. Вы здорово помогли мне. - А как же можно назвать одним словом все те предметы, на которых я буду добираться до Африки? - Какой бывает транспорт? - Для чего он нужен? - Молодцы, ребята. А чтобы вы никогда не болели, были всегда здоровыми, я угощу вас витаминками. А мне пора отправляться в Африку. До свидания. IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. - Ну вот и закончилась наша поездка. Понравилось вам путешествовать? До свидания. |