Скачать 304.62 Kb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ ДОД ДЮСШ ____________ М.А. Шеожев «____»_____________2007 г. Учебная программа по тяжелой атлетике муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» с.Красногвардейского Республики Адыгея. с. Красногвардейское 2007г. 1.ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа по тяжелой атлетике составлена на основе примерной программы, допущенной Федеральным агентством РФ по физической культуре и спорту (2005 г.), с учетом многолетнего передового опыта работы по подготовке высококвалифицированных спортсменов и результатов научных исследований. Данная программа является модифицированной и разработана для отделения ДЮСШ по тяжелой атлетике. Рассчитана на подготовку учащихся в возрасте от 10 до 19 лет. Срок реализации: 8 лет. Представляет систему многолетней подготовки спортсменов отделения тяжелой атлетики. Обучение состоит из трех этапов: начальной подготовки (1-3 год обучения), учебно-тренировочной подготовки (4-8 год обучения) и спортивного совершенствования (9 год обучения). Контингент учащихся – постоянный. Цели и задачи: Основными задачами ДЮСШ являются: -подготовка всесторонне развитых юных тяжелоатлетов для пополнения сборных команд ДЮСШ, района, республики; -подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту; -методическая работа по развитию юношеского спорта; -оказание помощи общеобразовательным школам в организации внеклассной работы по развитию тяжелоатлетического спорта. В соответствии с общими требованиями для ДЮСШ определяются и основные задачи для каждой учебной группы. Для групп начальной подготовки: Укрепление здоровья и закаливание организма, всестороннее физическое развитие, обучение технике тяжелоатлетических упражнений, формирование интереса к тяжелой атлетике, воспитание моральных и волевых качеств, приобретение первого опыта участия в соревнованиях и начальных навыков работы в качестве ассистента судей и тренера, выполнение нормативов ОФП и 3-го юношеского разряда. Для учебно-тренировочных групп: Дальнейшее укрепление здоровья, повышение уровня всесторонней и специальной физической подготовленности, развитие двигательных и воспитание моральных и волевых качеств, изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений, приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях, приобретение знаний и навыков тренера и судьи, выполнение нормативов I спортивного разряда. Для групп спортивного совершенствования: Дальнейшее повышение всестороннего физического развития, совершенствование качеств, необходимых тяжелоатлетам, совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений, повышение уровня волевых качеств и психологической подготовленности, приобретение соревновательного опыта, получение званий тренера-общественника и судьи по тяжелой атлетике, подтверждение нормативов I спортивного разряда и выполнение нормативов КМС и МС. 2.НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ В спортивной школе разрабатываются планы подготовки учебных групп по тяжелой атлетике в соответствии с нормативной частью учебной программы и с учетом имеющихся условий. При этом учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы. Соотношение объемов средств общей и специальной физической подготовки по годам обучения (%)
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по спортивной подготовке
Примерный учебный план многолетней подготовки (в часах) приведен в Приложении №1 Контрольные нормативы по ОФП для тяжелоатлетов (по А.Черняку)
3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Методическая часть программы включает в учебный материал по основным видам подготовки тяжелоатлетов, рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок; планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля; рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях учебно-тренировочных занятий и соревнований. Учебная работа в отделении тяжелой атлетики строится на основании данной программы и проводится в течение учебного года. В каникулярный период организуется спортивно-оздоровительный лагерь. На этап НП зачисляются учащиеся общеобразовательных школ не младше 10 лет, желающие заниматься тяжелой атлетикой и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Этап начальной подготовки рассчитан на три года обучения. Учебно-тренировочный этап рассчитан на 5 лет обучения (УТ-1-2 и УТ-3-5). На этап УТ 1-2 года обучения зачисляются здоровые и практически здоровые учащиеся на конкурсной основе, прошедшие необходимую подготовку не менее 1 года и выполнившие приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке и выполнившие разрядные требования не ниже 3 юношеского разряда. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке. Этап УТ 3-5 года обучения формируется из здоровых спортсменов-разрядников не ниже 3 спортивного разряда, выполнивших контрольно-переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Этап СС 1-года обучения формируется из здоровых спортсменов-разрядников не ниже 1 спортивного разряда, выполнивших контрольно-переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке Обучение в отделении тяжелой атлетики предусматривает интеграцию видов обучения. Классификация видов обучения
Тренер готовит конкретный учебный материал для освоения обучающимися в форме заданий. На этапе первоначального обучения двигательному действию ведущими методами являются расчлененное разучивание его отдельных частей и применение систем подводящих упражнений. Целостное воспроизведение движения играет ведущую роль по мере того, как спортсмен овладевает его частями. На этапе детализированного разучивания применяются формы словесных методов в определенной логической последовательности: разбор, анализ, самоотчет. С целью углубленного осмысления действия используются формы зрительной и двигательной наглядности. В дальнейшем происходит переход ведущей роди управления движениями к двигательному анализатору и связанное с этим «сужение ведущей афферентации», что затем позволяет исключить зрительный контроль над движением. На этапе достижения двигательного мастерства происходит совершенствование техники выполнения движения и повышение развития уровня специальных физических качеств. Тренер-преподаватель по тяжелой атлетике детско-юношеской спортивной школы обязан:
Занимающиеся обязаны:
4.МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Комплектование учебных групп, организация учебно-тренировочных занятий, проведение учебно-воспитательной работы с занимающимися осуществляется администраций и тренерским или педагогическим советом ДЮСШ. Это является одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности всего коллектива. Учебные группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям тяжелой атлетикой детей и подростков, а также спортсменов, перешедших из других видов спорта, проявивших способности к тяжелой атлетике и отвечающих требованиям по уровню спортивной и физической подготовленности для поступления в спортивную школу. В отдельных случаях учащиеся, не отвечающие требованиям, могут быть зачислены в учебную группу в порядке исключения по решению тренерского или педагогического совета при условии, что эти учащиеся имеют определенный разряд и физические данные, позволяющие достичь требуемого уровня спортивной подготовки в течение учебного года. В случае, если спортсмен имеет более высокий разряд, чем члены его учебной группы, и успешно справляется с тренировочными нагрузками, он может быть переведен на следующий год обучения с согласия тренерского или педагогического совета и с разрешения врача. При выполнении нормативов по спортивной подготовке необходимо оценивать технику выполнения классических упражнений (рывок, толчок), в первую очередь обращая внимание на скоростно-силовые и координационные способности. Наряду с нормативами по спортивной подготовке при комплектовании учебных групп учитывается выполнение учащимися нормативов по общей физической подготовке. Основными формами проведения учебно-тренировочных занятий являются: -групповые теоретические занятия в виде бесед тренеров, врачей, лекций специалистов по темам, изложенным в программе; -практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному администрацией школы; -индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов; -участие в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах; -медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль; -просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, крупных спортивных соревнований; -тренерская и судейская практика. В процессе теоретических и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи. Подготовка общественных инструкторов и судей из числа занимающихся должна обеспечиваться путем освоения ими теоретического материала Программы, прохождения инструкторской и судейской практики в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований. Помимо учебных занятий, проводимых в рамках спортивной школы, учащиеся обязаны ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, а также домашние задания тренера по отработке отдельных элементов спортивной техники. Проведение занятий по тяжелой атлетике возлагается на опытных тренеров-преподавателей, имеющих специальную педагогическую и спортивную подготовку. Во время организации и проведения занятий следует обратить особое внимание на соблюдение мер по предупреждению и профилактике травматизма, а также санитарно-гигиенических требований к местам занятий, оборудованию и спортивному инвентарю. Все занимающиеся тяжелой атлетикой обязаны проходить врачебный и медицинский осмотр не реже одного раза в 6 мес., а также перед участием в каждом соревновании. К соревнованиям любого масштаба допускаются борцы с подготовкой не менее одного года. Режим учебно-тренировочной работы и наполняемость учебных групп регламентируются Положением о ДЮСШ и «Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ». Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки 1-го года обучения не должна превышать двух академических часов, в группах начальной подготовки 2-3 года обучения трех академических часов, а в учебно-тренировочных группах – четырех часов. 5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА 5.1.СРЕДСТВА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТА Существуют стержневые упражнения, которые применяются в ходе всей многолетней подготовки. Из рывковых упражнений это рывок классический, рывок в полуприсед, рывок в полуприсед из исходного положения гриф ниже и выше уровня КС, рывок в полуприсед с последующим приседанием со штангой вверху на прямых руках, тяга рывковая с помоста и из исходных положений гриф ниже и выше КС, тяга рывковая, затем рывок классический. Из толчковых упражнений это толчок классический, подъем на грудь в полуприсед с помоста и из исходных положений гриф ниже КС, толчок от груди, штанга берется со стоек или из-за головы, тяга толчковая с помоста и из исходных положений гриф ниже и выше КС. На всех этапах применяются приседания со штангой на плечах и на груди, а также уход в сед из исходного положения гриф на плечах, хват рывковый. |