Скачать 169.15 Kb.
|
Автономная некоммерческая организация ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФУТБОЛА «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Протокол № 11 заседания Совета Директор АНО «Центр АНО «Центр подготовки специалистов в подготовки специалистов в сфере футбола» сфере футбола» от «05» апреля 2010 года __________/ЛексаковА.В./ Председатель заседания Совета __________________/А.И. Соколов/ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФУТБОЛАПРОГРАММА ДЛЯ ТРЕНЕРОВ – уровень « С » МОСКВА - 2010ВВЕДЕНИЕ.Данная программа направлена на подготовку тренеров по футболу категории «С» для работы с юными футболистами. Она предполагает изложение теоретических и методических основ юношеского футбола в свете анализа и обобщения опыта работы ведущих специалистов по многолетней подготовке юных футболистов. Программа состоит из 3 основных разделов:
Теоретический раздел включает 6 подразделов: а) основы игры; б) медико-биологические и психолого- педагогические аспекты юношеского футбола; в) структура отбора и этапы многолетней подготовки; г) средства и методы обучения и тренировки; д) управление футбольной команды различного уровня; е) правила игры. Практический раздел включает 3 подраздела: а) основы обучения технике и тактике игры; б) развитие физических качеств у юных футболистов; в) практика проведения учебно-тренировочных занятий. Оценка знаний и практических умений: Соискатель лицензии «С»: а) готовит реферат (контрольные работы) по темам и разделам программы; б) поводит зачетные тренировочные занятия; в) сдает экзамен по основам теории и практики тренировки, правилам игры; г) представляет журнал тренера ( план подготовки, конспекты тренировочных занятий) Учебная работа проводится в форме лекций, методических и практических занятий, учебной практики, самостоятельной работы. На лекциях сообщаются основные теоретические сведения по разделам программы. На методических занятиях конкретизируются материалы лекционного курса. Практические занятия имеют ярко выраженную методическую направленность. На этих занятиях тренерам предлагаются современные средства и методы тренировки юных футболистов. Учебная практика предполагает проведение тренерами учебно-тренировочных зачетных занятий (теоретических и практических). Контроль освоения материала поводится в форме текущих зачетов по пройденным темам и разделам. Зачетов по рефератам, сдачи экзамена по основам теории и практики тренировки юных футболистов, правилам игры (оценка). Учебно-тематический план. Теория и методика футбола. Цель: получение тренерской категории «С». Категории слушателей: тренеры ДЮСШ, СДЮСШОР и УОР. Продолжительность обучения – 124 часа. Форма обучения – очная. Режим занятий – 8 часов в день.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ 1. Основы игры Тема 1.1. Основные понятия в футболе Сведения о развитии футбола в стране за истекший год. Анализ выступлений клубных и сборных команд на международной арене. Сравнительный анализ изменений, произошедших за истекший год и предыдущие годы. Новое в технике, тактике, физической подготовке, методике тренировки и способах контроля тренировочной и соревновательной деятельности. Очередные задачи по дальнейшему развитию футбола в стране. Тема 1.2. Характеристика игровой деятельности Анализ деятельности футболистов в процессе игры и тренировки. Характеристика двигательной деятельности (скоростная, скоростно-силовая и др.). Особенности спортивной борьбы в футболе. Специфические особенности двигательной и игровой деятельности футболистов различных амплуа и линий. РАЗДЕЛ 2. Медико-биологические и психолого- педагогические аспекты юношеского футбола Тема 2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей и подростов Медико-биологические средства (питание, витаминизация, фармакологические препараты, физио- и гидротерапевтические средства и др.). Методика проведения восстановительных мероприятий. Составление плана мероприятий по реабилитации спортсменов на различных этапах годичного цикла. Зависимость восстановительных мероприятий от характера, направленности и величины тренировочных нагрузок. Анализ психических и волевых качеств футболистов. Характеристика эмоциональных процессов и состояний. Проявление волевых качеств (целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание). Тема 2.2. Взаимоотношения тренера с юными футболистами. Родителями, учителями и др. лицами Тренер как педагог и воспитатель. Творческая система «тренер-ученик», взаимоотношения «тренер-коллектив», способы управления коллективом (автократический, либеральный и демократический). Функции тренера: обучение, воспитание, учет, контроль, планирование, организация учебно-тренировочного процесса, самосовершенствование. Педагогические способности тренера: экспрессивная, дидактическая, перцептивная, академическая, коммуникативная, личностная, организаторская, наблюдательная, конструктивная, гностическая. Взаимоотношения тренера с коллегами, администрацией, работниками хозяйственного обеспечения, врачами, судьями, учителями, преподавателями, своей семьей, спортсменами. Личностные качества тренера: нравственные, общие и профессиональные. РАЗДЕЛ 3. Структура отбора и этапы многолетней подготовки Тема 3.1. Структура и организация отбора юных футболистов Система отбора как составная часть общей системы подготовки спортсменов. Основные причины низкой эффективности начального отбора. Понятие об одаренности и способностях. Принципы отбора. Основные пути отбора. Путь, базирующийся на долгосрочном прогнозе развития способностей новичков, главным образом, стабильных, малоизменяющихся способностей. Путь, базирующийся на многоступенчатой серии последовательных краткосрочных прогнозов с поэтапным отбором (отсевом после каждого прогноза). Основные этапы отбора (спортивная пригодность, спортивная ориентация, комплектование команды, спортивная селекция). Тема 3.2. Этапы многолетней подготовки юных футболистов Подбор комплексов упражнений и составление планов-конспектов тематических тренировочных занятий для разных возрастных групп (группы спортивного совершенствования). РАЗДЕЛ 4. Средства и методы обучения и тренировки. Тема 4.1. Методика обучения тактике игры юных футболистов разных возрастных групп Командная тактика нападения. Быстрое и постепенное нападение. Основные требования к быстрому нападению. Фазы развития атаки при постепенном нападении. Командная тактика защиты. Защита против быстрого нападения. Задачи первой, второй и третьей фаз при переходе к защите. Основные требования против быстрого и постепенного нападения. Защитные действия команды в первой, второй и третьей фазах при постепенном нападении. Основные принципы игры в обороне. Командные действия в защите (персональная, зонная и комбинированная защиты). Признаки рациональной тактики. Гибкая тактика - залог спортивного успеха. Борьба нападения и защиты - главная движущая сила развития игры. Командная тактика нападения и защиты. Основные требования к видам нападения и принципам игры в обороне. Признаки рациональной техники. Тема 4.2. Методика обучения технике игры юных футболистов разных возрастных групп Проведение занятий, направленных на изучение технических приемов и особенностей их выполнения в упрощенных условиях, сложных и приближенных к игровым. Обучение техническим приемам. Составление конспектов и проведение студентами учебных занятий по изучению различных технических приемов и их обучению. Тема 4.3. Методика физической подготовки юных футболистов разных возрастных групп Проведение примерных занятий по физической подготовке с различными возрастными группами. Проведение учебных занятий студентами по заданию преподавателя на основе программ ДЮСШ и СДЮШОР с последующим их анализом. Подбор комплексов упражнений и составление плана-конспекта тематического тренировочного занятия для каждой возрастной группы (группы начальной подготовки и учебно-тренировочные группы различных годов обучения). Тема 4.4. Методика использования видеоматериалов для обучения юных футболистов технике и тактике футбола, установки и разбора игры. Цели и задачи контроля и учета использования видеоматериалов для обучения юных футболистов в процессе спортивной тренировки. Виды контроля (этапный, текущий и оперативный). Выбор и оценка видеотестов. Требования, предъявляемые к тестам (информативность, надежность и др.). Контроль физического состояния футболистов (уровень телосложения, состояния здоровья, степень развития двигательных качеств и др.). Контроль технико-тактического мастерства (объем, разносторонность и эффективность техники, направленность и характер передач, взаимодействие игроков и др.). РАЗДЕЛ 5. управление футбольной команды различного уровня; Тема 5.1. Подготовка команды к игре, управление игрой. Методика установки на игру. Направление изучения соревновательной деятельности (качественный и количественный анализы). Методика анализа игры; атакующие действия (виды атак, зона их начал и завершения, количество ходов в атаке, потерь мяча по ионам, количество и точность ударов в ворота, место их нанесения, эффективность атак); оборонительные действия (количество выигранных и проигранных единоборств по зонам, эффективность единоборств в игре головой, количество штрафных и свободных ударов в собственные ворота вследствие ошибочных действий, количество сорванных атак соперника по зонам, эффективность оборонительных действий); стандартные положения (количество штрафных и свободных ударов и их эффективность, количество и эффективность выполнения угловых ударов и вбрасывания мяча из-за боковой линии). Тема 5.2. Анализ игровой деятельности футболистов в матчах. Методика разбора игр. Контроль индивидуальных технико-тактических действий (регистрация выполнения передач, ведения, обводки, отборов и перехватов мяча, ударов по воротам). Обработка и оценка полученных данных. Контроль коллективных технико-тактических действий (виды атак, эффективность атакующих действий). Общие закономерности и выводы по анализу соревновательной деятельности. Направление изучения соревновательной деятельности. Методика анализа игры. Контроль индивидуальных и коллективных технико-тактических действий оценка их эффективности. Тема 5.3. Основы комплексного контроля за тренировочным процессом юных футболистов Цели и задачи контроля и учета в процессе спортивной тренировки. Виды контроля (этапный, текущий и оперативный). Выбор и оценка тестов. Требования, предъявляемые к тестам (информативность, надежность и др.). Контроль физического состояния футболистов (уровень телосложения, состояния здоровья, степень развития двигательных качеств и др.). Контроль технико-тактического мастерства (объем, разносторонность и эффективность техники, направленность и характер передач, взаимодействие игроков и др.). Контроль тренировочных нагрузок (специализированность, направленность, координационная сложность, величина нагрузки и др.). Виды документов учета и отчетности. РАЗДЕЛ 6. Правила игры Правила игры футбол, их эволюция и влияние на характер и содержание игры. Воспитательная роль правил игры. Изложение основных положений каждого из разделов правил игры. Методика судейства; роль и значение судьи; руководство игрой; обязанности судьи; способы судейства; выбор места судей; взаимодействие судьи с судьями на линии; сигналы и жестикуляции судьи на линии; подготовка судьи к игре. ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
квалификации.
футболистов высокой квалификации в годовом цикле.
футболистов высокой квалификации в годовом цикле.
футболистов высокой квалификации в годовом цикле.
подготовки футболистов высокой квалификации в годовом цикле.
в годовом цикле.
командах (источники комплектования команд, варианты комплектования, методы оценки способностей).
матч.
в зависимости от задач и условий их проведения.
направленности и величины тренировочных нагрузок. |