Скачать 121.97 Kb.
|
Анализ работы учителя ГБОУ СОШ № 369 Ничипоренко Елены Алексеевны в рамках стандарта второго поколения Я учитель, Ничипоренко Е.А., стаж работы 24 года, количество учащихся в классе на конец года - 22 человека. Одной из самых первых задач стала для меня – прочтение документа (ФГОС). В течение года были пройдены курсы повышения квалификации «ИКТ компетентность учителя начальных классов», все три модуля. Первым шагом стали – рабочие программы, которые были полностью переработаны. Изменилась пояснительная записка, тематическое планирование с учётом УУД (универсальные учебные действия), изменился план-конспект урока, где чётко прописывалось, на какие УУД направлены задания. Уроки стали носить чаще научный, проблемно-поисковый характер, применяться метод исследования, метод проекта, ИКТ в уроке, мультимедийные уроки для повышения интереса учащихся. И здесь как проблема стало «наложение» новых стандартов на старый УМК (учебно-методический комплект). Как и какие модифицировать задания? Так как не все задания, предложенные в учебниках, носят развивающий характер. Каждое задание приходилось тщательно продумывать, перефразировать, перерабатывать. Создавать проблемные ситуации для того, чтобы дети сами выступали в роли исследователей, сами искали ответы на возникающие вопросы. На основе результатов систематического и планомерного наблюдения и использования диагностических методик можно сделать обоснованные выводы и дать оценку результатов обучения. В течение года с моей стороны осуществлялся контроль качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и особенность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Устанавливалась динамика успеваемости, сформированность качеств личности (УУД), необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). На основании этого появилась возможность выявить проблемы в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить. Для фиксирования индивидуальных достижений каждого школьника разработано Портфолио – копилка успехов. На основе проведенного анализа выявлено: Характеристика детей, поступивших в 1 класс
Наблюдается большой процент учащихся, не посещавших детский сад. Мною была проведена входная комплексная диагностическая работа по обучению грамоте и математике с целью - выявить уровень стартовых возможностей первоклассников. Выявлены уровни выполнения работы (в баллах) Высокий – 3 чел. Средний - 9 чел. Ниже среднего - 10 чел. Вывод: слабо развита учебная деятельность, речевые умения, низкий словарный запас слов, память, мышление, быстрая утомляемость. Характеристика класса на конец 1 триместра Количество обучающихся: 22 чел. Мальчиков – 11 чел. Девочек – 11 чел. Полные семьи: 15. Вывод : индивидуальный подход, частая смена деятельности, наблюдения психолога, занятия с логопедом. Согласно стандарту второго поколения и программе развития универсальных учебных действий через текущий контроль учебных предметов заполнена таблица умений. Использовались тестовые задания по предметам (обучение грамоте, математике, мир вокруг нас). В результате данная работа выявила следующие показатели.
На период адаптации 3 учащихся справились с заданиями повышенного уровня. У 6 учащихся развиты данные умения хорошо (работали самостоятельно). 13 учащихся - справились с помощью учителя. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребёнок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково «вживаются» в новые условия жизни – школьное обучение. Из данного обследования детей выявлены три уровня адаптации.
Вывод: дети с низким уровнем адаптации нуждаются в особом контроле, внимании, индивидуальном подходе. Учебно-познавательная деятельность ( на конец года) Учебный мотив наблюдается у 15 чел. (68 %)
Оценка уровня стартовых возможностей (начало года)
Оценка уровня итоговых возможностей (конец года)
Высокий уровень: на начало года -3 чел. (14 %), на конец года – 5 чел. (23 %). Средний уровень: на начало – 9 чел. (41 %), на конец года -12 чел. (54 %). Ниже среднего: на начало года - 6 чел. (28 %), на конец года – 5 чел. (23 %). Низкий : на начало года - 4 чел. (17 %), на конец года - 0. Таким образом в сравнении с началом года повысилось количество учащихся высокого уровня, среднего; а ниже среднего уровня уменьшилось количество учащихся. Через наблюдения были выявлены некоторые мотивационные характеристики Настойчив в поиске решения задачи - Кубляков Е, Кочетков С., Серова Ю, Семёнова Т. Легко становятся рассеянными во время скучного задания - Калугин Д. , Царегородцев Д., ЧелалоН., Янушкевич П. Обычно прерывает других- Игнатенко А., Малиновский З. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя – Почепнёв И., Макарова Е..Малиновский З. Может быть лидером - ? Быстрая утомляемость: Калугин Д.,Челало Н.. Почепнёв И. --- Н.- не может работать сам-но., не читает, путает буквы., цифры ,не пишет под диктовку. В адаптационный период много пропущено занятий –причина (болезнь),не развита учебная деятельность. Для того чтобы период адаптации к школе прошёл у ребёнка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций, благоприятные условия проживания. В результате исследования семей (анкеты),посещение на дому, необходимо вести наблюдения, беседы со следующими семьями: --, ---. Коммуникативные учебные действия Дети имеют первоначальные навыки работы в паре 75% (9) детей, у 25% (3) детей этот навык не сформирован. Понимают смысл простого текста 58% (7) школьников, 17% (2) не могут выделить смысл в тексте, 25% (3) детей не раскрыли себя. Знают и применяют первоначальные способы поиска информации 25% (3) детей, у 17% (2) этот навык не сформирован, 58% (7) детей не раскрылись. Умеют задавать вопросы 25% (3) детей, 33% (4) не умеют этого делать, 42% (5) детей не раскрылись в этом умении. Умеют слушать, принимать чужую точку зрения 33% (4) детей, 33% (4) не умеют, 33% (4) не раскрылись. Договариваться умеют 33% (4) детей, 25% (3) не умеют, 42% (5) не раскрылись. Строят простое речевое высказывание 42% (5) детей, 33% (4) не владеют этим умением, 25% (3) не раскрылись. Общеучебные УУД Умеют выделять познавательную цель с помощью учителя 33% (4) детей, 42% (5) не умеют, 25% (3) не раскрылись. Осуществляют поиск информации с помощью учителя 42% (5) школьников, 18% (2) не владеют этим навыком, 42% (5) не раскрылись. Строят речевое высказывание с помощью учителя в устной форме 42% (5) школьников, 18% (2) не владеют этим навыком, 42% (5) не раскрылись. Умеют давать оценку виду деятельности на уроке с помощью учителя 25% (3) детей, 8% (1) не владеет данным умением, 67% (8) не раскрылись. Слушают и понимают речь других 50% (6) школьников, 8% (1) не владеет данным умением, 42% (5) не раскрылись. Находят ответы на вопросы используя свой жизненный опыт 42% (5) школьников, 8% (1) не владеет данным умением, 50% (6) не раскрылись. Умеют работать по предложенному учителем плану 33% (4) детей, 8% (1) не владеет данным умением, 59% (7) не раскрылись. Используют знаково-символические действия 42% (5) школьников, 8% (1) не владеет данным навыком, 50% (6) детей не раскрылись. Личностные УУД Понимают предложения и оценки учителей и товарищей 58% (7) детей, 42% (5) не раскрылись в данном умении. Умеют оценивать себя по критериям, предложенными взрослыми 92% (11) детей, 8% (1) не владеет данным умением. Умеют уважительно от6носиться к другому мнению 42% (5) детей, 25% (3) не умеют этого, не раскрыли себя 33% (4) детей. Умеют понимать чувства других людей 67% (8) детей, у 33% (4) не сформировано данное умение. Умеют проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности 75% (9) детей, 25% (3) не владеют данным навыком. Умеют делать самооценку 83% (10) детей, 16% (2) не умеют. Умеют адаптироваться к некоторым сложным ситуациям 42% (5) детей, 8% (1) не умеет, 50% (6) не раскрыли себя в данном вопросе. Умеют взаимодействовать со сверстниками 92% (11) детей, 8% (1) не умеет выстраивать взаимодействие. Внеурочная работа велась по двум направлениям: спортивно - оздоровительное, духовно – нравственное. Это кружки, спортивные секции, традиционные мероприятия. Внеурочная деятельность остаётся проблемой, на решение которой нужны специалисты. Городские школы имеют возможность сотрудничать с доп. учреждениями – дома творчества, музеи, спортивные, музыкальные школы ит.д. У учащихся сельской местности нет такой возможности. Поэтому кроме занятий в кружках, мы своим детям дать ничего не можем. Основой работы кружка «Лепка», который я вела на протяжении всего учебного года, являлся индивидуальный подход к каждому участнику с применением "Методики индивидуального развития", которая позволила каждому ученику развиваться индивидуально, в соответствии с его собственными задатками и способностями. Вся работа направлена на развитие у каждого своего собственного неповторимого стиля работы. Данная деятельность способствовала развитию у учеников способности к самостоятельному мышлению, творческому решению жизненных задач, развитие мелкой моторики. На основании проведённого анализа оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы первого класса в рамках ФГОС второго поколения планирую во втором классе следующие задачи: 1.Разработать программы учебных предметов в соответствии с программой УУД. 2. Простроить работу по формированию УУД, через предметные линии, внеурочную деятельность. 3.Изучить необходимый уровень достижения личностных результатов для второклассников, разработать типовые задания, нацеленные на личностные и метапредметные результаты. 4.Во внеурочную деятельность включить задания на поиск лишнего, сравнение, анализ, синтез, развивающего характера. Разнообразить формы проведения совместных мероприятий, способствующие развитию регулирующей речи учащихся. 5.Формировние коммуникативных учебных действий спланировать через систему заданий на уроках и внеурочной деятельности, через совместные мероприятия с родителями 6.Продолжить развивать познавательный интерес-умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве, любознательность. 7.Разработать контрольные листы для подведения итогов за первое полугодие и второе. Образовательную карту для самооценки. 8.Продолжить работу по заполнению разделов Портфолио и диагностической карты успешности . 9.Использовать разнообразные педагогические технологии, формирующие у детей умение подводить итог проделанной работы, ставить цели, задачи предстоящей работы, давать самооценку происходящему. 10.Включать проблемные ситуации, позволяющие школьникам обнаруживать и формировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. |