Скачать 396.77 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Б3. В. 17.1 Теория и методика лыжного спорта Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 050100.62 Педагогическое образование профиль Физическая культура, дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность) очная форма обучения Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) Б3.В.17.1 Теория и методика лыжного спорта является формирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков в области лыжного спорта, готовности к применению их в практической деятельности. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Теория и методика лыжного спорта как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования. Он должен хорошо знать его оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий лыжным спортом, особенно урока; уметь использовать подводящие упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения лыжным спортом, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно-прикладными действиями и др. Для того чтобы успешно преподавать лыжный спорт, необходимо не только хорошо знать его содержание, владеть средствами и методами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику передвижения на лыжах, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном процессе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-5 готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; ПК-1 способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; ПК-3 готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; ПК-8 готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. ПКВ-1 владеет психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся; ПКВ-2 – способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом; ПКВ-3 – готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач; ПКВ-4 – способен оценить физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать:
уметь:
владеть навыками:
Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 108 часов.
Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Содержание разделов дисциплины I КУРС Теоретический раздел История развития лыжного спорта. Краткие исторические сведения об Олимпийских играх. Состояние лыжного спорта на современном этапе. Виды лыжного спорта, их краткая характеристика. Развитие отечественного лыжного спорта. Классификация способов передвижения на лыжах. Определения, термины и понятия техники лыжного спорта. Практический раздел Требования, предъявляемые к технике передвижения на лыжах. Классификация способов передвижения на лыжах. Определения, термины и понятия техники лыжного спорта. Силы, действующие на лыжника, и их характеристика. Основные элементы техники передвижения на лыжах. Основы техники спусков и поворотов в движении. Особенности анализа техники передвижения на лыжах. Двигательные навыки и их характерные черты. Взаимодействие двигательных навыков, последовательность обучения. Принципы обучения. Методы обучения. Структура процесса обучения. Подготовка мест занятий и организация обучения. Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения. Строевые упражнения с лыжами и на лыжах. II КУРС Теоретический раздел Уроки лыжной подготовки в школе. Внеурочные формы занятий. Цель и задачи спортивной подготовки лыжника-гонщика. Закономерности и принципы системы подготовки в лыжном спорте. Практический раздел Техника и методика обучения лыжным ходам. Методика обучения попеременному двухшажному ходу. Техника одновременных ходов. Методика обучения одновременному бесшажному ходу. Методика обучения одновременному одношажному ходу. Методика обучения одновременному двухшажному ходу. Коньковый ход. Способы переходов с хода на ход. Способы преодоления подъемов на лыжах. Стойки спусков. Преодоление неровностей на склоне. Способы торможений. Повороты в движении. Формы работы по лыжной подготовке со школьниками. Формы организации занятий по лыжной подготовке. Уроки лыжной подготовки в школе. Внеурочные формы занятий. Цель и задачи спортивной подготовки лыжника-гонщика. Закономерности и принципы системы подготовки в лыжном спорте. Содержание подготовки лыжника-гонщика. Физическая подготовка. Техническая подготовка. Теоретическая подготовка. Тактическая подготовка. Основные средства подготовки лыжников-гонщиков. Методы подготовки в лыжном спорте. Подготовленность лыжника-гонщика и спортивная форма. Этапы многолетней подготовки в лыжном спорте. Планирование и управление процессом подготовки. Организация уроков по лыжной подготовке. Лыжная подготовка в школьной программе. Начальное обучение передвижению на лыжах. Содержание и методика проведения уроков в начальной школе. Содержание и методика проведения уроков в V-IX классах. Содержание и методика проведения уроков в X-XI классах. Теоретические сведения на уроках лыжной подготовки. Развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки. Планирование учебной работы по лыжной подготовке. Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и развитию физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах. Игры на лыжах. Домашние задания. Классификация соревнований. Планирование соревнований. Подготовка и организация соревнований. Подготовка мест соревнований. Проведение соревнований по лыжным гонкам. Организация и проведение соревнований в школе. Темы для самостоятельного изучения
Образовательные технологии. Интерактивные формы занятий
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины I КУРС 1 семестр Теоретический раздел |