Скачать 68.13 Kb.
|
Урок развития речи. Тема: Оформление деловых бумаг ( заявление). Класс: 7 (речевой), 2006г. Цели: 1. Познакомить с нормами и правилами оформления деловой бумаги – заявления. Закрепить теоретические знания об официально-деловом стиле речи.
Коррекционные задачи:
Оборудование: 1. Информационные листы для учащихся.
Ход урока.
Учитель: - Сядет тот, кто занимает должность ответственного за ключ, учёбу и журнал. - Сядет тот, кто занимает должность ответственного за дежурство по классу, этажу, за состояние цветов в классе. - Сядет тот, кто занимает должность ответственного за состояние мебели в классе. - Я не случайно провела такой орг.момент. На каких словах я делала логическое ударение? - Для какого стиля речи характерна такая лексика?
Тема: Оформление деловой бумаги. Цели урока:
Учитель: - Какую, вы узнаете позже. Цели урока понятны?
Учитель : -_ К этому уроку вам нужно было подготовить сообщения об истории возникновении официально-деловой речи и повторить особенности официально-делового стиля. Давайте внимательно послушаем, какие сведения нашли наши ребята об истории деловой речи. Ученик 1. : Зарождение русской официально-деловой речи начинается с 10 века, в эпоху Киевской Руси. Связано это с оформлением договоров между Киевом и Византией. Важнейший памятник древнерусского права – «Русская правда» - сборник законов. Ученик 2 : В 16 веке в Московской Руси было два книжных языка: церковнославянский и деловой язык приказов, учреждений. К 18 веку приказный язык становится общим языком письменности, из которого потом сформировался современный русский литературный язык. Учитель : На магнитной доске у нас перечислены особенности официально-делового стиля. Все ли здесь верно? Уберите лишнее. (Один ученик выходит к доске, исправляет и читает получившуюся характеристику стиля). / Официально-деловой стиль употребляется с целью сообщения деловой информации, применяется в документах, имеет свои стилевые черты: точность, специальные слова, строгую форму, речевые штампы, слова в прямом значении./ (См. Приложение 2) Учитель: Верно, официально-деловой стиль царит в деловых бумагах. А с какими из деловых бумаг вы сталкивались в жизни? ( По ходу ответов заполняется стенд «Деловые бумаги») (объявление, справка, устав школы, приказ, инструкция, деловое письмо, характеристика, доверенность, расписка, объяснительная записка, автобиография). (См. Приложение 3) Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним документом. А вот с каким? Это вы узнаете из сценки.
Действующие лица: 2 ученика, ученица, соц.педагог. 1 ученик: Привет, Саш! 2 ученик: Привет. 1 ученик: Чего невесёлый? 2 ученик: Да вот решил в библиотеку записаться, а там требуют какое-то заявление. И что это такое? 1 ученик: У меня та же беда. Решил в спортивную секцию ходить. Не принимают! Говорят: «Напиши заявление». А как его писать? 2 ученик: Вот Ира идёт. Она отличница, всё знает. (Входит ученица) Ученица: Привет, ребята! Представляете, всю жизнь мечтала танцевать, а в кружок без заявления не берут. Иду паспорт получать, заодно узнаю, что это за заявление. Мальчики: Мы с тобой. ( Входят к соц.педагогу. Здороваются) Соц.педагог: А, Ирина пришла паспорт получать. Садись, пиши заявление. Ученики: И здесь?! Соц.педагог: А что вас так удивляет? 1 ученик: Да везде требуют это заявление. А что это такое и как его писать? Соц.педагог: А ты, Саша, напиши, как понимаешь. ( ученик пишет).
Итак, тема нашего урока: «Оформление деловой бумаги - заявления». Допишите в ваших листах слово заявление. ( Учитель тоже дописывает на доске)
- Для того чтобы научиться оформлять заявление, нужно чётко знать, что обозначает это понятие. Какая книга может нам помочь в этом? Прочитайте, как объясняется в толковом словаре значение слова заявление. «Заявление – 1. Официальное сообщение в устной и письменной форме.
/ Все слова постепенно записываются учениками в листах, а учителем на доске/.
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ. Директору спортивного клуба «Салют» К.И.Иванову ученика 7 «А» класса школы- интерната Петрова Максима заявление. Прошу зачислить меня в секцию плавания. 15 сентября 2005г. М.Петров. IY.Закрепление.
НЕПРАВИЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ. Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор библиотеки пишет Вам ученик 7 «А» класса Саша Петров. Я серьёзно заявляю, что хочу записаться в библиотеку. Ну пусть меня примут. Я буду больше читать, обещаю Вам. Заранее спасибо. Будьте здоровы! Саша.
YI. Домашнее задание.
YII. Заключительный этап. Учитель: - В заключении я прошу вас заполнить таблички. Если вам всё было понятно, поставьте !, а если что-то осталось для вас непонятным и у вас есть ещё вопросы по данной теме, поставьте ?. |